Воспитательное занятие "Что такое этикет?"
Оценка 4.8

Воспитательное занятие "Что такое этикет?"

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
воспитательная работа
5 кл—6 кл
15.02.2022
Воспитательное занятие "Что такое этикет?"
Занятие для детей 6-11 лет. Дает понятие этикета.
сценарий волшебная палочка.docx

Сценарий воспитательного занятия

« Что такое этикет?»

 

Воспитатель Быстрова Т.С.

ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,      Свердловского района г. Иркутска»

Цели:  познакомить детей с правилами этикета; сформировать у них понимание необходимости выполнения правил этичного поведения.

Задачи:

 Организовать знакомство детей с правилами поведения в группе, в школе, в гостях;

 Формировать задатки самоконтроля в поведении детей;  

 Воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.

 

Ход занятия

Участвуют дети с6 до 11 лет. Воспитанников  делим на 4 группы.

-Здравствуйте дорогие ребята!

Мы очень рады видеть вас! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Пусть улыбка и

хорошее настроение будут вашими помощниками.

-А вот по какому поводу мы сегодня собрались вы догадаетесь сами, послушав стихотворение:

 

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться?

Как есть?

Как звонить?

Как встать?

Как сесть?

Как здороваться с взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них даёт ответ

Этот самый - … (отвечают дети: этикет)

 

-Правильно, мы сегодня будем говорить об этикете.

-Познакомьтесь, у нас сегодня необычная гостья.

(Звучит музыка. Выходит Фея Этикет)

-Добрый день, дорогие друзья! Меня зовут Фея Этикет (в руках сердцевина от цветка)

Ребята, а вы знаете, что такое этикет? ( отвечают дети по группам)

-Что значит это загадочное французское слово «этикет»?

-Слово «этикет» произошло от названия карточек – «этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приёмов у короля Людовика 14.На этих карточках были написаны правила поведения: как правильно говорить, одеваться, вести себя дома, в обществе и экстремальных ситуациях.

-Если человек не знает, как себя вести в обществе, он начинает нервничать и чувствует себя неуверенно. Поэтому осваивать основы этикета лучше с детства.

-Ребята, значит этикет – это (помогайте) правила поведения в обществе (на доске).

-Этикет- это не просто набор сухих правил.

-Правила эти помогают людям избегать конфузных ситуаций и чувствовать себя более уверенными, потому что знают, где и как нужно поступить.

-Один мудрый человек говорил: «Все правила давным-давно известны, дело за малым, за умением ими пользоваться».

-Истина эта известна много лет, но почему, зная правила, мы всё равно их нарушаем.

 

-И это правда, ребята!

Как вы думаете, что это? (показывает сердцевину цветка) (отвечают дети)

А что здесь написано? (читают дети)

-Правильно! Открою вам маленький секрет: оказывается в каждой школе есть невидимый волшебный цветок. Вы просто его не замечаете, не обращаете на него внимания.

Самое главное то, что с каждым нарушением правил этикета он теряет силу, лепестки ослабевают и опадают. А одна вредная тётушка Тэкитэ уж позаботиться, чтобы как можно дальше спрятать лепестки.

-Видимо слишком часто нарушаются правила этикета, если наш цветочек остался без лепесточков.

-Ребята, никогда не поздно вернуть лепестки на место. Какое решение примите вы? (отвечают дети).

-Другого ответа я и не ожидала услышать (сердцевину цветка прикрепляет на стенд).

-Собрав лепестки от цветка, мы сможем лучше понять, что такое этикет.

 

-Кажется я нашла 1-ый лепесток (достаёт). Это красный лепесток. Что же здесь написано (читают дети).

- Мы часто слышим выражение «вежливый человек». Какого человека называют вежливым? (отвечают дети по группам: воспитанный, добрый, дружелюбный, честный, порядочный, внимательный, отзывчивый, неравнодушный, соблюдает правила приличия…)

(на доске плакат человека, подготовленные слова прикрепляются в виде солнца вокруг человека)

-Молодцы! А вы знаете, что в обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». А вы знаете такие слова? Скажите только «да» или «нет».

