Дзержинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 111»
7 «А» класс
на тему:
«Работа вожатых с детьми в детских оздоровительных лагерях»
Научный руководитель:
Учитель обществознания и истории
1 квалификационной категории
Маякова Елена Сергеевна
г.Новосибирск 2023
Оглавление
Введение
Летний лагерь, что это?
Прозвенели последние звонки, за плечами еще один учебный год. Родители готовясь к лету могут задуматься о том, чтобы отправить своё чадо в летний оздоровительный лагерь.
Летний лагерь. Хорошо или плохо, весело или скучно, безопасно или нет? Пожалуй, это лишь малая часть вопросов, которые задают себе родители, раздумывающие об отдыхе своего чада в летнем лагере.
Если ваш ребенок общителен и легко идет на контакт с другими ребятами, то летний лагерь ему придется по душе. Сюда приезжают девочки и мальчики из разных городов, с разными интересами и хобби. Они не только делятся своим опытом друг с другом, но и развивают коммуникационные навыки, что немаловажно и, конечно же, пригодится в жизни.
Летний лагерь — это не только отдых, но и конкурсы, задания, командная работа. Во время такого досуга каждый ребенок сможет проявить себя и открыть новые таланты.
Шутки, песни, игры — это все здорово и весело, но не стоит забывать, что лагерь — это место, где дети учатся быть самостоятельными. Наверное, это неплохая школа, пройти которую будет полезно всем: и девочкам, и мальчикам. Здесь нет мамы, которая поможет расчесать волосы или уберет разбросанные вещи. Возможно, поначалу новая роль взрослого и самостоятельного себя не очень понравится ребенку, но, как мы знаем, аппетит приходит во время еды. Попробовать стоит! А для родителей тоже будет полезно выпустить чадо «из-под своего крылышка».
Еще один плюсик в копилку летнего лагеря — это свежий воздух. Обычно лагеря располагаются за городом, и большая часть мероприятий проводится, как правило, на свежем воздухе. А ведь этого так не хватает в школьное время. К тому же полезно для здоровья.
Но всем ли детям подходит отдых в летнем лагере?! Нет. Некоторые ребята настолько устают от школьных будней и строгого распорядка дня, что только и мечтают расслабиться. Не исключено, что для таких детей лагерная жизнь со своим распорядком будет им не в радость.
Одна из важнейших составных лагеря, это конечно же, вожатый. Человек, который на протяжении летней смены служит ребёнку воспитателем, учителем, и наконец, родителем.
Актуальность темы
Сегодня образовательный процесс ставит важную задачу - социально-ориентированное воспитание ребенка, формирование в нем гражданской активности. Основной ценностью является личностное развитие человека, формирование у него способности к решению проблем, проявлению инициативы и ответственности по отношению к себе и окружающим.
Формирование активной жизненной позиции в обществе не стихийный процесс, его можно и нужно организовать и это необходимо делать в процессе обучения и воспитания. Для достижения этой цели необходимо, чтобы помимо обучения школьники получали реальную возможность практически осваивать действия, ведущие к социальным отношениям людей.
Переход общеобразовательных учреждений на новые образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС, показывают важность и необходимость поиска форм организации внеурочной деятельности школьников, в том числе профориентационной направленности. Деятельность вожатского отряда позволяет детям овладеть элементарными знаниями и навыками работы с младшими школьниками и сверстниками, познакомиться с психологическими особенностями возрастов, дает возможность объективно оценить себя и свои способности, что, безусловно, является признаками профессиональные пробы для вожатого-подростка
Цели и задачи проекта:
Цель проекта-доказать пользу взаимодействия ребёнка с вожатым в лагере, а также исследовать развитие ребёнка в процессе посещения детских лагерей.
Задачи проекта:
ü Рассмотреть плюсы и минусы, пользу и востребованность посещения лагерей
ü Доказать факт развития умственных и социальных способностей детей всех возрастов
ü Анализировать что значит быть «Хорошим вожатым»
ü Изучить влияние вожатого на ребёнка
Объект исследования:
Детские оздоровительные летние лагеря
1.Польза Детских Оздоровительных Лагерей
1.1 Востребованность и польза времяпровождения детей в лагерях
Каждый ребенок должен уметь адаптироваться в новом обществе. Привыкать к трудностям. Решать конфликты. И жить самостоятельно.
