План – конспект мероприятия
Тема мероприятия: «Стань хозяином эмоций. Эмоциональная культура»
Дата: 13 января 2021 года.
Участники: воспитанники 7 «Г» класса
Форма проведения: беседа с элементами психологического тренинга
Место проведения: дистанционно, ZOOM
Цель:
- способствовать процессу самопознания и самовыражения.
Задачи:
- дать представление о богатстве эмоциональных проявлений человека;
- показать способы невербального выражения эмоций;
- научиться распознавать собственные эмоции и чувства;
- развивать способность оценивать собственное настроение и настроение других;
- развивать понимание того, что каждый человек индивидуален и неповторим;
-развивать навыки управления собственными чувствами и эмоциями.
Оборудование, оформление, реквизиты: компьютер, презентация, план-конспект воспитательного мероприятия.
Использование современных педагогических технологий
Название современных образовательных технологий, применяемых в воспитательном процессе |
Этапы мероприятия, на которых технологии применяются |
Элементы личностно – ориентированной технологии |
Вступление |
Элементы технологии этического диалога |
Основная часть
|
Элементы технологии педагогической поддержки |
На протяжении всего мероприятия |
Элементы технологии критического мышления |
Заключительная часть Рефлексия |
«От улыбки станет всем светлей, от улыбки в небе радуга проснется,
Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется»
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово.
Слайд 1 Воспитатель: Здравствуйте, товарищи кадеты! Я очень рада видеть вас в хорошем расположении духа, улыбающимися, очень приятно, когда у всех хорошее настроение, позитивный настрой на предстоящее общение – залог успешной работы. Обратите внимание на эпиграф к нашему занятию. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Ответы воспитанников.
Слайд 2. Актуализация темы мероприятия.
Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня речь пойдет об эмоциях и чувствах, которые испытывает человек в разных ситуациях. Иногда проявляемые нами эмоции и чувства мешают принимать важные, ответственные решения. Необходимо правильно и адекватно относиться к происходящим событиям, не позволять негативным эмоциям овладевать нами, что может привести к непониманию со стороны окружающих и испортить тем самым отношения. Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится? Сегодня мы с вами поговорим о культуре эмоций и чувств. А также будем учиться управлять своими эмоциями и чувствами, т.е. воспитывать в себе эмоциональную культуру.
Информационный блок.
III. Основная часть.
Слайд 3. Беседа «Культура эмоций и чувств»
- Что такое культура?
Культура – это процесс раскрытия и развития способностей человека.
- Как вы понимаете, что такое культура эмоций и чувств?
Культура эмоций и чувств – это единство и взаимосвязь эмоций и чувств, развитие умения положительно и бесконфликтно решать свои эмоциональные проблемы.
- Что такое эмоции? (Короткие душевные переживания)
Слайд 4. Эмоции – это реакции человека на различные воздействия, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоенности, напряжения или расслабления.
- Что такое чувства? (Длительные душевные переживания)
Чувства – это особый вид эмоций, носящих отчётливо выраженный характер и отличающихся устойчивостью. Чувства связаны с представлением о некотором объекте. Например: любовь к человеку и т. п.
- Какие вы знаете эмоции и чувства? (Радость, грусть, обида, удивление, вина, интерес, гнев, отвращение, страх, презрение, стыд)
- С помощью чего люди выражают свои эмоции и чувства? (Мимики, жестов, интонации)
Догадайтесь, какое настроение, эмоциональное состояние передают эмоции и жесты на рисунках.
Ответы воспитанников.
А как мы выражаем свои эмоции?
– А можно ли глядя на человека понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает?
– Что помогает это определить?
Слайд 5. Мимика – выражение лица человека. Ваше лицо выражает различные эмоции.
Перед вами 6 выражений лица, в которых художник закодировал девять эмоциональных состояний человека. Попытайтесь их расшифровать.
Выражение лица в основном зависит от различных сочетаний положения глаз, губ и бровей.
Воспитатель: У вас хорошо получается, а теперь задание (для проведения данного фрагмента занятия ребятам предварительно по электронной почте были разосланы задания): у вас на столе лежат заготовки лиц, ваша задача «Изобразить ту или иную эмоцию на лице».
Вывод: каждый изображает по-своему, потому что каждый из вас – уникален.
Человек имеет право на любую эмоцию, имеет право чувствовать и выражать свои чувства.
- Влияют ли эмоции на наши поступки?
Слайд 6. Воспитатель: Чтобы ответить на этот вопрос, послушайте притчу «Царь и его ястреб» Пересказал Джеймс Болдуин:
«Чингисхан был великий царь и воин. Он привел свою армию в Китай и в Персию и завоевал много стран.
Однажды утром он поскакал верхом в лес поохотиться. С ним отправились его друзья. Они весело скакали с луками и стрелами наготове. За ними ехали слуги с охотничьими собаками.
Это была веселая охота. Леса звенели от их криков и смеха. Они надеялись, что привезут домой много дичи.
На запястье царя сидел его любимый ястреб: в те времена ястребов обучали для охоты. По слову своего хозяина ястреб взмывал ввысь и искал добычу. Если ему удавалось увидеть оленя или кролика, он кидался на него быстрее стрелы.
