«Путешествие по стране народных промыслов»
Цели:
Образовательная: Закрепить знания основных элементов узора, умение самостоятельно составлять узор на ковре, роспись по керамике, создавать украшения, передавать характерные элементы дагестанского орнамента и цветовую гамму с помощью разнообразного материала. Учить проявлять замысел, творчество.
Развивающая: Развивать наблюдательность, творческую способность и эстетическое восприятие окружающего.
Укреплять познавательные интересы детей к труду народных материалов.
Воспитательная: Воспитывать у детей чувство причастности к культуре народов Дагестана. Воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям разных народов Дагестана. Воспитывать умение радоваться результатам.
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область «Речевое развитие», образовательная область «Познавательное развитие», образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», образовательная область «Физическое развитие», образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Предварительная работа: чтение произведений, рассматривание образцов узоров, заучивание отрывков Р.Гамзатова о народных промыслах Дагестана, беседы о труде.
Ход занятия:
l. Организационный момент.
-Настал новый день, Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подымайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы.
ll. Актуализация знаний.
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя из ворот поутру.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Усталый, с дороги домой воротился,
Склонясь надо мною, спросил Дагестан:
«Не край ли далекий тебе полюбился?»
На гору взошел я и с той высоты,
Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:
«Не мало краев повидал я, но ты
По-прежнему самый любимый на свете.
-Вот как великий поэт Расул Гамзатов прославляет свой родной край Дагестан. А с этой ярмарки нам прислали вот этот старинный сундук. Что же там находится. Этот сундук не простой и откроется он только тогда, когда мы вспомним половицы и поговорки о труде:
Дети рассказывают пословицы и поговорки о труде:
Труд и терпение превращаются в золото (лак)
Если летом голова не кипит, зимой котел не кипит (дарг.)
У кого умелые руки, тот и мед ест (кум).
- Вот и открылся наш сундук. Нам прислали изделия народов Дагестана. Дети вы поможете достать их.
Дети по одному подходят к сундуку и достают кувшины, кубачинские изделия, коврики и кладут на стол.
- Я предлагаю провести ярмарку у нас в группе. Но этих изделии не хватает, и мы превратимся сегодня в народных умельцев Дагестана и изделия своими руками. Вы согласны?
Ответы детей.
- Вам придется вложить много усилий, очень постараться, Поэтому проведем разминку.
lll Физминутка
В Дагестане есть гора
Очень-очень высока
Под горой течет река
И бурлива, и шумна…
Мы по мостику пройдем-
Речку эту перейдем.
lV Основной момент.
-Вот столы, где будут расписаться кувшины, украшать кубачинские изделия и наносить узоры на ковры.
Ты улыбкой сумей поделится
И ответную искру зажечь.
Учитель: Ребята, я дарю вам свою улыбку. Поделиться и вы улыбками и друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.
Скажите, в какой стране мы живем? А как называется столица России? А в какой республике Дагестане, город Хасавюрт.
-Молодцы, ребята!
- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о труде мастеров Дагестана. Великий поэт Расул Гамзатов сказал:
«Дагестан-не просто экзотическая страна, не просто красивые холмы и скалы.
Дагестан-это республика, у которой три сокровища».
-Давайте их вспомним.
Первое сокровище-земля, горы и равнины.
Второе сокровище-вода, реки, озера, море.
Третье сокровище-люди: их дружба с другими народами мира и дагестанское гостеприимство.
-Ребята, обратите внимание на эту стену (Фотографии с майдана) слайд.
Сколько интересных фотографий! Эти фотографии были сняты на праздничной ярмарке в городе Махачкала. Сюда приехали со всех районов нашей республики и привезли свои изделия и промыслы. Народы Дагестана славится своим искусством. Назовем их.
Дети называют по слайдам.
Унцукуль- мастерством насечки и резьбы.
Кубачи- чеканской по золоту и серебру.
Аул-Цада- поэтами. Говорят, что из этого аула вылетали самые меткие пословицы и поговорки.
Табасаран- славен ковроткачеством.
Аул-Балхар-гончарным искусством.
-Да, ребята, этот праздник был многонациональным, он объединял все народы Дагестана.
Стихотворение про Дагестан.
«Когда я, объездивший множество стран»
Дети сами выбирают вид ремесла и садятся за столы.
Вы мастера селения Балхар. Будете расписывать кувшины. У каждого есть трафареты с узорами и штрих. Приложите трафарет на кувшин, откройте штрих и закрасьте узоры. Трафарет только тогда, когда украсите все узоры.
Подходит ко второму столу.
-А вы мастера золотых дел и окружейного дела знаменитого аула Кубачи.
У вас на столе лежат изделия, назовите их: браслеты, колье, кинжалы, мелкие различные предметы для украшений, Эти камушки самоклеющиеся. Чтобы приклеить их на изделия надо будет снять пленку. Проявите, свою фантазии в их расположении.
Подходят к третьему столу.
-Перед вами ковровые изделия, но без цвета. Предлагаю раскрасить свой ковер необычным способом, используя вот такой цветной песок. Сначала украсим внутренний узор, а затем общий фон. Цвет выбираете по своему вкусу. Нанесите клей, а потом посыплете цветным песком.
Дети работают, учитель поощряет и оказывает индивидуальную помощь.
-Уважаемые мастера, расскажите нам, пожалуйста, о своем.
-В нашем селении Кубачи изготавливают вот такие различные изделия из золота и серебра и наносят узор. И нас называют мастерами златокузнецами.
Тайну кубачинского изделия
Не ищите нитках серебра
Носят тайну золотого искусства
В сердцах кубачинцы мастера.
-Представьтесь пожалуйста, откуда вы приехали и каким видом ремесла вы занимаетесь?
Самые прекрасные кувшины
Делают из обычной клины,
Так же, как прекрасный стих
Создают из слов простых.
-В нашем табасаранском районе есть фабрика по изготовлению ковров, называется АРТЕЛЬ. В артели работает много людей. Чтобы соткать ковер, нужно приложить много усилий.
Девушки-табасаранки
Струны ниток разноцветных
Пальцами перебирают
Словно музыку играют.
-Вот и представили мы свои изделия на ярмарке. Предлагаю вам дети эти изделия сдать в музей нашего города, в честь очень важного события. А какое это событие?
-День рождения нашего города.
-Правильно. Это юбилей и нашему городу исполняется 85 лет. Весь город празднует это событие. А мы с вами и дальше будем трудится во благо нашего города. Наш дагестанский народ умеет не только трудится во благо нашего города. Наш дагестанский народ умеет не только трудится, но и отдыхать и веселиться. И мы повеселимся и станцуем.
Звучит дагестанская лезгинка и дети исполняют свой танец.
V. Итог занятия
-Что мы делали ?
-Что нового мы узнали для себя?
Мне очень понравились как сегодня работали, отвечали.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.