Сегодня, благодаря большой конкуренции на рынке шоу-бизнеса, многие профессиональные певцы понимают, что уже недостаточно петь приятными тембром, необходимо иметь в своем арсенале нестандартные и интересные вокальные приемы. Вокальные украшения эмоционально насыщают певческий голос и выделяют его среди тысяч других.
Расщепление - это вокальный прием, при использовании которого к чистому певческому звуку примешивается доля другого, часто немузыкального звука, то есть шума. В современной музыке расщепление часто применяется при пении в эстрадной манере.
Одним из первых элементы хрипа, сипа и связочного надрыва (композиция «Backdoorman») в чистый природный голос стал вносить в свой вокал Джим Моррисон. Кроме него в этот же период аналогичный вокальный ход использовала Дженис Джоплин (композиции «Takeanotherlittlepieceof», «Summertime»).
Вслед за ними певцы все чаще стали прибегать к этому приему, если того требовал образ исполняемой ими музыки. Выразительные соло, ритмичность и психоделика, ставшие постоянными составляющими современного вокального музыкального материала, требовали от солистов ярче, чем прежде подчеркивать передаваемые певческим голосом эмоции. Привычный вокал уже не мог передать всего спектра чувств и настроений, исполняемой ими музыки, и все больше музыкальных групп начали прибегать в своих композициях к фрагментарному использованию этих новых в то время певческих приемов. В качестве примеров, иллюстрирующих вышесказанное. можно привести песни LedZeppelin («Вся любовь», «Деньги»), BlueCheer (песни «RockMebaby», «Just a LittleBit»), TheStooges («Твое красивое личико отправится в ад», «TightPants») и многие другие.
Характеристика приемов
Драйв - одним из ярчайших в арсенале джазовых вокалистов является прием расщепления «драйв» (его подвиды: гроулинг, рев, хриплый голос, дэт-вокал и т.д.). Еще десятилеие назад считалось, что после использования этого приема «связки можно просто выплюнуть - они уже больше не понадобятся». Для академических вокалистов он неприемлем, и педагоги классической школы уверены, что научить таким образом петь невозможно, если подобный навык отсутствует от природы. Однако следует отметить, что сам прием возник благодаря желанию не зависеть от возможностей своего диапазона и петь любые по высоте ноты. Драйв облегчает пение в верхнем участке диапазона, так как при пении с помощью этого приема мягкое небо у вокалиста поднимается, а диафрагма создает дополнительное давление. При систематической работа над диафрагмой певец сможет достичь плавности звука и отсутствия гортанного напряжения, а громкость достигается использованием правильного резонатора, также как глухота и прикрытость звука - использованием субтона - пение с придыханием.
Глиссандо портаменто. Медленное скольжение, плавное движение во всем диапазоне. Портаменто более характерно для вокального исполнения).
Слер-энд-смир (slurandsmear - англ. Slur слитно, smear смазывать). Характерный для джаза тип короткого восходящего глиссандо, создающего эффект «смазывание звука».
Глиссандо. Глиссандо — плавный переход от одной ноты к другой. В музыкальной среде этот прием еще называют слайдом. Глиссандо – экспрессивный штрих романсового жанра. В современной поп-музыке чаще всего используется в R’n’B и поп-балладах. Разновидностью глиссандо является подтяжка звука.
Вибрато. Один из основных методов академической школы. Он состоит в колебании звукового тона, что является следствием периодического движения диафрагмы. Некоторые голоса от природы имеют плавное и красивое вибрато, но, чаще всего, вибрато нет или оно звучит неровно, или слишком мелко по всем остальным критериям профессионального звучания. В последнем случае вибрато является горловым и представляет собой движение кадыка, которое не поддерживается диафрагмой, что затрудняет воспроизведение звука.
Прием заключается в вибрации звука посредством движения диафрагмы. Некоторые певцы, посещающие курсы вокала, от природы одарены красивым вибрато, но в других случаях овладение этой техникой требует обучения. Основная певческая нагрузка переносится на диафрагму, которая последовательно то расслабляется, то напрягается, изменяет окраску и громкость основного тона. Вибрато имеет свои украшения - мелизмы и колоратуру. Чтобы развить красивое вибрато, основная нагрузка должна передаваться на диафрагму. Она действует как регулятор скорости и амплитуды. Поскольку вибрато представляет собой вариацию звуковых характеристик вокруг основного тона, движения диафрагмы представляют собой последовательные чередования напряжения и расслабления, слегка изменяющие высоту, громкость и окраску основного звука.
В начале скорость чередований может быть незначительной, главное добиться равномерного техничного колебательного движения. Все показатели вибрато, в т.ч. скорость, индивидуальны. Певец может выбрать вибрато по своему характеру, вкусу и уровню мастерства. Но у техники вибрато есть и другая функция.
