Возрастная анатомия физиологии дошкольника
Оценка 4.8

Возрастная анатомия физиологии дошкольника

Оценка 4.8
rtf
04.06.2021
Возрастная анатомия физиологии дошкольника
КОНТР ПО ПОЛУШАРИЯМ.rtf

Министерство образования, науки и инновационной политики

Новосибирской области

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение НСО

«Новосибирский педагогический колледж №2»

 

Контрольная работа

 

По возрастной анатомии, физиологии и гигиене детей.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы 01.09

Пятина Полина Валентиновна

 

 

 

 

 

 

 

1.Функциональная межполушарная асимметрия мозга

обеспечивает ответственность левой гемисферы за анализ вербальной информации, правой за переработку пространственных и образных закономерностей. Доминантной считается та часть, которая обеспечивает функцию фазиса (речи), владения наиболее часто используемой рукой. Для большинства людей (правшей) доминантно левое полушарие. У левшей ведущим является правая гемисфера. Существует немногочисленная группа людей с одинаковой способностью ловко владеть правой, левой рукой. Такая особенность называется амбидекстрия. Она может быть как врожденной, так и приобретенной.

Функциональная нагрузка правого полушария Люди с преобладающим влиянием правого полушария склонны к созерцательности, воспоминаниям и тонкой глубокой чувствительности. Мыслительные процессы правого полушария осуществляются первоначальным механизмом синтеза с последующим анализом. Правое полушарие преобладает при необходимости конкретно-образного мышления и исполнении эмоциональной деятельности. Правое полушарие обеспечивает: музыкальный слух, эмоциональную окраску речи; целостное восприятие образов; пространственно-интуитивную обработку информации. конкретное мышление, зрительное восприятие и узнавание.

Функциональная нагрузка левого полушария Левое полушарие специализируется на механизмах индуктивной интеллектуальной деятельности (первоначален процесс анализа с последующим синтезом информации). Оно является доминантным для абстрактного, символического мышления. Левое полушарие обуславливает: оперирование логическими и абстрактными понятиями; последовательную мыслительную деятельность; локальное восприятие образов; вербально-символические функции; установление сходства и идентичности.

Взаимодействие полушарий в условиях функциональной асимметрии Асимметрия полушарий головного мозга позволяет выполнять слаженную работу церебральных структур в основном за счет реципрокных (взаимно тормозящих) отношений. Однако возможны распределение функциональной нагрузки между обоими полушариями, объединение информации и контроль одной из гемисфер за процессами анализа и синтеза. Особенности распределения функций в полушариях, их взаимодействие дают различную клиническую картину при возникновении патологических состояний. Это является основой топической диагностики ряда неврологических заболеваний. При этом невозможно рассматривать межполушарную асимметрию как работу изолированных структур. Только единство обоих полушарий, их слаженная работа гарантируют полноценную жизнедеятельность организма.

3.Формирование функциональной ассиметрии в процессе онтогенеза.

Существует несколько теорий, объясняющих становление асимметрии. Так, согласно концепции эквипотенциальности полушарий, изначально полушария совершенно идентичны в отношении всех функций, в том числе и речевой. В пользу этого свидетельствуют данные о высокой пластичности мозга и взаимозаменяемости симметричных отделов мозга на ранних этапах его развития. Согласно же концепции прогрессивной латерализации, специализация полушарий существует уже с момента рождения ребенка. У праворуких она проявляется в виде запрограммированной способности нервного субстрата левого полушария обнаруживать способность к развитию речевой функции и одновременно определять деятельность ведущей руки. Это подтверждается различиями в строении будущих речевых зон задолго до того, как речь формируется.

Формирование полушарий происходит не синхронно, что соответствует содержанию навыков и умений, которыми располагают дети. Так, например, речь развивается очень быстро в раннем детстве, и от 3 до 6 лет наблюдается ускоренное развитие левого полушария, после чего наступает замедление. А правое полушарие в раннем детстве несколько отстает в созревании, и начинает догонять левое в период от 8 до 10 лет; окончательное оформление доминировании отмечается к подростковому возрасту.