-Хорошо! Сейчас каждой команде поочерёдно задаётся вопрос. Когда отвечает одна команда, остальные команды молчат.

 

-1-ый вопрос 1-ой команде:

Какие «волшебные» слова мы говорим при встрече?

(отвечают дети: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, я рад тебя (Вас) видеть, привет…) А слово «привет» можно всем говорить? (отвечают дети). Слово «привет» можно говорить только близким и друзьям. Молодцы!

 

-2-ой вопрос 2-ой команде:

Какие «волшебные» слова мы говорим при расставании?

(отвечают дети: до свидания, до завтра, до встречи, счастливого пути, всего хорошего, всего доброго, пока…) А слово «пока» можно всем говорить? (отвечают дети). Слово «пока» можно говорить только близким и друзьям. Молодцы!

 

-3-ий вопрос 3-ей команде:

Какие «волшебные» слова мы говорим во время завтрака, обеда и ужина?

(отвечают дети: спасибо, всё было очень вкусно, благодарю, приятного аппетита, приятного чаепития, замечательный завтрак, ужин или обед…) Молодцы!

 

-4-ый вопрос 4-ой команде:

Какие «волшебные» слова мы говорим перед сном?

(отвечают дети: спокойной ночи, доброй ночи, приятных снов, приятных сновидений…) Молодцы!

 

А жюри внимательно следит за ответами команд и подсчитывает баллы.

-Теперь, ребята, вы знаете, что значит быть вежливым человеком.

Нельзя хлопать дверью со всего маху и кричать на лестнице в доме, где вы живёте. Ведь в любой квартире может быть больной человек или кто-то отдыхает после ночной смены.

-Нельзя дразнить ребят, нельзя хвастаться, нельзя обманывать ребят и взрослых.

 

-Вы, наверное, устали. Я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Будь внимательным». Я попрошу вас что-то сделать: если просьба с вежливым словом – выполняете, если просьба без вежливого слова – не выполняете. Всем всё понятно? Начинаем:

= встаньте, пожалуйста,

= попляшите,

= похлопайте в ладоши, пожалуйста,

= покружитесь, будьте добры,

= потопайте ногами,

= поменяйтесь местами с соседом,

= обменяйтесь с соседом рукопожатием, пожалуйста,

= отойдите к двери,

= попрыгайте, будьте любезны,

= помашите рукой нашим учителям, будьте добры,

= садитесь, пожалуйста.

-Молодцы! Понравилась игра?

 

(Фея Этикет прикрепляет 1-ый лепесток – красный)

-Теперь пора отправиться на поиски следующего лепестка.

 

(Звучит музыка. Беспардонно врывается Тётушка Тэкитэ, за пазухой оранжевый лепесток)

-Ну чё, не ожидали меня увидеть? А я вот – она!

-Кто это, ребята? (отвечают дети)

-Вы чё, ребятки, не узнали меня? А я вас знаю, особенно некоторых. Вот, например: мальчики (подходит к мальчикам) как вы бегаете по школе и на замечания не реагируете, а вот эти мальчики - с пальчики – всегда рубаха не заправлена, обожаю, мой стиль. А как вы под теннисными столами ползаете, на подоконниках сидите – бесподобно!

А в гардеробе, что порой твориться, особенно, когда вещи валяются, а потом никто их не признаёт. Это просто чудо. Смотрю и не нарадуюсь.

 

-Так, хватит Тётушка Тэкитэ. Ты нам мероприятие срываешь. И вообще, показываешь ребятам плохой пример. Ребята, скажите, какие правила нарушила Тётушка Тэкитэ? (отвечают дети: ворвалась, не постучалась, не поздоровалась, не извинилась…) Слышала?

