Вожатые. Помощь и поддержка учителей
Оценка 4.7

Вожатые. Помощь и поддержка учителей

Оценка 4.7
docx
02.12.2024
Вожатые. Помощь и поддержка учителей
вожатые.docx

Дзержинский район

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 111»

 

 

 

7 «А» класс

 

на тему:

 

«Работа вожатых с детьми в детских оздоровительных лагерях»

 

 

Научный руководитель:

Учитель обществознания и истории

1 квалификационной категории

 

Маякова Елена Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Новосибирск 2023

 Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Введение

                   

 

 

 

 Летний лагерь, что это?

Прозвенели последние звонки, за плечами еще один учебный год. Родители готовясь к лету могут задуматься о том, чтобы отправить своё чадо в летний оздоровительный лагерь.

 

  Летний лагерь. Хорошо или плохо, весело или скучно, безопасно или нет? Пожалуй, это лишь малая часть вопросов, которые задают себе родители, раздумывающие об отдыхе своего чада в летнем лагере.

 

  Если ваш ребенок общителен и легко идет на контакт с другими ребятами, то летний лагерь ему придется по душе. Сюда приезжают девочки и мальчики из разных городов, с разными интересами и хобби. Они не только делятся своим опытом друг с другом, но и развивают коммуникационные навыки, что немаловажно и, конечно же, пригодится в жизни.

 

  Летний лагерь — это не только отдых, но и конкурсы, задания, командная работа. Во время такого досуга каждый ребенок сможет проявить себя и открыть новые таланты.

 

  Шутки, песни, игры — это все здорово и весело, но не стоит забывать, что лагерь — это место, где дети учатся быть самостоятельными. Наверное, это неплохая школа, пройти которую будет полезно всем: и девочкам, и мальчикам. Здесь нет мамы, которая поможет расчесать волосы или уберет разбросанные вещи. Возможно, поначалу новая роль взрослого и самостоятельного себя не очень понравится ребенку, но, как мы знаем, аппетит приходит во время еды. Попробовать стоит! А для родителей тоже будет полезно выпустить чадо «из-под своего крылышка».

 

  Еще один плюсик в копилку летнего лагеря — это свежий воздух. Обычно лагеря располагаются за городом, и большая часть мероприятий проводится, как правило, на свежем воздухе. А ведь этого так не хватает в школьное время. К тому же полезно для здоровья.

 

  Но всем ли детям подходит отдых в летнем лагере?! Нет. Некоторые ребята настолько устают от школьных будней и строгого распорядка дня, что только и мечтают расслабиться. Не исключено, что для таких детей лагерная жизнь со своим распорядком будет им не в радость.

 

 Одна из важнейших составных лагеря, это конечно же, вожатый. Человек, который на протяжении летней смены служит ребёнку воспитателем, учителем, и наконец, родителем.

 

    Актуальность темы

Сегодня образовательный процесс ставит важную задачу - социально-ориентированное воспитание ребенка, формирование в нем гражданской активности. Основной ценностью является личностное развитие человека, формирование у него способности к решению проблем, проявлению инициативы и ответственности по отношению к себе и окружающим.

 

Формирование активной жизненной позиции в обществе не стихийный процесс, его можно и нужно организовать и это необходимо делать в процессе обучения и воспитания. Для достижения этой цели необходимо, чтобы помимо обучения школьники получали реальную возможность практически осваивать действия, ведущие к социальным отношениям людей.

 

Переход общеобразовательных учреждений на новые образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС, показывают важность и необходимость поиска форм организации внеурочной деятельности школьников, в том числе профориентационной направленности. Деятельность вожатского отряда позволяет  детям овладеть  элементарными знаниями и навыками  работы с  младшими  школьниками и сверстниками,  познакомиться с психологическими особенностями  возрастов, дает возможность    объективно оценить себя и свои способности, что, безусловно, является признаками профессиональные пробы для вожатого-подростка

 

Цели и задачи проекта:

Цель проекта-доказать пользу взаимодействия ребёнка с вожатым в лагере, а также исследовать развитие ребёнка в процессе посещения детских лагерей.