Самый лучший способ научить ребенка адаптироваться в новом социуме - отправить его в лагерь.
Давайте рассмотрим преимущества этих учреждений для чада.
Ребенок научится дисциплине
Самый главный плюс пионерских лагерей для детей заключается в том, что там их научат дисциплине. Каждый день в летнем учреждении проходит по четкому графику:
Расписание дня может варьироваться в зависимости от того, в какой лагерь вы отправляете ребенка. Есть учреждения, в которых детей кормят не 4 раза, а 6. А также лагеря, в которых не спят днем.
В большинстве подобных учреждений одна смена длится три недели. То есть, двадцать один день.
За этот период пребывания в лагере ребенок научится жить по распорядку дня. Станет развитым в физическом плане. И, скорее всего, будет делать зарядку каждый день по возвращении домой.
Также, ребенок начнет придерживаться правильного режима сна. Будет засыпать в 23:00. И просыпаться в 08:00.
Ребенок научится общаться со сверстниками и заводить новые знакомства
Не все дети умеют вливаться в новое общество. Заводить новые знакомства. И дружить.
Самый лучший способ исправить эту проблему - отправить ребенка в лагерь. Малыш сможет не только коммуницировать со сверстниками. Но и жить вместе с ними под одной крышей.
Распределять обязанности. Размещать вещи в шкафчиках так, чтобы не мешать другим детям. Делиться с сожителями зубной пастой. А также другими предметами быта.
Во время пребывания в лагере ребенок научится решать конфликтные ситуации. Он сможет различать, когда нужно стоять на своем до последнего. А когда нужно уступить. И пойти на компромисс.
Ребенок сможет:
А также многое другое.
Психологи считают, что детские лагеря - полезные учреждения для детей. Особенно для интровертов. Те детки, которые замыкаются в себе, улучшают свои коммуникативные навыки в пионер лагерях. Они чаще общаются со сверстниками. Учатся легче заводить знакомства. И дружить.
Ребенок оздоровится
Ребенок улучшит свой иммунитет и отлично отдохнет в любом пионерском лагере. Вне зависимости от того, что находится на его территории. Обычный лес. Или речки, моря.
В детском лагере ребенок сможет улучшить свое здоровье. Большую часть суток он будет находиться на свежем воздухе. Он будет гулять, купаться. И развлекаться со сверстниками.
Глаза ребенка передохнут от компьютера. Он вернется домой оздоровленным. И готовым к учебе.
Это самая важная часть отдыха в детском лагере.
Ребенок может открыть в себе новые таланты
В большинстве лагерей дети не только гуляют, кушают и танцуют на дискотеке. В некоторых пионерских учреждениях нередко организовывают различные кружки по интересам. На них дети могут:
И так далее.
В детском лагере ребенок запишется на один из этих удивительных кружков. И научится делать различные фигурки из бумаги. Резать по дереву. А также откроет в себе другие таланты.
Когда ребенок приедет домой, то продолжит развивать свои умения. И уже к окончанию школы станет профессиональных художником. Или сможет создавать удивительные оригами.
Минусы поездки в детский лагерь для ребенка
Помимо преимуществ, у детских лагерей есть и минусы. Давайте рассмотрим их.
Высокая стоимость
У детских лагерей высокая стоимость. Особенно, если вы приобретаете путевку не в обычное учреждение. А с каким-нибудь уклоном (например, на программирование или на иностранные языки).
Слишком дешевые путевки в пионерские лагеря приобретать не рекомендуем. За невысокую стоимость они предлагают очень плохие условия.
В дешевых лагерях плохо кормят. А еще, там ужасный ремонт в комнатах. И непрофессиональные вожатые.
Рекомендуем остановить свой выбор на путевках по средней или высокой стоимости. Подобные лагеря предоставляют сервис высокого уровня.
Питание может не понравиться ребенку
Ребенку придется несколько дней привыкать к новой еде в лагере. Рацион здесь состоит из "полностью здоровых блюд", которые большинству детей не нравятся.