-Для начала, не помешало бы научиться здороватся!

-А зачем здороваться?

-Ребята, кто знает, что означает это красивое слово «здравствуйте»? (отвечают дети)

-Правильно! Простое обыкновенное слово «здравствуйте» означает:

« Я тебя вижу. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе самого доброго, здоровья, мира, веселья, счастья». Интересно?

 

-Сейчас для вас прозвучат разные ситуации. У вас на столах у каждого лежат сигналы зелёного и красного цвета. Если ситуация отражает правильное поведение ребёнка – сигналите зелёным цветом, если неправильное поведение – сигналите красным цветом. Всем всё понятно? Приготовились. А жюри внимательно следит за ответами команд.

 

Ситуация 1: Ты бежишь по коридору, а навстречу учитель. Обегаешь ее дугой и бросаешь на ходу: «Здрасьте, Марь Иванна!»

 

Ситуация 2: Ты просыпаешься утром, выходишь на кухню и приветствуешь своих родных словами: «Всем доброе утро!»

 

Ситуация 3: Лето. Мимо дверей школы проходит Петров с удочками. Марья Ивановна замечает: «Петров, почему не здороваешься?». А Петров в ответ: «Так ведь лето, Марь Иванна!»

 

Ситуация 4: Саша пробегает мимо девочек, останавливается и произносит: «Привет, девчонки!»

 

Ситуация 5: Тетя Дуся стоит у подъезда. Выходит Петя. «Здрасьте!» — буркнул он себе под нос.

 

-Ну что, может кто-нибудь узнал себя в какой- нибудь ситуации?

-Ты же видела, ребята отлично справились с этим заданием.

-Ну конечно, это я у вас только нарушаю да срываю… А у меня вот чё есть (показывает оранжевый лепесток, дети читают). Здесь-то точно ваши ребятки не знают никаких правил поведения!

 

-Давайте поиграем в игру «В гардеробе».

 

-Молодцы! Ребята, что нужно сделать, чтобы в раздевалке никто не толкался, не бегал, чтобы вещи не валялись где-попало? (отвечают дети)

-Правильно! Нужно всем вместе определить и выполнять правила поведения в гардеробе.

(на доске плакат «Правила поведения в гардеробе», вторая половина правил закрыта, дети должны закончить предложение):

1.Вешай свою одежду на определенное (свое) место.

2.Варежки, перчатки положи в карман, головной убор в рукав.

3.Одежду вешай аккуратно.

4.В раздевалке не разговаривай, раздевайся быстро, не мешай другим.

5.Увидел упавшую одежду - подними.

6.Ценные вещи и деньги карманах не оставляй.

7.Будь вежлив с товарищами, помогай другим.

 

-Подумаешь правила определили, надо ещё их соблюдать.

-Ребята, кто будет соблюдать правила поведения в гардеробе, поднимите руки.

(Фея Этикет прикрепляет 2-ой лепесток – оранжевый)

 

-Ну и ладно, подумаешь гардероб… Я тут необычные школьные правила приготовила, специально для вас. Я думаю, дети будут в восторге.

-Какие правила, ты же их не любишь.

-Я же говорю, необычные, ребятам они понравятся. Значит так: если вы согласны с правилом – сигналите зелёным цветом, если не согласны с правилом – сигналите красным цветом. Начинаем:

 

1. На контрольных не списывай у двоечников. Списывай только у отличников.

2. Старайся сидеть на первой парте. Тогда после звонка на перемену ты первым добежишь до столовой.

3. На перемене не дергай девчонок за косички: гораздо интереснее делать это на уроке.

4. Бережно обращайся с учебниками. Помни: это твое главное оружие в школьной драке!

5. Всегда пропускай девочку вперед: сзади ее гораздо удобнее дергать за косичку.

6. Не обижай ребят из младших классов: они такие ябеды.

 

-Как видишь, не согласны ребята с твоими правилами поведения в школе. Значит вывод какой?

