ВОЗМОЖНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 4.7

ВОЗМОЖНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
29.01.2021
ВОЗМОЖНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В последнее время школьное естественнонаучное образование претерпевает ряд изменений: сокращаются сроки изучения биологических предметов; уменьшается годовой объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных разделов биологии; становится меньше количество учебных часов на лабораторные и практические занятия; из школьной практики почти полностью «ушли» экскурсии в природу; учебно-опытные участки образовательных учреждений превратились в зеленые зоны; в учебно-воспитательный процесс внедряются современные образовательные технологии.
Статья ВОЗМОЖНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

УДК 374

ББК 74,3

 

ВОЗМОЖНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

POSSIBILITIES OF INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF NATURAL-SCIENTIFIC DIRECTIONS

 IN SOLVING CURRENT PROBLEMS OF ECOLOGICAL EDUCATION

Еремина Галина Владимировна,

Кадочникова Елена Николаевна,

Eremina Galina Vladimirovna,

 Kadochnikova Elena Nikolaevna,

e-mail: orgmassnt@yandex.ru

 

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Городская станция юных натуралистов», город Нижний Тагил, Российская федерация

 

В последнее время школьное естественнонаучное образование претерпевает ряд изменений: сокращаются сроки изучения биологических предметов; уменьшается годовой объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных разделов биологии; становится меньше количество учебных часов на лабораторные и практические занятия; из школьной практики почти полностью «ушли» экскурсии в природу; учебно-опытные участки образовательных учреждений превратились в зеленые зоны; в учебно-воспитательный процесс внедряются современные образовательные технологии. Эти изменения не могли не породить такие проблемы развития биологического и экологического образования в условиях общеобразовательной школы, как

- проблему осуществления качественного биологического и экологического образования и воспитания;

- проблему формирования у учащихся научного мировоззрения;

- проблему не соответствия целей биологического и экологического образования и воспитания и их результатов;

- проблему не соответствия формата единого государственного экзамена и формирование у учащихся ценностного отношения к жизни, приобретения ими опыта творческой деятельности;

- проблему отбора содержания биологического и экологического образования;

- проблему не соответствия структуры и отбора содержания биологического и экологического образования возрастным особенностям обучающихся;

- проблему технологий, форм и методов обучения биологии;

- проблему диспропорции в соотношении объема получаемой и усваиваемой информации и многие другие [1].

