ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Оценка 5

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Оценка 5
doc
25.08.2021
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 	КРАЕВЕДЧЕСКОГО  МАТЕРИАЛА  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ МАТЕРИАЛОВ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ .Статья в журнал..doc

Головкина Е.А. учитель начальных классов 

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ   КРАЕВЕДЧЕСКОГО  МАТЕРИАЛА  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Формирование нравственности должно происходить на всех уроках.   Краеведческий материал сочетает в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Краеведческая работа может носить одновременно исследовательский и прикладной, общественно-воспитательный характер.

Использовать материал можно по-разному: в изложении учителя, в работе с книгой, картой, музейным экспонатом и т.д.

Краеведческий подход будет педагогически эффективен при условии:

1)      соответствия краеведческого материала общим методологическим задачам предметов;

2)      учёта исторически сложившихся условий края, его специфики;

3)      систематичности и планомерности в использовании;

4)      использования наглядности;

5)      непосредственного участия школьников под руководством учителя в сборе и изучении краеведческого материала;

6)      связи учебной и внеклассной  краеведческой работы;

7)      умения учителя применять разнообразные приёмы и методы  использования местного материала на уроках.

При изучении и сборе краеведческого материала применяем различные методы: изучение специальной литературы по предметам исследования, знакомство с краеведческой книжной и периодической литературой, наблюдения, зарисовки, фотографирование объектов природы, беседы с местными старожилами и знатоками (охотниками, рыболовами, работниками музея и т.д.)

Использование материалов местной периодической печати позволяет доступно рассказать о последствиях изменений человеком природных элементов, нарушений их связей (рубка леса влечёт за собой изменение погодных условий, исчезновение рек, растительного и животного мира, разрушение почв и т.д.)

При обработке материала и подведении итогов организуем выставки рисунков, поделок из природного материала, создаём альбомы, краеведческие уголки, выпускаем газеты с сочинениями и стихами учащихся о родном крае, а главное, эффективно используем краеведческий материал на уроках ознакомления с окружающим миром в различных формах – практических работах, экскурсиях.

Краеведческий принцип создаёт условия для трудового, эстетического и патриотического воспитания, формирует у детей экологические знания.

Выделим принципы, которые должны быть положены в основу работы:

·        многие понятия формируются непосредственно при наблюдении в природе;

·        каждая новая тема по природоведению должна начинаться с изложения местного краеведческого материала, используемого или непосредственно по теме урока, или в качестве материала для сравнения при  изложении тем, не связанных с нашей местностью; один из уроков по каждой теме должен представлять собой экскурсию, материалы которой используются в ходе изучения темы.

Использование текстовых задач и бесед краеведческой направленности на уроках математики, помогает успешно решать проблемы нравственно-патриотического воспитания младших школьников.

Ориентируясь на сюжеты, можно выделить следующие задачи:

а) нацеленные на формирование духовных интересов школьников,

воспитывающие  способность воспринимать эстетическую красоту;

б) воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности;

в) экологической направленности;

г) воспитывающие заботливое отношение к близким, старшим;

д) направленные на воспитание патриотических чувств.

В задачах могут быть отражены вопросы воспитания любви к городу, раскрытия исторических, географических особенностей края, отражены ключевые даты, события жизни Шуи, биографические события жизни исторических лиц.

Эти задачи могут способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому и культурному наследию, ведь в них могут использоваться сведения из истории возникновения города, даты, связанные с  важными событиями в жизни края, страны и достижениями науки и техники.

Использование краеведческого материала значительно обогащает процесс обучения, делает его живым, доступным, повышает активность, самостоятельность учащихся.

Можно предложить ребятам  в классе или дать домашнее задание с использованием краеведческого материала. Лучше дать определённую тематику (производственную, бытовую, сельскохозяйственную, архитектурную, историческую, географическую и т.д. ) Это могут быть задачи-рисунки, задачи-загадки, задачи-сказки, задачи в стихах. При их составлении можно обратиться к справочной литературе:   энциклопедиям, газетам, журналам, справочникам, можно использовать сведения и наблюдения из окружающего мира, Интернет.

Курс русского языка содержит широкие возможности для привлечения краеведческого материала. На минутках чистописания -  начертание буквы сопровождаем  краткой информацией по истории края (Т- Теза, «Труд». Ш-Шуя, Шуйские князья, В- важня (весы), Воскресенский собор, Вихрев Е, Б- Белов, Бальмонт К.Д,, Г- «Грачевники», гармонь, Горбатов …)

При проверке написания имён собственных используем стихи  наших земляков, например, стихотворение Григория Муравьёва «Теза»:

На карте нашего Союза                            Через леса, поля и шлюзы

Есть Руза, Яуза, Вазуза.                            Она течёт и носит грузы,

Им Теза – светлая сестра.                         И работяща  и добра.

-Запишите названия других рек нашего района.

Находим в стихотворениях однородные члены предложения, сравнения и т.д.

На уроках литературного чтения проводим конкурсы стихов о городе. готовим странички устного литературного журнала. Дети и сами учатся писать сочинения о любимом городе, первые стихи, которые печатаем в классном журнале «Капельки таланта».

На уроках музыки знакомим детей с творчеством наших земляков, например, А.М. Исаева.

На уроках ИЗО выполняем зарисовки наличников, узоров шуйских платков, вышивки.

На уроках технологии выполняем  изделия по Шуйским мотивам.

Краеведение – один из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств.

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования. так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности.

Мне нравятся слова академика Д. С. Лихачёва: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие - значит, у него нет любви к своему городу, если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».

Дети самостоятельно выясняют старое название улицы, на которой живут. Поскольку усваивается быстрее и лучше то,  что связано с личным опытом, то стараемся снимать любительские видео-зарисовки исторических мест города. Учащиеся смотрят с особым настроением на знакомые им уголки родного  города. Очень хочется, чтобы в сознании учащихся окружающий мир предстал удивительным и необычным.

Работа с книгами, газетными статьями, помогает пробудить у детей любопытство, оценить красоту родного края, людей, которые живут рядом, или жили на этой земле. Но книга не может заменить непосредственного наблюдения, поэтому мы регулярно совершаем экскурсии, собираем материал. Детям  интересно узнавать старые названия улиц, какие на них сохранились  удивительные здания,  об известных людях, которые побывали в нашем городе, ходили по тем же улицам, по которым ходим и мы сейчас.

Хорошим подспорьем в нашей работе стала память бабушек, рассказы о том, «как это было».  Интервью, которые берут дети, встречи с ветеранами, расширили представление детей о современном мире.

Образы родной природы можно показать через лирическую поэзию земляков. Важно развивать способность смотреть и видеть, развивать воображение, зрительную и логическую память, фантазию. Уважительное отношение к истории и культуре своего народа нужно воспитывать с детства.


Головкина Е.А. учитель начальных классов

Головкина Е.А. учитель начальных классов

Краеведческий принцип создаёт условия для трудового, эстетического и патриотического воспитания, формирует у детей экологические знания

Краеведческий принцип создаёт условия для трудового, эстетического и патриотического воспитания, формирует у детей экологические знания

Это могут быть задачи-рисунки, задачи-загадки, задачи-сказки, задачи в стихах

Это могут быть задачи-рисунки, задачи-загадки, задачи-сказки, задачи в стихах

Дети самостоятельно выясняют старое название улицы, на которой живут

Дети самостоятельно выясняют старое название улицы, на которой живут
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2021