Ребята, какой вывод? Почему вы не согласны с правилами Тётушки Тэкитэ? (отвечают дети: потому что мы знаем правила поведения в школе)

Слышала, что ребята говорят.

 

(Из зала: А вот и жёлтый лепесток нашёлся!)

-Ура! Значит ребята и правда знают правила поведения в школе.

(Фея Этикет прикрепляет 3-ий лепесток – жёлтый)

 

-Да ну вас! Пойду-ка я лучше в столовую.

-Подожди, Тётушка Тэкитэ, давай все вместе поиграем в игру «Мы в столовую идём».

Ребята, все встаём в один большой круг. По команде ведущего выполняете движения: (фоном звучит музыка)

Ведущий: Взявшись за руки, друзья мы в столовую идем, а как?

Дети: Вот так (маршируют на месте)

Ведущий: А как тихо идем?

Дети: Вот так (идут на носочках)

Ведущий: А как руки моем?

Дети: Вот так (показывают)

Ведущий: А как едим в столовой?

Дети: Вот так (показывают)

Ведущий: А как жуем?

Дети: Вот так (жуют с закрытым ртом)

Ведущий: А что говорим после обеда?

Дети: Спасибо!

 

-Молодцы! Садитесь на свои места. А теперь все дружно определим правила в школьной столовой. (на доске плакат «Правила поведения в столовой», вторая половина правил закрыта, дети должны закончить предложение):

1. В столовой есть закон такой — руки мой перед едой.

2. Очень пища хороша — кушай пищу не спеша.

3. Если будешь все съедать — шанс учиться есть на пять.

4. Ты поел? Чиста тарелка? Отнеси ее скорей.

5. Уходя, скажи спасибо тем, кто вам красиво стол накрыл.

 

-Молодцы! Посмотрите, ещё один лепесточек нашёлся.

(Фея Этикет прикрепляет 4-ый лепесток – зелёный)

 

-И конечно же самое главное правило – это правила поведения за столом.

-Какие правила за столом, да никто их не знает…

-А сейчас мы проверим, знают наши ребята правила эти или нет: если то, что я скажу правильно – поднимаем зелёный сигнал, если не правильно – поднимаем красный сигнал. Начинаем:

= хорошо пережевывать пищу,

= глотать большие куски,

= не чавкать,

= ковырять в зубах пальцами,

= класть в рот небольшие кусочки,

= чавкать,

= говорить во время еды,

= вытирать рот рукавом,

= спешить,

= пить залпом,

= выплевывать косточки на стол,

= объедаться,

= не говорить с полным ртом,

= чистить зубы зубочисткой,

= пользоваться салфеткой,

= сильно дуть на суп,

= бросать салфетку на стол.

 

-Молодцы! Справились и с этим заданием. Надеюсь вы запомнили правила поведения за столом и будете их соблюдать

(из зала: Нашёлся голубой лепесточек!)

(Фея Этикет прикрепляет 5-ый лепесток – голубой)

 

-Ха, остальные лепесточки вам не достать, они далеко – в сказке.

-В чём же проблема? Сейчас мы найдём эту сказку…

 

(Звучит музыка. Сценка «Разговор по телефону»)

(Раздается телефонный гудок. Арлекин звонит Мальвине)

Арлекин:

-Эй, пошли с нами в кино!

Такой прикольный фильм идет,

Живот от смеха надорвешь

Ну, говори скорей, пойдешь?

Мальвина:

-Алло! Алло! С кем говорю?

Арлекин:

-Ты что, совсем, что-ли лю, лю?

Иль, может у тебя склероз ?

Ты что, меня не узнаешь?

Мальвина:

-Вы телефонный хулиган!

Должно быть стыдно, сударь вам (бросает трубку).

Арлекин:

-Меня она не узнает,

Вот вредная Мальвина!

Такое зло меня берет,

Пойду я к Буратино!