 

 

 

 

 

Задачи проекта:

ü  Рассмотреть плюсы и минусы, пользу и востребованность посещения лагерей

ü  Доказать факт развития умственных и социальных способностей детей всех возрастов

ü  Анализировать что значит быть «Хорошим вожатым»

ü  Изучить влияние вожатого на ребёнка

 

Объект исследования:

Детские оздоровительные летние лагеря

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     1.Польза Детских Оздоровительных Лагерей

 

1.1 Востребованность и польза времяпровождения детей в лагерях

Каждый ребенок должен уметь адаптироваться в новом обществе. Привыкать к трудностям. Решать конфликты. И жить самостоятельно.

Самый лучший способ научить ребенка адаптироваться в новом социуме - отправить его в лагерь.

Давайте рассмотрим преимущества этих учреждений для чада. 

Ребенок научится дисциплине

Самый главный плюс пионерских лагерей для детей заключается в том, что там их научат дисциплине. Каждый день в летнем учреждении проходит по четкому графику:

 

Расписание дня может варьироваться в зависимости от того, в какой лагерь вы отправляете ребенка. Есть учреждения, в которых детей кормят не 4 раза, а 6. А также лагеря, в которых не спят днем.

В большинстве подобных учреждений одна смена длится три недели. То есть, двадцать один день.

За этот период пребывания в лагере ребенок научится жить по распорядку дня. Станет развитым в физическом плане. И, скорее всего, будет делать зарядку каждый день по возвращении домой.

Также, ребенок начнет придерживаться правильного режима сна. Будет засыпать в 23:00. И просыпаться в 08:00. 

Ребенок научится общаться со сверстниками и заводить новые знакомства

Не все дети умеют вливаться в новое общество. Заводить новые знакомства. И дружить.

Самый лучший способ исправить эту проблему - отправить ребенка в лагерь. Малыш сможет не только коммуницировать со сверстниками. Но и жить вместе с ними под одной крышей.

Распределять обязанности. Размещать вещи в шкафчиках так, чтобы не мешать другим детям. Делиться с сожителями зубной пастой. А также другими предметами быта.

Во время пребывания в лагере ребенок научится решать конфликтные ситуации. Он сможет различать, когда нужно стоять на своем до последнего. А когда нужно уступить. И пойти на компромисс.

Ребенок сможет:

  1. Одалживать у сожителей некоторые предметы. И вовремя возвращать их.
  2. Отстаивать свои права. Не будет давать кому-либо себя оскорблять. Или унижать.
  3. Жить без покровительства родителей. Он не будет бояться решать конфликтные ситуации без вмешательства взрослых. И научится быть самодостаточным.

А также многое другое.

Психологи считают, что детские лагеря - полезные учреждения для детей. Особенно для интровертов. Те детки, которые замыкаются в себе, улучшают свои коммуникативные навыки в пионер лагерях. Они чаще общаются со сверстниками. Учатся легче заводить знакомства. И дружить.

 

Ребенок оздоровится

Ребенок улучшит свой иммунитет и отлично отдохнет в любом пионерском лагере. Вне зависимости от того, что находится на его территории. Обычный лес. Или речки, моря.

В детском лагере ребенок сможет улучшить свое здоровье. Большую часть суток он будет находиться на свежем воздухе. Он будет гулять, купаться. И развлекаться со сверстниками.

Глаза ребенка передохнут от компьютера. Он вернется домой оздоровленным. И готовым к учебе.

Это самая важная часть отдыха в детском лагере.

 

Ребенок может открыть в себе новые таланты

 

В большинстве лагерей дети не только гуляют, кушают и танцуют на дискотеке. В некоторых пионерских учреждениях нередко организовывают различные кружки по интересам. На них дети могут:

  1. Заниматься оригами.
  2. Выжигать резьбой по дереву.
  3. Лепить различные фигурки из пластилина.
  4. Рисовать.

И так далее.

