Василевская общеобразовательная школа I-III ступеней
Амвросиевского района
Донецкой Народной Республики
Классный час
«Я- гражданин Республики «Чтобы помнили»
( 1 – 4 классы)
Подготовила
учитель: Алексеева С.В.
с. Василевка
«Я- гражданин Республики «Чтобы помнили»
Цель: воспитывать у учащихся любовь к родной земле и родному краю; формировать патриотические чувства, гордость за старшее поколение, выстоявшее в годы Великой Отечественной войны и завоевавшие независимость Родины; воспитывать глубокое уважение к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны; расширить знания детей об освобождении родного края от немецких захватчиков; сформировать активную жизненную позицию.
Оборудование и технические средства: песни военных лет, репродукции картин на военную тему, современные фотографии города в слайдах, фотографии Леонида Быкова, Иосифа Кобзона, фрагменты парка кованых фигур, детской железной дороги.
Ход мероприятия.
Нам есть чем гордиться и есть что беречь,
И хартия прав, и родимая речь,
И мир, охраняемый нами.
И доблесть народа, и доблесть того,
Кто нам и родней, и дороже всего,
Кто – наше победное знамя!
Анна Ахматова
Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня тема нашего классного часа «Я- гражданин Республики «Чтобы помнили». Это связано с историей нашего народа, нашего края, с теми событиями, которые происходят сейчас.
Ведущий 2. Поэтому эпилогом нашего мероприятия выбраны слова Анны Ахматовой.
Ведущий 1. История человечества- это история войн, больших и малых. Для нашего народа война – это битва за Родину, за её землю, за родных и близких, которых нужно защищать. Так простой человек испокон веков выполнял свой долг, так начинался его подвиг.
Ведущий 2. И в ХХ, и в ХХI веках доля сия не миновала наш народ. Мы не понаслышке знаем, что такое война. 22 июня 1941 года и 26 апреля 2014 года на нашу землю пришли самые жестокие и кровопролитные войны в истории человечества. В народной памяти эти дни останутся как роковые даты, начало отсчёта долгих дней и ночей.
Ведущий 1. Мы предлагаем окунуться в историю прошлых и настоящих дней.
Ведущий 2. Давайте совершим экскурсию в Великую Отечественную войну.
Ведущий 1. И так, страница первая «Экскурсия в прошлое»
Выходит группа учеников.
Звучит мелодия «Вставай страна огромная».
Ведущий 2. Великая отечественная война явилась крупнейшим событием ХХ века.
Ученик 1. Над страною занималось утро,
Летнее, душистое, зелёное.
Плыли облака из перламутра,
Отдыхая от дневного зноя…
В старом доме маленьком, уютном,
Маленькая девочка спала…
На кроватке, на полу игрушка,
За окном большой цветущий сад.
И никто не знал, что в это утро
На рассвете началась война
Ведущий 1. На рассвете 22 июня 1941 года в 3 часа 30 минут тысячи немецких орудий обрушили огонь на пограничные заставы. Наступила чёрная ночь фашистской оккупации.
Ведущий 2. Грабежи, террор, лагеря смерти, система заложников, массовые облавы, вывоз людей в Германию.
Ученик2. Они с детьми согнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли (рядом), кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда вовеки
Я слышал: плакали, как дети реки
И в ужасе рыдала мать-земля.
Ведущий 1. В планах немецкие захватчики ставили своей задачей – захват советских земель и угнетение советского народа. Большое место занимал крупнейший промышленный центр – Донбасс. Захватив угольные, металлургические, энергетические, машиностроительные предприятия Донецкого бассейна, гитлеровцы рассчитывали укрепить свой военно-экономический потенциал.
Ведущий 2. Над шахтёрским краем нависла мрачная ночь фашистской оккупации. Но Донбасс не покорился врагу. Занимая Донбасс, гитлеровцы рассчитывали поставить его экономику на службу рейху.
Ведущий 1. Но как ни зверствовали оккупанты, им не удалось пустить ни шахты, ни заводы. Донецкие рабочие выводили из строя забои, домны, электростанции, коксовые печи.
Ведущий 2. На всей донецкой земле шла ожесточённая борьба с оккупантами.