Буратино:

-Что случилось, Арлекино ?

Арлекин:

-Да опять эта Мальвина (дразнит)

Алло, алло, с кем говорю!

Сегодня я ее побью!!!

 

-Ребята, как вы думаете, что неправильно сделал Арлекин? (отвечают дети)

-А что неправильно сделала Мальвина? (отвечают дети)

-

 

Правила телефонного разговора:

1. Прежде чем звонить - посмотри на часы. Звонить рано утром ( до 10 часов) и поздно вечером (после 21.00) считается дурным тоном, исключая экстренные случаи.

2. После того, как на противоположном конце ответили, обязательно поздоровайся.

3. После приветствия – представься, даже если ты уверен, что твой голос хорошо знаком.

4. Не забывай, что нужно говорить вежливо и учтиво, даже со своими сверстниками.

5. Неприлично бросать трубку, не закончив разговор.

 

(Звучит музыка. Сценка «Умеем ли мы ходить в гости и принимать гостей»)

 

Пьеро: Ах, несчастный я Пьеро

Как болит мое нутро

От страданий и разлук,

Да моих сердечных мук.

Новость нынче услыхал

И совсем я захворал:

Будто у моей Мальвины

(Ты не слышал, Арлекин?)

Вместо сердца - апельсин.

Буратино: Что ты, брат, совсем сдурел,

Или ум твой отсырел?

Вместо сердца апельсин?

Ты, Пьеро, сообразил!

Апельсин живой и сочный,

Ну а я-то знаю точно,

Свой секрет тебе открою-

Сердце у нее стальное.

Арлекин: Ой, ребята, ой, умора,

Насмешили, честное слово (хохочет).

В песне сказано давно,

Что стеклянное оно.

Пьеро: Почему должны мы верить?

Арлекин: А сейчас мы и проверим,

Вон Мальвина к нам идет,

Песню грустную поет.

О нашем споре ни гу-гу,

А то поколотить могу.

Мальвина: Ну, друзья мои, привет!

Вас приглашаю на обед.

Без опозданий, ровно в пять.

Дома буду вас встречать.

Пьеро: Сбылась, сбылась мечта моя,

Иду к Мальвине на обед,

Бегу я покупать букет.

(Друзья в сборе, нетерпеливо посматривают на часы)

Буратино: Как замучился я ждать,

Ну когда же будет пять?

Пьеро: Ну а я хоть целый год

Ждать свидания готов!

Арлекин: Ты, конечно, без комментариев,

Ну а мы – то ведь нормальные!

Буратино: Больше ждать терпенья нет,

Пошли, ребята, на обед.

Арлекин: Вот и пришли мы, без обмана!

Пьеро: Очень боюсь, что слишком рано!

Буратино: Уж больше ждать

Терпенья нет,

Давай скорей нам свой обед!

Мальвина: Проходите, я вам рада очень,

Но придется вам помочь мне, между прочим.

Пьеро: (вручает цветы) С удовольствием, о Муза!

Арлекин(гладит себя по животу) Ох, наемся я от пуза!

(Проходят в комнату. Стол уже сервирован, остаются лишь мелочи)

Мальвина: Арлекин, стели салфетки.

Ты, Пьеро, расставь розетки,

Разолью я в них варенье,

И готово угощенье.

(Гости рассаживаются за столом, приборы расставлены по правилам сервировки)

Угощайтесь! Вам, Пьеро,

Налить чай или ситро?

Пьеро: Чай, пожалуйста.

Мальвина: Буратино?

Буратино: Буду рад

Я отведать шоколад.

Арлекин: ( хватает все сразу, все надкусывает, запихивает в карманы)

Ну а я хочу - варенье,

Пастилу, зефир, печенье.

Обожаю я все это,

Да, забыл, еще конфеты!

Буратино: Не толкайся, Арлекин,

За столом ты не один.

Арлекин: Лучше сам убрал бы локти!

