Воспитательское занятие: "Путешествие по стране народных промыслов"

  • Мероприятия
  • docx
  • 17.06.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Закрепить знание основных элементов узора, умение составлять узор на ковре, роспись по керамике, создавать украшения,передавать характерные элементы дагестанского орнамента и цветовую гамму с помощью разнообразного материала.
Иконка файла материала Восп Путешествие по стране народных промыслов..docx

«Путешествие по стране народных промыслов»

Цели:

Образовательная: Закрепить знания основных элементов узора, умение самостоятельно составлять узор на ковре, роспись по керамике, создавать украшения, передавать характерные элементы дагестанского орнамента и цветовую гамму с помощью разнообразного материала. Учить проявлять замысел, творчество.

Развивающая: Развивать наблюдательность, творческую способность и эстетическое восприятие окружающего.

Укреплять познавательные интересы детей к труду народных материалов.

Воспитательная: Воспитывать у детей чувство причастности к культуре народов Дагестана. Воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям разных народов Дагестана. Воспитывать умение радоваться результатам.

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область «Речевое развитие», образовательная область «Познавательное развитие», образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», образовательная область «Физическое развитие», образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Предварительная работа: чтение произведений, рассматривание образцов узоров, заучивание отрывков Р.Гамзатова о народных промыслах Дагестана, беседы о труде.

                                     Ход занятия:

l. Организационный момент.

-Настал новый день, Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подымайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы.

ll. Актуализация знаний.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя из ворот поутру.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Усталый, с дороги домой воротился,

Склонясь надо мною, спросил Дагестан:

«Не край ли далекий тебе полюбился?»

На гору взошел я и с той высоты,

Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:

«Не мало краев повидал я, но ты

По-прежнему самый любимый на свете.

-Вот как великий поэт Расул Гамзатов прославляет свой родной край Дагестан. А с этой ярмарки нам прислали вот этот старинный сундук. Что же там находится. Этот сундук не простой и откроется он только тогда, когда мы вспомним половицы и поговорки о труде:

Дети рассказывают пословицы и поговорки о труде:

Труд и терпение превращаются в золото (лак)

Если летом голова не кипит, зимой котел не кипит (дарг.)

У кого умелые руки, тот и мед ест (кум).

- Вот  и открылся наш сундук. Нам прислали изделия народов Дагестана. Дети вы поможете достать их.

Дети по одному подходят к сундуку и достают кувшины, кубачинские изделия, коврики и кладут на стол.

- Я предлагаю провести ярмарку у нас в группе. Но этих изделии не хватает, и мы превратимся сегодня в народных умельцев Дагестана и изделия своими руками. Вы согласны?

Ответы детей.

- Вам придется вложить много усилий, очень постараться, Поэтому проведем разминку.

lll Физминутка

В Дагестане есть гора

Очень-очень высока

Под горой течет река

И бурлива, и шумна…

Мы по мостику пройдем-

Речку эту перейдем.

lV Основной момент.

-Вот столы, где будут расписаться кувшины, украшать кубачинские изделия и наносить узоры на ковры.

Ты улыбкой сумей поделится

И ответную искру зажечь.

Учитель: Ребята, я дарю вам свою улыбку. Поделиться и вы улыбками и друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.

Скажите, в какой стране мы живем? А как называется столица России? А в какой республике Дагестане, город Хасавюрт.

-Молодцы, ребята!

- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о труде мастеров Дагестана. Великий поэт Расул Гамзатов сказал:

«Дагестан-не просто экзотическая страна, не просто красивые холмы и скалы.

Дагестан-это республика, у которой три сокровища».

-Давайте их вспомним.

Первое сокровище-земля, горы и равнины.

Второе сокровище-вода, реки, озера, море.

Третье сокровище-люди: их дружба с другими народами мира и дагестанское гостеприимство.

-Ребята, обратите внимание на эту стену (Фотографии с майдана) слайд.

Сколько интересных фотографий! Эти фотографии были сняты на праздничной ярмарке в городе Махачкала. Сюда приехали со всех районов нашей республики и привезли свои изделия и промыслы. Народы Дагестана славится своим искусством. Назовем их.

Дети называют по слайдам.

Унцукуль- мастерством насечки и резьбы.

Кубачи- чеканской по золоту и серебру.

Аул-Цада- поэтами. Говорят, что из этого аула вылетали самые меткие пословицы и поговорки.

Табасаран- славен ковроткачеством.

Аул-Балхар-гончарным искусством.

-Да, ребята, этот праздник был многонациональным, он объединял все народы Дагестана.

Стихотворение про Дагестан.

«Когда я, объездивший множество стран»

Дети сами выбирают вид ремесла и садятся за столы.

Вы мастера селения Балхар. Будете расписывать кувшины. У каждого есть трафареты с узорами и штрих. Приложите трафарет на кувшин, откройте штрих и закрасьте узоры. Трафарет только тогда, когда украсите все узоры.

Подходит ко второму столу.

-А вы мастера золотых дел и окружейного дела знаменитого аула Кубачи.

У вас на столе лежат изделия, назовите их: браслеты, колье, кинжалы, мелкие различные предметы для украшений, Эти камушки самоклеющиеся. Чтобы приклеить их на изделия надо будет снять пленку. Проявите, свою фантазии в их расположении.

Подходят к третьему столу.

-Перед вами ковровые изделия, но без цвета. Предлагаю раскрасить свой ковер необычным способом, используя вот такой цветной песок. Сначала украсим внутренний узор, а затем общий фон. Цвет выбираете по своему вкусу. Нанесите клей, а потом посыплете цветным песком.

Дети работают, учитель поощряет и оказывает индивидуальную помощь.

-Уважаемые мастера, расскажите нам, пожалуйста, о своем.

-В нашем селении Кубачи изготавливают вот такие различные изделия из золота и серебра и наносят узор. И нас называют мастерами златокузнецами.

Тайну кубачинского изделия

Не ищите нитках серебра

Носят тайну золотого искусства

В сердцах кубачинцы мастера.

-Представьтесь пожалуйста, откуда вы приехали и каким видом ремесла вы занимаетесь?

Самые прекрасные кувшины

Делают из обычной клины,

Так же, как прекрасный стих

Создают из слов простых.

-В нашем табасаранском районе есть фабрика по изготовлению ковров, называется АРТЕЛЬ. В артели работает много людей. Чтобы соткать ковер, нужно приложить много усилий.

Девушки-табасаранки

Струны ниток разноцветных

Пальцами перебирают

Словно музыку играют.

-Вот и представили мы свои изделия на ярмарке. Предлагаю вам дети эти изделия сдать в музей нашего города, в честь очень важного события. А какое это событие?

-День рождения нашего города.

-Правильно. Это юбилей и нашему городу исполняется 85 лет. Весь город празднует это событие. А мы с вами и дальше будем трудится во благо нашего города. Наш дагестанский народ умеет не только трудится во благо нашего города. Наш дагестанский народ умеет не только трудится, но и отдыхать и веселиться. И мы повеселимся и станцуем.

Звучит дагестанская лезгинка и дети исполняют свой танец.

V. Итог занятия

-Что мы делали ?

-Что нового мы узнали для себя?

Мне очень понравились как сегодня работали, отвечали.