«ВОЗМОЖНОСТИ ОРИГАМИ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ» Консультация для педагогов
Оценка 4.6

«ВОЗМОЖНОСТИ ОРИГАМИ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ» Консультация для педагогов

Оценка 4.6
docx
04.12.2024
«ВОЗМОЖНОСТИ ОРИГАМИ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ  ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»  Консультация для педагогов
Систематические занятия оригами с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению. Оригами как вид художественного ручного труда создает условия пробуждающие творческие возможности человека, умение мыслить смело, оригинально.
Возможности оригами в развитии мелкой моторики детей 5-6 лет с ОВЗ.docx

 «ВОЗМОЖНОСТИ ОРИГАМИ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Консультация для педагогов

Возможности оригами в воспитательном процессе нельзя недооценивать. 

* Во-первых, это продуктивная деятельность, результат которой ребёнок видит практически сразу, а не по истечении длительного времени.

* Во-вторых, результат - полученное изделие - всегда может быть применён в качестве подарка, праздничного украшения помещений, игрушки или дидактического материала.

 * В-третьих, сам процесс изготовления бумажных фигурок способствует решению многих педагогических задач, стоящих перед дошкольным воспитанием. Прежде всего, это влияние на развитие мелкой моторики.

В специальном изучении нуждается как особенности развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи, так и средства, способствующие развитию.

    Систематические занятия оригами с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

    Оригами как вид художественного ручного труда создает условия пробуждающие творческие возможности человека, умение мыслить смело, оригинально.

    Особая актуальность занятий в стиле оригами заключается в том, что овладение детьми рациональными способами складывания бумаги в различных направлениях развивает тактильную чувствительность, способствует формированию ручной умелости, тренирует пальцы и кисти рук, развивает координацию движения, что играет особую роль в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

    Дети с нарушениями речи нуждаются в специальном развитии мелкой моторики пальцев рук. Эта проблема заставляет ближе подойти к вопросу работы с этой группы детей. Возникает вопрос: как включить работу с бумагой в педагогический процесс?

 1.Планирование работы во второй половине дня. Это наиболее благоприятное время для индивидуальной работы с детьми.

 2.При обучении детей технике оригами делать акцент на эстетической сущности поделки, а не на формальном копировании образца.

 3.Сочетание индивидуальных и коллективных видов деятельности. В коллективных работах создание условий для самореализации каждого ребёнка. Развитие умения выстраивать композицию.

 4.Интегрированные формы художественно-творческой деятельности как наиболее оптимальный (например, на занятии по ознакомлению дети изготавливают поделку по типу оригами).

 5. Сочетание различных видов изобразительной деятельности на одном занятии (так, дети рисуют цветы, а затем складывают из бумаги бабочку).

 6.Создание условий для самостоятельного изготовления поделки (обучению созданию игрушки, поделки по образцу и объяснению).

 7.Использование различной по цвету, фактуре и размеру бумаги.

 8.Создание обстановки общей увлечённости и творчества.

    Возможности оригами в развитии мелкой моторики включают в себя ряд взаимосвязанных элементов: развитие ручной умелости через выполнение предметно-практических действий, изготовление поделок, в процессе чего развивается такие качества, как глазомер, аккуратность, внимание и т.д. идет развитие пространственной ориентировки, в частности, сначала на листе бумаги, а также относительно себя. Постепенно формируется чувство ритма, а далее развитие графических умений детей в процессе изодеятельности и специальных упражненийОсязательное восприятие связано с движением рук. Обследование любого предмета проводится двумя руками. При этом в одних случаях их функции разделяются, и в других они действуют синхронно. Детям с нарушениями речи трудно дается узнавание различных поверхностей, и это происходит от того, что, взяв предмет в руки, они как бы замирают, не обследуют его, пальцы напряжены или наоборот вялы. Из-за малого практического опыта, им не с чем даже сравнить его. Все это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на развитие речи и формировании предметно - практической деятельности, с чем мы и встречаемся на практике работы. Кроме огромного удовольствия оригами помогает детям с нарушениями речи развивать важные навыки координации движений, концентрации внимания, пробуждает воображение. Здесь они знакомятся с понятиями: размер, форма, цвет и способы измерения поверхности.

    Оригами имеет большое значение в развитии не только мелкой моторики, но и творческого воображения детей, их фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операции, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе.