Да постриг на пальцах ногти-

Оцарапал мне лицо.

Буратино: Что –о - о?

(Мальчишки вскакивают с места, хотят подраться, посуда падает, Мальвина рассержена)

Мальвина: Вот неряхи и невежды,

Вы испортили одежду,

Мне пролили чай на платье,

Вот теперь его стирать мне.

Раскрошили все печенье,

У тебя весь нос в варенье!

Весь испортили обед,

Незнаком вам этикет!

Пьеро: От стыда сгорю,умру

Или ночью, иль к утру.

Буратино: Вот капризная девчонка,

Мне она давно в печенках.

Арлекин: Пей сама свое какао,

Нам таких, как ты, не надо.

Ясно всем теперь конечно,

Что Мальвина бессердечна.

 

(Буратино и Арлекин уходят, Мальвина плачет, Пьеро успокаивает ее. Мальвина вздыхает, вытирает слезы)

Мальвина: Пьеро, поможешь мне убраться?

Пьеро: Меня не гонят,

Я- в восторге!

Займемся мы сейчас уборкой.

 

-Ребята, умеют ли герои сценки ходить в гости и принимать гостей? (ответы детей)

-Что сделали неверно герои сценки? (ответы детей)

 

-Теперь давайте повторим и запомним правила поведения в гостях:

1.Если тебя пригласили в гости, ты не должен опаздывать, но и приходить раньше тоже не нужно.

2. Идя в гости, не забудь привести себя в порядок.

3.Громко говорить, хохотать, острить, жевать с шумом за столом не следует.

4.Если ваши гости ведут себя не так, как вам бы хотелось - ты, как хозяин, должен быть ровен и любезен до конца встречи.

 

-Вот мы нашли ещё два лепестка: синий и фиолетовый.

(Фея Этикет прикрепляет 6 и 7 лепестки – синий и фиолетовый)

 

-Молодцы! Вот и мы собрали наш цветок.

-Сколько же правил нужно знать, тут голова треснет да ещё их соблюдать…

-Тётушка Тэкитэ, а это ведь совсем несложно, просто надо быть вежливым человеком.

-К тому же, это ещё не все правила, правда ребята?

-Где бы мы с вами ребята не находились, всегда нужно соблюдать правила поведения: на улице, в транспорте, в магазине, в библиотеке, в бассейне, в театре, в кино и т.д.


 

Сценарий воспитательного занятия «

Сценарий воспитательного занятия «

Правильно, мы сегодня будем говорить об этикете

Правильно, мы сегодня будем говорить об этикете

Молодцы! А вы знаете, что в обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными»

Молодцы! А вы знаете, что в обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными»

Вы, наверное, устали. Я предлагаю вам поиграть

Вы, наверное, устали. Я предлагаю вам поиграть

Я тебя вижу. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился

Я тебя вижу. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился

Одежду вешай аккуратно . 4.

Одежду вешай аккуратно . 4.

Подожди, Тётушка Тэкитэ, давай все вместе поиграем в игру «Мы в столовую идём»

Подожди, Тётушка Тэкитэ, давай все вместе поиграем в игру «Мы в столовую идём»

Молодцы! Справились и с этим заданием

Молодцы! Справились и с этим заданием

Иль, может у тебя склероз ? Ты что, меня не узнаешь?

Иль, может у тебя склероз ? Ты что, меня не узнаешь?

Да моих сердечных мук. Новость нынче услыхал

Да моих сердечных мук. Новость нынче услыхал

Пьеро: Ну а я хоть целый год

Пьеро: Ну а я хоть целый год

Арлекин : Лучше сам убрал бы локти!

Арлекин : Лучше сам убрал бы локти!

Если тебя пригласили в гости, ты не должен опаздывать, но и приходить раньше тоже не нужно

Если тебя пригласили в гости, ты не должен опаздывать, но и приходить раньше тоже не нужно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2022