В детском лагере ребенок запишется на один из этих удивительных кружков. И научится делать различные фигурки из бумаги. Резать по дереву. А также откроет в себе другие таланты. 

Когда ребенок приедет домой, то продолжит развивать свои умения. И уже к окончанию школы станет профессиональных художником. Или сможет создавать удивительные оригами.

 

 

 

Минусы поездки в детский лагерь для ребенка

Помимо преимуществ, у детских лагерей есть и минусы. Давайте рассмотрим их.

Высокая стоимость

У детских лагерей высокая стоимость. Особенно, если вы приобретаете путевку не в обычное учреждение. А с каким-нибудь уклоном (например, на программирование или на иностранные языки).

Слишком дешевые путевки в пионерские лагеря приобретать не рекомендуем. За невысокую стоимость они предлагают очень плохие условия. 

В дешевых лагерях плохо кормят. А еще, там ужасный ремонт в комнатах. И непрофессиональные вожатые.

Рекомендуем остановить свой выбор на путевках по средней или высокой стоимости. Подобные лагеря предоставляют сервис высокого уровня.

 Питание может не понравиться ребенку

Ребенку придется несколько дней привыкать к новой еде в лагере. Рацион здесь состоит из "полностью здоровых блюд", которые большинству детей не нравятся. 

В лагерях кормят:

  1. Паровыми котлетами.
  2. Перловой кашей.
  3. Гороховым супом.
  4. Компотом из сухофруктов (самый нелюбимый напиток у маленьких детей).
  5. Различные кислые фрукты.

И многим другим. Подобный рацион питания понравится далеко не всем деткам.

 Ребенок может испытывать дискомфорт из-за того, что родителей нет рядом

 

Из-за того, что ребенок будет находиться далеко от родителей, у него могут появиться проблемы в психологическом плане. Малыш может начать плакать. Расстраиваться. И будет постоянно звонить родителям. Просить, чтобы его забрали из лагеря.

Это происходит потому, что ребенок чувствует себя одиноко без родителей. Или не может адаптироваться в новом социуме.

Капризы ребенка - это главная проблема во время отправления в детский лагерь.

 В лагере могут работать непрофессиональные вожатые

Некоторые лагеря набирают на работу не профессиональных вожатых, а людей с улицы. Которые просто хотят подзаработать летом немного денег. И, при этом, не имеют педагогического образования.

Из-за этого во время пребывания ребенка в лагере могут возникнуть проблемы. Вожатые могут повышать голос на детей. Оскорблять их. И даже бить. 

Чтобы избежать этой проблемы, рекомендуем покупать путевки в авторитетные лагеря. Стоимость поездки в которые - средняя или высокая.

В крупных пионер лагерях проблем с вожатыми не возникнет. Поскольку эти учреждения тщательно подходят к подбору персонала.

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели работы вожатого

 Вожа́тый — специалист, отвечающий за сохранность здоровья, жизни ребёнка, его развитие в течение всей смены в лагере

Вожатый – это:

1) проводник, указывающий дорогу, а также вожак;

2) руководитель детского объединения в лагере.

Рассмотрим основные компоненты педагогического труда отрядного вожатого: предмет труда, цель, содержание, средства и результат труда, которые составляют и раскрывают сущность и специфику его работы.

Предмет труда отрядного вожатого детского оздоровительного лагеря — личность ребенка, подростка, детский коллектив. Вожатый занимается воспитанием детей и подростков в условиях временного детского коллектива лагеря-отряда.

Специфика труда отрядного вожатого состоит в том, что:

– опора на детский коллектив является важнейшим условием воспитательного процесса и составляет его суть;

– вожатый действует не только сам, а достигает целей и результатов своего труда при условии, если включает в него своих воспитанников и других педагогов детского оздоровительного лагеря.

Цель труда отрядного вожатого — обеспечивать деятельность отряда в соответствии с целью, задачами, функциями и принципами деятельности детского оздоровительного ла­геря, создавая условия для оздоровления, отдыха, развития способностей и реализации творческого потенциала каждого воспитанника и формирования их жизненного опыта.

