Воспитательное мероприятие «Стань хозяином эмоций. Эмоциональная культура»
Оценка 5

Воспитательное мероприятие «Стань хозяином эмоций. Эмоциональная культура»

Оценка 5
Работа в классе
docx
воспитательная работа
6 кл—8 кл
23.05.2024
Воспитательное мероприятие «Стань хозяином эмоций. Эмоциональная культура»
сегодня речь пойдет об эмоциях и чувствах, которые испытывает человек в разных ситуациях. Иногда проявляемые нами эмоции и чувства мешают принимать важные, ответственные решения. Необходимо правильно и адекватно относиться к происходящим событиям, не позволять негативным эмоциям овладевать нами, что может привести к непониманию со стороны окружающих и испортить тем самым отношения. Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится? Сегодня мы с вами поговорим о культуре эмоций и чувств. А также будем учиться управлять своими эмоциями и чувствами, т.е. воспитывать в себе эмоциональную культуру.
Стань хозяином эмоций.docx

План – конспект мероприятия

 

Тема мероприятия: «Стань хозяином эмоций. Эмоциональная культура»

Дата: 13 января 2021 года.

Участники: воспитанники 7 «Г» класса

Форма проведения: беседа с элементами психологического тренинга

Место проведения: дистанционно, ZOOM 

Цель:

- способствовать процессу самопознания и самовыражения.

Задачи:

- дать представление о богатстве эмоциональных проявлений человека;

 - показать способы невербального выражения эмоций;

- научиться распознавать собственные эмоции и чувства;

- развивать способность оценивать собственное настроение и настроение других;

- развивать понимание того, что каждый человек индивидуален и неповторим;

-развивать  навыки управления собственными чувствами и эмоциями.

Оборудование, оформление, реквизиты: компьютер, презентация, план-конспект воспитательного мероприятия.

Использование современных педагогических технологий

Название современных образовательных технологий, применяемых в воспитательном процессе

Этапы мероприятия, на которых технологии применяются

Элементы личностно – ориентированной технологии

Вступление

Элементы технологии этического диалога

Основная часть

 

Элементы технологии педагогической поддержки

На протяжении всего мероприятия

Элементы технологии критического мышления

Заключительная часть

Рефлексия

 

«От улыбки станет всем светлей, от улыбки в небе радуга проснется,

Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется» 

 

 

 

Ход мероприятия

 

I.    Организационный момент.

II.              Вступительное слово.

Слайд 1 Воспитатель: Здравствуйте, товарищи кадеты! Я очень рада видеть вас в хорошем расположении духа, улыбающимися, очень приятно, когда у всех хорошее настроение, позитивный настрой на предстоящее общение – залог успешной работы. Обратите внимание на эпиграф к нашему занятию. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

Ответы воспитанников.

Слайд 2. Актуализация темы мероприятия.

Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня речь пойдет об эмоциях и чувствах, которые испытывает человек в разных ситуациях. Иногда проявляемые нами эмоции и чувства мешают принимать важные, ответственные решения. Необходимо правильно и адекватно относиться к происходящим событиям, не позволять негативным эмоциям овладевать нами, что может привести к непониманию со стороны окружающих и испортить тем самым отношения.  Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится? Сегодня мы с вами поговорим о культуре эмоций и чувств. А также будем учиться управлять своими эмоциями и чувствами, т.е. воспитывать в себе эмоциональную культуру.

Информационный блок.

III. Основная часть.

Слайд 3. Беседа «Культура эмоций и чувств»

- Что такое культура?

Культура – это процесс раскрытия и развития способностей человека.

- Как вы понимаете, что такое культура эмоций и чувств?

Культура эмоций и чувств – это единство и взаимосвязь эмоций и чувств, развитие умения положительно и бесконфликтно решать свои эмоциональные проблемы.

- Что такое эмоции? (Короткие душевные переживания)

Слайд 4. Эмоции – это реакции человека на различные воздействия, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоенности, напряжения или расслабления.

- Что такое чувства? (Длительные душевные переживания)

Чувства – это особый вид эмоций, носящих отчётливо выраженный характер и отличающихся устойчивостью. Чувства связаны с представлением о некотором объекте. Например: любовь к человеку и т. п.

- Какие вы знаете эмоции и чувства? (Радость, грусть, обида, удивление, вина, интерес, гнев, отвращение, страх, презрение, стыд)

- С помощью чего люди выражают свои эмоции и чувства? (Мимики, жестов, интонации)

Догадайтесь, какое настроение, эмоциональное состояние передают эмоции и жесты на рисунках.

