Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5» имени Героя Советского Союза Константина Павлюкова»
«Методический марафон – 2017»
Урок добра и уважения
Тема: «Доброта спасет МИР»
г.Барнаул
2016 – 2017 учебный год
Методическое обоснование
Классный час – одна из важных форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Традиционно классный час проходит в форме лекции, беседы либо диспута, однако может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, также остальных форм воспитательной работы. По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С. Финданцевич, классный час выполняет последующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую. Данный классный час реализует все эти три функции.
В результате данного занятия учащиеся смогут дать нравственную оценку жестоким поступкам; раскрыть нравственное содержание доброты и гуманности; оценить человеческие достоинства и недостатки. Вспомнят такие понятия как: гуманность, справедливость, сдержанность, человечность, злобность, жестокость, бездушие.
Материал в занятии, подобран с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Используются разные методы и приёмы, которые помогают сформировать у ребят добрые человеческие взаимоотношения.
Предложенная разработка классного часа поможет педагогам дополнительного образования, классным руководителям, организовать «уроки доброты» и толерантности сделать эти занятия с детьми более интересными, познавательными, в увлекательной игровой форме.
Цель: Способствовать воспитанию у учащихся добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Возрастная категория: учащиеся 9-х классов.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер. Раздаточный материал. Презентационный материал, выполненный в программе PowerPoint.
Ход классного часа:
Вступительное слово классного руководителя:
Эпиграфом нашего классного часа послужит высказывание Бернарда Шоу
«Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди».
Как вы понимаете смысл этого высказывания? Что значит, жить на земле как люди?
Учащиеся работают в группах, обсуждают, делают выводы.
Вы сделали вывод. Жизнь человеку дается только один раз и, каждый сам выбирает, как его прожить.
А сейчас я предлагаю вам послушать одну легенду.
Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила она обратиться к старому, седому волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю свою жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда запоют первые птицы и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь на условленное место…
Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай, сказал волшебник, одну зовут Радость, другую – Удача, третью – красота, четвертую – Печаль, а пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, сказала Любовь – не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но сейчас выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Тема нашего классного часа «Доброта спасет МИР». Мы постараемся, разобраться, какую роль в жизни каждого из нас играет доброта? И может ли каждый из вас сотворить чудо?
Я предлагаю вам поработать индивидуально. Перед вами чистые листы, положите на него свою руку и обведите. В центре, на ладошке напишите слово ДОБРОТА. А на пальчиках напишите качества, которые характеризуют вас как добрых людей.
Учащиеся работают индивидуально.
Мы с вами не совершенны, у каждого из нас есть недостатки - это обратная сторона нашего характера и обратная сторона нашей ладошки. Поверните листок, еще раз обведите свою ладошку. Теперь напишите свои качества, которые вам мешают и которые бы вы хотели в себе изменить.
А теперь сравните, каких качеств у вас больше.
Задача каждого человека воспитывать в себе именно те качества, которые характеризуют нас как доброго человека.
А как мы можем воспитать в себе эти качества?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Одним из способов воспитания добрых качеств является изучение пословиц и поговорок. Обратите внимание на экран. « Жизнь дана на добрые дела».
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
А какие пословицы и поговорки о доброте и добре знаете вы?
Учащиеся работают в группах.
Примеры:
Доброе слово лечит, злое калечит
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Добрые вести прибавят чести.
Доброта без разума пуста.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Доброе дело питает, и душу и тело.
Добрый человек в добре живет век.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
Добрые умирают да дела их живут.
Красота до вечера, а доброта навеки.
Доброе братство лучше богатства.
К большому сожалению, в современном мире такие понятия, как доброта, отзывчивость, уважение уходят на второй план. Злоба, жадность, безразличие формируют сегодня нравственную сторону многих людей. Часто можно наблюдать неуважение к старшим, товарищам, близким. Сейчас мы попробуем разыграть одну такую ситуацию. Мне понадобятся помощники. Вы будете читать текст по ролям, а остальные внимательно слушают.
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.
- Подожди, я подойду к нему, сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, ответил молодой человек, сжав её руку.
- Отпусти. Видишь, у него сломана нога.
Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно.
Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он милостыню просит, ворует,
пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я всё равно подойду. Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, он попытался увести её.
- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к
мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
- Что с вами? – спросила она мужчину. Что с вашей ногой.
- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю.
Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
- Спасибо, леди, спасибо...
- Послушай, обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, у тебя нет “мобильника”?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась
на колени. Парень пошёл прочь.
- У вас открытый перелом, проговорила она. Я пойду вызвать врача. Потерпите, она
быстро пошла к телефонному автомату.
- Девушка! окликнул её мужчина. Спасибо вам! Девушка обернулась и улыбнулась. Вы
обязательно найдёте себе счастье.
Почему молодой человек отказался помочь? Как бы вы поступили в этом случае?
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Можете ли вы назвать поступок девушки добрым?
Сделаем вывод, какого человека мы можем назвать добрым?
Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Любит природу и бережет ее. Вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим. Добрый человек замечает в других, прежде всего, хорошее, злой – дурное.
Помогать людям можно по-разному: добрым словом, деньгами, добрым поступком. Как и где вы проявляете свою доброту? Какой сегодня добрый поступок совершили лично вы?
Запишите свои ответы на листочках.
Учащиеся работают индивидуально.
Давайте, посмотрим, что у вас получилось? Называйте свои поступки и прикрепите свои листочки на дерево «Доброты».
Закончить наш классный час мне бы хотелось известной, восточной притчей:
“Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее. Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”
Как вы думаете, как ответил мудрец?
Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”
Как вы думаете, почему так ответил мудрец?
Действительно все в наших руках. Добро сотворенное нашими руками принесет чудо.
Примите от меня небольшой подарок, видеоролик о доброте (Приложение).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.