БМОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная школа №1.
Завьяловского района» Алтайского края
План - конспект урока по информатике
Тема: «Возможности текстового процессора»
9 класс
учитель информатики и ИКТ
старших классов высшей категории
Киян Ирина Владимировна
2020 год
Цель урока – научиться создавать, редактировать и форматировать таблицы в текстовом процессоре.
Опорные понятия:
ü форматирования,
ü инструменты форматирования.
ü Новые понятия:
ü Таблица в текстовом документе.
Задачи учителя:
ü научить создавать таблицы в текстовом документе;
ü отработать приемы редактирования таблиц; (объединять ячейки, вставлять и удалять строки и столбцы, изменять размер ячеек);
ü отработать использования автоформатов таблиц и форматирование по собственному дизайну.
Оборудование: ПК, ТР. OpenOffice.org WRITER, карточки с заданиями для практической работы
1. План урока:
2. Организационный момент (1-2 мин)
3. Актуализация опорных знаний (5 мин)
4. Объяснение нового материала (18-19 мин)
5. Минута релаксации (1мин)
6. Практическая работа (13-14 мин)
7. Комментирование домашнего задания (1-2 мин)
8. Итог урока (3мин)
Ход урока:
Этапы урока |
Дидактические задачи |
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Результат |
1. Организационный момент |
Создание организованности, готовности к уроку
|
- Здравствуйте, садитесь. (проверка готовность рабочего место школьников к уроку.)
|
Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей для работы на уроке |
Создан психологически благоприятный для работы климат
|
2. Мотивация и целеполагание |
Создание эмоционального настроя, мотивирующего деятельностью каждого ученика, включение чувств, формирование личностного отношения к предмету обсуждения. |
-Ребята мы работаем в текстовом процессоре и уже научились печатать текст, выполнять форматирование страниц и абзацев, с удовольствием оформляем текст разными шрифтами, начертаниями и цветом. И сегодня мы научимся создавать таблицы в среде текстового процессора. Что является очень важным , так как в таблицы данные систематизируются, и лучше воспринимаются.
|
Внимательно, с интересом слушают.
|
Учащиеся внимательно слушают, идет настрой на рабочий лад, появляется интерес и желание работать дальше
|
3. Новый материал
|
Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации
|
Таблица - удобный способ организации, представления и оформления, одинаковых по структуре данных. Настенный календарь- это таблица, в которой столбцы соответствуют дням недели, а в строках перечислены дни одной недели. Запишем тему урока «Создание и редактирование таблиц» Запишем определения. Слайд 1,2
|
Слушают. Записывают тему урока и определения.
|
Расширение кругозора учащихся. Формирование научных мировоззрений.
|
Создание и удаление таблицы
|
|
Давайте узнаем как создать таблицу. Слайд 3 Рассмотрим все пиктограммы панели инструментов Таблица. Слайд 4 Для удаления таблицы используется команда меню Таблица/Удалить/Таблица.
|
Запускают текстовый процессор OpenOffice.org WRITER . выполняют действия.
|
Формирование основных понятий
|
Форматирование
|
Способствовать формированию у школьников умения анализировать свои мысли, знания.
|
Ребята для чего необходимо уметь форматировать таблицы? Вы можете отформатировать каждую ячейку независимо от других ячеек: ü форматировать символы - изменить шрифт, стиль шрифта и цвет фона; ü установить различное значение отступа - когда Вы выбираете ячейку, горизонтальная линейка показывает точки отступов серыми пятиугольниками. Вы можете легко изменить отступы, нажав и переместив эти точки; ü изменить выравнивание текста - например, число может быть выровнено по правому краю, в то время как текст на другой строке в ячейке выровнен по левому краю или по центру. Слайд 5,6
|
Отвечают, рассуждают. -Для того чтобы текст был читаем, ячейки таблицы должны соответствовать объему текста. -Главное должно быть выделено.
|
Присутствие атмосферы сотрудничества, взаимопонимания |
Вставка строк и столбцов
|
Развивать умения учащихся, соотносить свою деятельность с деятельностью остальных.
|
Чтобы вставить любое число строк или столбцов: 1. Поместите курсор в строку или столбец, где Вы хотите вставить новые строки или столбцы и выполните щелчок правой кнопкой мыши. Из появившегося контекстного меню, выберите Строка > Вставить или Столбец > Вставить. Появится диалог, в котором Вы сможете выбрать число строк или столбцов для добавления после или перед выбранными. Слай 7
|
Внимательно слушают, записывают. Выполняют действия за ПК.
|
Накопление знаний, усвоение нового материала |
Объединение и разбиение ячеек
|
Формировать у учащихся умений анализировать и делать выводы.
|
Почему нужно уметь объединения группы ячеек в одну ячейку? 1. Выберите ячейки для объединения. 2. Выполните щелчок правой кнопкой мыши и выберите Ячейка > Объединить из появившегося контекстного меню, или выберите Таблица > Объединить ячейки из строки меню. Для разбиения ячейки на несколько ячеек: 1. Поместите курсор в ячейку. 2. Выполните щелчок правой кнопкой мыши и выберите Ячейка > Разбить из появившегося контекстного меню, или выберите Таблица > Разбить ячейки из строки меню. Слайд 8.
|
- Для создания заголовков Выполняют действие на ПК.
|
Самостоятельно делают выводы.
|
Изменение размера строк и столбцов
|
Способствовать созданию учащимися своих гипотез, проектов и решений
|
Ребята попробуйте самостоятельно отрегулировать высоту строк и ширину столбца в таблице.
