Воспитательное мероприятие Тема: «Подвиг российских моряков в русско-японской войне 1904-1905 гг.».
Оценка 5

Воспитательное мероприятие Тема: «Подвиг российских моряков в русско-японской войне 1904-1905 гг.».

Оценка 5
Работа в классе
doc
воспитательная работа
9 кл—10 кл
22.04.2022
Воспитательное мероприятие Тема: «Подвиг российских моряков в русско-японской войне 1904-1905 гг.».
Подвиг российских моряков в русско-японской войне 1904-1905 гг.doc

План-конспект

воспитательного мероприятия

 

Тема: «Подвиг российских моряков в русско-японской войне 1904-1905 гг.».

Дата проведения: 21 сентября 2021г.

Участники: воспитанники 9 класса.

Форма проведения:  видеожурнал.

Цель: формировать у воспитанников военно-профессиональную направленность, сознательный выбор воинской специальности.

Задачи (образовательные, воспитывающие, развивающие):

Образовательные:

- ознакомление воспитанников с событиями русско-японской войны 1904-1905 гг., ее причинами, значением и последствиями.

Воспитывающие:

- воспитание патриотизма, любви к Родине, уважения к историческому прошлому нашей страны и героическим подвигам участников русско-японской войны 1904-1905 гг.;

- воспитание положительных качеств личности на примере героев русско-японской войны 1904-1905 гг..

Развивающие:

- развитие умения высказывать свою точку зрения;

- развитие умения давать оценку историческим событиям и явлениям.

Использование современных образовательных технологий, приемов и методов работы:

Название современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе

Инновационные приёмы и методы работы

Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется

Элементы технологии личностно-ориентированного обучения

Метод ценностной ориентировки

Вступительная часть

Элементы технологий групповой деятельности

Метод демонстрации

Основная часть

Элементы диалога «педагог - воспитанники»

 

Прием  коллективного обсуждения

Рефлексия

Методическое оснащение: проектор, интерактивная доска (TV монитор), колонки, презентация в формате Microsoft Power Point, книга «Крейсер «Варяг». Обретение реликвий», видеоролики в формате МР4: «Внешняя политика Николая II, начало русско-японской войны 1904-1905 гг.»;  «Крейсер «Варяг»;  «Памятник миноносцу «Стерегущий»; «Цусимское сражение».

Ход мероприятия

 

I.                  Вступление

Воспитатель: Прием рапорта. Приветствие. Сообщение темы и цели.  

Слайд 1.

Слайд 2.

«Морякам больше, чем кому-либо, необходимо усвоить мысль: погибнуть с честью! Будьте убеждены, что без этой твердой решимости ничего великого не делается. Только тот и побеждает, кто не боится погибнуть!»

 Адмирал С.О. Макаров.

Воспитатель: Ребята, кто из вас может что либо рассказать нам об этой войне, какие факты известны вам?

Ответы воспитанников.

 

II.              Основной  этап 

Воспитатель: Теперь давайте кратко освежим в памяти ход исторических событий начала ХХ века просмотром короткого видео.

Демонстрация видеоролика: «Внешняя политика Николая II, начало русско-японской войны 1904-1905 гг.».

 

Слайд 3.

Воспитатель: Внешняя политика при Николае II по-разному складывалась на западе и на востоке. Если в европейском направлении правительству Николая II удалось добиться положительных для России результатов, то на востоке складывалась напряженная обстановка, обусловленная заключенным Россией договором с Китаем о строительстве Китайско-Восточной железной дороги и арендой Ляодунского полуострова. Создание Россией военно-морской базы в Порт-Артуре обострила ее отношения с Японией и Англией; так как появление России в этом месте на Дальнем Востоке угрожало захватническим планам японского империализма. С этого момента Япония, подстрекаемая английской буржуазией, начинает готовить войну против России.

Слайд 4.

В ночь с 8 на 9 февраля 1904 года, Япония, воспользовавшись слабостью царского правительства, неожиданно и вероломно, без объявления войны, — напала на нашу страну и атаковала русскую эскадру в районе Порт-Артура.

Лишь на следующий день, 10 февраля 1904 года Япония официально объявила войну России. Сегодня мы вспоминаем подвиги русских моряков в этой войне.

Слайд 5.

Воспитатель.  Врагу не сдается наш гордый "Варяг".

Но «уже в первые дни войны русские моряки показали замечательные примеры мужества и беззаветной храбрости. Незабываемый подвиг совершили крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец».

В память о героях, смело сражавшихся с врагом, народ сложил много песен и былин. В одной из «их воспевается подвиг «Варяга» и «Корейца»:

 


Там. среди шумного моря,

Вьется Андреевский стяг.

Бьется с неравною силой

Гордый красавец «Варяг».

 

Мы перед врагом не спустили

Славный Андреевский флаг,

Сами взорвали «Корейца»,

Нами потоплен «Варяг».