Применение метода дихотического прослушивания позволило отметить асимметрию уже у новорожденных, по-разному реагирующих на речевую и неречевую информацию. А использование ЭЭГ показывает изменение спектральных характеристик активности их головного мозга в зависимости от качества стимуляции (речь – левое полушарие, музыка – правое). Фонемный анализ языка также производится асимметрично уже на ранних стадиях онтогенеза. Таким образом, в психофизиологии делается вывод о том, что доминантность левого полушария по речи потенциально фиксирована, т.е. существует нервный субстрат, приспособленный для переработки определенного типа информации – быстрой последовательности дискретных единиц, что и составляет основу языка. Однако анатомическая предрасположенность еще не означает окончательной фиксированности функций (вспомним теорию ортогенеза). Потому что последующий опыт может определить и степень асимметрии, и даже перемену знака доминирования на противоположный.

Доминантность по речи окончательно оформляется в процессе психического развития человека. К настоящему времени сроки ее становления определяются как возраст пяти лет, что ограничивает и критический период овладения языком. А степень асимметрии зависит еще и от речевого стимулирования, полученного в это время, что способствует закреплению изначальной предрасположенности к доминированию. На ранних этапах онтогенеза существует высокая степень реорганизации внутри полушарий и между ними, поэтому до пяти лет можно говорить не об эквипотенциальности полушарий, а скорее о повышенной чувствительности к адекватной стимуляции, которая и способствует нарастанию функциональной асимметрии. В то же время это период высокой способности компенсации. Так, например, перинатальные повреждения, вплоть до полного удаления полушария, не сказываются на овладении ребенком речью (афазия возникают только в том случае, если нарушение затронуло субстрат уже сформированной функции). У взрослых и пожилых людей хирургическое вмешательство и органические поражения также могут компенсироваться.

Происхождение (точнее, оформление) леворукости связывают с действием трех групп факторов – средовых (включая культурные), генетических и патологических. Одна из первых генетических моделей наследования рукости опиралась на закон Менделя и предполагала, что это качество определяется действием одного гена. Однако было обнаружено, что почти половина детей двух леворуких родителей оказываются праворукими, что противоречит данной модели.

Иная модель основана на том, что рукость является функцией двух генов, один из которых определяет локализацию центров речи (L – в левом полушарии и доминирует, I – в правом полушарии, рецессивный), а другой определяет, какой рукой будет управлять речевое полушарие – контрлатеральной или ипсилатеральной (соответственно С и с); эта модель предложена Дж.Леви и Т.Нагилаки.

И, наконец, третья модель, предложенная английским психологом М.Аннет, основана на гипотезе о существовании отдельного гена «правостороннего сдвига» и его рецессивного аллеля. Наличие этого гена обеспечивает изначальную предрасположенность человека к тому, чтобы у него доминировала правая рука, а центр речи располагался в левом полушарии. Таким образом, данный ген определяет не только рукость, но и церебральное доминирование. Последняя модель в наибольшей мере охватывает факты, накопленные в области изучения асимметрии.

Психосоциальное развитие детей

Ребенок входит в бесконечное число отношений с окружающим миром, социальная среда выступает для него не только условием развития, но и его источником. Отношения ребенка с окружающим миром осуществляются через взрослого как посредника.

В возрасте 2 – 3 лет ребенок уже отделяет себя от взрослого, осознает собственные возросшие возможности. Но особенно отчетливо это проявляется к концу старшего дошкольного возраста, когда происходит открытие своей внутренней жизни. Развивается моральное сознание ребенка – представления ребенка о том, “что такое хорошо и что такое плохо”, также личное сознание ребенка – возникновение осознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми.

