Сценарий воспитательного занятия
« Что такое этикет?»
Воспитатель Быстрова Т.С.
ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Свердловского района г. Иркутска»
Цели: познакомить детей с правилами этикета; сформировать у них понимание необходимости выполнения правил этичного поведения.
Задачи:
Организовать знакомство детей с правилами поведения в группе, в школе, в гостях;
Формировать задатки самоконтроля в поведении детей;
Воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.
Ход занятия
Участвуют дети с6 до 11 лет. Воспитанников делим на 4 группы.
-Здравствуйте дорогие ребята!
Мы очень рады видеть вас! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Пусть улыбка и
хорошее настроение будут вашими помощниками.
-А вот по какому поводу мы сегодня собрались вы догадаетесь сами, послушав стихотворение:
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться с взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый - … (отвечают дети: этикет)
-Правильно, мы сегодня будем говорить об этикете.
-Познакомьтесь, у нас сегодня необычная гостья.
(Звучит музыка. Выходит Фея Этикет)
-Добрый день, дорогие друзья! Меня зовут Фея Этикет (в руках сердцевина от цветка)
Ребята, а вы знаете, что такое этикет? ( отвечают дети по группам)
-Что значит это загадочное французское слово «этикет»?
-Слово «этикет» произошло от названия карточек – «этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приёмов у короля Людовика 14.На этих карточках были написаны правила поведения: как правильно говорить, одеваться, вести себя дома, в обществе и экстремальных ситуациях.
-Если человек не знает, как себя вести в обществе, он начинает нервничать и чувствует себя неуверенно. Поэтому осваивать основы этикета лучше с детства.
-Ребята, значит этикет – это (помогайте) правила поведения в обществе (на доске).
-Этикет- это не просто набор сухих правил.
-Правила эти помогают людям избегать конфузных ситуаций и чувствовать себя более уверенными, потому что знают, где и как нужно поступить.
-Один мудрый человек говорил: «Все правила давным-давно известны, дело за малым, за умением ими пользоваться».
-Истина эта известна много лет, но почему, зная правила, мы всё равно их нарушаем.
-И это правда, ребята!
Как вы думаете, что это? (показывает сердцевину цветка) (отвечают дети)
А что здесь написано? (читают дети)
-Правильно! Открою вам маленький секрет: оказывается в каждой школе есть невидимый волшебный цветок. Вы просто его не замечаете, не обращаете на него внимания.
Самое главное то, что с каждым нарушением правил этикета он теряет силу, лепестки ослабевают и опадают. А одна вредная тётушка Тэкитэ уж позаботиться, чтобы как можно дальше спрятать лепестки.
-Видимо слишком часто нарушаются правила этикета, если наш цветочек остался без лепесточков.
-Ребята, никогда не поздно вернуть лепестки на место. Какое решение примите вы? (отвечают дети).
-Другого ответа я и не ожидала услышать (сердцевину цветка прикрепляет на стенд).
-Собрав лепестки от цветка, мы сможем лучше понять, что такое этикет.
-Кажется я нашла 1-ый лепесток (достаёт). Это красный лепесток. Что же здесь написано (читают дети).
- Мы часто слышим выражение «вежливый человек». Какого человека называют вежливым? (отвечают дети по группам: воспитанный, добрый, дружелюбный, честный, порядочный, внимательный, отзывчивый, неравнодушный, соблюдает правила приличия…)
(на доске плакат человека, подготовленные слова прикрепляются в виде солнца вокруг человека)
-Молодцы! А вы знаете, что в обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». А вы знаете такие слова? Скажите только «да» или «нет».
-Хорошо! Сейчас каждой команде поочерёдно задаётся вопрос. Когда отвечает одна команда, остальные команды молчат.
-1-ый вопрос 1-ой команде:
Какие «волшебные» слова мы говорим при встрече?
(отвечают дети: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, я рад тебя (Вас) видеть, привет…) А слово «привет» можно всем говорить? (отвечают дети). Слово «привет» можно говорить только близким и друзьям. Молодцы!
-2-ой вопрос 2-ой команде:
Какие «волшебные» слова мы говорим при расставании?
