На современном этапе в области образования широко применяются современные технологии, следовательно, уровень преподавания должен быть иного уровня, чем это было всегда. Учитель раз в 5 лет проходит курсы повышения квалификации и дополнительно самостоятельно заниматься саморазвитием, однако, с развитием информационных технологий, появились безграничные возможности участия в интернет сообществах, публикации материалов на различных порталах, совместное обсуждение с коллегами из разных регионов нашей страны, да и мирового сообщества, вопросов и актуальных проблем обучения и воспитания подрастающего поколения.
В данной работе представлен опыт работы в данном направлении, приведен ряд конкретных примеров.
возможности сетевого общения педагогов.doc
Возможности сетевого взаимодействия педагогов.
Тогузова Августина Анатольевна
МБОУ СШ №18 г. Заволжья Городецкого района
Нижегородской обл.,
учитель начальных классов
Аннотация
На современном этапе в области образования широко применяются современные
технологии, следовательно, уровень преподавания должен быть иного уровня, чем это было всегда.
Учитель раз в 5 лет проходит курсы повышения квалификации и дополнительно самостоятельно
заниматься саморазвитием, однако, с развитием информационных технологий, появились
безграничные возможности участия в интернет сообществах, публикации материалов на различных
порталах, совместное обсуждение с коллегами из разных регионов нашей страны, да и мирового
сообщества, вопросов и актуальных проблем обучения и воспитания подрастающего поколения.
В
опросах среди препятствий к применению ИКТ учителя отмечают недостаток
теоретических знаний, практических умений, методических разработок, зачастую и необходимого
оборудования. Однако, если учитель готов двигаться вперед, то он зачастую оказывается в
непривычной для себя позиции "новичка", который мало что знает и нуждается в поддержке,
помощи. От того, как учитель воспринимает ситуацию, готов к сотрудничеству зависит и успех
взаимодействия.
В данной работе представлен опыт работы в данном направлении, приведен ряд конкретных
примеров. Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ,
интерактивных методических кабинетов – словом, всего того, что формирует
профессиональную среду.
В. Путин [5]
Ни одну из сфер социальной жизни не может обойти стороной глобальная информатизация.
Получение, обработка, использование, передача, хранение информации является неотъемлемой
составляющей деятельности современного человека. Информатизация образования заявлена как
одно из приоритетных направлений образовательной политики Российской Федерации.
Информатизация образования новая область педагогической науки, призванная решить целый ряд
методических, теоретических, практических, исследовательских задач.
По мере развития телекоммуникационных технологий взаимодействие между людьми все меньше
требует непосредственного общения. Его заменяют электронная почта, телеконференции,
электронные форумы и т.п. Всё чаще взаимодействие учителя с учителем имеет дистанционный
характер. Да и отношения между учеником и учителем приобретают тоже форму дистанционного
обучения. Развитие и расширение использования образовательных ИТ напрямую связывается с
проблемой изменения эффективности обучения.
С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые
формы для хранения знаний и новые программные сервисы. Основные цели построения
информационного пространства в образовании связаны с предоставлением принципиально новых
возможностей для познавательной творческой деятельности человека. Это может быть реализовано
благодаря современному информационному и техническому оснащению основных видов
деятельности в образовании: организационноуправленческой, учебной, педагогической, научно
исследовательской, экспертной и тд.
По результатам опроса портала "Сеть творческих учителей" (http://www.itn.ru) среди
препятствий к применению ИКТ учителя отмечают недостаток теоретических знаний,
практических умений, методических разработок, необходимого оборудования. Присутствует
противоречие между пониманием необходимости использования информационных технологий и
условиями для реализации этой идеи.