 

Сбита высокая мачта,

Броня пробита на нем,

Борется стойко команда

С морем, врагом и огнем.

 

 

 

 

 


Демонстрация видеоролика: «Крейсер «Варяг».

 

Воспитатель.  Давайте обсудим просмотренное видео. Как вы думаете разве факт поражения обесценивает подвиг русских моряков?

Ответы воспитанников.

 

Воспитатель. Закрыл пробоину своим телом

Россия до сих пор помнит еще одного героя русско-японской войны. Это инженер-механик русского миноносца "Сильный" Василий Зверев. 27 марта 1904 года в 2 часа 15 минут ночи японцы предприняли попытку заблокировать вход во внутренний рейд Порт-Артура, направив туда 4 больших коммерческих парохода в сопровождении 6 миноносцев.

Попытку врага сорвал сторожевой миноносец "Сильный". Корабль бросился в атаку, расправился с пароходами и вступил в бой с шестью японскими миноносцами. Получив пробоину в паропроводе, "Сильный" превратился в неподвижную мишень для вражеского обстрела. Тогда Зверев закрыл пробоину своим телом и возвратил кораблю ход, пожертвовав своей жизнью. Погибших торжественно похоронили в Порт-Артуре.

 

Воспитатель. Перед прочтением - съесть

Комендор крепости Порт-Артур Григорий Ходосевич был на борту русского миноносца "Страшный", когда 30 марта 1904 года корабль вступил в неравный бой с четырьмя японскими боевыми судами. В бою погибли 49 моряков, в живых остались лишь пять человек, в том числе и Ходосевич.

Он оказался в ледяной воде с тяжелым ранением спины. Под спасательным жилетом у него были спрятаны секретные документы. Увидев подходящую к нему японскую шлюпку, Ходасевич негнущимися от холода пальцами стал рвать пакет и есть бумагу вместе с водорослями. Когда японцы подошли и подняли его на борт, от пакета практически ничего не осталось. Допрос тоже ничего не дал - Григорий Ходосевич не сказал ни слова о содержании секретных документов. Герой был отправлен в лагерь для военнопленных и вернулся на родину лишь после войны.

 

Слайд 6.

Воспитатель.  Гибель миноносца "Стерегущий".

Миноносцы "Стерегущий" и "Решительный" 10 февраля, в день официального объявления русско-японской войны, возвращались в Порт-Артур, когда им преградили дорогу четыре японских миноносца "Акэбоно", "Садзанами", "Синономэ" и "Усугумо". Впоследствии к ним присоединились два крейсера "Токива" и "Титосэ". Командиры русских миноносцев приняли решение избежать сражения, но прорыв к Порт-Артуру удался только "Решительному". У "Стерегущего" от прямого попадания снаряда были повреждены котлы, и он продолжил бой, практически потеряв ход. Не смотря на значительное превосходство противника, "Стерегущий" вел бой почти  час. Японцы буквально вцепились в "Решительного" и "Стерегущего", стремительно нагоняя и обстреливая из всех орудий. "Решительный" первым получил несколько пробоин, но они оказались не смертельны – моряки сумели задраить бреши и набрать ход. Это помогло подойти ближе к Порт-Артуру и укрыться от японцев под огнём береговых батарей.

Положение "Стерегущего" оказалось куда хуже. Зажатый меж двух японских эсминцев, он попал под шквальный огонь, а как только японцы отчаялись достать "Решительного", все четыре "истребителя" сосредоточились на одном русском миноносце. 24 крупнокалиберным пушкам японцев противостояли четыре орудия русских моряков.

Несмотря на такой перевес сил не в свою пользу, команда "Стерегущего" до последней возможности продолжала вести бой. Но повреждения "Стерегущего" были критическими, очередной снаряд разорвался в машинном отделении, корабль начал терять ход, превращаясь в недвижимую мишень. Однако белый флаг никто из русских моряков выбрасывать и не думал.

Слайд 7.

 Смертельно раненный командир "Стерегущего" лейтенант Александр Сергеев отдал последний приказ: "Деритесь так, чтобы каждый выполнил свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного корабля".

Матросы прибили гвоздями к гафелю изрешеченный Андреевский флаг и продолжали отстреливаться даже из винтовок. Офицеры и матросы погибали один за другим. После смерти Сергеева его заменил на мостике лейтенант Николай Головизнин, затем командование принял мичман Константин Кудревич, затем инженер-механик Владимир Анастасов, но взрывом снаряда его выбросило за борт.

Больше часа моряки вели ожесточённое сражение, но вот из четырёх офицеров и 48 матросов в живых остались лишь четверо. Орудия замолчали. На воде качался разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с изрешеченными бортами и палубой, усеянной телами своих героических защитников. Японские моряки, высадившись на то, что осталось от русского миноносца, описывали катастрофическую картину.

"Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей… Положение миноносца настолько ужасное, что не поддается описанию", – отметил в своём рапорте мичман Хирата Ямазаки.