3 года Отделяет себя от взрослого. О себе, о своих качествах еще не знает «Я построю дом до звезд»

4 года Слушает мнения других людей. Оценивает себя на основе оценок старших. Стремится действовать в соответствии со своим полом         «Я хороший – так сказала мама»

4–5 лет            Слушает мнения других людей. Оценивает себя на основе оценок старших и своего отношения к оценкам          «Хороший всегда поступает правильно, а плохой – плохо»

5–6 лет            Оценка становится мерой норм поведения. Оценивает на основе принятых норм поведения. Лучше оценивает других, чем себя    «Мы с Сашей друзья. Он хороший. Но сейчас Саша сделал неправильно»

7 лет    Старается оценивать себя более правильно         «Сам я не очень хороший товарищ, болтаю на занятиях, никак не могу сдержаться»

Самооценка дошкольника формируется, с одной стороны, под воздействием похвалы взрослых, их оценок достижений ребенка, с другой, под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей.

В разных видах деятельности самооценка разная:

• в рисовании ребенок оценивает себя правильно;

• в грамоте переоценивает;

• в пении недооценивает себя.

Ребенок раньше осознает те качества, особенности поведения, которые чаще всего оценивает взрослый, как бы он это не делал – словом, жестом, мимикой, улыбкой.

Прежде всего осознают дети те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе.

Помогая ребенку в повышении его самооценки, взрослый тем самым помогает ребенку в приобретении уверенности в себе и в обеспечении популярности в группе.

 

5.Праворукость. Леворукость. Обоерукость. Особенности распледеления функций между полушариями головного мозга, особенности поведения. Рекомендации для детей и педагогов.

Мы до сих пор не имеем однозначного ответа на вопрос о том, какие факторы определяют «рукость», чем левши отличаются от правшей, не является ли леворукость патологией. Несмотря на то, что вопрос этот не решён до конца, известно, что только очень немногие люди одинаково хорошо владеют и правой и левой рукой. В большинстве случаев одна из рук являетсярабочей, или ведущей. Известно, что все свойства руки как ведущей определяются сложной физиологической структурой распределения функций между правым и левым полушариями коры головного мозга. Действиями каждой руки «командует» главным образом контрлатеральное (противоположное) полушарие: у правшей– левое, а у левшей – правое. Около 90% людей имеют ведущую правую руку, и лишь около 10% - левую или одинаково хорошо владеют и левой и правойрукой (таких людей называют амбидекстрами или обоерукими). Пока точно не известно, в каком возрасте определяется преимущественное владение той или иной рукой, и, наверное, это не имело бы столь серьёзного значения, если бы руки были «сами по себе».

Зная, какая рука у человека ведущая, можно сказать не только, какое полушарие управляет ею, но и предсказать некоторые особенности организации высших психических функций. Например, у праворуких людей центр речи, как правило, находится в левом полушарии (в 95% случаев), а у леворуких он может быть в правом полушарии (в 70%случаев), но может быть в левом и даже располагаться симметрично в правом и левом полушарии. Переучивая ребёнка, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга.

Специальное изучение видов предпочтения рук показало, что есть дети-левши по графическим навыкам и правши по бытовым, и, наоборот. Как правило (90% случаев), «графические левши» оказываются и «бытовыми левшами». Есть дети амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях.

Варианты

Дети – ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры. Как правило, родители переучивали их с раннего возраста, поощряя при рисовании работу правой рукой. У них процесс обучения письму идёт легче, если они будут писать левой рукой.

Дети – ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании левой руки может быть травма правой руки, нарушение её моторных функций. Но может быть и «переучивание» в дошкольном возрасте. При травме и нарушении моторных функций левой руки целесообразно учить писать правой рукой, а при «переучивании» - левой.

Типы предпочтения рук могут быть разделены на:

Полностью праворукие дети:

Дети, которые почти всегда пользуются правой рукой для еды, питья, бросания мяча, резания и т.д.

