Воспитательное мероприятие Тема: «Танковая дуэль М. Катукова и Г. Гудериана»
Оценка 4.7

Воспитательное мероприятие Тема: «Танковая дуэль М. Катукова и Г. Гудериана»

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
воспитательная работа
7 кл—10 кл
07.12.2022
Воспитательное мероприятие Тема: «Танковая дуэль М. Катукова и Г. Гудериана»
ознакомление воспитанников с одним из поворотных моментов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – битвы за Москву.
Танковая дуэль Катуков Гудериан.doc

 

План-конспект

воспитательного мероприятия

 

Тема: «Танковая дуэль М. Катукова и Г. Гудериана».

Дата проведения: 05 октября 2021г.

Участники: воспитанники 9 «---» класса.

Форма проведения:  беседа.

Цель: формировать у воспитанников военно-профессиональную направленность, сознательный выбор воинской специальности.

Задачи (образовательные, воспитывающие, развивающие):

Образовательные:

- ознакомление воспитанников с одним из поворотных моментов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – битвы за Москву.

Воспитывающие:

- воспитание патриотизма, любви к Родине, уважения к историческому прошлому нашей страны и героическим подвигам участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

- воспитание положительных качеств личности на примере героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг..

Развивающие:

- развитие коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности;

- развитие умения давать оценку историческим событиям и явлениям.

Методическое оснащение: проектор, интерактивная доска (TV монитор), колонки, презентация в формате Microsoft Power Point, видеоролик в формате МР4: «1941 г. Танковое сражение под Мценском. Катуков против Гудериана», исторические справки о М. Катукове и Г. Гудериане, карточки с ТТХ бронетехники, участвовавшей в сражении.

Использование современных образовательных технологий, приемов и методов работы:

Название современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе

Инновационные приёмы и методы работы

Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется

Элементы технологии личностно-ориентированного обучения

Метод ценностной ориентировки

Вступительная часть

Элементы технологий групповой деятельности

Метод демонстрации

Основная часть

Элементы диалога «педагог - воспитанники»

 

Прием  коллективного обсуждения

Рефлексия

 

 

Ход мероприятия

 

I.                  Вступление

Воспитатель: Прием рапорта. Приветствие. Сообщение темы и цели.  

Слайд 1.

Воспитатель: Сегодня в нашей беседе предлагаю сделать упор не столько на хронологию боевых событий, а сколько на личности и мотивы тех, кто командовал войсками по обе стороны линии фронта, двигал по шахматной доске кровавых боев армии и дивизии, становился олицетворением побед и нес полную ответственность за поражения.

Битва за Москву представляет собой один из ключевых поворотных моментов в ходе Второй мировой войны и давайте рассмотрим одно из событий этой битвы – танковые бои между советскими и немецкими танкистами в октябре 1941г. под Мценском.

 

II.              Основной  этап 

Воспитатель: Но прежде чем мы с вами начнём нашу беседу, я бы хотел, чтобы вы ответили на мои вопросы, а заодно мы проверим ваши знания, касаемые Великой Отечественной войны. Как действовали войска Вермахта во время наступления на Москву, какую тактику использовали? Назовите пожалуйста полководцев, которые противостояли друг другу, командуя танковыми войсками?

Ответы воспитанников.

Слайд 2.

Воспитатель: Немецкое командование справедливо связывало судьбу кампании на Востоке со взятием советской столицы, поскольку огромное политическое и военно-стратегическое значение города было совершенно очевидно. После провала блицкрига была разработана крупная наступательная операция под кодовым наименованием «Тайфун». План предусматривал расчленить советскую оборону тремя мощными ударами танковых группировок, окружить и уничтожить войска Западного, Резервного и Брянского фронтов. После этого предполагалось охватить Москву с севера и юга, и – одновременно с фронтальным наступлением пехотных соединений – овладеть красным мегаполисом. На брянском направлении наступление по плану «Тайфун» началось 30 сентября 1941 года.

Особенно ожесточенные бои развернулись под городом Мценском, где на пути бронированных армад Гейнца Гудериана встали танкисты под командованием Михаила Катукова. Именно здесь, на полях Орловщины, встретились два полководца – один в зените своей славы, другой – только восходивший к ней. Это была не просто битва огня и брони, но и борьба интеллектов. Гудериан и Катуков оказались достойными противниками. Оба были талантливыми военными специалистами и профессионалами, чьи судьбы во многом похожи. Это позволяет рассматривать их противостояние как схватку неординарных личностей.

