«Воспитательный потенциал уроков в начальной школе, как средство формирования развивающейся личности.
Выполнила: Картавенко Т.В.
учитель начальных классов
МБОУ г. Иркутска СОШ №10
им. П.А. Пономарёва
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
В процессе обучения постоянно нужно привлекать учащихся к активной познавательной деятельности, предлагать им самостоятельно решать проблемы, учить настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды, создавать в классе творческую обстановку, то такое обучение, конечно же, является не только развивающим, но и воспитывающим.
Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект урока должен предусматривать использование содержание учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого качества гражданского долга.
Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ достигается при условии:
— решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;
— целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности;
— использования современных образовательных технологий;
— организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.
Образовательные технологии предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока.
На одном уроке у детей невозможно воспитать честность, мужество, вежливость или другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.
При отборе информации необходимо учитывать следующие факторы:
1. Соответствие содержания учебной программе.
2. Отбор содержания с учётом возрастных возможностей детей, особенностей класса, уровня подготовки обучающихся.
3. Построение содержания с учётом компетентностного подхода.
4. Оптимальный объём учебного материала, отбор рационального количества заданий.
Содержание уроков математики составляют устные и письменные вычисления, решение задач, упражнения в измерении, геометрический материал. Рассмотрим воспитательные возможности урока математики. Основные воспитательные функции предмета математики:
- должны воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях;
- расширять кругозор учащихся, поднимать их общий культурный уровень через содержание математических задач.
На уроках математики ученику требуется каждый шаг своего решения аргументировать и доказывать свое мнение. Также у учащихся вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при решении задачи приведет к ошибке, а любая неточность в математике – к неверному решению задачи. Поэтому занятия математикой дисциплинируют.
Например.
Задача. Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они вдвоем за смену?
— Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий?
Да, в каждом деле необходимо умение.
А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Чем больше ученик проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером.
Задача. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?
Беседа. Погублена целая булка хлеба! А сколько их за неделю выбросил класс?
А ведь в школе не один класс и школа не одна в городе! Сколько же хлеба мы выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова, как вы понимаете эту народную мудрость?
Уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность. На этих уроках формируется уважение к достижениям человеческого гения, убежденность в важности математических знаний в практической жизни ребенка, признание радости его творческого труда как одной из основных человеческих ценностей.
Эстетическому воспитанию на уроках математики способствует использование музыки, поэзии, живописи, пословиц, поговорок.
Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, тем более, что на решение задач отводится большая часть учебного времени. Поэтому при подготовке к уроку учителю следует обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения он смог найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы.
Уроки литературного чтения являются источником нравственного воспитания. Для правильного восприятия содержание текста учащиеся должны иметь запас жизненных представлений, определенный круг конкретных знаний о действительности. Такой жизненный опыт ребенок начинает приобретать на уроках литературного слушания в 1 классе.
Главная задача на уроках литературного слушания является обучение искусству не только слушать, но и слышать - сказку, рассказ, стихотворение.
Дети практически все любят слушать книги, я эту любовь стараюсь поддерживать и развивать, так как сам ребенок еще не может пока самостоятельно общаться с книгой. Умение слушать художественное произведение позволяет ребенку эмоционально воспринять произведение, задуматься о нравственных категориях - добре и зле, дружбе и вражде любви и ненависти, испытать радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие чувства.
Например. В рамках программы "Литература в начальной школе" первоклассники знакомятся произведениями русского устного народного творчества: пословицами, поговорками, загадками.
Во втором классе знакомятся с былинами, сказками. В былинах находят отражение изображение и поэтизация мужества, бесстрашия, стойкости, проявляемых ради достижения высоких нравственных целей.
Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически.
Сказки, былины, сказания формируют у читателей чувство любви к родине, заботу о её интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти. При этом патриотические чувства сопряжены с уважением к другим народам.
В одних произведениях (стихи, очерки, зарисовки о природе) больше внимания уделяется экологическому и эстетическому воспитанию детей.
В других (рассказы Зощенко, Драгунского) дети получают этическое воспитание.
Чтобы на уроке прослеживалась активная мыслительная деятельность, самостоятельное продумывание фактов, поступков детей и последующая их оценка. Поэтому в учебный процесс включаю чаще вопросы 6 типов:
1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспоминать, воспроизвести некую информацию.
2.Уточняющие вопросы начинаются со слов: « То есть ты говоришь, что…?», « Если я правильно поняла, то …». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи.