(отвечают дети: до свидания, до завтра, до встречи, счастливого пути, всего хорошего, всего доброго, пока…) А слово «пока» можно всем говорить? (отвечают дети). Слово «пока» можно говорить только близким и друзьям. Молодцы!
-3-ий вопрос 3-ей команде:
Какие «волшебные» слова мы говорим во время завтрака, обеда и ужина?
(отвечают дети: спасибо, всё было очень вкусно, благодарю, приятного аппетита, приятного чаепития, замечательный завтрак, ужин или обед…) Молодцы!
-4-ый вопрос 4-ой команде:
Какие «волшебные» слова мы говорим перед сном?
(отвечают дети: спокойной ночи, доброй ночи, приятных снов, приятных сновидений…) Молодцы!
А жюри внимательно следит за ответами команд и подсчитывает баллы.
-Теперь, ребята, вы знаете, что значит быть вежливым человеком.
Нельзя хлопать дверью со всего маху и кричать на лестнице в доме, где вы живёте. Ведь в любой квартире может быть больной человек или кто-то отдыхает после ночной смены.
-Нельзя дразнить ребят, нельзя хвастаться, нельзя обманывать ребят и взрослых.
-Вы, наверное, устали. Я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Будь внимательным». Я попрошу вас что-то сделать: если просьба с вежливым словом – выполняете, если просьба без вежливого слова – не выполняете. Всем всё понятно? Начинаем:
= встаньте, пожалуйста,
= попляшите,
= похлопайте в ладоши, пожалуйста,
= покружитесь, будьте добры,
= потопайте ногами,
= поменяйтесь местами с соседом,
= обменяйтесь с соседом рукопожатием, пожалуйста,
= отойдите к двери,
= попрыгайте, будьте любезны,
= помашите рукой нашим учителям, будьте добры,
= садитесь, пожалуйста.
-Молодцы! Понравилась игра?
(Фея Этикет прикрепляет 1-ый лепесток – красный)
-Теперь пора отправиться на поиски следующего лепестка.
(Звучит музыка. Беспардонно врывается Тётушка Тэкитэ, за пазухой оранжевый лепесток)
-Ну чё, не ожидали меня увидеть? А я вот – она!
-Кто это, ребята? (отвечают дети)
-Вы чё, ребятки, не узнали меня? А я вас знаю, особенно некоторых. Вот, например: мальчики (подходит к мальчикам) как вы бегаете по школе и на замечания не реагируете, а вот эти мальчики - с пальчики – всегда рубаха не заправлена, обожаю, мой стиль. А как вы под теннисными столами ползаете, на подоконниках сидите – бесподобно!
А в гардеробе, что порой твориться, особенно, когда вещи валяются, а потом никто их не признаёт. Это просто чудо. Смотрю и не нарадуюсь.
-Так, хватит Тётушка Тэкитэ. Ты нам мероприятие срываешь. И вообще, показываешь ребятам плохой пример. Ребята, скажите, какие правила нарушила Тётушка Тэкитэ? (отвечают дети: ворвалась, не постучалась, не поздоровалась, не извинилась…) Слышала?
-Для начала, не помешало бы научиться здороватся!
-А зачем здороваться?
-Ребята, кто знает, что означает это красивое слово «здравствуйте»? (отвечают дети)
-Правильно! Простое обыкновенное слово «здравствуйте» означает:
« Я тебя вижу. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе самого доброго, здоровья, мира, веселья, счастья». Интересно?
-Сейчас для вас прозвучат разные ситуации. У вас на столах у каждого лежат сигналы зелёного и красного цвета. Если ситуация отражает правильное поведение ребёнка – сигналите зелёным цветом, если неправильное поведение – сигналите красным цветом. Всем всё понятно? Приготовились. А жюри внимательно следит за ответами команд.
Ситуация 1: Ты бежишь по коридору, а навстречу учитель. Обегаешь ее дугой и бросаешь на ходу: «Здрасьте, Марь Иванна!»
Ситуация 2: Ты просыпаешься утром, выходишь на кухню и приветствуешь своих родных словами: «Всем доброе утро!»
Ситуация 3: Лето. Мимо дверей школы проходит Петров с удочками. Марья Ивановна замечает: «Петров, почему не здороваешься?». А Петров в ответ: «Так ведь лето, Марь Иванна!»
