Государственное казенное
общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Матвеево - Курганская специальная школа-интернат»
«Давайте жить справедливо».
" Справедливость — истина в действии"
Дизраэли Б.
Цель:
Познакомить учащихся с понятием «справедливость», подведение к пониманию значения духовно-нравственных идеалов в обществе.
Задачи:
Воспитывать стремление поступать по справедливости.
Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса, создать условия для открытого общения в процессе нравственного выбора подростков, развивать коммуникативные, управленческие навыки обучающихся.
Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Чтоб урок наш стал светлее, Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите, Ей с друзьями поделитесь И друг другу улыбнитесь.
- Попробуйте уловить в данном стихотворении строки, которые помогут нам определить тему нашей деловой игры.
– Я в углу стою, скучаю – за проступок отвечаю и тихонечко грущу – справедливость всё ищу!
Мы с мячом играли. Сразу, как-то так попали в вазу. Пусть, я пнул, разок- другой
по мячу своей ногой…
Вазу мяч разбил – не я!
В чём же здесь вина моя? Я стою, а мяч с котом
обежал уже весь дом…
Ну, скажите же на милость где же в этом справедливость?
- Кто может припомнить случай, когда с вами обошлись несправедливо?
- А кто может вспомнить и признаться в том, что сам был несправедлив к комулибо?
-Какова же цель нашей игры? (Дети формулируют цель: выяснить, что такое «справедливость» и какого человека можно назвать справедливым)
Сегодня мы проведём деловую игру «Давайте жить справедливо. Справедливость - это истина жизни». Вы поделены на три команды. В каждой команде есть капитан. Капитан следит за порядком в команде, отвечает на задания после всеобщего обсуждения. Каждая команда в ходе игры будет получать жетоны, в случае правильного ответа. В конце занятия мы подведём итоги.
2.Актуализация знаний учащихся.
Работа с понятием «справедливость». (Используется прием «Корзина идей»)
• Напишите все, что вы знаете о справедливости. (Каждый ученик работает самостоятельно)
• А теперь поработайте в группах. Обсудите свои списки. Информацию, с которой вы согласитесь, оставляйте, с которой кто-то не согласен, помечайте знаком «?»
• Давайте соберем в «Корзину идей» наши знания и предположения. Если кто-то из вас имеет возражения против какой-то информации, выскажите свою точку зрения.
• (Одна из групп зачитывает свои списки, остальные дополняют его. При возникновении несогласия, участники могут высказать свою точку зрения, аргументируя ее.)
• Все ли согласны с этой информацией? (В том случае, если в классе нашелся хоть один человек, который готов опровергнуть записанное предположение, рядом с записью ставится знак «?» и к этим предположениям необходимо вернуться в конце урока и еще раз выяснить: правильные они или нет).
- Давайте посмотрим в словарь Ожегова: справедливый – действующий беспристрастно, соответствующий истине.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ - это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступок должен быть оценен по заслугам.
3. Работа над притчей
Жил-был когда-то мудрый судья, наводивший страх на всех воров и преступников. Дело в том, что судья обладал такими очками, при помощи которых он мог видеть насквозь всех людей. Как бы искусно ни врал обвиняемый, как бы ни старался он извернуться — стоило только судье взглянуть на него сквозь свои очки, чтобы узнать: стоит ли перед ним виновный или невинный. И когда он после того своим властным голосом говорил обвиняемому: «Полно притворяться, я знаю, что ты сделал, вижу, как терзает тебя совесть», преступник тотчас же падал духом и признавался в своей вине. Судья отправлял его после этого в тюрьму, чтоб он мог на досуге подумать о своих делах.
Откуда взялись такие удивительные очки — оставалось для всех тайной. Известно было только то, что очки принадлежали еще отцу, дедушке и прадеду судьи, которые также были судьями в том же городе. Рассказывали, что лет двести тому назад очки были подарены тогдашнему судье добрыми карликами, чтобы помочь ему открыть вора, выкравшего лучшие драгоценности из их сокровищницы в недрах земли.
Для воров не было ничего страшнее очков судьи, с их большими круглыми стеклами в черной роговой оправе. И вот однажды они собрались и стали совещаться о том, как им отделаться от очков. И они выкрали эти очки у судьи. Каждому из них пришла в голову мысль самому надеть чудесные очки, и в ту же минуту всё, что их окружает они, увидели другими глазами. С помощью очков каждый увидел насквозь всех своих приятелей. Увидели, что все они друг другу завидуют. Первый увидел, что один даже задумал похитить у него десять талеров; он прочел в их сердцах, что все они лжецы и негодяи, что на совести у некоторых немало пролитой крови. И каждого охватил ужас перед прежними друзьями. В своих родных и близких увидели боль, страх, сочувствие, надежду и любовь. Больше они не друзья, все пошли по своей дороге, вернулись в семьи, не совершая плохих поступков, всегда оставаясь, честными и трудолюбивыми и счастливо прожили с еще многие годы.