Ответы воспитанников.

 А как мы выражаем свои эмоции?

– А можно ли глядя на человека понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает?

– Что помогает это определить?

Слайд 5. Мимика – выражение лица человека. Ваше лицо выражает различные эмоции.

Перед вами 6 выражений лица, в которых художник закодировал девять эмоциональных состояний человека. Попытайтесь их расшифровать.

  • Изобразите с помощью мимики злость, удивление, печаль, радость.
  • Что изменялось в выражении лица?

Выражение лица в основном зависит от различных сочетаний положения глаз, губ и бровей.

Воспитатель: У вас хорошо получается, а теперь задание (для проведения данного фрагмента занятия ребятам предварительно по электронной почте были разосланы задания): у вас на столе лежат заготовки лиц, ваша задача «Изобразить ту или иную эмоцию на лице».

Вывод: каждый изображает по-своему, потому что каждый из вас – уникален.

Человек имеет право на любую эмоцию, имеет право чувствовать и выражать свои чувства.  

- Влияют ли эмоции на наши поступки?

Слайд 6. Воспитатель: Чтобы ответить на этот вопрос, послушайте притчу «Царь и его ястреб» Пересказал Джеймс Болдуин:

«Чингисхан был великий царь и воин. Он привел свою армию в Китай и в Персию и завоевал много стран.

Однажды утром он поскакал верхом в лес поохотиться. С ним отправились его друзья. Они весело скакали с луками и стрелами наготове. За ними ехали слуги с охотничьими собаками.

Это была веселая охота. Леса звенели от их криков и смеха. Они надеялись, что привезут домой много дичи.

На запястье царя сидел его любимый ястреб: в те времена ястребов обучали для охоты. По слову своего хозяина ястреб взмывал ввысь и искал добычу. Если ему удавалось увидеть оленя или кролика, он кидался на него быстрее стрелы.

Весь день Чингисхан и охотники скакали по лесам. Но дичи оказалось не так много.

К вечеру они отправились домой. Царь часто бывал в этих лесах и знал в них все тропы. И в то время, как все охотники выбрали кратчайший путь, он поскакал другой, более длинной дорогой в долине между двумя горами.

День был жаркий, и царю очень хотелось пить. Его любимый ястреб слетел с его запястья. Он мог сам найти дорогу домой.

Царь медленно ехал по дороге. Когда-то неподалеку он видел родник с чистой водой. Если бы он мог найти его! Но в жаркие летние дни все горные ручьи пересохли.

Наконец, к своей радости, он увидел, как по камню стекает вода. Он знал, что где-то выше есть ручей. Во влажное время года отсюда всегда стекал быстрый поток, но теперь вода только капала.

Царь спрыгнул с лошади. Он достал из охотничьей сумки маленькую серебряную чашу и подставил ее под капли.

Чаша наполнялась долго, а царь так хотел пить, что едва мог терпеть. Наконец чаша была почти полна. Он поднес ее к губам и уже хотел выпить, но внезапно в воздухе раздался шум, и чаша оказалась выбита у него из рук. Вода выплеснулась на землю.

Царь поднял голову, чтобы посмотреть, чьи это проделки. Это оказался его любимый ястреб. Ястреб несколько раз облетел вокруг него, а потом опустился среди камней у ручья. Царь поднял чашу и снова подставил ее под капли.

На этот раз он ждал не так долго. Когда чаша наполовину наполнилась, он поднес ее к губам. Но прежде, чем он успел отпить, ястреб снова налетел и выбил ее у него из рук.

Теперь царь начал злиться. Он снова попытался напиться, но и в третий раз ястреб выбил у него чашу.

Теперь царь был в страшном гневе.

—        Как ты смеешь! — воскликнул он. — Попадись мне только, я
сверну тебе шею!

И снова наполнил чашу. Но прежде, чем пить, он обнажил свой меч.

—        Ну, господин ястреб, — сказал он, — это последний раз!

Едва он произнес это, как ястреб налетел и выбил у него чашу.

Но царь ждал этого. Когда ястреб пролетал мимо него, он ударил его мечом.

Окровавленная птица упала замертво у ног хозяина.

—        Ты получил по заслугам, — сказал Чингисхан.

Но когда он стал искать чашу, оказалось, что она упала меж двух камней, так что он не мог достать ее.

—        Ну и пусть, я напьюсь из источника, — сказал он себе. И полез по крутому откосу туда,  откуда сочились капли воды.  Это было  очень трудно, и чем выше он лез, тем сильнее ему хотелось пить.