Всего за 22 месяца фашистской оккупации Донбасса партизаны и подпольные патриотические группы истребили свыше 20 тысяч вражеских солдат и офицеров, взорвали 26 воинских эшелонов и 18 железнодорожных мостов, уничтожили сотни автомашин, орудий, миномётов, пулемётов, взяли большие трофеи.
Ведущий 1. Фашисты любой ценой пытались удержать Донбасс. Около 2 лет они укрепляли Миус-фронт.
После разгрома немецко-фашистских полчищ под Сталинградом войска Юго-Западного и Южного фронтов перешли в наступление. К весне 1943 года фронт стабилизировался по Северскому Донцу и Миусу.
Ведущий 2.Разгромив фашистов на Курской дуге, советское командование сосредоточило крупные силы для освобождения Донбасса.
13 агуста 1943 года войска Ю-З фронта под командованием генерала армии Р.Я.Малиновского начали штурм обороны противника и овладели несколькими опорными пунктами, обеспечив тем самым прорыв Миус-фронта.
Ведущий 1. Войска 5-й ударной армии генерал-лейтенанта В.Д.Цветаева прорвали оборону врага на участке Дмитриевка –Куйбышево, открыв «ворота» для других наступлений.
23 августа после решительной атаки была взята Амвросиевка.
Ожесточённые бои развернулись за Чистяково, Снежное и над окрестностями Саур-Могилы, которая связывала своими укреплениями всю ситему Миус-фронта.
Ведущий 2. В ночь на 30 августа Саур-Могила была взята.
1 сентября 1943 года были освобождены Красный Луч, Штеровка, Снежное, и следом – Ворошиловск, Лисичанск, Дебальцево, Енакиево, Горловка.
5 сентября был освобождён Артёмовск, а 6 сентября Краматорск и Константиновка.
Соединения 5-ой ударной армии начали упорные бои за Донецк и 8 сентября освободили его.
Ведущий 1. В тот же день войска овладели городом и железнодорожным узлом Красноармейск.
Спасаясь от полного разгрома немцы вынуждены были беспорядочно отступать.
На местах сражений за Донбасс – реке Миус близ Красного Луча, Саур-Могиле возле Снежного, Острой Могиле в Ворошиловграде и в городе «Молодой гвардии» - Краснодоне – воздвигнуты величественные мемориальные комплексы.
Ведущий 2. Монумент «Освободителям Донбасса» посвящён памяти всех частей и соединений, освобождавших Донбасс. Это главный памятник военной истории города и области.
Находится этот монумент, изображающий шахтёра и солдата с развевающимися за их плечами флагом в виде пятиконечной звезды, на территории парка имени Ленинского комсомола.
Ведущий 1.8 сентября 1943 года навсегда останется одной из самых славных страниц героической истории Великой Отечественной войны для Донетчины. Ваша великая победа, ваше мужество и самоотверженность дали нам право на жизнь и свободу. Это достойный пример бесстрашия, несгибаемости перед любыми трудностями, беззаветной любви к родине. Ваши подвиги навеки в наших сердцах.
Звучит песня «День победы».
Ведущий 2. Мы низко склоняем головы перед памятью героев, не доживших до светлого дня Победы, погибших в боях за свободу родной земли. Вечная память павшим! Вечная благодарность живущим!
Ведущий 1.Сегодняшнее и грядущее поколения донбассовцев навсегда сохранят в своих сердцах искреннюю признательность всем, кто героически сражался за наш шахтёрский край, светлую память о тех, кто не дожил до святого дня торжества мира и созидания.
Низкий поклон всем вам за мирное небо над нашими головами!
Ведущий 1. Закончилась наша первая страничка.
Ведущий 2. Перейдём теперь ко второй страничке. Страничке «Наш Донбасс. Экскурсия по городу.»
Ведущий 1. Но повторяется история.
В апреле 2014-го власти Украины после вооруженных захватов администраций нескольких городов на востоке страны объявили о начале антитеррористической операции в Донбассе.
Ученик 3. Рисуют мальчики войну,
Рисуют танки, «грады».
Висят во всю листа длину
Снаряды толстые.
Рисуют мальчики бои,
Что им сейчас знакомы
И берегут они свои
Огнём, кричащие альбомы.