3.Объясняющие вопросы обычно начинаются со слова « Почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей.
4. Творческие вопросы. Как правило, в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось…, если бы…», « Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?».
5. Оценочные вопросы направлены на выяснение критерий оценки тех или иных событий, явлений, фактов: « Почему что-то хорошо, а что-то плохо?» «Чем один герой отличается от другого по твоему мнению?»
6.Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «А как бы ты поступил на месте данного литературного персонажа, если бы ты жил в то время, когда происходило действие, и в наше время».
Одна из важнейших задач уроков русского языка воспитание любви к родному языку, к природе, Родине.
Тексты в учебнике позволяют учителю развивать чувство патриотизма, уважительное отношение к великому национальному достоянию российского народа – русскому языку, уважение к культурному наследию России, любовь к родной природе, (бережное отношение к духовным, природным и культурным ценностям. Отрывки поэтических произведений позволяют насладиться красотой, богатством слов русского языка и гордиться тем, что эти строки созданы поэтами и писателями, жившими и живущими на Русской земле, в России. Тексты учебника дают представление о многообразии животного и растительного мира и позволяют воспитывать бережное отношение к нему. Читая тексты, осмысливая их содержание, ученики задумываются о необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле. В учебнике есть достаточное количество текстов и заданий к ним, которые воспитывают у учащихся чувства доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи, личной ответственности за свои поступки.
Каждая форма работы на уроке предполагает развитие определенной качеств обучающихся. На уроке часто использую групповую работу. Каждая группа получает свое задание, при этом я создаю условия для формирования необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно. Это способствует сплочению коллектива учащихся, т.к. они объединены общей задачей. Ребята работают все вместе, выслушивают мнение каждого, формируется самооценка и взаимооценка.
Одна из важнейших воспитательных задач на уроках русского языка – воспитание любви к родному языку, к Родине. Для этого я использую метод проектов. Проектная деятельность предусматривает организацию самостоятельных детских исследований, направленных на получение знаний о богатстве родной речи, о русском языке как исключительной ценности в жизни общества, каждого отдельного человека. В учебнике В. П. Канакиной и В. Г. Горецкого представлена рубрика «Наши проекты».
Большим воспитательным потенциалом на уроках окружающего мира обладает творческая работа учащихся. Прежде всего, это связано с тематикой творческих работ, которые могут включать актуальные сюжеты с точки зрения формирования гражданских и нравственных качеств личности; развития эстетических потребностей, экологической культуры; формирования представления о ценности семьи и семейной жизни; воспитания уважения к старшему поколению своей семьи, родителям, бабушкам и дедушкам, своим землякам - героям труда, защитникам России и др. Тема для творческой работы должна отвечать интересам ученика, быть ему понятной и близкой. Это темы, посвященные культуре и повседневной жизни своего края в различные времена, истории конкретных памятников культуры, семейной истории, выдающимся людям своего Отечества или края.
Используются следующие виды творческих работ:
1. сообщения с компьютерной презентацией (иллюстрации по теме);
2.творческие работы с элементами проектной деятельности (по истории своей семьи);
3.составление фотоальбомов по теме;
4. создание фотогазет;
В каждый параграф включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.
Темы уроков: Почему нужно есть много овощей и фруктов?, Почему мы часто слышим слово «экология»?
По мере использования в работе технологии проблемного обучения видно, что происходит развитие:
1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).
Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности; обеспечивает более прочное усвоение знаний; делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.
На уроках ИЗО и технологии также происходит воспитание в области сохранения и укрепления здоровья, воспитание трудолюбия, добросовестности, аккуратности и т.д.
Воспитание на уроке – это примеры «хорошего» и «дурного», которые должны усвоить ученики из содержания данного предмета. Уроки чтения, окружающего мира, русского языка в начальной школе представляют, конечно, большие возможности для воспитания. Но и на уроках изобразительного искусства, физической культуры, технологии ученик воспитывается в области сохранения и укрепления здоровья, трудолюбия, добросовестности, эстетического вкуса, аккуратности и т.д. При одном и том же содержании учебного материала в зависимости от методов и приемов, урок может иметь разный воспитательный эффект.
Воспитательный успех урока зависит от:
-содержания учебников;
-методов и приёмов обучения;
-эмоционального уровня общения;
-структуры урока;
-технологии.
«Учить и воспитывать, как молния на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное на уроке»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.