Однако оставаться без трофея японцы не планировали и приняли решение отбуксировать "Стерегущего" на базу.

Японцы попытались отбуксировать тонущий миноносец, но не смогли - корабль затонул, оборвав буксировочный трос.

Слайд 8.

Четверо оставшихся в живых моряков – исполнявший обязанности боцмана минно-машинный квартирмейстер Фёдор Юрьев, трюмный машинист 2-й статьи Василий Новиков и кочегары Алексей Осинин и Иван Хиринский сделали всё, чтобы затопить судно.

Однако четверо военных всё же смогли выжить. Подвиг сражавшихся, несмотря на безвыходное положение, русских моряков так поразил японцев, что погибшим и пленным почести воздали даже враги.

Моряков доставили в Сасебо, где они вскоре получили письмо морского министра Японии адмирала Ямамото, в котором содержались такие слова: "Вы, господа, сражались храбро за своё отечество и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой тяжёлый долг как моряки. Я искренне хвалю вас".

Слайд 9.

Позднее мужеству экипажа "Стерегущего" японцы отдали дань не только на словах. В честь доблестного противника уже по окончании войны, по некоторым данным, установили стелу из чёрного гранита с надписью: "Тем, кто больше жизни чтил Родину".

Слайд 10. 

В России подвиг моряков также оценили по достоинству. В Александровском парке Петербурга гордо возвышается памятник "Стерегущему" – миноносцу, героически погибшему в Русско-японскую войну 1904–1905 годов. На нем два оставшихся в живых матроса эскадренного миноносца "Стерегущий" открывают кингстоны, чтобы затопить корабль и не отдать его врагу.

Демонстрация видеоролика: «Памятник миноносцу «Стерегущий».

 

Воспитатель. Цусимское морское сражение.

Финальным аккордом русско-японской войны явилось Цусимское морское сражение, произошедшее 14–15 мая 1905 г. Русская эскадра Рожественского, во время плавания до места назначения, столкнулась с мощным японским флотом под командованием Х. Того . Японцы применили в этом сражении новейшую тактику. В результате были потоплены один за другим 6 российских кораблей, после чего строй российских кораблей рассыпался и победу одержали японцы. Сам адмирал Рожественский был захвачен в плен и доставлен в Японию. Практически вся русская эскадра была либо уничтожена, либо интернирована в нейтральных портах.

Цусима - величайшая трагедия Русского Флота, но это сражение показало всему миру, и примеры стойкости, мужества, самоотверженного служения Вере, Царю и Родине. Все знают о подвиге легендарного крейсера «Варяг» и канонерской лодке «Кореец». Но в Корейском проливе, у далёкого острова Цусима судьбу легендарного крейсера довелось повторить многим кораблям Второй эскадры флота Тихого океана. 

Демонстрация видеоролика: «Цусимское сражение».

 

Воспитатель.   Да, с точки зрения военной, Цусима стала разгромом. Но с точки зрения Духовной, и в 1941 русские матросы и офицеры Духовно и незримо, стояли на страже Дальневосточных земель Руси. Как бы давая понять японцам, что их ждёт, если они пойдут войной на СССР, и японцы помнили доблесть русского оружия, так помнили, что в 1941 предпочли в противники вместо СССР, который вёл труднейшую войну с Германией,  две мощнейшие державы Тихого океана, - США и Англию.
Но главной, по моему мнению, причиной совершения подвига является самоотверженная и чистая любовь к своей Родине. А наш с вами долг – помнить и чтить эти подвиги, а также любить и беречь нашу Родину, чтобы все эти подвиги были совершены не напрасно!

 

III.           Заключение

Рефлексия.

Воспитатель.

Ребята, какие слова-прилагательные вы бы поставили рядом со словами патриотизм, русский, российский? Он какой?

Ответы воспитанников.

 

Воспитатель.

О каких уроках русско-японской войны мы должны помнить сегодня? Что мы должны учитывать, памятуя об этой войне?

Ответы воспитанников.

 

Воспитатель.

Почему моральная победа значительно важнее тактической?

Ответы воспитанников.

 

Воспитатель.

Вместе мы непобедимы, у нас было, есть и будет великое прошлое, настоящее и будущее. И об этом мы должны помнить всегда.

                                                                                    


Скачано с www.znanio.ru

План-конспект воспитательного мероприятия

План-конспект воспитательного мероприятия

Морякам больше, чем кому-либо, необходимо усвоить мысль: погибнуть с честью!

Морякам больше, чем кому-либо, необходимо усвоить мысль: погибнуть с честью!

Сбита высокая мачта, Броня пробита на нем,

Сбита высокая мачта, Броня пробита на нем,

Стерегущий" вел бой почти час

Стерегущий" вел бой почти час

Василий Новиков и кочегары Алексей

Василий Новиков и кочегары Алексей

Тихого океана, - США и Англию.

Тихого океана, - США и Англию.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2022