Идет поиск таких механизмов, которые помогут педагогам осваивать новое содержания
образования, новые методы и формы учебной работы; эти механизмы должны встраиваться в
преподаваемые учебные предметы и поддерживаться используемыми учебными и методическими
средствами. Создание модели сетевого взаимодействия является важным результатом политики
модернизации образования. Все это приводит к необходимости пересмотра содержания подготовки
учителя. Это находит отражение и в применении эффективных технологий в повышении
квалификации учителя, среди которых следует выделить сетевые технологии. Использование таких
технологий в сфере образования требует от педагога соблюдения норм и правил поведения в сети,
знания инструментов создания и развития информационнообразовательной среды, отражает
способность к коллективной коммуникации в сети Интернет. Все это связано с понятием
«сетевая культура». Это многогранное понятие затронуто в исследованиях в области
профессионально педагогической культуры И.Ф. Исаевым, В.А. Сластениным, в области
информационной культуры – Н.И.Гендиной, Е.В. Данильчук, С.М. Конюшенко, в области сетевого
обмена ресурсами для образовательной деятельности – А.И. Адамским, И.Иллич, в области
информатизации образования – С.Г. Григорьевым, Панюковой, и др
Учитель останется учителем, пока учится сам. Именно поэтому участие в
профессиональных социальных сетях сейчас весьма популярно, в каждом из сообществ есть нечто
уникальное. Новых участников в сообщество привлекает: Регистрация в профессиональном сообществе это возможность внести в свою
профессиональную деятельность чтото новое. Виртуальное методобъединение позволяет каждому
участнику выбрать свой путь самообразования, индивидуальный по задачам, срокам, способам
взаимодействия.
Очевидно, что активно участвовать в работе сообщества интереснее и полезнее для личного
профессионального роста, чем подписка на рассылки новостей и наблюдение за происходящим со
стороны. Участнику сетевого взаимодействия задуматься над вопросами:
Что я могу предложить коллегам?
Что я рассчитываю получить?
Готов ли я принять замечания и критику?
Формы участия могут быть самые разные [7]:
Общение на форуме
Опросы
Блоггинг
Публикации авторских
материалов
Педагогические
мастерские
Мастерклассы,
дистанционные курсы
Интернет проекты
Профессиональные
конкурсы
Получение консультаций
Консультирование
Участие в интернет конференциях, семинарах
Обсуждение материалов методической библиотеки
Проведение опросов с целью получения обобщенной информации
Ведение собственного блога на педагогическую тему,
чтение/комментирование блогов коллег
Публикации собственных материалов
Подготовка материалов к печати в педагогических изданиях
Совместная разработка уроков, модулей, коллекций
Ведение собственного МК, курса
Участие в МК, обучение на курсах
Руководство интернет проектами
Участие в проектах, в том числе с учащимися
Представление собственных материалов
Участие в экспертизе материалов
Зачастую бывает так, что, не каждый может найти ИКТ активных единомышленников. Участие
в виртуальных МО позволяет узнать мнение учителей и методистов из разных регионов по любому
вопросу, получить оперативную помощь и самому быть полезным. Именно причина общения,
распространения педагогического опыта, защита квалификационной категории в 2008 году
подвигла меня на поиск работоспособных, активных сайтов. Их на просторах интернета великое
множество. В настоящее время на многих порталах реализуется возможность совместной
разработки методических материалов в рабочих группах и мастерских, реализуется идея обучения,
когда все обучают всех (рефлексия тренинга по освоению ФГОС)
Обсуждение готовых материалов одна из интереснейших форм содержательного
общения участников сообщества. Обсуждая опыт коллег, каждый что –то принимает для себя,
трансформирует в своей. Важно и полезно получить оценку коллег, это позволяет взглянуть на
свою работу со стороны, не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствоваться.
Публикация авторских материалов не самоцель, а возможность поделиться своим опытом и
идеями, узнать мнение коллег и, по возможности, улучшить свой материал.
Интересно проходит работа по рецензированию опубликованных материалов. Совсем непросто
найти нужный тон, те важные и нужные слова, которые могут расположить к себе коллег и, при
необходимости, выстроить линию корректировки материала, сохраняя и развивая идею автора.
Естественно, чем больше учителей включается в диалог, тем больше высказывается оригинальных
идей, воплощается в жизнь интересных замыслов это позволяет совместно обсудить
интересующие вопросы и прийти к общему мнению.
(групповая работа, приемом «Идеал».