Полностью леворукие дети:

Дети, которые пользуются левой рукой с самого рождения и которые немедленно перекладывают предмет в левую руку, если он был дан им в правую.

Амбидекстры:

Одинаково хорошо развиты обе руки, когда им нужно выполнить сложные моторные движения. Дети-амбидекстры часто выбирают для выполнения какого-то определенного вида деятельности конкретную руку, даже если они могут хорошо делать это обеими руками. Такой ребенок может, например, рисовать левой рукой, в то время как он пользуется правой рукой для еды и резания ножницами.

Смешанное доминирование:

Такой тип доминирования наблюдается у детей, которые используют одну руку, а затем вторую при выполнении различных видов деятельности.

Леворуких детей отличает:

· повышенная чувствительность;

· склонность к творчеству,

· повышенная ранимость;

· чрезмерная впечатлительность;

· тревожность;

· эмоциональность;

· раздражительность;

· повышенная утомляемость.

О многих культурах прошлого считалось, что человек должен быть симметричным, ДВУРУКИМ. Его нужно учить на «двурукость». Обучение должно быть построено таким образом, чтобы более слабый мозг был активным помощником сильного, а не его пассивным придатком. Развивая эту тему взаимной помощи мозговых полушарий, удобно привести пример коридора, по обеим стенам которого повешены зеркала. При активности обоих полушарий происходит многократное отражение и усиление их деятельности (как зеркала в коридоре много раз повторно отражают объект и его отражения друг в друге).

Нужно учить обе руки, обе ноги, оба глаза, обе стороны тела. В возрасте до трех лет не стоит слишком доискиваться, правшой или левшой является ребенок. В это время подобное выяснение является нагрузкой для детей и малонадежно.

И еще одно «но» (окончательно все запутывающее). Большинство авторов все-таки считает, что в шесть с половиной — семь лет обычный ребенок делает выбор руки (кроме незначительного количества двуруких, вернее, «двуправоруких», если можно так выразиться). Такой выбор обязателен и он свидетельствует о том, что вступило в силу высшее управление деятельностью: все процессы стала контролировать кора головного мозга. И для того, чтобы это состояние было достигнуто быстрее, в какой-то момент (у обычного ребенка — около шести лет) нужно начать больше внимания уделять доминирующей руке. Но когда выбор будет совершен, необходимо снова усиленно заниматься симметричностью движений…

Переведем дух и подыщем спортивный пример для понимания сложности проблемы выбора руки. Имеем переученного правшу или левшу. Его движения контролируются более слабым мозгом, поскольку так этот человек научен. Но в моменты наивысшего напряжения — НА СОРЕВНОВАНИЯХ — доминантное полушарие (ненаученное) берет на себя ответственность за движения, и спорстмен делает невероятные промахи, которые просто непредставимы на тренировках. Вспомните футболистов, которые в последний момент вдруг совершают такой удар выше ворот, что только диву даешься: очень часто это визитная карточка нашей проблемы.

Возраст выбора доминирующей руки у «домановских детей», о которых мы пишем, снижается до трех с половиной — четырех лет. В этот период мы усиленно тренируем руку, которую предпочитает ребенок, чтобы ускорить наступление высшего этапа, контроля коры. Но при этом мы очень много занимаемся видами деятельности, которые требуют двойного управления: велосипедом, роликами, брахиацией (замечательно, если у ребенка есть возможность много бегать и плавать). Мы, к сожалению, не нашли авторов, которые стали бы для нас в этом сложном вопросе абсолютными авторитетами.Но мы твердо уверены: учить на две руки — значит добиваться более точных, уверенных и совершенных движений. Учить левую руку фехтовальщика, теннисиста, левый глаз стрелка, левую ногу футболиста — создавать резерв, который есть у спортсмена любого возраста (и в мире существуют спортсмены, которые этим успешно пользуются).

Остается уточнить, что к шахматистам резерв смены руки не относится.

Закономерности онтогенеза.