Весь день Чингисхан и охотники скакали по лесам. Но дичи оказалось не так много.
К вечеру они отправились домой. Царь часто бывал в этих лесах и знал в них все тропы. И в то время, как все охотники выбрали кратчайший путь, он поскакал другой, более длинной дорогой в долине между двумя горами.
День был жаркий, и царю очень хотелось пить. Его любимый ястреб слетел с его запястья. Он мог сам найти дорогу домой.
Царь медленно ехал по дороге. Когда-то неподалеку он видел родник с чистой водой. Если бы он мог найти его! Но в жаркие летние дни все горные ручьи пересохли.
Наконец, к своей радости, он увидел, как по камню стекает вода. Он знал, что где-то выше есть ручей. Во влажное время года отсюда всегда стекал быстрый поток, но теперь вода только капала.
Царь спрыгнул с лошади. Он достал из охотничьей сумки маленькую серебряную чашу и подставил ее под капли.
Чаша наполнялась долго, а царь так хотел пить, что едва мог терпеть. Наконец чаша была почти полна. Он поднес ее к губам и уже хотел выпить, но внезапно в воздухе раздался шум, и чаша оказалась выбита у него из рук. Вода выплеснулась на землю.
Царь поднял голову, чтобы посмотреть, чьи это проделки. Это оказался его любимый ястреб. Ястреб несколько раз облетел вокруг него, а потом опустился среди камней у ручья. Царь поднял чашу и снова подставил ее под капли.
На этот раз он ждал не так долго. Когда чаша наполовину наполнилась, он поднес ее к губам. Но прежде, чем он успел отпить, ястреб снова налетел и выбил ее у него из рук.
Теперь царь начал злиться. Он снова попытался напиться, но и в третий раз ястреб выбил у него чашу.
Теперь царь был в страшном гневе.
— Как ты
смеешь! — воскликнул он. — Попадись мне только, я
сверну тебе шею!
И снова наполнил чашу. Но прежде, чем пить, он обнажил свой меч.
— Ну, господин ястреб, — сказал он, — это последний раз!
Едва он произнес это, как ястреб налетел и выбил у него чашу.
Но царь ждал этого. Когда ястреб пролетал мимо него, он ударил его мечом.
Окровавленная птица упала замертво у ног хозяина.
— Ты получил по заслугам, — сказал Чингисхан.
Но когда он стал искать чашу, оказалось, что она упала меж двух камней, так что он не мог достать ее.
— Ну и пусть, я напьюсь из источника, — сказал он себе. И полез по крутому откосу туда, откуда сочились капли воды. Это было очень трудно, и чем выше он лез, тем сильнее ему хотелось пить.
Наконец он взобрался на вершину. Там действительно был источник; но что он увидел в воде? Там лежала огромная мертвая змея из самых ядовитых.
Царь остановился. Он забыл о своей жажде. Он думал только о несчастной мертвой птице, лежавшей внизу на земле.
— Ястреб спас мне жизнь! — вскричал он. — А чем я отплатил ему? Это был мой лучший друг, а я убил его.
Он спустился на землю. Осторожно подняв птицу, он положил ее в охотничью сумку. Затем взобрался на лошадь и поскакал домой, говоря себе:
«Горестный урок был преподан мне сегодня: ничего не делай в гневе».
Ответы, рассуждения воспитанников.
Слайд 7. «Ситуации» Воспитатель просит детей «прочитать» по лицам, что происходит с ребятами в каждой изображенной на слайде ситуации. Придумать и рассказать историю об этом.
- Почему у ребят такие выражения лиц?
- Что могло случиться?
- Что можно было сделать, чтобы ссоры не произошло?
- У кого из вас случались подобные ситуации в жизни? Что вы при этом чувствовали? Как находили выход?
Почти у всех эмоций имеется противоположность: уверенность - тревожность; радость - горе; счастье - несчастье.
Задание
ранее было дано: Разделить предложенные
чувства на группы.
Внимание, безразличие, равнодушие, симпатия, антипатия, доверие, вражда,
дружба, ненависть.
У нас получилась шкала положительных и отрицательных чувств.
Вопрос. Какие ещё чувства вы знаете?
Резкую границу между эмоциями и чувствами провести нельзя.
Вывод: Как вы думаете, почему нужно обращать внимание на чувства людей, для чего их нужно изучать?
Изучать чувства необходимо, чтобы:
– уметь
контролировать проявление чувств, то есть сдерживаться в случае необходимости;
– понимать себя;
– понимать окружающих;
– общаться без конфликтов.
Слайд 8. Воспитатель: Влияют ли эмоции на наши поступки?
Нет хороших и плохих эмоций. Есть хорошие или плохие поступки.
Вывод: Эмоции влияют на наши поступки, на наше поведение. Поэтому важно учиться контролировать свои эмоции, управлять своими эмоциями.
Научиться управлять своими эмоциями – это в первую очередь, значит выражать их в такой форме, чтобы было понятно другим людям и не причинять им вреда.