Тема: «Оценка достижений планируемых результатов», Совместная разработка материалов дает возможность взглянуть на одну и ту же тему с
разных точек зрения, расширить, углубить, а, возможно и трансформировать первоначальный
замысел. Автор приглашает всех желающих присоединиться к совместной разработке материала,
так, совместными усилиями, рождается новый продукт.
свой цвет – у каждого участника группы)
(коллективная работа)
Сообщество помогает взглянуть на материал со стороны, найти сильные и слабые стороны, развить
достоинства и исправить недостатки. Подобная кропотливая работа над материалами дает свои
очевидные результаты. Важно, что желание сотрудничать «по зову сердца» приводит к
потрясающим результатам.
На педагогических форумах происходит общение на самые разные темы, здесь можно
задать вопрос, узнать мнение коллег, поделиться впечатлениями, получить интересную
информацию о предстоящем событии, ссылку на конкурсные, проектные программы, самому
принять участие в интернет мероприятиях.
Интересно, увлекательно проходят практикоориентированные тренинги. Так тренинг
"Введение ФГОС в практику работы общеобразовательного учреждения" (организатор тренинга:
Журнал “Центр современных образовательных технологий”) был направлен на формирование
компетенций, востребованных в связи с введением ФГОС второго поколения в практику работы
общеобразовательного учреждения. Активно, плодотворно происходило знакомство c новыми
технологиями проведения учебных занятий, анализ и оценка деятельности учителя и ученика. В
ходе тренингов проходит совместная деятельность всех участников, направленная на решение
теоретических и практических вопросов, что является неоценимой помощью в освоении новых
информационных пространств, программных ресурсов. (12 группа, участники тренинга "Введение ФГОС в практику работы ОУ")
В сообществах создаются условия для самореализации и профессионального роста учителей,
потому что планируют работу сами участники и личная заинтересованность лежит в основе
мероприятий, проходящих в сообществе. Это позволяет решать самые актуальные проблемы,
разрабатывать те материалы, которые в данный момент наиболее востребованы.
Увлекательно строится работа Wiki страниц это проект, находящийся в постоянном
развитии. В заполнении странички могут принять участие коллеги из разных регионов страны,
объединённые одной темой, идеей.
(версии изменений)
Кадровый анализ педагогов – участников профессиональных сообществ «Открытый класс»,
«Сеть творческих учителей», «Всероссийский августовский педсовет», «Методсовет» и др.
убедительно показывает, что открытое сетевое взаимодействие – это взаимодействие учителей
профессионалов. Свыше 80% активной аудитории порталов – учителя первой и высшей
квалификационной категории, победители ПНПО, учителяметодисты, что позволяет выстроить
особую систему тьюторства в сети, которая включает в себя многочисленные мастерклассы,
консультативные линии, презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы
повышения квалификации. Использование таких ресурсов и возможностей позволяет каждому
участнику сетевых профессиональных сообществ выбрать собственную траекторию
профессионального роста. Для самообразования педагога очень важно общение с коллегами. Часто нам не хватает время для этого. Сетевое сообщество учителей помогает учителям в удобное время,
имея доступ к Интернету, общаться со своими коллегами и единомышленниками. А это повышает
уровень профессиональной культуры.
Кроме общения на сайтах существует возможность Скайпобщения (общение в режиме
реального времени) Это и моментальная помощь в профессиональных вопросах и дружеское
общение, что немаловажно. Кроме того и на уроках успешно использованы возможности скайпа
для проведения своеобразного интернет моста, что оставило неизгладимое впечатление на
учащихся и явилось отправной точкой для реализации новых проектов.
Нужно отметить, что дети, уже в начальной школе, являются активными пользователями
интернет технологий, и дети и родители зачастую оказываются ИКТ осведомлённее учителей. Вот
уже 4 года функционирует сайт нашего класса, на котором происходит общение с родителями,
учащимися, функционирует форум, где можно задать вопросы, получить консультацию, узнать,
обсудить планы на будущее. По запросам родителей появилось большинство статей сайта. Нужно
сказать, что вопросы поступают не только от учащихся и родителей данного класса, но и от любого
заинтересованного пользователя портала, что вносит в работу еще больший интерес, большую
актуальность.