1.Основные закономерности онтогенеза, их суть.         

Онтогене́з — индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.

Рост и развитие обычно употребляются как понятия тождественные,неразрывно связанные между собой. Между тем биологическая природа этих процессов различна, различны их механизмы и последствия. Рост – реализация естественной потребности организма в достижении взрослого состояния, когда делается возможным продолжениерода. Задержка роста при неблагоприятных условиях среды в один период жизни (болезнь, недостаток питания) сменяется убыстрением роста при улучшении экзогенных условий в другой период. Это явление саморегуляции называется гомеорезисом. К экзогенным факторам, оказывающим влияние на рост и развитие организма, относятся социально-экономические, психологические, климатические, экологические.Развитие – это сложный процесс, состоящий из трех функций: роста; дифференцировки (когда клетки приобретают специфическую структуру – например, мышечную, нервную, т.е. приобретают признакидля данных клеток) и формообразования. Различают физическое развитие и соматическое – уровень половой зрелости, которая определяется по явлению вторичных половыхпризнаков и по степени их развития. Процессы роста и развития организма начинаются со слияния двух половых клеток и продолжаются после рождения ребенка. Их окончательное формообразование заканчивается к 22 годам. Соматическое развитие протекает гетерохронно (неравномерно), когда периоды интенсивного роста сменяются периодами дифференцировки.

Взаимосвязь роста и развития проявляется, в частности, в том, что определенные стадии развития могут наступать только при достижении определенных размеров тела.

Гетерохронный характер развития организма выдвигает много медико-биологических и педагогических проблем. Прежде всего, необходимо знать критические периоды в онтогенезе ребенка, и возникает сидром школьной дезадаптации, когда он быстрее утомляется, теряет интерес к занятиям на фоне плохого самочувствия и здоровья. Как правило, это происходит в периоды интенсивных скачков роста длины и массы тела, наблюдается резкое отставание развития внутренних органов от общего развития. Сердце отстает в своем развитии от бурного соматического развития, а сосуды отстают от развития сердца. Это особенно усиливается на фоне пубертатного периода – у девочек в 11, у мальчиков в 12 лет. В этот период длина и масса тела увеличивается значительно. У девочек масса тела растет за счет увеличения жировой ткани, а у мальчиков – массы мышц. Мужской половой гормон – тестостерон способствует гипертрофии мышечной и увеличению костной ткани.

Понятие о «скачке роста». В тех случаях, когда во множестве различных тканей организма одновременно наблюдаются ростовые процессы, отмечаются феномены так называемых «скачков роста». В первую очередь это проявляется в резком увеличении продольных размеров тела за счет увеличения длины туловища и конечностей. В постнатальном онтогенезе человека такие «скачки» наиболее ярко выражены в первый год жизни (1,5-кратное увеличение длины и 3–4- кратное увеличение массы тела за год, рост преимущественно за счет удлинения туловища), в возрасте 5-6 лет (так называемые «полуростовый скачок», в результате которого ребенок достигает примерно 70% длины тела взрослого, рост преимущественно за счет удлинения конечностей), а также в 13-15 лет (пубертатный скачок роста как за счет удлинения туловища, так и за счет удлинения конечностей).

Системогенез – не равномерное созревание функциональных систем и структур их составляющих. Различают пренатальный (дородовой) и постнатальный этапы развития.

Половой диморфизм – это наличие у одного биологического вида двух различных форм (мужской и женской) является общей закономерностью.

Акселерация – ускоренное физическое, половое и психическое развитие.

На организм человека на всех этапах его развития влияют различные факторы, важнейшим из которых является наследственность - свойство организма сохранять и передавать совокупность признаков посредством генетического аппарата. Изменчивость - свойство организма приобретать новые признаки. Под влиянием среды повышается или понижается функциональная активность организма. Наследственная изменчивость приводит к серьезным заболеваниям. Физические мутации, связанные с солнечным излучением, вызывают болезнь Дауна, при которой дети имеют неправильную форму лица, языка, губ. Факторы внешней и внутренней среды могут в равной степени отрицательно воздействовать на потомство не только через материнский организм, но и через отцовский.