Многие из вышеперечисленных проблем могут быть решены путем взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования естественнонаучной направленности. Так, наше муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Городская станция юных натуралистов» города Нижний Тагил имеет подобный положительный опыт взаимодействия. Педагогический коллектив работает над созданием и развитием системы дополнительного экологического образования и воспитания, включающей цели и задачи; содержание образовательной деятельности; технологии, формы и методы; организацию; управление и диагностику эффективности учебно-воспитательного процесса; условия, необходимые для общения детей с окружающей природной средой. Содержание системы предполагает разноуровневое, дифференцированное образование и воспитание, ориентированное на приобретение учащимися персонифицированных результатов образовательной деятельности в освоении дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной направленности; формировании у них основ экологической культуры, экологической компетентности в принятии решений по улучшению природной среды промышленного города. Каждый из уровней обеспечивает формирование системы знаний, представлений об окружающей среде, а также умений и навыков ее защищать. Ознакомительный уровень направлен на приобретение начального опыта экологически грамотного взаимодействия детей с окружающей средой. В процессе освоения ДОП «Экологическая азбука» (5-6 лет), «Ознакомление с экологией родного края» (7-10 лет) учащиеся разрабатывают и представляют детско-взрослому сообществу исследовательские проекты по темам: «Мы построим Экоград- это наш в здоровье вклад», «В нашем городе нам жить, мы должны его любить» и др. Базовый уровень ориентирован на развитие социально-экологической активности и комплексного научно-практического подхода по сохранению природных ресурсов города. Осваивая ДОП «Экологические основы культуры природопользования», «Юные исследователи природы» (11-13 лет) и другие, ребята становятся участниками экологических акций, Дней помощи природе города, социально значимых проектов. Углубленный уровень – проходя обучение по ДОП «Мониторинг окружающей среды и здоровье человека» , «Исследователи природы» (14-17 лет) и другие, старшеклассники разрабатывают и выполняют учебно-исследовательские проекты, принимают активное участие в экспериментальной работе, сотрудничают с предприятиями города. Например, выполняя учебно-исследовательские проекты «Условия выращивания эйхорнии в зимний период», «Применение эйхорнии, пистии и хлореллы в биореабилитации сточных вод НТМК» старшеклассники в течении нескольких лет выращивают на нашей станции растения и передают управлению охраны природной среды ОАО «ЕВРАЗ НТМК» для биологической очистки промышленно-сточных вод, внедряя их в процесс биореабилитации прудка осветителя на реке Вязовка. Учащиеся нашего учреждения имеют возможность стать участниками городских массовых мероприятий, организуемых педагогами станции юных натуралистов. Массовые мероприятия содержат принципы образовательных стандартов: доступность, учет возрастных особенностей, свободу выбора, наглядность, связь с реальностью, занимательность и новизну. Мероприятия способствуют повышению уровня экологической культуры, личностному развитию, социально-экологической активности, предпрофессиональному самоопределению учащихся города. Формами проведения мероприятий в нашем учреждении являются: фестиваль юных натуралистов; экологический сбор детского экологического объединения «Зеленая волна»; природоохранные операции: «Семечко», «Серая шейка», «Елочка», «Кормушка», «Скворечник» и другие; экологические акции: «Остановим загрязнение города твердыми бытовыми отходами», «Марш парков»; выставки: «ЮННАТ-…», «ЮНЭКО-…», и другие; различные конкурсы: литературных работ по экологической тематике «Удивительный мир природы», экологического рисунка «Удивительное рядом» и другие. Разработаны и проводятся многочисленные авторские игры для разных возрастных групп участников: «Экологический бумеранг, лил несколько подарков человека самому себе и своему краю», «Путешествие в страну Ойкос», «Свалка по имени Земля», «Цветы - земной красы начало», «Путешествие в страну Агрос», «Вокруг света по стране Легумии», «Зеленый щит города», «Голубое ожерелье Тагила», «Как получить пятерку за здоровье» и другие. Различные экскурсии в природу, походы, экспедиции, организуемые нашими педагогами, помогают обучающимся не только собирать полевой материал, но и успешно овладевать наблюдением, как методом познания окружающего мира. К средствам решения проблем экологического образования относится ресурсное обеспечение нашего учреждения. Это специализированные учебные кабинеты, лаборатория экологического мониторинга, «Зеленая гостиная», «Минизоопарк» (живой уголок), аквариумистика, музей экологии родного края, учебно-опытный участок, зеленая зона, актовый и выставочный залы, ПК и мультимедийные средства, электронная интерактивная доска, образовательно-методические комплексы (учебные пособия для детей, методические рекомендации к занятиям, иллюстративные, дидактические, раздаточные и контрольно-измерительные материалы). Для получения данных о результативности системы дополнительного экологического образования и воспитания проводится мониторинг, анализируются достижения участников, оценивается эффективность их участия на основе развития творческой деятельности, познавательных интересов; проводится анкетирование учащихся по выявлению степени удовлетворенности.

Созданная на станции юных натуралистов Нижнего Тагила система дополнительного экологического образования и воспитания формирует у школьников адекватную картину мира, соответствующую системе ценностей, целостному восприятию, познанию и осмыслению природного окружения, что несомненно способствует решению актуальных проблем экологического образования и воспитания учащихся города.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.                  Еремина Г.В., Кадочникова Е.Н. Возможности взаимодействия школы и учреждения дополнительного образования в решении актуальных проблем развития эколого-биологического образования/Экология в средней и высшей школе: синтез науки и образования: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та, 2016. 185с.


 

2.                  Скачано с www.znanio.ru

УДК 374 ББК 74,3 ВОЗМОЖНОСТИ

УДК 374 ББК 74,3 ВОЗМОЖНОСТИ

Каждый из уровней обеспечивает формирование системы знаний, представлений об окружающей среде, а также умений и навыков ее защищать

Каждый из уровней обеспечивает формирование системы знаний, представлений об окружающей среде, а также умений и навыков ее защищать

Для получения данных о результативности системы дополнительного экологического образования и воспитания проводится мониторинг, анализируются достижения участников, оценивается эффективность их участия на основе развития творческой деятельности,…

Для получения данных о результативности системы дополнительного экологического образования и воспитания проводится мониторинг, анализируются достижения участников, оценивается эффективность их участия на основе развития творческой деятельности,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2021