Воспитательский час о хлебе: « Хвала рукам, что пахнут хлебом».
На столах: колосья разновидности хлеба (яровая, озимая), хлебобулочные изделия и хлеб, иллюстрации, откуда и как пришёл к нам хлеб, угощенья для участников мероприятия.
Историческая справка
16 октября – всемирный день хлеба.
История создания хлеба началась еще около 8 тыс. лет назад. Тогда хлебные лепешки пекли на раскаленных камнях, а для теста использовали молотое зерно и воду. Теперь для выпечки хлеба используются специальные печи, а для замеса применяют муку и прочие компоненты.
С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку, горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека, он подбежал к костру и увидел, что его каша превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб.
Чтец:
- Только снег сошёл в апреле,
Как поля зазеленели.
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Вот зерно течёт рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Пусть кружится в квашне,
Запекается в огне.
- Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился «Хлеб»
- Ребята! Так какие работы проделали люди, чтобы получить хлеб?
Работа с иллюстрациями на стенде.
Ответы детей:
1. Вспахали землю.
2. Посеяли зерно.
3. Летом убрали урожай комбайнами.
4. Свезли зерно на мелькомбинат. Получили там муку.
5. Испекли на пекарне хлеб.
6.Привезли хлеб в магазин. Выложили на прилавок.
7. Мы его купили, принесли домой, выложили на стол.
Вывод: благодаря работе людей разных профессий и появляется у нас на столе пышный хлеб.
Ведущий:
- О тяжёлой работе пекаря расскажет: ученик 6 класса Чернобаев Даниил
«Пекарь» - профессия древняя. Слово "пекарь" появилось в 1300-1200 годах до н.э. А как ремесло хлебопечение становится признанным и почитаемым спустя 8-10 столетий. Очень часто пекарей называли "басманниками", от слова "басман" - хлеб для царя.
Во многих странах пекари пользовались привилегиями по сравнению с другими ремесленниками. Булочник мог занять более высокий пост, однако стать пекарем мог далеко не каждый. За выпечку плохого хлеба пекаря могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу, даже изгнать из города. Не зря воздвигнут памятник в Древнем Риме потомственному пекарю.
Пекари как профессия получили распространение только в XX веке, так как до этого большинство людей выпекало хлеб у себя дома.
Чтец:
- Тем, кто хлеб печёт чуть свет,
Шлёт пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет, -
Им спасибо говори,
Их за хлеб благодари.
Конкурс «Пекарские литературные загадки» –
Загадка 1. Что попросила съесть печка героев русской сказки «Гуси лебеди»? Назовите хлебобулочное изделие (пирожки).
Загадка 2. В корзину Красной шапочки мама положила пирожки и горшочек. Что находилось в горшочке? (масло)
Загадка 3. Кусочки этого продукта мальчик с пальчик разбрасывал по дороге (хлеб). Сказка Шарля Перро
Загадка 4. Что купила Женя из сказки В. Катаева «Цветик – семицветик», « две с тмином – для мамы, две с маком – для папы, две с сахаром – для себя, и одну маленькую розовую …. – для братика Павлика». Назовите х\б изделие (баранки).
Загадка 5. Назовите двух героев трилогии Н.Носова о Незнайке, чьи имена звучат как кондитерские изделия (пончик).
Ведущий:
- Тот, кто выращивает хлеб или печёт его, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. С детства учитесь ценить труд других.
Ответы детей.
1. Что называют хлебом? Колосья, зёрна, печёный хлеб.
2. Какой хлеб – чёрный или белый – считают русским национальным хлебом? Чёрный – ржаной хлеб.
3. Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? Блины.
5. Почему пряник печатный? На нём есть напечатанная картинка или надпись.
7. Назвать хлебобулочные изделия.
8. Как называют круглый хлеб? Каравай.
Ведущий: Ребята думаю, что вы все знаете «Бородинский хлеб». Если нетТо вам сейчас расскажут.