В лагерях кормят:
И многим другим. Подобный рацион питания понравится далеко не всем деткам.
Ребенок может испытывать дискомфорт из-за того, что родителей нет рядом
Из-за того, что ребенок будет находиться далеко от родителей, у него могут появиться проблемы в психологическом плане. Малыш может начать плакать. Расстраиваться. И будет постоянно звонить родителям. Просить, чтобы его забрали из лагеря.
Это происходит потому, что ребенок чувствует себя одиноко без родителей. Или не может адаптироваться в новом социуме.
Капризы ребенка - это главная проблема во время отправления в детский лагерь.
В лагере могут работать непрофессиональные вожатые
Некоторые лагеря набирают на работу не профессиональных вожатых, а людей с улицы. Которые просто хотят подзаработать летом немного денег. И, при этом, не имеют педагогического образования.
Из-за этого во время пребывания ребенка в лагере могут возникнуть проблемы. Вожатые могут повышать голос на детей. Оскорблять их. И даже бить.
Чтобы избежать этой проблемы, рекомендуем покупать путевки в авторитетные лагеря. Стоимость поездки в которые - средняя или высокая.
В крупных пионер лагерях проблем с вожатыми не возникнет. Поскольку эти учреждения тщательно подходят к подбору персонала.
Цели работы вожатого
Вожа́тый — специалист, отвечающий за сохранность здоровья, жизни ребёнка, его развитие в течение всей смены в лагере
Вожатый – это:
1) проводник, указывающий дорогу, а также вожак;
2) руководитель детского объединения в лагере.
Рассмотрим основные компоненты педагогического труда отрядного вожатого: предмет труда, цель, содержание, средства и результат труда, которые составляют и раскрывают сущность и специфику его работы.
Предмет труда отрядного вожатого детского оздоровительного лагеря — личность ребенка, подростка, детский коллектив. Вожатый занимается воспитанием детей и подростков в условиях временного детского коллектива лагеря-отряда.
Специфика труда отрядного вожатого состоит в том, что:
– опора на детский коллектив является важнейшим условием воспитательного процесса и составляет его суть;
– вожатый действует не только сам, а достигает целей и результатов своего труда при условии, если включает в него своих воспитанников и других педагогов детского оздоровительного лагеря.
Цель труда отрядного вожатого — обеспечивать деятельность отряда в соответствии с целью, задачами, функциями и принципами деятельности детского оздоровительного лагеря, создавая условия для оздоровления, отдыха, развития способностей и реализации творческого потенциала каждого воспитанника и формирования их жизненного опыта.
Специфичны и средства педагогического труда вожатого: исполнитель труда — вожатый и главное его средство в процессе воспитания в детском оздоровительном лагере — воспитанник как бы сливаются воедино. Инструментом воздействия на воспитанников является личность вожатого — его знания, умения, чувства, воля.
Результат труда вожатого определяется как совокупность следующих показателей:
– уровень развития детского коллектива;
– качество межличностных отношений детей;
– состояние морально-психологического климата в отряде.
Вожатый в педагогической деятельности реализует три основные группы функций:
– функции воспитателя;
– функции руководителя;
– функции организатора жизнедеятельности отряда.
Говоря о содержательной стороне этих функций, следует отметить, что вожатый занимается воспитанием подрастающего поколения, руководит работой отряда через органы самоуправления, организует жизнедеятельность воспитанников.
Взаимоотношения вожатого с детьми
Вожатый-это человек,который на протяжении лагерной смены ,осуществляет для ребёнка функцию родителя.Вожатый это проводник чада на время всей смены, и конечно вожатый должен иметь навыки поиска общего языка с детьми
Одной из самых часто встречающихся педагогических проблем в лагере, особенно в первые несколько дней пребывания, является завоевание авторитета перед отрядом и умелое его использование. Очень часто бывает, что из-за пассивного поведения вожатого в начале смены, отряд (особенно, если в нем присутствуют дети, неоднократно ездившие в этот лагерь ранее, чувствующие себя, что называется, «дедами») начинает «разбалтываться», не воспринимать в серьез его просьбы и требования. Это чревато полной потерей контроля над детьми и всеми вытекающими отсюда последствиями.
