В данном материале представлены некоторые воспитательные идеи, которые помогут классному руководителю в организации классных часов или внеклассных мероприятий.Это игра "Корзина грецких орехов", технология "Дебаты", метод "ПОПС-формула", тренинг "Полет в космос" или "Разведка" (Тренинг применяется в ситуациях, когда необходимо разбить учащихся на группы( , педагогический прием "За" и "Против"
Воспитательные идеи
Игра «Корзина грецких орехов»
«Грецкий орех» символизирует трудный вопрос.
«Корзина грецких орехов» это множество вопросов к ребятам. (Орехов столько, сколько
ребят, тематика вопросов может быть различная)
Дети по кругу передают»корзину грецкими орехами». При этом каждый по очереди
берет один орех, а в нем вопрос, на который надо ответить. Перебивать, давать советы
отвечающему нельзя.
Эта игра позволяет педагогу увидеть проблемы ребят, или отношение их к
обсуждаемой теме.
При этом доброжелательность и понимание со стороны педагога и детей просто
необходимы.
Технология «Дебаты»
Виды дебатов:
командные
индивидуальные
Принципы дебатов:
проявление уважения к другим участникам;
честность в аргументах, в использовании свидетельств и в ответах в раунде перекрестных
вопросов;
проигравших нет.
Участники дебатов:
1.Команда (из спикеров):
а) защищающая – утверждающая;
б) опровергающая – отрицающая.
2.Судьи (решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей
позиции. Судьи заполняют протокол, в котором отмечают области столкновения позиций
команд, указывают сильные стороны выступления спикеров. По желанию к5оментируют
свое решение, обосновывая его).
3.Таймкипер (следит за соблюдением регламента и правил игры).
4.Тренеры (тьюторы) – учителя
Основные элементы дебатов:
тема (формируется в виде утверждения)
утверждающая сторона (попытается убедить судей в правильности своих позиций)
отрицающая сторона (доказывает, что позиция утверждающей стороны неверна или что
интерпретация темы и аргументация своей позиции спикерами утверждающей стороны
имеет недостатки).
аргументы
поддержка и доказательства (это свидетельства – цитаты, факты, статистические данные,
подтверждающие позиции участников)
перекрестные вопросы
решение судей
СудействоСудьи оценивают раунд по приведенным командами аргументам, доказательствам и
рассуждениям, но не на личных симпатиях.
Метод «ПОПС – формула»
ПОПС – формулу полезно использовать при обсуждении сложных дискуссионных
проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию, а
так же при проведении других уроков и занятий, связанных с общественными проблемами.
Этот метод знакомит с простой формой работы, когда необходимо выработать аргументы
или мнения. Он помогает ребятам прояснить свои мысли, а так же сформулировать и
представить свое мнение в четкой и сжатой форме. Он учит кратко излагать свою мысль и
не отклоняться от темы.
ПОПС – формула:
П – позиция (в чем заключается твоя точка зрения) Я считаю, что…
О – обоснование (довод в поддержку твоей позиции) … потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие твой довод) … например…
С – следствие
Вывод: что надо сделать, призыв к принятию твоей позиции, либо повторение позиции. …
поэтому…
«Полет в космос» или «Разведка»
Тренинг применяется в ситуациях, когда необходимо разбить учащихся на группы.
Выбираются по желанию два «капитана космического корабля» или «командира
разведгруппы». Им завязываются глаза, они вытягивают руки вперед ладонями вверх.
Остальные ребята походят к ним и кладут свои ладони на их руки. «Капитаны» выбирают
либо не выбирают учеников в свою команду. После распределения всех участников
«капитанам» предлагается обосновать свой выбор. В случае, когда остались дети, не
выбранные не в одну команду, их можно «использовать» в качестве членов жюри,
консультантов, наблюдателей, хранителей времени и т.д.
Педагогический прием «За» и «Против»
Используется для формирования мнения группы учащихся по определенным вопросам.
Для организации работы подбираются вопросы на одну тематику утвердительного
характера. Участвуют все присутствующие. Ребята приглашаются к доске. Объявляется
вопрос (лучше, если вопросы демонстрируются с помощью презентации), если ученик
соглашается, то он перемещается вправо, если нет влево, объясняя при этом свой выбор)