Воспитательное занятие "Организация школьной экологической тропы как способ формирования экологической культуры"
Оценка 4.8

Воспитательное занятие "Организация школьной экологической тропы как способ формирования экологической культуры"

Оценка 4.8
doc
23.01.2024
Воспитательное занятие "Организация школьной экологической тропы как способ формирования экологической культуры"
Организация школьной экологической тропы как способ формирования экологической культуры .doc

Организация школьной экологической тропы как способ формирования экологической культуры.

Подготовила:

Воспитатель

ГКУ «Детский дом (смешанный) № 32»

Шрамкова Н.А.

 

В последнее время все больше внимания в системе образования уделяется вопросу экологического воспитания учащихся, ведь образованный человек — это не тот, кто имеет прочные знания в различных научных областях, а тот, кто умеет бережно относиться к окружающей его природе. Конечно же, зачатки экологического воспитания закладываются еще в дошкольных учреждениях, а вот в начальной, средней и старшей школе этим вопросом занимаются на таких учебных предметах, как «Окружающий мир», «Природоведение», «Биология», «Экология» и, конечно же, «География». Одним из эффективных способов формирования правильного поведения учащихся в природе является создание на пришкольных участках учебных экологических троп, или троп природы.

Экологическая тропа — специально оборудованный маршрут, который проходит через различные природные объекты, которые имеют природоохранную ценность. Это могут быть клумбы, отдельные деревья в школьном парке, недалеко расположенный ручей либо овраг, а также множество других природных объектов, изучение которых позволит учащимся углубить и расширить свои знания об окружающей природной среде. Экскурсии по таким тропам могут заменить учителям долгое и скучное объяснение школьного материала. Ведь не зря говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Тем более, что информация, полученная в наглядной обстановке, запоминается во много раз лучше. На первый взгляд может показаться, что организация экологической тропы — это дело только учителя, однако, это не совсем так. В эту работу он может привлечь и своих учеников, которые с помощью имеющихся уже у них знаний, могут помочь в ее создании. Определим, какие же существуют основные шаги по созданию троп природы на пришкольных участках?

1 шаг. Изучение территории. Для организации любой школьной учебной тропы необходимо, в- первую очередь, изучить прилегающую территорию, что поможет выделить имеющиеся природные особенности.

2 шаг. Определение репрезентативных точек — будущих станций маршрута.

3 шаг: Определение длины маршрута. Следует помнить, что длина учебной экологической тропы не должна превышать 2 километров из расчета того, что максимальная длительность экскурсии должна быть не более 3 часов.

4 шаг: Описание тропы. На данном этапе определяю тематическую направленность экотропы, т. е. те вопросы, которые могут быть рассмотрены при ее прохождении. Это может быть ботаническая, зоологическая, ландшафтно-геологическая, экологическая тематика.

5 шаг: Организация тропы. На этом этапе создают паспорт экологический тропы, разрабатывают ее схему, маршрут, размещают на всей ее протяженности информационные стенды, указатели. Эту работу можно возложить на учащихся, которые смогут проявить не только свои знания, но и творческие способности.

Приведем пример паспорта и описания возможной учебной экологической тропы.

Пример описания учебной экологической тропы «Красота природы».

Станции экологической тропы:

1 станция парк: здесь ребята узнают о березе, ее видах и лечебных свойствах.

2 станция: балка. Здесь у учащихся формируется представление о балке. Наглядным образом показано негативное влияние человека на окружающую среду, т.к. балка замусорена бытовыми отходами.

3 станция: поле. На данной точке маршрута могут рассматриваться вопросы как растительного, так и животного мира. Для старших классов может быть затронута тема «Агороценозов».

4 станция: еловый лес. Здесь учащиеся узнают о климатических характеристиках, в которых произрастают еловые леса, об обезлесении и его последствиях.

5 станция: лесной ручей. Ребята знакомятся с понятием «ручей», его отличительными чертами от рек.

По словам известного американского эколога Олдо Леопольда, «каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости всегда под рукой, однако, его не всегда пожинают». Организация учебных экологических троп способствует решению таких важных задач, как повышение экологической грамотности и культуры учащихся, воспитание у них бережного отношения к природе, что так важно в современном мире!


Организация школьной экологической тропы как способ формирования экологической культуры

Организация школьной экологической тропы как способ формирования экологической культуры

Определим, какие же существуют основные шаги по созданию троп природы на пришкольных участках? 1 шаг

Определим, какие же существуют основные шаги по созданию троп природы на пришкольных участках? 1 шаг

Станции экологической тропы: 1 станция парк: здесь ребята узнают о березе, ее видах и лечебных свойствах

Станции экологической тропы: 1 станция парк: здесь ребята узнают о березе, ее видах и лечебных свойствах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2024