Возникновение науки астрономия
Оценка 4.6

Возникновение науки астрономия

Оценка 4.6
Презентации учебные +1
docx
астрономия
11 кл
28.09.2018
Возникновение науки астрономия
Публикация является частью публикации:
конспект урока №1 ссылками на ресурсы и презентаци.docx

Введение в астрономию

Урок 1. История зарождения астрономии

Цели урока:

Личностные: обсуждение потребности человека в познании как наиболее значимой ненасыщаемой потребности, понимание различия между мифологическим и научным сознанием.

Метапредметные: формулировать понятие «предмет астрономии»; доказывать самостоятельность и значимость астрономии как науки.

Предметные: объяснять причины возникновения и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины; иллюстрировать практическую направленность астрономии; воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками.

Особенности организации занятия. Первое занятие по астрономии имеет наибольшее значение в дальнейшем становлении учебной мотивации. По этой причине важно выбрать активные формы взаимодействия со обучающимися. Наиболее эффективно вначале организовать беседу по выявлению представлений обучающихся о том, что изучает астрономия, сформулировав, таким образом, предмет астрономии. Далее, продолжая беседу, важно подвести обучающихся к мысли о первоначальной значимости развития астрономических знаний в связи с практическими потребностями. Их можно разделить на несколько групп:

-                       сельскохозяйственные потребности (потребность в счете времени – суток, месяцев, лет. Например, в Древнем Египте определяли время посева и уборки урожая по появлению перед восходом Солнца из-за края горизонта яркой звезды Сотис – предвестника разлива Нила);

-                       потребности в расширении торговли, в том числе морской торговли, (мореплавание, поиск торговых путей, навигация; так, финикийские мореплаватели ориентировались по Полярной звезде, которую греки так и называли – Финикийская звезда);

-                       эстетические и познавательные потребности, потребности в целостном мировоззрении (человек стремился объяснить периодичность природных явлений и процессов, возникновение окружающего мира, зарождение астрономии в астрологических идеях свойственно мифологическому мировоззрению древних цивилизаций. Мифологическое мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, общественных иллюзиях, рожденных восприятием людьми социальных и природных процессов и своей роли в них).

Выявление последней из указанных потребностей логично переводит к рассмотрению ряда этапов в развитии астрономии – от первых «следов» доисторической астрономии через наблюдательную астрономию Древнего мира и Средневекового Востока к телескопической астрономии Галилея, небесной механике Кеплера и Ньютона. Важно в ходе беседы вывести на понимание роли космической астрономии современности и повышении ответственности человека в сохранении уникальности окружающего мира. Итогом обсуждения этапов в развитии астрономии является составление схемы, отображающей современные представления о структуре Вселенной.

При раскрытии связи астрономии с другими науками важно проанализировать взаимопроникновения и взаимовлияния научных областей:

-     математика (использование приемов приближенных вычислений, замена тригонометрических функций малый углов значениями самих углов, выраженными в радианной мере, логарифмирование и т.д.);

-     физика (движение в гравитационном и магнитном полях, описание состояния вещества; процессы излучения; индукционные токи в плазме, образующей космические объекты);

-     химия (открытие новых химических элементов в атмосфере звезд, становление спектральных методов; химические свойства газов, составляющих небесные тела; открытие в межзвездном веществе молекул, содержащих до 9 атомов, существование сложных органических соединений метилацетилена и формамида и т.д.);

-     биология (гипотезы происхождения жизни, приспособляемость и эволюция живых организмов; загрязнение окружающего космического пространства веществом и излучением);

-     география (природа облаков на Земле и других планетах; приливы в океане, атмосфере и твердой коре Земли; испарение воды с поверхности океана под действием излучения Солнца; неравномерное нагревание Солнцем различных частей земной поверхности, создающее циркуляцию атмосферных потоков);

-     литература (древние мифы и легенды как литературные произведения; научно-фантастическая литература).

Темы проектов:

1.   Древнейшие культовые обсерватории доисторической астрономии.

2.   Зарождение наблюдательной астрономии в Египте, Китае, Индии, Древнем Вавилоне, Древней Греции, Риме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

 

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Регулятивные УУД:

- умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему

Личностные УУД:

формирование навыков самоорганизации

- развитие логического мышления

Познавательные  УУД:

- развитие познавательной активности

- развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;

- умение кратко формулировать мысль

-  умение обрабатывать  информацию и делать вывод;

 

2

Запись домашнего задания.

§1, конспект урока

Работа с дневниками

3

Объяснение темы

 Слайд 1 Астрономия — наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем.

       Первобытные земледельцы по расположению звезд и созвездий определяли наступление осени и весны.

       Кочевники и скотоводы, переходя с места на место ориентировались по созвездиям и звездам.

       Потребность летоисчисления привело к созданию календаря, в основу которого легли периодические изменения дня и ночи, смены фаз луны, сезонная смена времен года.

 

 - знакомится с терминологией;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- правильно формулировать ответы на поставленные вопросы.

4

Слайд 2 Астрономия древнейшая наука

Какие древние ориентиры существуют?

Как астрономические данные помогали людям в древности?

Приведите примеры?

 

5

 

Видеоролик «Введение в астрономию»

 

Просмотр презентации

Рассказ про древнегреческих ученых Пифагор, Аристотель, Аристарх, Коперник, Браге, Кеплер, Галилео Галилей

 

- смотрят видео;

 

- смотрят изображения на слайдах

6

Углубление в тему

Просмотр презентации для углуления в предмет Кунаш М.А., доцент кафедры преподавания общеобразовательных предметов ГАУДПО МО ИРО, к.п.н

«Роль астрономии в достижении учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы СОО»

- умение кратко формулировать мысль

-  умение обрабатывать информацию и делать вывод;

Регулятивные УУД:

       ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях.

Познавательные УУД:

       искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

       критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

       использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках.

Коммуникативные УУД:

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.

7

Закрепление

 

Выполни вместе с учителем

Слайд 25-27

Заполните таблицу, используя приложение VII, и объясните, почему

в датах рождения ученых по-старому и новому стилю наблюдается

разное количество дней:

 

 

 

Выполняют задания

Личностные УУД:

совершенствование навыков использования языка запросов на практике

8

Итоги урока, рефлексия

Оцени себя:

Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

 

- подсчитывают баллы, выставляют оценку

Работа с дневниками

Личностные УУД:

- развитие самооценки

 

 

 

 

                                


Используемые ресурсы:

Ссылка на ресурс

1

Презентация к уроку «Возникновение науки астрономия»

https://yadi.sk/d/_ayBt6lm3NSfTR

2

Видеоролик «Введение в астрономию»

3

Презентация Просмотр презентации для углубления в предмет Кунаш М.А., доцент кафедры преподавания общеобразовательных предметов ГАУДПО МО ИРО, к.п.н

4

Картинки https://www.yandex.ru/

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Введение в астрономию Урок 1

Введение в астрономию Урок 1

Земле и других планетах; приливы в океане, атмосфере и твердой коре

Земле и других планетах; приливы в океане, атмосфере и твердой коре

Этапы урока Материал ведения урока

Этапы урока Материал ведения урока

Видеоролик «Введение в астрономию»

Видеоролик «Введение в астрономию»

Углубление в тему Просмотр презентации для углуления в предмет

Углубление в тему Просмотр презентации для углуления в предмет

Используемые ресурсы: №

Используемые ресурсы: №
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2018