Слайд 3.

Воспитатель: Ребята, давайте послушаем Анатолия Синякова, который подготовил историческую справку о командире 4-й танковой бригады полковнике Катукове.

Доклад воспитанника исторической справки о М. Катукове.

 

Воспитатель: Судьбе было угодно распорядиться так, что Катукову пришлось вести бои с соединениями, командовал которыми генерал-полковник Гейнц Вильгельм Гудериан – легендарный теоретик и практик танковых войск. К тому моменту его имя уже было широко известно не только в Третьем рейхе, но и за его пределами (в том числе и в Советском Союзе), а самому командующему 2-й танковой группы (с 5 октября 1941 года – танковой армии) подчиненные дали соответствующие прозвища – Быстрый Гейнц и Гейнц-ураган.

Слайд 4.

Историческую справку о генерал-полковнике Г.Гудериане нам доложит Воробьев Михаил.

Доклад воспитанника исторической справки о Г. Гудериане.

 

Воспитатель: Танки Т-34 воевали с первых дней войны, перед войной было выпущено 1227 танков, и ими в первую очередь комплектовались механизированные корпуса, дислоцированные вблизи западной границы, и им сразу же пришлось вступать в бой с немцами и нести большие потери.

В приграничных боях первых недель войны практически все советские механизированные корпуса и танковые дивизии были разгромлены, а техника уничтожена противником или брошена отступающим войсками. В основном это произошло из-за неумелого и безграмотного использования крупных механизированных соединений, промахов советского командования и применения немцами стратегии блицкрига, при которой крупные танковые соединения вермахта, осуществив прорыв фронта, уходили глубоко в тыл советским войскам, брали их в «клещи» и уничтожали в котлах.

Немцы были знакомы с танком Т-34, но хваленых отзывов о нем тогда не было слышно. Наоборот, генерал Гудериан писал: «Советский танк Т-34 является типичным примером отсталой большевистской технологии. Этот танк не может сравниться с лучшими образцами наших танков, изготовленных нами и неоднократно доказывавшими свое преимущество».

Немецким генералам очень скоро пришлось признать свою неправоту, и помог им в этом командир 4-й танковой бригады полковник Катуков. Строя тактику на неоспоримых преимуществах Т-34, он наглядно продемонстрировал, что, кроме владения хорошей техникой, надо уметь грамотно ею пользоваться.

На фронт бригада Катукова прибыла слаженной танковой частью, укомплектованной личным составом с боевым опытом, имеющей на вооружении совершенные танки, хорошо освоенные экипажами и отработанной тактикой борьбы с противником. Так что урок немцам преподали хорошо подготовленные командиры и танкисты, жаждавшие реванша за проигранные сражения в начале войны. Бригада имела в своем составе 61 танк, в том числе 7 КВ-1,22 Т-34, 32 БТ-7, то есть половина танков были легкими БТ-7.

Слайд 5.

Воспитатель: Тактико-технические характеристики советской бронетехники доложит нам Евдокимов Роман.

Доклад воспитанника ТТХ советских танков

Слайд 6.

Слайд 7.

Воспитатель: Бригада Катукова прибыла в Мценск 3 октября с задачей двигаться на защиту Орла. К этому времени 2-я танковая группа генерал-полковника Гудериана 30 сентября прорвала советский фронт, и 3 октября 4-я танковая дивизия вермахта под командованием генерала Лангермана с ходу овладела Орлом, который некому было защищать. Дальше Гудериан планировал идти на Серпухов и Москву, не ожидая сильного сопротивления советских войск. По состоянию на 10 сентября в составе 4-й танковой дивизии было 162 танка, в том числе 8 Pz-I, 34 Pz-II, 83 Pz-III, 16 Pz-IV и 21 командирский танк. Более половины составляли средние танки Pz-III и Pz-IV, которые должны бы были составить конкуренцию Т-34.

Слайд 8.

Тактико-технические характеристики немецкой техники доложит нам Белоусов Никита.

Доклад воспитанника ТТХ немецких танков

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11.

Воспитатель: Советский танк Т-34 на то время был самым совершенным танком, имел хорошую защищенность с толщиной брони 45 мм, расположенной под рациональными углами наклона, длинноствольную 76,2-мм пушку и мощный дизельный двигатель (500 л. с.). При этом Т-34 обладал существенным недостатком, из танка была очень плохая обзорность за счет несовершенных приборов наблюдения и прицеливания, неудачной компоновки места командира и отсутствия командирской башенки.