Специфичны и средства педагогического труда вожатого: исполнитель труда — вожатый и главное его средство в процессе воспитания в детском оздоровительном лагере — воспитанник как бы сливаются воедино. Инструментом воздействия на воспитанников является личность вожатого — его знания, уме­ния, чувства, воля.

Результат труда вожатого определяется как совокупность следующих показателей:

– уровень развития детского коллектива;

– качество межличностных отношений детей;

– состояние морально-психологического климата в отряде.

Вожатый в педагогической деятельности реализует три основные группы функций:

– функции воспитателя;

– функции руководителя;

– функции организатора жизнедеятельности отряда.

Говоря о содержательной стороне этих функций, следует отметить, что вожатый занимается воспитанием подрастающего поколения, руководит работой отряда через органы самоуправления, организует жизнедеятельность воспитанников.

 

Взаимоотношения вожатого с детьми

 

Вожатый-это человек,который на протяжении лагерной смены ,осуществляет для ребёнка функцию родителя.Вожатый это проводник чада на время всей смены, и конечно вожатый должен иметь навыки поиска общего языка с детьми

 

Одной из самых часто встречающихся педагогических проблем в лагере, особенно в первые несколько дней пребывания, является завоевание авторитета перед отрядом и умелое его использование. Очень часто бывает, что из-за пассивного поведения вожатого в начале смены, отряд (особенно, если в нем присутствуют дети, неоднократно ездившие в этот лагерь ранее, чувствующие себя, что называется, «дедами») начинает «разбалтываться», не воспринимать в серьез его просьбы и требования. Это чревато полной потерей контроля над детьми и всеми вытекающими отсюда последствиями.

 

С другой стороны, очень важно не удариться в другую крайность – ведь если добиваться подчинения ребят любыми методами, используя повышение голоса (хотя совсем без этого - не обойтись) и/или, еще хуже, физическое воздействие, то кроме озлобленности в твою сторону и замкнутости по отношению к тебе, очень трудно добиться каких-либо результатов. Так как же организовать в отряде дисциплину, при этом, не распустив отряд и, в то же время, не задавив его «армейскими» порядками? А ведь кроме дисциплинарного момента есть еще и масса других, таких как микроклимат отряда, сплоченность коллектива, доверие и откровенность между вожатыми и «пионерами» и много других.

Для начала, очень важно сформировать мотивацию пребывания в отряде у детей. А также дать понять им, что их отдых в лагере напрямую и, в первую очередь, зависит от вожатых. После этого необходимо объяснить им, что отряд – это единое целое и чем быстрее они научаться оправдывать этот статус, тем быстрее смогут добиться успехов. Далее обязательно нужно ввести, каким бы жестким это ни казалось, систему «проступков и санкций», то есть систему, которая в равной степени будет касаться каждого и, при нарушении дисциплинарных моментов, справедливо и в равной степени для каждого предусматривать свое наказание. Здесь следует отметить, что чем более старший отряд находится у тебя в подчинении, тем более жесткой должна быть эта система.

Таким образом, у детей уходит ощущение, что их наказывают непосредственно вожатые. Появляется чувство ответственности за свои поступки, так необходимое в будущем любому человеку и, мягко говоря, не мешающее во время пребывания в лагере.

 

Кто такой «Хороший вожатый?»

 

Хороший вожатый. Кто это?

·         Хорошего вожатого видно сразу: это человек, которого не застанет врасплох никакая ситуация; у которого в запасе интересные игры на любое время года и для любой погоды; у которого есть ответ на любой вопрос; который любит петь и может поддержать интересный разговор.

·         Хороший вожатый никогда не кричит, не «руководит», он просто всегда рядом, а дети у него почему-то все делают сами, причем хорошо и быстро: сами придумывают, сами организуют, сами проводят, сами обсуждают, оценивают, планируют.

·         Хороший вожатый — тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами.

·         Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное — чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист продумывать свои действия, чтобы достичь поставленной цели.