Бородинский хлеб
Необычным, очень своеобразным вкусом отличается от других сортов черного хлеба бородинский. А придает ему этот вкус кориандр, замешенный в тесто. Есть в этом хлебе и так нужные нам витамины В – 1 и В – 2. Недаром пользуется он повышенным спросом не только на территории современной России, но и в странах бывшего СССР. А еще бытует мнение, что на Руси уже в Средние века появились такие сорта черного хлеба, как заварной, красносельский. Поистине интересна история появления бородинского хлеба. После битвы на Бородинском поле М.Тучкова, вдова погибшего генерала А. Тучкова, основала Спасо – Бородинский женский монастырь. Хлебопечение – одно из традиционных занятий при монастырях. Служительницы Спасо – Бородинского монастыря изобрели новый сорт ржано- пшеничного хлеба, долго не черствеющего, заварного, который впоследствии назвали бородинским.
К юбилею Бородинской битвы
Испекли те сёстры каравай,
И в него вложили все молитвы,
Да любовь, что била через край.
Паломники, посещавшие монастырь, приобрели этот хлеб, распространяя его по всей земле Русской. Сейчас на хлебозаводах существует своя рецептура приготовления и выпечки этого хлеба, сохраняющая многовековые традиции.
Кулич
Мама утром встала рано,
Испекла пирог румяный
Пышный, сдобный и душистый,
С чудной коркой золотистой.
Он украшен пудрой сладкой,
Белой сливочной помадкой.
Он с ванильным ароматом,
Начинён изюмом, маком,
К славной Пасхе испечён.
Куличом зовётся он.
Кулич, традиционное пасхальное кушанье. Изначально пасхальный кулич задумывался
как подобие церковного артоса – большого хлеба с изображением креста с терновым
венком (в знак победы Христа над смертью) или образом Воскресения. В дни
празднования Пасхи на Руси артос обносят с крестным ходом вокруг храма и
оставляют на особом столе, а в субботу Светлой седмицы вместе с пасхой и с
окрашенными в Великий четверг яйцами кулич также проходит через освящение –
едва ли не самый общеизвестный пасхальный обряд, который происходит в Великую
субботу.
Традиционно после окончания пасхального богослужения верующие разговляются (то
есть прекращают пост) кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и пасхой
(приготовляемой обычно из творога). Иногда уже в церкви прихожане угощают друг
друга и священнослужителей кусочками своего кулича, но чаще дома за пасхальной
трапезой глава семьи делит его по числу домочадцев.
Чтобы кулич как можно больше походил на церковный артос, его выпекают в форме
цилиндра. И хотя во всех куличах используется дрожжевое тесто, от количества
сдобы зависит, насколько он будет высок и пышен. Куличи часто выпекают с
изюмом, а сверху украшают сахарной пудрой или глазурью.
Он пахнет полем,
Горячим зноем и росой,
Прохладным ветром на просторе
И свежей утренней зарей.
Хлеб пахнет свежею мукою
И жарким пламенем печи,
Когда натруженной рукою,
Пекут из теста калачи.
Вот он – румяный и душистый
Лежит и дышит на столе.
За хлеб огромное спасибо
Всем хлеборобам на земле!
1.Какие зерновые культуры выращивают у нас на полях?
(Яровая и озимая пшеница, озимая рожь, яровой ячмень, овес, просо, гречиха, кукуруза, горох.)
В чем отличие пшеницы яровой от пшеницы озимой?
(Яровая сеется весной, в лето, озимая – осенью, в зиму.)
3.Как лесные насаждения помогают хлебу?
(Они сохраняют влагу.)
Когда зерно созревает, его собирают. Куда его везут?
(На элеватор – особое хранилище для зерна.)
Где зерно превращают в муку?
(На мельнице.)
Что такое мельница?
(Предприятие для размола зерна.)
(На хлебозаводе, в пекарне.)
Что нужно сделать с мукой, чтобы испечь хлеб?
(Замесить тесто.)