Двигательная активность способствует морфофункциональному развитию организма, его совершенствованию.

Гиподинамия - недостаточная двигательная активность. Гипердинамия возникает при чрезмерных занятиях спортом, Работоспособность - свойство человека на протяжении длительного времени и с определенной эффективностью выполнять максимальное количество физической и умственной работы. Выделяют благоприятные социальные факторы, влияющие на двигательную активность: рациональный суточный режим, правильное чередование труда и отдыха, физической и умственной работы. Биоритмы - реальный физиологический механизм, имеет анатомо-функциональную структуру, изменяющую под влиянием внешних и внутренних факторов.

3. Понятие календарного и биологического возраста. Критерии их определения.

Календарный возраст - отражает старение организма и его систем в среднем для популяции, дает стандартные средние вероятности смерти и ожидаемой продолжительности жизни, объективный показатель, связанный чисто с физическим течением времени и выражаемый в абсолютных физических единицах времени.

Уже давно исследователи пришли к выводу, что календарный возраст (паспортный) не характеризует истинное состояние организма. Кое-кто перегоняет по темпу возрастных изменений общую группу своих однолеток, кое-кто явно отстает. Отсчет темпа возрастных изменений, прогноз предстоящих событий следует делать, учитывая не календарный, а биологический возраст человека.

Следует помнить, что календарный (паспортный) возраст детей и подростков не всегда соответствует их биологической зрелости.

Календарный возраст - отражает старение организма и его систем в среднем для популяции, дает стандартные средние вероятности смерти и ожидаемой продолжительности жизни, объективный показатель, связанный чисто с физическим течением времени и выражаемый в абсолютных физических единицах времени.

Биологический возраст

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ - это показатель уровня износа структуры и функции определенного структурного элемента организма, группы элементов и организма в целом, выраженный в единицах времени путем соотнесения значений замеренных индивидуальных биомаркеров с эталонными среднепопуляционными кривыми зависимостей изменений этих биомаркеров от календарного возраста.

Понятие биологического возраста появилось в результате осознания геронтологами неравномерности старения. Один из общих законов геронтологии гласит: "Стареют все и всё внутри всех с разной скоростью". Поэтому при одном и том же астрономическом или календарном возрасте различных индивидов, степень постарения их организмов в целом, а также отдельных органов, элементов и систем их организмов, будет различна.

Следовательно, появляется потребность оценки степени старения или уровня жизнеспособности организма и его элементов, что является одной из ключевых задач профилактической геронтологии, поскольку такая оценка позволяет объективно зарегистрировать темп старения и его изменения при лечебно-профилактических воздействиях. Существуют различные подходы к получению вышеупомянутой оценки, например можно измерять степень отклонения различных структурно-функциональных характеристик организма от нормы (биомаркеров) и таким образом оценивать степень их постарения или износа.

Проблема биологического возраста далека от своего разрешения. Она серьезно поставлена только в последнее десятилетие. Медицина сейчас, к сожалению, занимается в основном больными, а не здоровыми людьми. Вместе с тем еще И. П. Павлов указывал, что медицина будущего - это профилактическая медицина. Современный врач, а еще вернее врач будущего, должен уметь оценить, определить меру здоровья человека, его биологические возможности, степень надежности систем его организма. Если биологический возраст значительно отстает от календарного, - очевидно, перед нами потенциальный долгожитель. Если же биологический возраст значительно опережает календарный, то старение развивается преждевременно. Сейчас существует ряд методов определения биологического возраста.

Таким образом, биологический возраст - это характеристика любого меняющегося с возрастом процесса или биомаркера, но есть классы или группы этих процессов и элементов, отличающиеся спецификой и поэтому имеющие свои специальные названия.