Ведущий 2. За прошедший год на востоке погибли более шести тысяч человек, более 15 тысяч пострадали, не менее миллиона покинули свои дома. Протесты в Донецкой и Луганской областях переросли в полноценную затяжную войну.
Ученик 4. Обрушился огонь орудий,
И целых три часа подряд
Не разговаривали люди
И били пули невпопад,
И навсегда оглохнув, птицы,
Бесшумные, спешили прочь.
Ведущий 1. 2015 год – год 70-летия Победы советского народа над фашистскими захватчиками. Это знаменательная дата, которую, несмотря на военные действия в нашем городе, отмечал весь народ.
Ведущий 2. Советская армия принесла мир, сломала хребет фашизма. Миллионы людей сложили свои головы, чтобы сегодня наши дети жили в светлом будущем, Мире и согласии. Никто не мог ожидать, что события 1941-1945 годов могут повториться.
Ученик 5. Не плачь, всё будет хорошо…
А боль души слезами не измерить.
Не зря на небе солнышко взошло,
А значит надо жить и надо верить.
Поверь, что скоро кончится война,
Ведь мрак сильней всего перед рассветом.
И ты без страха глядя из окна,
Тихонько скажешь «вот и мир»…, поверив в это.
Ведущий 1. Донбасс силён и мы подтверждаем это каждый день, своим стальным характером, героической волей в боевых действиях, трудовых подвигах и спортивных состязаниях.
Ведущий 1. Наша земля благодаря воинам, которые взяли в руки оружие, полна примерами и подвигами, как и 70 лет назад. Есть преемственность поколений и правильное воспитание, достойного своих дедов – победителей.
Ведущий 1. Нам есть чем гордиться –
Нам вера дана.
Жаль, раненой птицей
Трепещет страна.
Ведущий 2. Мы - русские, братцы! Нам есть чем гордиться!
Зовём журавля, приручая синицу…
Нам есть чем гордиться и шапками машет,
Любая страница истории нашей…
Ведущий 1. Войны – это великое испытание для всего народа, на прочность характера, силу духа. Все новые и новые “горячие точки” вспыхивают на карте….. и среди них боль нашего города, нашего Донбасса.
Ученик 6. В наш дом пришла беда…
Всё чаще плачет мама,
И бабушка вздыхает,
А папа на войне.
Всю ночь по нам бомбят,
Сидим опять в подвалах,
Зачем они стреляют?
Вы объясните мне?
Ведущий 2.Как известно, войны не заканчиваются тем долгожданным моментом, когда смолкает оружие. Они продолжаются в душах тех, кто в них участвовал. И эта война не исключение. Она долго ещё будет напоминать о себе – пока живы люди, потерявшие своих близких, пока болят раны воинов…, пока живёт в нас память…
Ведущий 1. Кто забывает свою историю, обречен, пережить её вновь. Не забывайте, сколько миллионов людей отдали свои жизни за то, чтоб вы жили под мирным небом, радовались солнцу. Берегите мир, берегите жизнь, берегите Донбасс!
Ведущий 2. Нам есть чем гордиться! Донбасс! Он воспринимается как шахтёрский край. Но особенно красив и наряден главный город – Донецк в праздники, когда дома украшаются флагами, лампочками, яркими щитами и транспарантами с поздравлениями, а на главной площади города проводятся концерты.
Ведущий 1. Нам есть чем гордиться! На нашей Донецкой земле появились многие знаменитые и талантливые люди. Одним из таких людей был Леонид Быков – знаменитый киноактёр и режиссёр.
Ведущий 2.. Нам есть чем гордиться! Лирический баритон ясной окраски – это голос Иосифа Кобзона. Специфический и благородный тембр узнаваем с первых звуков.
Ведущий 1. Но помимо знаменитых личностей нам есть чем гордиться в городе. Это парк со скульптурными композициями, выкованными из металла. Автор и руководитель проекта – Заслуженный деятель искусств Виктор Бурдук. Парк открыт в августе 2001 года. Такое же название получил и международный фестиваль кузнечного мастерства, ежегодно проходящий в Донецке. Традиционно работы, изготовленные к фестивалю остаются в парке как подарок городу. В парке представлено 220 композиций художественного металла.