Рекомендации по управлению эмоциями и чувствами (своими и других людей)
Слайд 9. Воспитатель: Что делать если вами овладела сильная эмоция?
Слайд 10. Воспитатель: Давайте подумаем, как еще люди выражают свои эмоции?
Представьте, что вы пришли в цирк, где фокусник демонстрирует разные чудеса. Вспомнили, что вы испытывали, когда видели это впервые? Наверное, у вас было много разных эмоций: и удивление, и восхищение, и веселье.
Оказывается, одно и то же событие может вызывать сразу много эмоций и выражать их можно по-разному: как мы уже говорили с помощью выражения лица (или в мимике).
Например, когда вы пытаетесь понять, что же происходит на арене цирка, и как это у фокусника все получается, ты можешь привстать со своего места или сказать что-нибудь, выражающее любопытство и восторг одновременно: «Ничего себе!», «Здорово!» и т.д. Значит, свои эмоции можно выражать еще с помощью слов, интонаций голоса.
И, наконец, когда ты, восхищаешься артистом, хлопаешь в ладоши, аплодируешь, ты выражаешь свои эмоции, свою радость и восхищение с помощью действия (или в пантомимике, т.е. в выразительных движениях всего тела).
Пантомимика – это выразительные движения всего тела.
Вывод: эмоции можно выражать разными средствами: через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.
Слайд 11. Воспитатель: А можно ли узнать, о чем думал и что чувствовал художник или композитор, рассматривая или слушая их произведения?
- Репродукции картин. Какие эмоциональные состояния, чувства хотел передать художник?
- Отрывки из музыкальных произведений. Прослушайте музыкальные фрагменты. Вербально обозначьте те эмоциональные состояния, которые возникли под действием прослушанной музыки.
Вывод: Чувства и эмоции можно выражать при помощи музыки и картин.
Слайд 12. Воспитатель: Осень и зима – самый депрессивный период в году, так как дни очень коротки, и мы получаем мало солнечного света. Еще в начале прошлого века ученый И. М. Секачев установил, что утомление быстрее снимается не полным покоем, а активным отдыхом. Основным сигналом к отдыху при физической нагрузке служит чувство усталости, желание отдохнуть, появление мышечных болей. При умственном утомлении чувство усталости не бывает резко выражено. Оно проявляется в снижении интереса к работе, рассеянности внимания, неуверенности и замедленности в действиях. Когда уроков еще много, а силы на исходе.
Что же делать, чтобы избежать плохого настроения?
Слайд 13. Воспитатель: Всего несколько минут мини-массажа придаст вам бодрости и энергии.
- Игра «Сожми кулачок». Представьте, что вы держите в руках что-то ценное, а кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки крепче и крепче. Кисти начинают дрожать, но вот обидчик ушел, и вы разжимаете кулаки. Пальцы рук расслаблены.
- Слезь
с дивана и начни двигаться. Движение – лекарство от плохого настроения.
- Добавь в жизнь больше света. Утром встань пораньше, днем работай, а вечером
пораньше ложись спать.
- Включи в меню шоколад и бананы.
В число расслабляющих процедур входит и смех. Вы, вероятно, замечали, что после забавной истории, прочитанной в книжке, тоже становишься бодрее, появляются силы.
- Что нужно делать, чтобы не было плохого настроения?
Вывод делают сами воспитанники.
IV. Заключительная часть.
Мы познакомились с миром эмоций и чувств. Мы обсудили, что на любую ситуацию человек эмоционально реагирует: он то – волнуется, то боится, то печалится. И с помощью эмоций передает свое отношение к действительности.
Исследование эмоциональной сферы человека очень интересное и увлекательное занятие. Сегодня мы затронули лишь некоторые вопросы этой загадочной стороны человеческой жизни. В дальнейшем, вы узнаете много нового об эмоциях и их проявлениях.
Слайд 14. Воспитатель: А теперь посмотрите на слайд: Улыбка. Я вижу вы тоже улыбаетесь, а кто-то уже и смеется, видно, что у всех хорошее настроение и оно передается всем нам. Помните о том, что хорошо для вас – хорошо для всех.
Храните и берегите друг друга.
Общайтесь с теми, кто Вам по душе, а не замыкайтесь в себе.
Разумно проводите свой досуг.
Опирайтесь на собственные силы и помощь близких.
Шанс хорошего настроения надо использовать полностью.
Оптимизм в вашей семье не должен иссякнуть.
Рефлексия.
Слайд 15. Воспитатель: Всмотритесь и вдумайтесь в ваши отношения с окружающими. Что может помочь вам налаживать отношения между собой? Что понравилось? Советы, о которых вы сегодня услышали, они полезны для вас? Что вы поняли из сегодняшнего занятия? Какие выводы сделали?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Улыбнитесь друг другу. Кто хочет, и мне тоже. А я улыбаюсь всем вам, и желаю вам: поменьше огорчаться. Пусть эта теплота, дружелюбная атмосфера и хорошее настроение станут вашими повседневными спутниками.
Спасибо за внимание и понимание!
Воспитатель 7 «Б» класса
Чернов В.В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.