С другой стороны, очень важно не удариться в другую крайность – ведь если добиваться подчинения ребят любыми методами, используя повышение голоса (хотя совсем без этого - не обойтись) и/или, еще хуже, физическое воздействие, то кроме озлобленности в твою сторону и замкнутости по отношению к тебе, очень трудно добиться каких-либо результатов. Так как же организовать в отряде дисциплину, при этом, не распустив отряд и, в то же время, не задавив его «армейскими» порядками? А ведь кроме дисциплинарного момента есть еще и масса других, таких как микроклимат отряда, сплоченность коллектива, доверие и откровенность между вожатыми и «пионерами» и много других.
Для начала, очень важно сформировать мотивацию пребывания в отряде у детей. А также дать понять им, что их отдых в лагере напрямую и, в первую очередь, зависит от вожатых. После этого необходимо объяснить им, что отряд – это единое целое и чем быстрее они научаться оправдывать этот статус, тем быстрее смогут добиться успехов. Далее обязательно нужно ввести, каким бы жестким это ни казалось, систему «проступков и санкций», то есть систему, которая в равной степени будет касаться каждого и, при нарушении дисциплинарных моментов, справедливо и в равной степени для каждого предусматривать свое наказание. Здесь следует отметить, что чем более старший отряд находится у тебя в подчинении, тем более жесткой должна быть эта система.
Таким образом, у детей уходит ощущение, что их наказывают непосредственно вожатые. Появляется чувство ответственности за свои поступки, так необходимое в будущем любому человеку и, мягко говоря, не мешающее во время пребывания в лагере.
Кто такой «Хороший вожатый?»
Хороший вожатый. Кто это?
· Хорошего вожатого видно сразу: это человек, которого не застанет врасплох никакая ситуация; у которого в запасе интересные игры на любое время года и для любой погоды; у которого есть ответ на любой вопрос; который любит петь и может поддержать интересный разговор.
· Хороший вожатый никогда не кричит, не «руководит», он просто всегда рядом, а дети у него почему-то все делают сами, причем хорошо и быстро: сами придумывают, сами организуют, сами проводят, сами обсуждают, оценивают, планируют.
· Хороший вожатый — тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами.
· Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное — чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист продумывать свои действия, чтобы достичь поставленной цели.
· А ещё, хорошего вожатого отличает просто удивительная жажда нового. Он постоянно выискивает новые интересные книги, статьи, методички, все то, что может ему пригодиться в работе. Ему всегда хочется познакомиться с опытом других вожатых.
В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?
1. Доброжелательный. Каждый ребенку в отряде очеть желательно быть увереным в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя "воевать" с детьми, уходить от конфликта вожатому необходимо всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.
2. Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.
3. Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У "добреньких" вожатых дешевый авторитет. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею.
4. Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.
5. Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Вам необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным. Если пионеры почувствуют, что вы их в чём-то обманываете, вы потеряете их доверие и уважение.
6. Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда; проверено многолетним опытом.
7. Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться не существенными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.
8. Забота о детях (особенно о маленьких) На 18 дней вы становитесь для ребёнка всем: и мамой, и папой, и няней, и другом. Поэтому вы должны следить за такими (на перый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей
Заключение
Вожатый – веселый и позитивный человек. Он никогда не даст заскучать или загрустить ребенку, потому что детский лагерь – это планета счастья, на которой нет места грусти. Вожатый за этим строго следит. Поэтому это еще и чуткий человек.
В детском лагере для совсем юного
ребенка вожатый – это еще и мама, и папа: отвести в медпункт, рассказать сказку
перед сном и прочее.
Вожатый - учитель, который научит ребенка чему-то новому и полезному.
Вожатый - пример для подражания: он покажет, что зарядку делать обязательно, и
расскажет, для чего это нужно, почему очень важно носить головной убор.
Таким образом, вожатый универсальный человек, который примеряет на себя сразу несколько профессий: педагог, психолог, аниматор.
Вот такой ответ на вопрос «кто такой вожатый» по мнению команды сайта ЯВожатый.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.