Тема: «Лесные новости»
Цель: закрепить представления детей о значении леса в жизни людей.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать уточнять и обогащать знания детей о лесе и его обитателях
2. Продолжать закреплять представления детей о родном крае, его богатстве-лесе и его многообразии, роли в жизни животного мира и человека
Развивающие:
1. Продолжать развивать и корригировать мыслительную деятельность через игровые упражнения.
2. Уточнить и дополнить правила поведения детей в лесу.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе,
благоприятной эмоциональной атмосферы, накопление положительных эмоций.
Ход занятия
Сегодня я хочу вас пригласить в одно чудное место.
А вот куда я вас хочу пригласить, вы узнаете, отгадав загадку:
Весной веселит
Летом холодит,
осенью питает
Зимой согревает?
- Что это? ( Лес)
-Закройте глаза и внимательно послушайте. А затем скажите, что услышали.
- вы сейчас услышали шум леса
Встал стеною до небес
Перед нами чудо лес.
Как бы вы назвали наше занятие ?
Да, правильно - Тема нашего занятия: «Лес – наше богатство»
Чему мы должны научиться на занятии?
Что нужно делать, чтобы сохранить лес?
(Его надо беречь от пожара , высаживать саженцы не ломать деревья. )
-Что такое лес? (Лес – это место где растёт много деревьев, дом для животных)
Посмотрите, ребята, какой чудесный лес
Он прекрасен в разное время года.
Весной – когда только распустились листочки на деревьях. Все вокруг цветет и радуется.
Летом хочется посидеть в тени, чтобы спрятаться от палящих лучей солнца. Спелые ягоды манят в лес, наполняя своим ароматом поляны.
Это - осенний лес, в золотом убранстве, с полными корзинками грибов.
А это - зимушка зима. Сколько снега намела! »
Итак, мы отправляемся на прогулку в чудесный лес,
С собой мы возьмём корзинки, в которые вы будете собирать дары леса: жетоны в форме, листочков, за правильные ответы .
Лес - это зелёный наряд нашей земли.
Ребята, как называется место , где мы с вами живём?
Чем славится наш край? (своей красивой природой, лесами)
Омская область богата лесами
- А приходилось ли вам гулять по лесу ? Что вы видели в лесу?
Сегодня мы с вами прогуляемся по лесу . Наша прогулка будет состоять из остановок на опушке леса А вот перед вами один из жителей леса «Чудо дерево».
Во время прогулки «Чудо – дерево» будет предлагать вам различные задания, на нем весят названия станций обозначенные цифрами . Итак начинаем наш путь
Перед прогулкой поиграем в игру на внимание и подготовимся к нашему увлекательному путешествию. Правило игры вам знакомы.
Давайте представим, что мы:
1. Выходим из дома и идем по тротуару (топают ногами)
2. Сворачиваем на проселочную дорогу, травка под ногами шуршит (скользящие движения под ногами)
3. Впереди река, идем по песочку, песок под ногами шуршит (трут ладонью о ладонь)
4. А сейчас по деревянному мостику переходим через реку (хлопки ладонями по коленям)
5. Речку перешли, деревья большие качаются (руки качаются над головой)
6. А впереди канавка, прыгаем (хлопок по коленям)
7. А теперь кустик, прыгаем (хлопок по коленям)
8. Вот и пришли в лес (топают ногами)
Лес шелестит, поет, звенит, жужжит.
Но если мы будем шуметь, не услышим прекрасные звуки леса.
-В лесу мы хозяева или гости?
А в гостях нужно соблюдать правила поведения.
Первое правило, которое мы будем соблюдать при прогулке:
Какое правило?
Нельзя шуметь в лесу.
-Кто главные жители леса?
Правильно, деревья – главные жители леса.
Давайте сорвём листок и выполним первое задание.
Задание 1.Загадка.
Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна.
Одежда зелена. (Береза.)
Это ель или сосна?
В длинных шишках вся она,
А иголки мелки, тонки
И, конечно, очень колки. (Ель.)
У меня длинней иголки,
Чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту,
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)
Молодцы, ребята! Получите жетоны.
(Словарная работа)
Если в лесу растут одни березы, как называется такой лес? (березовая роща)
- где растут одни ели. Как называется такой лес? (Ельник)
Лес, где растут одни сосны, как называется? (сосновый бор или сосняк.)
