Воспитательные практики на уроках русского языка и литературы

  • pptx
  • 14.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Воспитательные практики на уроках русского языка и литературы.pptx

Воспитательные практики на уроках русского языка и литературы

ЧистополоваС.М., учитель русского языка и литературы МКОУ СШ с УИОП №2 им.А.Жаркова

Группы условий самосовершенствования:

1.Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.
2.Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, наличие определенного опыта успеха и достижений.
3. Адекватные целям стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.

Эффективные пути реализации воспитательного потенциала уроков русского языка

-работа с пословицами, поговорками, крылатыми выражениями, фразеологизмами при изучении орфографии, синтаксиса и других разделов русского языка
-уроки развития речи (сочинения по картине, сочинения-этюды, сочинения-эссе на нравственные темы);
-интегрированные уроки русского языка и литературы, живописи, музыки, истории;
-уроки речевого этикета с использованием наглядности;
-приобщение к культуре своего народа при работе с древнерусским текстом («Слово о полку Игореве»);
-история родного края в текстах для комплексного анализа;
-уроки, посвящённые деятелям литературы, культуры, науки, рассказы о русских лингвистах.

Воспитательные практики

«Говорящий эпиграф»
ученикам предлагается осмыслить афоризм, стихотворение известного человека, эпиграф урока, посвящённого проблеме, поднимаемой в изучаемом на данный момент произведении, тексте.

Воспитательные практики

«Ассоциации»
Данный приём направлен не только на развитие мышления учащихся, но и на умение представить свои личный жизненный опыт, своё понимание и восприятие окружающего мира.

Воспитательные практики

«Все глубже и глубже:
учимся понимать текст»
Помогаем ученику разобраться не только в этапах создания произведения, сюжете и композиции текста, но и понять, что для писателя/поэта его творение – это «дитё, созданное им»: в нем переживания человека. его мысли и чувства.

Воспитательные практики

«Пословицы и поговорки: душа и мудрость народа»
Учащиеся фиксируют разные варианты знакомых пословиц, находят новые смыслы, оформляют в виде таблицы с рисунками, делают выводы.

Воспитательные практики

«Древо предположений»:
Учащиеся видят только первую часть пословиц и пробуют самостоятельно продолжить мысль, объяснить свой выбор.


Слово не воробей:
От приветливых слов
На великое дело –
Живое слово
Слово не стрела,
Ласковое слово

(вылетит – не поймаешь)
(язык не отсохнет).
(великое слово).
(дороже мертвой буквы).
(а пуще стрелы разит).
(и кость ломит).

Воспитательные практики

«Зеркало»:
Проецирование моральных идей на собственную жизнь учащихся с учётом их возраста.

Спасибо за внимание!