Из чего состоят колоски? (зернышек)
Конкурс «Закончи пословицу» - вам необходимо продолжить пословицы.
• Хлеб да вода - крестьянская еда
• Худ обед, коли хлеба нет
• Хлебушко – калачу дедушка
• Хлеб-батюшка, вода - матушка
• Хлеба ни куска, так и в тереме тоска
• Пить до дна, не видать добра
• Хочешь есть калачи, не сиди на печи
• Красна губа углами, а обед пирогами
• Будет хлеб, будет и обед
• Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба
• Без соли, без хлеба – худая беседа
Нам жить, пока стоят хлеба
И петь о них, пока имеем голос.
Как хлебороба вечная страда
В судьбе нашей страны – ВЫСОКИЙ КОЛОС!
Я предлагаю вам памятку.
ЗАПОМНИТЕ И СКАЖИТЕ ВСЕМ!
1.В хлебе – душа твоей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.
2.Не бросай где попало недоеденный хлеб!
3.Смолоду научись ценить труд других.
4.Когда за столом вы, ребята, сидите,
То помните, кто для вас хлеб создаёт!
5.Берегите хлеб, люди!
Научитесь хлеб беречь!
6.Хлеба к обеду в меру бери!
- У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.
В Украине очень популярна паляница.
В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.
У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепёшки.
Армянская пита - это пологая круглая белая лепёшка, внутрь которой кладут начинку: сыр, ветчину, зелень.
Маца - тонкие сухие лепёшки из пресного теста, которые верующие иудеи едят в дни пасхи.
Бисквит – западная Европа.
Брецель – Германия.
Бриошь – Нормандия, Франция.
Наан, чапати – Индия.
Пита – Ближний Восток.
Пицца – Италия.
Тортилья – Мексика.
Фолар – Португалия.
Багет – Франция.
- Ребята, наша встреча подходит к концу. Какой она запомнится вам, что ценного вы унесёте с собой, изменилось ли ваше отношение к хлебу. Высказать своё мнение вы сможете при помощи незаконченных фраз.
Я расскажу дома…
Я принял решение…
Ребята, а вы знаете ,что педагог тоже сеет зерно знаний, зерно доброты. Труд педагога даёт всходы.
Сейчас везде науке слово,
Её сегодня звёздный час.
В наш век она всему основа,
Ведёт она к высотам нас.
К ученью должен ты стремиться.
Не отвергай совет простой-
Листай же книжные страницы,
Как борозда за бороздой.
Ведь в книгах опыт поколений
И знаний чистое зерно
В твоих делах и устремленьях
Пусть колос выбросит оно.
Так черпай мудрость полной мерой,
Упорно знанья умножай.
И можешь быть вполне уверен-
Богатый снимешь урожай!
А вот другая древняя легенда рассказывает, как однажды путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал её искать потому что хлеб топтать нельзя. Да разве найдешь её в песке? Дело близилось к ночи. Путник пометил место, воткнув свой посох. С рассветом он вернулся, чтобы найти хлеб. А его посох стал золотым. Путник получил награду за свое бережное отношение к хлебу. Эта красивая сказка учит нас, что хлеб – это бесценный дар. Нужно беречь каждую крошку хлеба!
Отношение к хлебу должно быть бережное. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей. Труд хлебороба - тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, тот кто прошёл войну, голод не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.
Чтецы (держа хлеб на рушнике).
1. И вот он хлеб, в моих руках шершавых,
В нем не остыл души моей огонь.
Душистый каравай для всей державы
На всю мою широкую ладонь!
2. Хлеб России, сильный хлеб России!
Как не восхищаться нам тобой,
Если ты из неоглядной синивы,
Хлещешь, как безудержный прибой!
3. Хлеб России, хлеб моей отчизны!
Дюжий, богатырский, как всегда.
Жизнью создавался ты для жизни,
И трудом для нового труда.
А теперь посмотрите небольшую презентацию.
Чаепитие с булочками, баранками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.