Наконец он взобрался на вершину. Там действительно был источник; но что он увидел в воде? Там лежала огромная мертвая змея из самых ядовитых.

Царь остановился. Он забыл о своей жажде. Он думал только о несчастной мертвой птице, лежавшей внизу на земле.

—        Ястреб спас мне жизнь! — вскричал он. — А чем я отплатил ему? Это был мой лучший друг, а я убил его.

Он спустился на землю. Осторожно подняв птицу, он положил ее в охотничью сумку. Затем взобрался на лошадь и поскакал домой, говоря себе:

«Горестный урок был преподан мне сегодня: ничего не делай в гневе».

Ответы, рассуждения воспитанников.

Слайд 7.  «Ситуации» Воспитатель просит детей «прочитать» по лицам, что происходит с ребятами в каждой изображенной на слайде ситуации. Придумать и рассказать историю об этом.

- Почему у ребят такие выражения лиц?

- Что могло случиться?

- Что можно было сделать, чтобы ссоры не произошло?

- У кого из вас случались подобные ситуации в жизни? Что вы при этом чувствовали? Как находили выход?

Почти у всех эмоций имеется противоположность: уверенность - тревожность; радость - горе; счастье - несчастье.

Задание ранее было дано: Разделить предложенные чувства на группы.
Внимание, безразличие, равнодушие, симпатия, антипатия, доверие, вражда, дружба, ненависть.

У нас получилась шкала положительных и отрицательных чувств.

Вопрос. Какие ещё чувства вы знаете?

Резкую границу между эмоциями и чувствами провести нельзя.

Вывод: Как вы думаете, почему нужно обращать внимание на чувства людей, для чего их нужно изучать?

Изучать чувства необходимо, чтобы:

– уметь контролировать проявление чувств, то есть сдерживаться в случае необходимости;
– понимать себя;

– понимать окружающих;

– общаться без конфликтов.

Слайд 8. Воспитатель: Влияют ли эмоции на наши поступки?

Нет хороших и плохих эмоций. Есть хорошие или плохие поступки.

Вывод: Эмоции влияют на наши поступки, на наше поведение. Поэтому важно учиться контролировать свои эмоции, управлять своими эмоциями.

Научиться управлять своими эмоциями – это в первую очередь, значит выражать их в такой форме, чтобы было понятно другим людям и не причинять им вреда.

Рекомендации по управлению эмоциями и чувствами (своими и других людей)

  • Уважайте выражение чувств других.
  • Проявите терпимость к переживаемой кем-то бурной эмоции.
  • Поощряйте в других желаемое для вас поведение.
  • Откажитесь от негативной борьбы за лидерство (конфликтов, грубости, агрессии).
  • Не имейте желание мстить.
  • Избегайте упрёков и критики.

Слайд 9. Воспитатель: Что делать если вами овладела сильная эмоция?

  • Попросите помощи.
  • Сядьте и поплачьте (дайте выход эмоциям).
  • Сделайте перерыв, посчитайте про себя, подумайте о чём-либо приятном.
  • Побегайте, дайте себе физическую нагрузку.
  • Внушайте себе, что всё не так плохо.
  • Выясните, как успокаивают себя в этом случае другие, и попробуйте делать то же самое.

Слайд 10. Воспитатель: Давайте подумаем, как еще люди выражают свои эмоции?

Представьте, что вы пришли в цирк, где фокусник демонстрирует разные чудеса. Вспомнили, что вы испытывали, когда видели это впервые? Наверное, у вас было много разных эмоций: и удивление, и восхищение, и веселье.

Оказывается, одно и то же событие может вызывать сразу много эмоций и выражать их можно по-разному: как мы уже говорили с помощью выражения лица (или в мимике).

Например, когда вы пытаетесь понять, что же происходит на арене цирка, и как это у фокусника все получается, ты можешь привстать со своего места или сказать что-нибудь, выражающее любопытство и восторг одновременно: «Ничего себе!», «Здорово!» и т.д. Значит, свои эмоции можно выражать еще с помощью слов, интонаций голоса.

И, наконец, когда ты, восхищаешься артистом, хлопаешь в ладоши, аплодируешь, ты выражаешь свои эмоции, свою радость и восхищение с помощью действия (или в пантомимике, т.е. в выразительных движениях всего тела).

Пантомимика – это выразительные движения всего тела.

Вывод: эмоции можно выражать разными средствами: через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.

Слайд 11. Воспитатель: А можно ли узнать, о чем думал и что чувствовал художник или композитор, рассматривая или слушая их произведения?

- Репродукции картин. Какие эмоциональные состояния, чувства хотел передать художник? 