Использование новых форм и методов повышения эффективности образовательного
процесса позволяет за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения,
анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.
По исследованиям немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20%
того, что слышит, 30% того, что видит; 5070% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь при
непосредственном участии в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем,
выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, происходит запоминание и
усваивание на 90%. [4]
Принимая участие в сетевом взаимодействии педагог может более активно использовать свой
творческий потенциал, разрабатывая и внедряя личные и авторские наработки в соответствии с
индивидуальными особенностями учеников и реальными потребностями местного сообщества.
1.
2.
3.
4.
5.
Акцентируем внимание на 10 основных преимуществ участия в сообществах:
Знакомство с коллегами, единомышленниками и расширение круга своего общения.
Возможность представить свой уникальный педагогический опыт широкой аудитории.
Знакомство с мнением коллегпрофессионалов, получение консультаций, советов и
Выступление в роли эксперта и комментатора работ коллег.
Осуждение злободневных проблем методики преподавания предмета, школы, образования в
рекомендаций.
целом
Знакомство с опытом коллег, использование их идеи в своей работе.
Планирование своего времени и принятие участия в сообществе удобное время.
Повышение самооценки и отличный стимул для творчества и профессионального развития.
Освоение самых современных сетевых сервисов, использование их возможностей.
6.
7.
8.
9.
10. Изучение правил сетевого общения и приобретение навыков дистанционной работы. А
значит, вы будете шагать в ногу со временем и сможете принимать участие в
различных сетевых конкурсах и проектах.
Эти 10 основных преимуществ получают только активные участники! Сетевое
взаимодействие разрастается по разным направлениям и зависит от многих факторов. Главное,
чтобы сетевая модель была рабочей, сетевое взаимодействие — эффективным, а пользователи —
активными!
Перспективы сетевого взаимодействия для меня — это развитие сайта класса, личного сайта,
методического портала «Методсовет», (где в данный момент я являюсь администратором), участие
в интернет проектах, дальнейшее повышение профессионального уровня. Каждое сетевое
сообщество ставит для своей работы свои задачи. Но главная задача – донести информацию для
тех, кто готов учиться и развиваться дальше. Таким образом, сетевое взаимодействие позволяет обеспечить эффективную организацию и осуществление образовательного процесса для
достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся, уверенности и мотивации
учителя, соответствия результатов деятельности школы ожиданиям и потребностям обучающихся,
родителей, общества.
«Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного; знание того,
каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного; знание же того, как их изменить,
характеризует человека гениального» [8] эти слова Дени Дидро как нельзя лучше служат
стимулом для того, чтобы стремиться к изменять мир и самого себя в этом мире.
Список литературы:
1. Адамский А. Модель сетевого взаимодействия/А. Адамский // Упр. шк.: Еженед. прил. к газ.
"Первое сентября", 2002, N4. С.2324
2. Будников Г. А. «Формирование сетевой культуры учителя информатики в системе
повышения квалификации» http://www.mgpu.ru/download.php?id=12155
3. Драхлер А. Б. "Сеть творческих учителей". М.: БИНОМ. 2008
4. Курьянов М.А., В.С. Половцев Активные методы обучения Тамбов Издательство ФГБОУ
ВПО «ТГТУ» 2011 с. 3
5. Наука и образование http
6. Сигов А.С., Мордвинов В.А. Мобильные информационные технологии в учебном процессе
.1 sn . ru /36187.
:// www
html
школы и вуза. Магистр, № 56, 2001.
7. Смирнова М.А. Сетевое взаимодействие учителей начальных классов возможности и
перспективы http://ito.edu.ru/sp/SP/SP02008_11_11.html
8. Высказывания о знаниях http://www.genialnee.net/themes/znaniya/page_22/
Возможности сетевого взаимодействия педагогов
Возможности сетевого взаимодействия педагогов
Возможности сетевого взаимодействия педагогов
Возможности сетевого взаимодействия педагогов
Возможности сетевого взаимодействия педагогов
Возможности сетевого взаимодействия педагогов
Возможности сетевого взаимодействия педагогов
Возможности сетевого взаимодействия педагогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.