·         А ещё, хорошего вожатого отличает просто удивительная жажда нового. Он постоянно выискивает новые интересные книги, статьи, методички, все то, что может ему пригодиться в работе. Ему всегда хочется познакомиться с опытом других вожатых.

В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?

1.      Доброжелательный. Каждый ребенку в отряде очеть желательно быть увереным в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя "воевать" с детьми, уходить от конфликта вожатому необходимо всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.

2.      Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.

3.      Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У "добреньких" вожатых дешевый авторитет. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею.

4.      Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

5.      Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Вам необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным. Если пионеры почувствуют, что вы их в чём-то обманываете, вы потеряете их доверие и уважение.

6.      Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда; проверено многолетним опытом.

7.      Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться не существенными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.

8.      Забота о детях (особенно о маленьких) На 18 дней вы становитесь для ребёнка всем: и мамой, и папой, и няней, и другом. Поэтому вы должны следить за такими (на перый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей

 

   Заключение

Вожатый – веселый и позитивный человек. Он никогда не даст заскучать или загрустить ребенку, потому что детский лагерь – это планета счастья, на которой нет места грусти. Вожатый за этим строго следит. Поэтому это еще и чуткий человек.

В детском лагере для совсем юного ребенка вожатый – это еще и мама, и папа: отвести в медпункт, рассказать сказку перед сном и прочее. 
Вожатый - учитель, который научит ребенка чему-то новому и полезному. 
Вожатый - пример для подражания: он покажет, что зарядку делать обязательно, и расскажет, для чего это нужно, почему очень важно носить головной убор.

Таким образом, вожатый универсальный человек, который примеряет на себя сразу несколько профессий: педагог, психолог, аниматор. 

Вот такой ответ на вопрос «кто такой вожатый» по мнению команды сайта ЯВожатый.


 

Дзержинский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Дзержинский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Оглавление

Оглавление

Введение

Введение

А ведь этого так не хватает в школьное время

А ведь этого так не хватает в школьное время

Задачи проекта: ü Рассмотреть плюсы и минусы, пользу и востребованность посещения лагерей ü

Задачи проекта: ü Рассмотреть плюсы и минусы, пользу и востребованность посещения лагерей ü

Польза Детских Оздоровительных

Польза Детских Оздоровительных

Распределять обязанности. Размещать вещи в шкафчиках так, чтобы не мешать другим детям

Распределять обязанности. Размещать вещи в шкафчиках так, чтобы не мешать другим детям

В большинстве лагерей дети не только гуляют, кушают и танцуют на дискотеке

В большинстве лагерей дети не только гуляют, кушают и танцуют на дискотеке

В лагерях кормят: Паровыми котлетами

В лагерях кормят: Паровыми котлетами

Цели работы вожатого Вожа́тый — специалист, отвечающий за сохранность здоровья, жизни ребёнка, его развитие в течение всей смены в лагере

Цели работы вожатого Вожа́тый — специалист, отвечающий за сохранность здоровья, жизни ребёнка, его развитие в течение всей смены в лагере

Говоря о содержательной стороне этих функций, следует отметить, что вожатый занимается воспитанием подрастающего поколения, руководит работой отряда через органы самоуправления, организует жизнедеятельность воспитанников

Говоря о содержательной стороне этих функций, следует отметить, что вожатый занимается воспитанием подрастающего поколения, руководит работой отряда через органы самоуправления, организует жизнедеятельность воспитанников

Здесь следует отметить, что чем более старший отряд находится у тебя в подчинении, тем более жесткой должна быть эта система

Здесь следует отметить, что чем более старший отряд находится у тебя в подчинении, тем более жесткой должна быть эта система

Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием

Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием

В детском лагере для совсем юного ребенка вожатый – это еще и мама, и папа: отвести в медпункт, рассказать сказку перед сном и прочее

В детском лагере для совсем юного ребенка вожатый – это еще и мама, и папа: отвести в медпункт, рассказать сказку перед сном и прочее
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2024