 Не перечислить всех достоинств оригами в развитии детей:

  *Доступность бумаги как материала, простота ее обработки делают процесс изготовления фигурок захватывающе интересным;

  *Абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей;

  * Через занятия развиваем мелкую моторику, чтобы развивать речь детей;

  * Оригами не требует больших материальных затрат;

  * Оригами - коллективное творчество.

    Работая вместе, дети научатся делать множество интересных композиций, выполнять оригинальные поделки, например, открытки к праздникам, сувениры.  Как и в любой игре, в оригами удовольствие доставляет и сам процесс изготовление фигурки, и конечно результат.

      Оригами стимулирует развитие памяти, глазомера, творческого воображения художественного вкуса, учит концентрации внимания, конструктивности мышления. А также:

* Развивает у детей уверенность в своих силах и способностях,

* Способствует создание игровых ситуаций,

* Максимально реализует ситуацию успеха,

* Расширяет коммуникативные способности,

* Способность комбинировать, чувство формы,

* Формирует навыки исполнительского мастерства,

* Вырабатывает сложную координацию кисти руки.

    Оригами легко знакомит детей с основными геометрическими понятиями: угол, сторона, диагональ; с геометрическими фигурами -квадрат, треугольник, прямоугольник и т. Д. одновременно, у детей происходит обогащение словаря специальными терминами - линия сгиба, складка, «молния», расплющить, вогнуть во внутрь и другие.

    «У детей есть страсть к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать им время поиграть, но и пропитать этой всю их жизнь», подчёркивал А. Макаренко. Таким образом, игра определяет дальнейшее психическое развитие детей. Часто замысел игры возникает в результате удачно выполненной поделки. Она вызывает в сознание детей различные ассоциации, образы, поделка начинает жить, действовать в игре, условия которой по мере развития требуют создания новых поделок. Таким образом, игра стимулирует интерес детей к изготовлению поделок, организует поиск путей их изображения.

    Обыгрывание готовых поделок после занятия рождает интересные сюжеты игры. Поделка превращается в игрушку, в материал для развёртывания действия. Игра способствует развитию диалогической и монологической речи.

    Возможность иметь такой интересный и разнообразный игровой материал вызывает у детей желание дополнить уже сделанные поделки, украсить деталями, разрисовать и т.д. дети начинают активно усваивать новые способы изображения предметов, творчески использовать уже знакомые приёмы сгибания и складывания бумаги, видоизменяют облик игрушки её размер (лягушка, лягушонок). Следовательно, условия и содержание игры стимулируют детскую активность, творческую устремлённость на усвоение скрытых возможностей бумаги.

    Родителям и воспитателям необходимо больше уделять внимание детям с нарушениями речи: больше общаться, разговаривать, обсуждать с детьми разные вопросы. При любом действии с детьми самое главное - это доброжелательное общение с ними. От взрослого требуется не только дать дошкольнику какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить чувство психологической защищённости, доверия.

     Хорошо развитая мелкая моторика пальцев поможет детям и на уроках в школе. Внимание, умение выслушать задание или объяснение до конца, сообразительность, упорство в достижение цели необходимы не только ученику начальной школы, но и детям среднего и старшего звена. А такие качества личности как взаимопомощь, творческий потенциал, умение преодолевать трудности будут необходимы на протяжении всей их дальнейшей жизни. В ряде исследований зарубежных и отечественных педагогов и психологов раскрыта сущность оригами. Это искусство:

* дисциплинирует;

* воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предмету и материалу;

* способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки;

* влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ВОЗМОЖНОСТИ ОРИГАМИ В РАЗВИТИИ

ВОЗМОЖНОСТИ ОРИГАМИ В РАЗВИТИИ

Создание условий для самостоятельного изготовления поделки (обучению созданию игрушки, поделки по образцу и объяснению)

Создание условий для самостоятельного изготовления поделки (обучению созданию игрушки, поделки по образцу и объяснению)

Оригами стимулирует развитие памяти, глазомера, творческого воображения художественного вкуса, учит концентрации внимания, конструктивности мышления

Оригами стимулирует развитие памяти, глазомера, творческого воображения художественного вкуса, учит концентрации внимания, конструктивности мышления

А такие качества личности как взаимопомощь, творческий потенциал, умение преодолевать трудности будут необходимы на протяжении всей их дальнейшей жизни

А такие качества личности как взаимопомощь, творческий потенциал, умение преодолевать трудности будут необходимы на протяжении всей их дальнейшей жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2024