-Молодцы!
2 способ. Меню главное Таблица > Автоподбор Слайд 9 ü оптимальная ширина столбца или высота строки сделают столбцы или строки настолько узкими насколько возможно, чтобы все еще соответствовать их содержанию; ü столбцы и строки могут быть распределены равномерно, чтобы быстро установить им всем одинаковую ширину или высоту. Для большего управления шириной каждого столбца, используйте вкладку Столбцы диалогового окна Оформление таблицы
|
Выполняют задания, обсуждают, высказывают мнения -Вручную изменить размеры строк и столбцов, растягивая их к требуемому размеру. Курсор примет вид (||)
|
Накопление знаний, расширение кругозора Самостоятельно добывают знания (учитель только направляет)
|
Определение границ таблицы |
Развивать умения работать с информацией, анализировать делать выводы, приводить примеры.
|
Ну и конечно же таблица должна иметь законченный вид, то есть обрамление В диалоговом окне Оформление таблицы, перейдите на вкладку Обрамление Слайд 10.
|
Самостоятельно выполняют обрамления таблицы, выбирают толщину линии и цвет. |
Приводят большое количество примеров, что говорит об интересе и актуальности изучаемой темы.
|
4. Минута релаксации |
Снять напряжение, подготовить учащихся к дальнейшей работе. |
Прошу вас стать исполнителями, выполнить следующий алгоритм (Приложение 1) |
Выполняют алгоритм |
Сохранение здоровья учащихся. Снять напряжение, подготовить учащихся к дальнейшей работе |
5. Закрепление |
Побуждать учащихся к углублению в проблему, развивать умения работать с новым материалом.
|
Выполните практическое задание №1. Создайте таблицу, выполните ее форматирование (объединение ячеек, изменение размера строк и столбцов, определение границ таблицы ) (Приложение 2)
|
Выполняют задания. |
Выявить степень усвоение нового материала
|
6.Домашние задание |
Домашние задания дает возможность выбора. |
П.2.6. страница 67-69.( учебник Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» 9 класс) Практическое задание. В текстовом процессоре создать документ, содержащий таблицу. Применить различные варианты форматирования таблицы (шрифт, выравнивание, границы и фон ячеек). |
Выбирают задания, записывают их в дневник. |
Учащиеся выбирали задания по своему уровню |
7.Подведение итогов урока |
Способствовать умению учащихся проводить самоанализ. |
Предлагает каждому ученику оценить свою работу на уроке, проанализировать, что получилось, а чего не удалось и почему, что необходимо для улучшения результата.
|
Пробуют провести самоанализ |
Анализ собственных мыслей, чувств, знаний. |
Приложение 1.
Упражнения для глаз:
Закройте глаза.
Расслабьте мышцы спины.
Нарисуйте мысленно восьмерку, переверните ее, сместите вправо, влево, вверх, вниз.
Повторите еще раз.
Откройте глаза.
Приложение 2.
Химический состав и калорийность
плодов, овощей и ягод
Овощи, плоды и ягоды |
Состав съедобной части, % |
Калорийность, ккал/100г |
Кислотность, % |
||
|
Вода |
Углеводы |
Белки |
|
|
Картофель |
78,0 |
21,0 |
2,0 |
91,0 |
5,5 |
Капуста белокочанная |
90,0 |
5,0 |
1,8 |
29,1 |
6,1 |
Капуста цветная |
91,0 |
5,0 |
2,8 |
30,5 |
5,8 |
Свекла столовая |
86,5 |
10,0 |
1,5 |
48,0 |
5,2 |
Морковь |
88,0 |
8,7 |
1,5 |
41,0 |
5,1 |
Самоанализ урока:
Реальные учебные возможности класса – средний уровень интеллекта -60% , высокий – 40%
Место урока в теме – 3 урок, в разделе – первая тема. Какие навыки будут приобретены при создании таблиц в текстовом процессоре, такие и применяться при составлении таблиц в табличном процессоре.
Связь с предыдущими –Таблица– ключевое понятие (уроки математики, физики).
Работа темы на последующие – текстовый процессор, табличный процессор.
Тип урока – комбинированный (обобщение и систематизация новых знаний, применение знаний и умений на практике.)
Главная задача – самостоятельность, не шаблон, а мыслительный процесс.
Особенности класса учтены, у данных детей средний потенциал.
Выбранная структура урока отвечает теме, решает главную задачу, подводит учеников к решаемой проблеме, вопросы вписываются в урок как переходный этап между объяснением нового материала и контролем знаний.
Методы обучения:
По источнику полученных знаний: словесные, наглядные, практические.
По способу организации познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, проблемные.
Использую УМК Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ» 9 класс
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.