Введение в астрономию
Урок 1. История зарождения астрономии
Цели урока:
Личностные: обсуждение потребности человека в познании как наиболее значимой ненасыщаемой потребности, понимание различия между мифологическим и научным сознанием.
Метапредметные: формулировать понятие «предмет астрономии»; доказывать самостоятельность и значимость астрономии как науки.
Предметные: объяснять причины возникновения и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины; иллюстрировать практическую направленность астрономии; воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками.
Особенности организации занятия. Первое занятие по астрономии имеет наибольшее значение в дальнейшем становлении учебной мотивации. По этой причине важно выбрать активные формы взаимодействия со обучающимися. Наиболее эффективно вначале организовать беседу по выявлению представлений обучающихся о том, что изучает астрономия, сформулировав, таким образом, предмет астрономии. Далее, продолжая беседу, важно подвести обучающихся к мысли о первоначальной значимости развития астрономических знаний в связи с практическими потребностями. Их можно разделить на несколько групп:
- сельскохозяйственные потребности (потребность в счете времени – суток, месяцев, лет. Например, в Древнем Египте определяли время посева и уборки урожая по появлению перед восходом Солнца из-за края горизонта яркой звезды Сотис – предвестника разлива Нила);
- потребности в расширении торговли, в том числе морской торговли, (мореплавание, поиск торговых путей, навигация; так, финикийские мореплаватели ориентировались по Полярной звезде, которую греки так и называли – Финикийская звезда);
- эстетические и познавательные потребности, потребности в целостном мировоззрении (человек стремился объяснить периодичность природных явлений и процессов, возникновение окружающего мира, зарождение астрономии в астрологических идеях свойственно мифологическому мировоззрению древних цивилизаций. Мифологическое мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, общественных иллюзиях, рожденных восприятием людьми социальных и природных процессов и своей роли в них).
Выявление последней из указанных потребностей логично переводит к рассмотрению ряда этапов в развитии астрономии – от первых «следов» доисторической астрономии через наблюдательную астрономию Древнего мира и Средневекового Востока к телескопической астрономии Галилея, небесной механике Кеплера и Ньютона. Важно в ходе беседы вывести на понимание роли космической астрономии современности и повышении ответственности человека в сохранении уникальности окружающего мира. Итогом обсуждения этапов в развитии астрономии является составление схемы, отображающей современные представления о структуре Вселенной.
При раскрытии связи астрономии с другими науками важно проанализировать взаимопроникновения и взаимовлияния научных областей:
- математика (использование приемов приближенных вычислений, замена тригонометрических функций малый углов значениями самих углов, выраженными в радианной мере, логарифмирование и т.д.);
- физика (движение в гравитационном и магнитном полях, описание состояния вещества; процессы излучения; индукционные токи в плазме, образующей космические объекты);
- химия (открытие новых химических элементов в атмосфере звезд, становление спектральных методов; химические свойства газов, составляющих небесные тела; открытие в межзвездном веществе молекул, содержащих до 9 атомов, существование сложных органических соединений метилацетилена и формамида и т.д.);
- биология (гипотезы происхождения жизни, приспособляемость и эволюция живых организмов; загрязнение окружающего космического пространства веществом и излучением);
- география (природа облаков на Земле и других планетах; приливы в океане, атмосфере и твердой коре Земли; испарение воды с поверхности океана под действием излучения Солнца; неравномерное нагревание Солнцем различных частей земной поверхности, создающее циркуляцию атмосферных потоков);
- литература (древние мифы и легенды как литературные произведения; научно-фантастическая литература).
Темы проектов:
1. Древнейшие культовые обсерватории доисторической астрономии.
2. Зарождение наблюдательной астрономии в Египте, Китае, Индии, Древнем Вавилоне, Древней Греции, Риме.
|
Этапы урока |
Материал ведения урока |
Деятельность учащихся |
УУД на этапах урока |
1 |
Организационный момент |
|
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. |
Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - развитие логического мышления Познавательные УУД: - развитие познавательной активности - развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста; - умение кратко формулировать мысль - умение обрабатывать информацию и делать вывод;
|
2 |
Запись домашнего задания. |
§1, конспект урока |
Работа с дневниками |
|
3 |
Объяснение темы |
Слайд 1 Астрономия — наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем. • Первобытные земледельцы по расположению звезд и созвездий определяли наступление осени и весны. • Кочевники и скотоводы, переходя с места на место ориентировались по созвездиям и звездам. • Потребность летоисчисления привело к созданию календаря, в основу которого легли периодические изменения дня и ночи, смены фаз луны, сезонная смена времен года.
|
- знакомится с терминологией;
- правильно формулировать ответы на поставленные вопросы. |
|
4 |
Слайд 2 Астрономия древнейшая наука Какие древние ориентиры существуют? Как астрономические данные помогали людям в древности? Приведите примеры?
|
|||
5 |
|
Видеоролик «Введение в астрономию»
Просмотр презентации Рассказ про древнегреческих ученых Пифагор, Аристотель, Аристарх, Коперник, Браге, Кеплер, Галилео Галилей
|
- смотрят видео;
- смотрят изображения на слайдах |
|
6 |
Углубление в тему |
Просмотр презентации для углуления в предмет Кунаш М.А., доцент кафедры преподавания общеобразовательных предметов ГАУДПО МО ИРО, к.п.н «Роль астрономии в достижении учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы СОО» |
- умение кратко формулировать мысль - умение обрабатывать информацию и делать вывод; |
Регулятивные УУД: • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях. Познавательные УУД: • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках. Коммуникативные УУД: развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств. |
7 |
Закрепление
|
Выполни вместе с учителем Слайд 25-27 Заполните таблицу, используя приложение VII, и объясните, почему в датах рождения ученых по-старому и новому стилю наблюдается разное количество дней:
|
Выполняют задания |
Личностные УУД: совершенствование навыков использования языка запросов на практике |
8 |
Итоги урока, рефлексия |
Оцени себя: Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу?
|
- подсчитывают баллы, выставляют оценку Работа с дневниками |
Личностные УУД: - развитие самооценки
|
Используемые ресурсы:
№ |
Ссылка на ресурс |
1 |
Презентация к уроку «Возникновение науки астрономия» https://yadi.sk/d/_ayBt6lm3NSfTR |
2 |
Видеоролик «Введение в астрономию» |
3 |
Презентация Просмотр презентации для углубления в предмет Кунаш М.А., доцент кафедры преподавания общеобразовательных предметов ГАУДПО МО ИРО, к.п.н |
4 |
Картинки https://www.yandex.ru/ |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.