 - Отрывки из музыкальных произведений. Прослушайте музыкальные фрагменты. Вербально обозначьте те эмоциональные состояния, которые возникли под действием прослушанной музыки.

Вывод: Чувства и эмоции можно выражать при помощи музыки и картин.

Слайд 12. Воспитатель: Осень и зима – самый депрессивный период в году, так как дни очень коротки, и мы получаем мало солнечного света. Еще в начале прошлого века ученый И. М. Секачев установил, что утомление быстрее снимается не полным покоем, а активным отдыхом. Основным сигналом к отдыху при физической нагрузке служит чувство усталости, желание отдохнуть, появление мышечных болей. При умственном утомлении чувство усталости не бывает резко выражено. Оно проявляется в снижении интереса к работе, рассеянности внимания, неуверенности и замедленности в действиях. Когда уроков еще много, а силы на исходе.

Что же делать, чтобы избежать плохого настроения?

Слайд 13. Воспитатель: Всего несколько минут мини-массажа придаст вам бодрости и энергии.

- Игра «Сожми кулачок». Представьте, что вы держите в руках что-то ценное, а кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки крепче и крепче. Кисти начинают дрожать, но вот обидчик ушел, и вы разжимаете кулаки. Пальцы рук расслаблены.

- Слезь с дивана и начни двигаться. Движение – лекарство от плохого настроения.
- Добавь в жизнь больше света. Утром встань пораньше, днем работай, а вечером пораньше ложись спать.

- Включи в меню шоколад и бананы.

В число расслабляющих процедур входит и смех. Вы, вероятно, замечали, что после забавной истории, прочитанной в книжке, тоже становишься бодрее, появляются силы.

- Что нужно делать, чтобы не было плохого настроения?

Вывод делают сами воспитанники.

IV. Заключительная часть.

Мы познакомились с миром эмоций и чувств. Мы обсудили, что на любую ситуацию человек эмоционально реагирует: он то – волнуется, то боится, то печалится. И с помощью эмоций передает свое отношение к действительности.

Исследование эмоциональной сферы человека очень интересное и увлекательное занятие. Сегодня мы затронули лишь некоторые вопросы этой загадочной стороны человеческой жизни. В дальнейшем, вы узнаете много нового об эмоциях и их проявлениях.

Слайд 14.  Воспитатель: А теперь посмотрите на слайд: Улыбка. Я вижу вы тоже улыбаетесь, а кто-то уже и смеется, видно, что у всех хорошее настроение и оно передается всем нам.  Помните о том, что хорошо для вас – хорошо для всех.

Храните и берегите друг друга.

Общайтесь с теми, кто Вам по душе, а не замыкайтесь в себе.

Разумно проводите свой досуг.

Опирайтесь на собственные силы и помощь близких.

Шанс хорошего настроения надо использовать полностью.

Оптимизм в вашей семье не должен иссякнуть.

Рефлексия.

Слайд 15. Воспитатель: Всмотритесь и вдумайтесь в ваши отношения с окружающими. Что может помочь вам налаживать отношения между собой? Что понравилось? Советы, о которых вы сегодня услышали, они полезны для вас? Что вы поняли из сегодняшнего занятия? Какие выводы сделали?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Улыбнитесь друг другу. Кто хочет, и мне тоже. А я улыбаюсь всем вам, и желаю вам: поменьше огорчаться. Пусть эта теплота, дружелюбная атмосфера и хорошее настроение станут вашими повседневными спутниками.

Спасибо за внимание и понимание!

 

 

 

Воспитатель 7 «Б» класса                                                

Чернов В.В.


 

План – конспект мероприятия

План – конспект мероприятия

Обратите внимание на эпиграф к нашему занятию

Обратите внимание на эпиграф к нашему занятию

Перед вами 6 выражений лица, в которых художник закодировал девять эмоциональных состояний человека

Перед вами 6 выражений лица, в которых художник закодировал девять эмоциональных состояний человека

Царь поднял голову, чтобы посмотреть, чьи это проделки

Царь поднял голову, чтобы посмотреть, чьи это проделки

Вопрос. Какие ещё чувства вы знаете?

Вопрос. Какие ещё чувства вы знаете?

Здорово!» и т.д. Значит, свои эмоции можно выражать еще с помощью слов, интонаций голоса

Здорово!» и т.д. Значит, свои эмоции можно выражать еще с помощью слов, интонаций голоса

Исследование эмоциональной сферы человека очень интересное и увлекательное занятие

Исследование эмоциональной сферы человека очень интересное и увлекательное занятие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2024