Ребята, какое из названных деревьев было лишнее.
Правильно, берёза. А почему?
Сорвём следующий лист
2 Задание: Найти лиственные деревья
Задание: нужно подчеркнуть деревья, которые имеют листву.
Проверить правильно ли сделал товарищ по парте.
Назовите эти деревья..
А как называется такой лес?
Правильно, лиственный.
А какие ещё деревья с листвой вы знаете?
-Что общего у ели, сосны? (иголки, хвоя)
Как вы думаете в омской области, какие растут леса?
Даша приготовила рассказ о лесах Омской области
Срываем следующий листок с чудо – дерева
3 Остановка Этажи
Ребята, а вы знаете, что в лесу есть этажи, как у наших домов.
Как вы думаете, сколько этажей у леса?(3 этажа)
Как ещё ученые называют этажи? (ярусами)
Как вы думаете, какие растения занимают самый верхний этаж?
Почему? (Высокие
деревья, которым требуется больше света.)
Кто занимает 2 этаж?
2 этаж – кустарники и низкорослые деревья.
Кто занимает 1 этаж?
1 этаж - травы, мхи, грибы
Задание 3: Расположить растения по ярусам
Расположи данные растения по ярусам.
Напротив названия растений поставьте нужную цифру.
Поднимите руку у кого правильный ответ. Получите жетоны.
Деревья – большие друзья человеку, и всем живым существам. И мы должны их беречь. А как мы можем это сделать?
Правило: Нельзя ломать ветки кустарников и деревьев
Наша прогулка по лесу продолжается.
Физминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
Отрываем еще один листок
4 Остановка Цветочная
Мы с вами вышли на полянку. Весной и летом радует она нас цветами, и все они просятся в букет. Здесь и лиловые колокольчики, и розовая кашка, и белые ромашки с золотой серединкой. Многие, возвращаясь, домой, несут охапки увядающих цветов. Ребята, надо ли рвать цветы?
Правило: Нельзя рвать цветы.
-Если я сорву цветок,
если ты сорвешь цветок.
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
и деревья и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты.
- Многие растения становятся редкими из–за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Срывая красивые цветки, мы, лишаем их будущих плодов, разрывая цепь питания в природе. В природе нет ничего лишнего. В ней всё взаимосвязано.
Задание: «Собери цветок»:
Задание: Кто быстрее из частей соберёт цветок и даст ему название
Работа в подгруппах
Какие ещё цветы и травы вы знаете?
Многие из них являются лекарственными.
Как вы думаете, почему их так называют?
Потому что они применяются при лечении разных заболеваний. Какие вы знаете лекарственные растения ?
Ромашкой поласкают горло при ангине, мать – и мачеху заваривают и пьют при кашле, подорожник накладывают на ранки, чтобы кровь остановилась, мята – успокаивает. Можно ли лекарственные травы назвать богатством леса?
Редкие растения занесены в Красную книгу и охраняются законом, нарушать его никому не разрешается, соблюдать его должны не только взрослые, но и дети. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.
Сорвём следующий листок
5 Остановка Лесной воздух.
А сейчас мы сделаем остановку, закроем глаза и подышим.
Вы замечали, что в лесу нам легко дышать? Что воздух какой-то особенный!
Какие запахи вы чувствуете? (воздух чистый, пахнет травами)
- А в городе воздух такой же? Почему?
- Газы от машин, заводов
Не зря лес называют фабрикой кислорода. Деревья усваивают из воздуха вредные примеси, а выделяют кислород.
Вот поэтому в лесу легко дышится.
А какое значение для человека имеет чистый воздух? Что он нам даёт?
Это здоровье. В лесу размещают оздоровительные лагеря для детей, санатории, дома отдыха.
Можно чистый воздух назвать богатством леса?
6 Сорвём следующий листок
В народе есть такая пословица «Возле леса жить – голодному не быть».
Как вы её понимаете?
Чем же в лесу можно полакомиться?
Ягодами, грибами, орехами.
А все ли грибы и я годы можно собирать?
Нет, есть ядовитые грибы и ягоды
Молодцы! Знаете, что не следует брать в руки незнакомые грибы, ягоды, и тем более пробовать.
- А можем мы грибы и ягоды назвать богатством леса?
Где человек использует это богатство? (Ответы детей)
- Для кого ещё лес является домом?