Ситуация 4: Саша пробегает мимо девочек, останавливается и произносит: «Привет, девчонки!»
Ситуация 5: Тетя Дуся стоит у подъезда. Выходит Петя. «Здрасьте!» — буркнул он себе под нос.
-Ну что, может кто-нибудь узнал себя в какой- нибудь ситуации?
-Ты же видела, ребята отлично справились с этим заданием.
-Ну конечно, это я у вас только нарушаю да срываю… А у меня вот чё есть (показывает оранжевый лепесток, дети читают). Здесь-то точно ваши ребятки не знают никаких правил поведения!
-Давайте поиграем в игру «В гардеробе».
-Молодцы! Ребята, что нужно сделать, чтобы в раздевалке никто не толкался, не бегал, чтобы вещи не валялись где-попало? (отвечают дети)
-Правильно! Нужно всем вместе определить и выполнять правила поведения в гардеробе.
(на доске плакат «Правила поведения в гардеробе», вторая половина правил закрыта, дети должны закончить предложение):
1.Вешай свою одежду на определенное (свое) место.
2.Варежки, перчатки положи в карман, головной убор в рукав.
3.Одежду вешай аккуратно.
4.В раздевалке не разговаривай, раздевайся быстро, не мешай другим.
5.Увидел упавшую одежду - подними.
6.Ценные вещи и деньги карманах не оставляй.
7.Будь вежлив с товарищами, помогай другим.
-Подумаешь правила определили, надо ещё их соблюдать.
-Ребята, кто будет соблюдать правила поведения в гардеробе, поднимите руки.
(Фея Этикет прикрепляет 2-ой лепесток – оранжевый)
-Ну и ладно, подумаешь гардероб… Я тут необычные школьные правила приготовила, специально для вас. Я думаю, дети будут в восторге.
-Какие правила, ты же их не любишь.
-Я же говорю, необычные, ребятам они понравятся. Значит так: если вы согласны с правилом – сигналите зелёным цветом, если не согласны с правилом – сигналите красным цветом. Начинаем:
1. На контрольных не списывай у двоечников. Списывай только у отличников.
2. Старайся сидеть на первой парте. Тогда после звонка на перемену ты первым добежишь до столовой.
3. На перемене не дергай девчонок за косички: гораздо интереснее делать это на уроке.
4. Бережно обращайся с учебниками. Помни: это твое главное оружие в школьной драке!
5. Всегда пропускай девочку вперед: сзади ее гораздо удобнее дергать за косичку.
6. Не обижай ребят из младших классов: они такие ябеды.
-Как видишь, не согласны ребята с твоими правилами поведения в школе. Значит вывод какой?
Ребята, какой вывод? Почему вы не согласны с правилами Тётушки Тэкитэ? (отвечают дети: потому что мы знаем правила поведения в школе)
Слышала, что ребята говорят.
(Из зала: А вот и жёлтый лепесток нашёлся!)
-Ура! Значит ребята и правда знают правила поведения в школе.
(Фея Этикет прикрепляет 3-ий лепесток – жёлтый)
-Да ну вас! Пойду-ка я лучше в столовую.
-Подожди, Тётушка Тэкитэ, давай все вместе поиграем в игру «Мы в столовую идём».
Ребята, все встаём в один большой круг. По команде ведущего выполняете движения: (фоном звучит музыка)
Ведущий: Взявшись за руки, друзья мы в столовую идем, а как?
Дети: Вот так (маршируют на месте)
Ведущий: А как тихо идем?
Дети: Вот так (идут на носочках)
Ведущий: А как руки моем?
Дети: Вот так (показывают)
Ведущий: А как едим в столовой?
Дети: Вот так (показывают)
Ведущий: А как жуем?
Дети: Вот так (жуют с закрытым ртом)
Ведущий: А что говорим после обеда?
Дети: Спасибо!
-Молодцы! Садитесь на свои места. А теперь все дружно определим правила в школьной столовой. (на доске плакат «Правила поведения в столовой», вторая половина правил закрыта, дети должны закончить предложение):
1. В столовой есть закон такой — руки мой перед едой.
2. Очень пища хороша — кушай пищу не спеша.
3. Если будешь все съедать — шанс учиться есть на пять.