О чем говорится в притче? Какова главная мысль притчи?
- Волшебные очки помогли ворам посмотреть на себя другими глазами. Были ли в вашей жизни случаи, когда что-либо помогло вам посмотреть на себя по-другому?
- Как вы думаете, с волшебными очками справедливости жить легче или труднее?
- Как вы думаете, смог бы судья работать без своих волшебных очков?
В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе).
А что значит быть справедливым?
Анализ ситуаций Игра «Очки справедливости»
Каждая группа должна подумать и написать, справедливо ли поступили родители в следующих ситуациях:
-Сестра говорит:- Я старше, значит, мне надо больше кубиков.
Брат ей отвечает: - Я тоже хочу играть. Поделись со мной.
-Оцените поведение детей. Кто поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?
Мама пришла с работы и спросила у сына:- Сынок, ты погулял с Дружком? Сын ей отвечает: -Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить.
–Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером.
Ты давал обещание, - возмутилась мама.
Мальчик обиделся и сказал маме:
-Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения! Оцените поступок мальчика.
Физкультминутка. (Прочувствование)
Закройте глаза, представьте ситуацию, когда с вами поступили несправедливо. Что вы почувствовали?
Согреваем руки, закрываем руками глаза.
Вспомните ситуацию, когда с вами поступили справедливо. Что вы теперь чувствуете?
Ответы детей.
Задание для групп:
«Око за око, зуб за зуб» Подумайте:
а) Можно ли считать, что убийство человека в ответ на другое убийство является справедливым? Разве справедливость связанна с насилием и злом?
б) Как связаны между собой равенство и справедливость? Если в обществе распределение материальных благ будет осуществляться поровну для всех, т.е. на условиях равенства, можно ли считать это справедливым?
в) Может ли различаться понимание справедливости у разных людей, живущих в одном государстве? От чего это зависит
На столе разрезанные и перемешанные друг с другом части пословиц. Нужно сложить пословицы из частей и прикрепить их на доску.
• Как аукнется, так и откликнется.
• Что посеешь, то и пожнешь.
• Око за око, зуб за зуб.
• Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой.
• Где нет справедливости, там нет и счастья. (Еврейская)
• Гнев не уживается со справедливостью, как ястреб не уживается с голубем. (Египетская)
• Справедливый человек, словно памятник: отовсюду виден.
• Если бы люди были справедливы, судьи бы ушли на отдых. (Арабская)
Продолжи фразу:
Наставление мудрого отца ребенку:
«Если ты у него отберешь то, что он отнял у тебя, это будет справедливо. Но это - не лучшее, что ты можешь сделать. Ты можешь ему это подарить»
Если ты на оскорбление ответишь тем же, это будет справедливо.
Но это – не лучшее, что ты можешь сделать.
Ты можешь …»
Почему важно быть справедливым человеком? Что значит жить по справедливости?
Рефлексия.
• - Так какими качествами должен обладать справедливый человек? Задание «Цветок справедливости» ( на лепестках цветка ( заготовка ) написать свои справедливые поступки );
• Закончите, пожалуйста, фразу: «Для меня быть справедливым это значит…» (спросить нескольких детей)
• Избегать в своих действиях зла.
• Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть.
• Признавать правоту других людей, сомневаться в собственной безусловной правоте.
• Быть готовым пойти навстречу другому человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения.
• Стремиться найти решение, которое могло бы устроить всех.
• Не посягать на личность и достоинство человека
• Исполнять обязанности перед другими и самим собой.
Совершая несправедливые поступки, человек теряет способность правильно оценивать себя, тем самым он оказывается неспособным увидеть свои нравственные недостатки и не может их исправить.
Справедливым может быть только человек с добрым сердцем. Давайте приклеим на большое сердце – сердце нашего класса (на доске – сердце) наши сердечки (и гости тоже) и постараемся всегда поступать по справедливости, хоть это иногда бывает очень трудно.
(Дети, учитель и гости приклеивают сердечки под песню из мультфильма «Про кота Леопольда» «Если добрый ты…»)
А теперь подведём итог игры. Капитаны команд, поднимите жетоны, которые заработала ваша команда. Посмотрите, нет команды, которая не получила бы жетоны. Сегодня мы узнали лишь о, что такое справедливость и как быть справедливым в обществе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.