Ведущий 2. Нам есть чем гордиться! Детская железная дорога в Донецке носит имя В.Приклонского, бывшего начальника Донецкой железной дороги. Первая детская железная дорога была открыта ещё в 1936 году, однако она была разрушена во время войны. К идее возрождения малой железной дороги вернулись в 1972 г. Для детей открыты кружки: железнодорожный, музыкальный, краеведческий, театральный.
Ведущий 1. Детская железная дорога - это не просто большая игрушка или действующий макет, это начало профессионального пути людей нескольких поколений, это маленькая страна в огромном мире стальных магистралей.
Ведущий 2. Таких достопримечательных мест в городе и области ещё очень много. Много можно перечислять и рассказывать о них. Лучше всего не рассказывать, а побывать в этих местах.
Ведущий 1. Вот и подошла к концу наша вторая страничка.
Ведущий 2. А что нас ждёт в будущем?
Ведущий 1. Это мы можем пофантазировать в третьей страничке.
Ведущий 2. И так, третья страничка «Наше будущее».
Ведущий 1. Все вы дети, подростки и молодёжь. У каждого поколения молодёжь разная, но одно неизменно – это будущее страны, её умственный потенциал, её опора и надежда.
Ведущий 2. Родина. Самое святое, что есть у человека – Родной край и семья. Если бы у меня был выбор рождения, я бы у Бога попросил родиться там, где сейчас живу – в любимом Донецком краю. Я горжусь тобой, мой любимый город.
Ведущий 1. Наша страна – наш дом, а значит, нам должно быть в нем уютно. И задача живущих в ней людей создавать эту хорошую атмосферу, ведь все в наших руках!
Ведущий 2. В наших руках было, есть и будет создать сильное государство. Вот уже год как была провозглашена Донецкая Народная Республика. 12 мая 2014 года, после состоявшегося днём ранее референдума о самоопределении Донецкой Народной Республики и на основании декларации о независимости от 7 апреля, был провозглашён государственный суверенитет ДНР.
Ведущий 1. Твоё будущее, Родина, в моих руках. И это от меня зависит, чтобы оно было светлым и великим. Таким, чтобы хотелось к нему стремиться, в нём жить, растить детей.
Ведущий 2. Это от меня будет зависеть, чтобы твои огромные, но не безмерные богатства расходовались бережно. Чтобы войны – бессмысленные, непонятные и ненужные – прекратились.
Ведущий 1. Это от меня будет зависеть, чтобы матери плакали от радости и гордости за своих сыновей, а не над их цинковыми гробами; чтобы прекрасное лицо моей страны не обезобразили язвы страшных болезней; чтобы моё поколение не умирало в жуткой агонии от передозировки наркотиков; чтобы никому не нужные дети не протягивали грязные ручонки за подаянием, чтобы старики путешествовали по миру, а не по помойкам…
Ведущий 2. Наш город красивый и светлый. И мы надеемся, что наши отцы, братья и сёстры не дадут уничтожить его красоту, его людей – тружеников этого города.
Ведущий 1. Важно быть настоящим гражданином своей страны, человеком с активной жизненной позицией. Патриотизм – это слово, которое мы часто слышим с экранов телевизоров, со страниц газетных изданий, а точного определения нет ему. Но, наверное, это и правильно, так как патриотизм – это состояние души, состояние действий человека, человека-гражданина своей страны, созидающего на благо Родины. А что можете сделать вы для страны, чтобы мог с гордостью носить звание патриота?
Ведущий 1. Вот и закончилось наше мероприятие. Гражданин нашей страны – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает реализацию нами своих прав и обязанностей по отношению к Отечеству, своей малой Родине, обществу, самому себе. Важно быть настоящим гражданином своей страны, человеком с активной жизненной позицией.
Ведущий 2.Когда вырастет наше поколение, оно оценит историю настоящих дней, переосмыслит сегодняшние ценности. Мы гордимся тем, что живём в этом городе, на этой земле. Мы любим свою Родину! Я думаю, что это мероприятие «Нам есть чем гордиться » поможет формированию у всех нас гражданской позиции. У нас очень богатая история. И действительно, нам «есть чем гордиться!».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.