4. Ты поел? Чиста тарелка? Отнеси ее скорей.
5. Уходя, скажи спасибо тем, кто вам красиво стол накрыл.
-Молодцы! Посмотрите, ещё один лепесточек нашёлся.
(Фея Этикет прикрепляет 4-ый лепесток – зелёный)
-И конечно же самое главное правило – это правила поведения за столом.
-Какие правила за столом, да никто их не знает…
-А сейчас мы проверим, знают наши ребята правила эти или нет: если то, что я скажу правильно – поднимаем зелёный сигнал, если не правильно – поднимаем красный сигнал. Начинаем:
= хорошо пережевывать пищу,
= глотать большие куски,
= не чавкать,
= ковырять в зубах пальцами,
= класть в рот небольшие кусочки,
= чавкать,
= говорить во время еды,
= вытирать рот рукавом,
= спешить,
= пить залпом,
= выплевывать косточки на стол,
= объедаться,
= не говорить с полным ртом,
= чистить зубы зубочисткой,
= пользоваться салфеткой,
= сильно дуть на суп,
= бросать салфетку на стол.
-Молодцы! Справились и с этим заданием. Надеюсь вы запомнили правила поведения за столом и будете их соблюдать
(из зала: Нашёлся голубой лепесточек!)
(Фея Этикет прикрепляет 5-ый лепесток – голубой)
-Ха, остальные лепесточки вам не достать, они далеко – в сказке.
-В чём же проблема? Сейчас мы найдём эту сказку…
(Звучит музыка. Сценка «Разговор по телефону»)
(Раздается телефонный гудок. Арлекин звонит Мальвине)
Арлекин:
-Эй, пошли с нами в кино!
Такой прикольный фильм идет,
Живот от смеха надорвешь
Ну, говори скорей, пойдешь?
Мальвина:
-Алло! Алло! С кем говорю?
Арлекин:
-Ты что, совсем, что-ли лю, лю?
Иль, может у тебя склероз ?
Ты что, меня не узнаешь?
Мальвина:
-Вы телефонный хулиган!
Должно быть стыдно, сударь вам (бросает трубку).
Арлекин:
-Меня она не узнает,
Вот вредная Мальвина!
Такое зло меня берет,
Пойду я к Буратино!
Буратино:
-Что случилось, Арлекино ?
Арлекин:
-Да опять эта Мальвина (дразнит)
Алло, алло, с кем говорю!
Сегодня я ее побью!!!
-Ребята, как вы думаете, что неправильно сделал Арлекин? (отвечают дети)
-А что неправильно сделала Мальвина? (отвечают дети)
-
Правила телефонного разговора:
1. Прежде чем звонить - посмотри на часы. Звонить рано утром ( до 10 часов) и поздно вечером (после 21.00) считается дурным тоном, исключая экстренные случаи.
2. После того, как на противоположном конце ответили, обязательно поздоровайся.
3. После приветствия – представься, даже если ты уверен, что твой голос хорошо знаком.
4. Не забывай, что нужно говорить вежливо и учтиво, даже со своими сверстниками.
5. Неприлично бросать трубку, не закончив разговор.
(Звучит музыка. Сценка «Умеем ли мы ходить в гости и принимать гостей»)
Пьеро: Ах, несчастный я Пьеро
Как болит мое нутро
От страданий и разлук,
Да моих сердечных мук.
Новость нынче услыхал
И совсем я захворал:
Будто у моей Мальвины
(Ты не слышал, Арлекин?)
Вместо сердца - апельсин.
Буратино: Что ты, брат, совсем сдурел,
Или ум твой отсырел?
Вместо сердца апельсин?
Ты, Пьеро, сообразил!
Апельсин живой и сочный,
Ну а я-то знаю точно,
Свой секрет тебе открою-
Сердце у нее стальное.
Арлекин: Ой, ребята, ой, умора,
Насмешили, честное слово (хохочет).
В песне сказано давно,
Что стеклянное оно.
Пьеро: Почему должны мы верить?
Арлекин: А сейчас мы и проверим,
Вон Мальвина к нам идет,
Песню грустную поет.
О нашем споре ни гу-гу,
А то поколотить могу.
Мальвина: Ну, друзья мои, привет!