Это артикуляция коротких длительностей в голосовых украшениях – колоратурах и мелизмах. Приводя диафрагму в колебательное движение, начните пропевать мелодическую колоратурную строчку. В результате получается четкая музыкальная артикуляция, т.е. отчетливо слышны отдельные ноты, нанизанные друг на друга, как бусинки на кантилену, а не кусочки, склеенные в бесформенные части. При этом движения гортани становятся заметны только при большой разнице по высоте между верхним и нижним звуками пассажей. Возможны частые колебания нижней челюсти, но не обязательны. Изменяется только тембр и окраска гласного за счет изменения формы ротоглоточного рупора.
Фальцет — это способ звукоизвлечения, позволяющий ощутить свободу в пении в верхней части диапазона, фальцет — это еще и определенный способ движения связок. Фальцет – пение без опоры. Прием позволяет расширить диапазон в высоком регистре. Когда связки меняют характер своего движения, говорят, что голос перешел из одного регистра в другой. Когда мы переходим к фальцетному регистру, окраска звука меняется, звук начинает напоминать звук флейты.
Основное различие между поп-фальцетом и академическим фальцетом заключается в позиции. Идеальной считается ровная, даже несколько сжатая постановка звука с «выходящим» воздухом, дающим легкую и яркую окраску. Одним из вариантов эстрадного фальцета является свист.
Йодль. Также известен как «тирольское пение». Заключается в резком переходе с пения «на опоре» на фальцет. Широко используется в современной музыке такими артистами, как Долорес О’Риордан (TheCranberries), Аланис Мориссетт, Билли Майерс и многими другими. С некоторых пор получил распространение, так называемый «обратный йодль», который состоит в резком переходе от фальцета к «опоре». Примеры этой техники можно найти, например, в песнях Линды Перри.
Штробас (нем. Strohbass) — тип фонации, при котором голосовые связки вибрируют, но практически не находятся в напряжении. Это низший вокальный регистр, во время которого сам звук воспроизводится с помощью расслабленного, как бы «свободно качающегося» воздуха, проходящего через голосовую щель.
Штробас используется в начале, середине или конце слов и фраз. Прием включает в себя воспроизведение очень низких нот, которые невозможно спеть чистым звуком. Звучание ноты весьма специфично, поэтому, в музыке этот прием применяется редко.
Громулинг или громул (growling - англ. - «рычание») — техника пения с расщеплением связок в некоторых экстремальных музыкальных стилях, преимущественно в блэке, дэт- и дум-металле, а также в грайндкоре и дэткоре.
Вокальный лик - это фальцетный хвостик или префиксы, находящиеся в конце или в середине слов и фраз. Позволяют выделять слова и фразы во время пения, а также расставлять яркие акценты и вносить разнообразие в пение.
Субтон. - пение с придыханием, расщепление звука вокруг основного тона. Ухо воспринимает его как «песок», воздух в голосе. Его можно успешно использовать во всем диапазоне, но наиболее эффектно он звучит на самых низких нотах. Примеры этой техники можно услышать в джазе и поп-музыке, таких как Тони Брэкстон, Шер или Танита Тикарам. Субтон придает вокалу чарующее звучание, с помощью него создаются очень интересные контрасты.
Пение обертонов. Прием также известен как «горловое пение». Использование расщепления для воспроизведения обертонов к основному тону позволяет петь двузвучия. Типичная музыка Дальнего Востока (Тибет, Тува, Монголия и др.).
Фруллато (итал. frullato; англ. flutter-tonguing) — эффект жужжащего тремоло, который достигается при помощи вибрации кончика языка, как при перекатывании «р», или методом "полоскания горла". Фруллато легче играть на флейте, валторне и трубе, сложнее на других духовых инструментах. В джазе часто используется гармоническое групповое фруллато (например, у труб, тромбонов и флейт). В нотах оно обозначается так же, как смычковое тремоло для струнных.
Дёрти-тоны (англ. dirtytones - букв. нечистые, фальшивые тона) — тона, характеризующиеся нестабильностью высоты зоны, неясным оттенком тембра, форсированным звучанием в динамике, искусственной вибрацией разной ширины. Они являются одной из основных характеристик афроамериканской народной и джазовой музыки. Происходят из архаичных африканских религиозных культов. Непременный компонент современной джазовой и рок-музыки.
Шаутинг, или шаут-стиль (shouting, shoutstyle, от англ. shout – крик) - особый способ пения, использующий разные приемы речевой интонации (шепот, стон, крик, фальцет и др.) и восходящий к истокам африканского фольклора. Шаутинг сохранился в культовых обрядах афроамериканского фольклора (уорк-сонгах - рабочих песнях, балладах, спиричуэлс, блюзах).
Шаутинг-элементы — одно из важнейших выразительных средств в традиционном и современном джазе, как вокальном, так и инструментальном. Одной из форм является скрим край (крикливое пение).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.