Деревья и кустарники - это дом для птиц, зверей, насекомых.
«Чудо-дерево» предлагает сорвать ещё листок
Остановка «Дикие животные» Саша М.. расскажет о диких животных, которые живут в наших лесах
Молодцы, ребята!
Скажите, дикие животные являются богатством нашего леса?
Задание 5: «Лесные задачи»
Я раздам задачи. А вам нужно выбрать из предложенных ответов правильный. Работать будем в парах.
1.В лесу случилась беда, выпал птенчик из гнезда. Как ты поступишь?
А) Возьмёшь его домой и посадишь в клетку
Б) Вернёшь его в гнездо
В) Пройдёшь мимо
2.Как поступишь с мухомором, зная, что он несъедобный?
А) Ударишь гриб ногой, так как он ядовитый
Б) Обойдёшь его стороной
В) Срежу все грибы, а потом ненужные выброшу
3.Куда деть мусор после еды?
А) Выкопаешь ямку и всё в неё зароешь
Б) Соберёшь всё в кучу, и оставишь так
В) Заберёшь всё с собой
4. Шли по лесу, увидели тлеющие угольки костра. Что надо сделать?
А) Оставить все как есть
Б) Залить водой или затоптать ногами
В) Закидать землей
Что даёт человеку лес?
А теперь давайте подумаем, что же даёт человеку лес?
Дети: Свежий воздух, лекарственные травы, грибы, ягоды.
А ещё лес даёт человеку древесину, дрова.
Для чего нам дрова?
Для чего человеку древесина? (изготовить брёвна и доски для строительства домов)
- Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите в классе?
(Шкафы, стулья, деревянные столы, двери)
Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте да или нет:
- Вот стоит обычный стол. Это лес!
- Или рама, двери, пол? Лес!
- Или этот карандаш? Лес!
- Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!
- А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес!
Оглянись, все вокруг –
Это наш зеленый друг.
Из древесины изготавливают: мебель, школьные принадлежности, фанеру, картон, спички, ящики, древесный спирт, лекарства, делают посуду, игрушки.
Отрываем листок
9 Проблемная ситуация
Ребята , мы в группе посмотрели мультфильм «На лесной тропе»
- - Вспомните какие правила поведения в природе нарушили герои сказки?
Рубили деревья;
ломали ветки деревьев;
громко шумели;
разожгли костер;
ранили птицу;
погубили рыбу в реке;
оставили мусор на поляне и т.д.
- Какой совет вы бы дали лисам?
Вывод: Лес – наш друг, а друзей любят и берегут.
Как мы с вами можем его беречь?
Соблюдать правила поведения в лесу.
Игра «Можно - нельзя».
Несколько правил, мы уже соблюдали во время прогулки.
Но есть и другие, которые также нужно выполнять. Эти правила вспомним в игре «Можно - нельзя». Слушайте внимательно и отвечайте вместе.
Оставлять
мусор в лесу (нельзя)
Собрать мусор и закопать в яму (можно)
Собирать в лесу грибы (можно)
Вырывать их с корнями (нельзя)
Наблюдать за муравьями (можно)
Разрушать муравейники? (нельзя)
Брать детенышей диких животных домой? (нельзя)
Слушать пение птиц (можно)
Разжигать
костры в лесу (нельзя)
Беречь лес от пожара (можно)
- Если соблюдать все эти правила поведения – то в лесу всегда будет чисто, а животный и растительный мир будет радовать нас и дальше. Так давайте все делать для того, чтобы шумели леса, пели птицы, росли травы и цветы. И в лес будем ходить только с добром. А теперь нам пора возвращаться в класс.
10 Итог занятия
Мы с вами во время прогулки соблюдали все правила. Давайте вспомним, какие правила определили
Ребята , где нам эти знания могут пригодится?
Чему вы научились на этом занятии?
А теперь посмотрите в свои корзинки. Щедро ли за это одарил вас лес своими дарами? (Идет подсчет жетонов)
Молодцы!
Рефлексия
-На нашем Чудо-дереве, остались листочки, зеленого и желтого цвета, если вам понравилась наша прогулка, прошу сорвать зеленый листок, если же вам хоть что-нибудь не понравилось - желтый листок. Наше занятие – прогулка подошла к концу . Спасибо всем за работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.