Вас приглашаю на обед.
Без опозданий, ровно в пять.
Дома буду вас встречать.
Пьеро: Сбылась, сбылась мечта моя,
Иду к Мальвине на обед,
Бегу я покупать букет.
(Друзья в сборе, нетерпеливо посматривают на часы)
Буратино: Как замучился я ждать,
Ну когда же будет пять?
Пьеро: Ну а я хоть целый год
Ждать свидания готов!
Арлекин: Ты, конечно, без комментариев,
Ну а мы – то ведь нормальные!
Буратино: Больше ждать терпенья нет,
Пошли, ребята, на обед.
Арлекин: Вот и пришли мы, без обмана!
Пьеро: Очень боюсь, что слишком рано!
Буратино: Уж больше ждать
Терпенья нет,
Давай скорей нам свой обед!
Мальвина: Проходите, я вам рада очень,
Но придется вам помочь мне, между прочим.
Пьеро: (вручает цветы) С удовольствием, о Муза!
Арлекин: (гладит себя по животу) Ох, наемся я от пуза!
(Проходят в комнату. Стол уже сервирован, остаются лишь мелочи)
Мальвина: Арлекин, стели салфетки.
Ты, Пьеро, расставь розетки,
Разолью я в них варенье,
И готово угощенье.
(Гости рассаживаются за столом, приборы расставлены по правилам сервировки)
Угощайтесь! Вам, Пьеро,
Налить чай или ситро?
Пьеро: Чай, пожалуйста.
Мальвина: Буратино?
Буратино: Буду рад
Я отведать шоколад.
Арлекин: ( хватает все сразу, все надкусывает, запихивает в карманы)
Ну а я хочу - варенье,
Пастилу, зефир, печенье.
Обожаю я все это,
Да, забыл, еще конфеты!
Буратино: Не толкайся, Арлекин,
За столом ты не один.
Арлекин: Лучше сам убрал бы локти!
Да постриг на пальцах ногти-
Оцарапал мне лицо.
Буратино: Что –о - о?
(Мальчишки вскакивают с места, хотят подраться, посуда падает, Мальвина рассержена)
Мальвина: Вот неряхи и невежды,
Вы испортили одежду,
Мне пролили чай на платье,
Вот теперь его стирать мне.
Раскрошили все печенье,
У тебя весь нос в варенье!
Весь испортили обед,
Незнаком вам этикет!
Пьеро: От стыда сгорю,умру
Или ночью, иль к утру.
Буратино: Вот капризная девчонка,
Мне она давно в печенках.
Арлекин: Пей сама свое какао,
Нам таких, как ты, не надо.
Ясно всем теперь конечно,
Что Мальвина бессердечна.
(Буратино и Арлекин уходят, Мальвина плачет, Пьеро успокаивает ее. Мальвина вздыхает, вытирает слезы)
Мальвина: Пьеро, поможешь мне убраться?
Пьеро: Меня не гонят,
Я- в восторге!
Займемся мы сейчас уборкой.
-Ребята, умеют ли герои сценки ходить в гости и принимать гостей? (ответы детей)
-Что сделали неверно герои сценки? (ответы детей)
-Теперь давайте повторим и запомним правила поведения в гостях:
1.Если тебя пригласили в гости, ты не должен опаздывать, но и приходить раньше тоже не нужно.
2. Идя в гости, не забудь привести себя в порядок.
3.Громко говорить, хохотать, острить, жевать с шумом за столом не следует.
4.Если ваши гости ведут себя не так, как вам бы хотелось - ты, как хозяин, должен быть ровен и любезен до конца встречи.
-Вот мы нашли ещё два лепестка: синий и фиолетовый.
(Фея Этикет прикрепляет 6 и 7 лепестки – синий и фиолетовый)
-Молодцы! Вот и мы собрали наш цветок.
-Сколько же правил нужно знать, тут голова треснет да ещё их соблюдать…
-Тётушка Тэкитэ, а это ведь совсем несложно, просто надо быть вежливым человеком.
-К тому же, это ещё не все правила, правда ребята?
-Где бы мы с вами ребята не находились, всегда нужно соблюдать правила поведения: на улице, в транспорте, в магазине, в библиотеке, в бассейне, в театре, в кино и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.