Немецкие танки по всем характеристикам уступали Т-34. Все они были оснащены бензиновыми двигателями. Легкие танки Pz-I и Pz-II имели слабое бронирование, всего лишь 13,0-14,5 мм, на Pz-I вооружение состояло из двух пулеметов, а на Pz-II из малокалиберной 20-мм пушки. Средние танки Pz-III и Pz-IV также были слабо бронированы. Толщина брони составляла всего 15 мм, на Pz-III вооружение состояло из 37-мм пушки, а на Pz-IV была короткоствольная 75-мм пушка с низкой дульной энергией. Все немецкие танки не были предназначены для борьбы с танками противника, Т-34 был на голову выше немецких танков и при правильном его использовании легко поражал их с больших дистанций. Этими преимуществами и воспользовались танкисты Катукова.

Слайд 12.

Воспитатель: В результате сражений под Мценском немцы в общей сложности потеряли 133 танка, половину полка пехоты, несколько самолетов, минометов и прочего орудия. Четвертая немецкая танковая дивизия была фактически уничтожена. Гитлер считал Гудериана лично виновным в провале наступления на Москву. В декабре он был снят с должности и отправлен в запас. Карьера Михаила Катуков наоборот пошла в гору. Он стал генералом и получил орден Ленина.

Танковые бои под Мценском заставили немцев пересмотреть тактику применения танков и разработать более совершенные танки. Уже в 1942 году на Pz-IV была установлена длинноствольная 75-мм пушка, разработан танк Pz-V «Пантера» с мощной 75-мм пушкой, в котором были заложены многие идеи с Т-34, и тяжелый танк Pz-VI «Тигр» с 88-мм пушкой, превосходящий все танки того периода по огневой мощи и защищенности.

Воспитатель: В заключение нашего мероприятие хочу предоставить вашему вниманию фрагмент документального фильма: «1941 г. Танковое сражение под Мценском. Катуков против Гудериана»

Демонстрация видеоролика: «1941 г. Танковое сражение под Мценском. Катуков против Гудериана».

 

III.           Заключение

Рефлексия.

Воспитатель: Величайшее счастье для солдата – сознание того, что ты помог своему народу победить врага, отстоять свободу Родины, вернуть ей мир. Сознание того, что ты выполнил свой солдатский долг, долг тяжкий и благородный, выше которого нет ничего на земле.

Так умелые действия танкистов бригады Катукова в боях под Мценском позволили по максимуму проявить преимущества танка Т-34 и еще раз доказали, что далеко не все решает техника, она проявляет себя в руках настоящих воинов, которые знают и умеют достойно применять ее. Самоотверженная и чистая любовь к своей Родине является главной причиной совершения подвигов советского народа в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. А наш с вами долг – помнить и чтить эти подвиги, а также любить и беречь нашу Родину, чтобы все эти подвиги были совершены не напрасно!

Подводя итог нашей беседе, предлагаю блиц - опрос. Прошу, одним словом ответить на вопрос: «Какая армия нужна России?»

Ответы воспитанников.

 

Воспитатель: Молодцы ребята! Вместе мы непобедимы, у нас было, есть и будет великое прошлое, настоящее и будущее. И об этом мы должны помнить всегда.

                                                                                    


Скачано с www.znanio.ru

План-конспект воспитательного мероприятия

План-конспект воспитательного мероприятия

Воспитатель: Сегодня в нашей беседе предлагаю сделать упор не столько на хронологию боевых событий, а сколько на личности и мотивы тех, кто командовал войсками по…

Воспитатель: Сегодня в нашей беседе предлагаю сделать упор не столько на хронологию боевых событий, а сколько на личности и мотивы тех, кто командовал войсками по…

Гейнц Вильгельм Гудериан – легендарный теоретик и практик танковых войск

Гейнц Вильгельм Гудериан – легендарный теоретик и практик танковых войск

Воспитатель: Бригада Катукова прибыла в

Воспитатель: Бригада Катукова прибыла в

Т-34, и тяжелый танк Pz-VI «Тигр» с 88-мм пушкой, превосходящий все танки того периода по огневой мощи и защищенности

Т-34, и тяжелый танк Pz-VI «Тигр» с 88-мм пушкой, превосходящий все танки того периода по огневой мощи и защищенности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2022