В дополнение к показателям биовозраста для прогноза витальной траектории необходимо определять также факторы риска - наследственные и приобретенные факторы, сокращающие продолжительность жизни, которые можно учитывать и профилактически "обезвредить" их влияние, и факторы долголетия - генетические и средовые факторы, увеличивающие продолжительность жизни, например - наличие в роду долгожителей, сбалансированная низкокалорийная диета, доброжелательный, устойчивый тип личности и др.

Акселерация и ретардация развития

Наряду с типичным развитием, характерным для большинства представителей отдельной возрастно-половой группы, встречаются разнообразные отклонения, которые можно свести к двум основным типам: акселерация развития - ускорение физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков, и ретардация развития - задержка физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. В среднем и те и другие дети составляют 13-20 % от общего числа детей данного возраста. Для акселерации характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. У детей с таким развитием раньше происходит половое созревание и раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15-17 годам), а также несколько быстрее наблюдается психическое развитие.

Более раннее развитие детей и подростков интересует медиков, педагогов, психологов и социологов, так как требует пересмотра методов обучения, изменения форм и методов физического, полового и эстетического воспитания молодежи. Биологические механизмы акселерации пока до конца не выяснены. Наиболее вероятные причины увеличение количества смешанных браков, урбанизация населения, улучшение социальных условий жизни и др.

Явление ретардации необходимо учитывать при решении вопроса о школьной зрелости и возраста поступления ребенка в школу. Это поможет организовать специальные группы для детей с замедленным физическим и психическим развитием, успешное обучение которых возможно только при условии организации адекватной их возможностям учебно-воспитательной работы. В некоторых случаях для предупреждения нарушений здоровья детей с отставанием развития целесообразна даже временная отсрочка их поступления в школу.

Биологические механизмы ретардации физического развития детей и подростков мало изучены, однако большое значение имеют эндогенные причины: наследственные, врожденные и приобретенные в процессе индивидуального развития нарушения и их экзогенные причины - различные факторы социального характера.

Следует помнить, что календарный (паспортный) возраст детей и подростков не всегда соответствует их биологической зрелости. В этой связи целесообразно определение биологического возраста детей и подростков, которое осуществляется с помощью разнообразных методов. Наиболее надежно определение биологического возраста по степени окостенения скелета и стадиям развития вторичных половых признаков. Иногда для определения биологического возраста детей и подростков оценивают их двигательные возможности, которые сравнивают с существующими стандартами, характерными для того или иного возраста.

Итак, биологический возраст- это показатель уровня износа структуры и функции определенного структурного элемента организма, группы элементов и организма в целом, выраженный в единицах времени путем соотнесения значений замеренных индивидуальных биомаркеров с эталонными среднепопуляционными кривыми зависимостей изменений этих биомаркеров от календарного возраста.

Данное соотнесение может быть выполнено как с помощью непосредственного наложения на стандартную кривую графика-эталона, так и с помощью некоторой вычислительной процедуры, например, с помощью регрессионной модели оценки данных.

Таким образом, биологический возраст - это характеристика любого меняющегося с возрастом процесса или биомаркера, но есть классы или группы этих процессов и элементов, отличающиеся спецификой и поэтому имеющие свои специальные названия. Данные классы имеют пересечения, их определения у различных авторов могут отличаться, поэтому приведем ниже систему определений, представляющуюся авторам наиболее приемлемой с точки зрения полноты представления процессов старения, с одной стороны, и специфичности классов различных процессов, с другой.

Функциональный возраст (или физиологический возраст) отражает возрастную динамику физиологических функций и функциональных резервов, способность человека функционировать. Некоторые из этих процессов могут существенно не влиять на ожидаемую продолжительность жизни , но определять качество жизни, а некоторые могут влиять на ожидаемую продолжительность жизни. Функциональный возраст может существенно уменьшаться в результате тренировки. При оценке Функционального возраста желательно учитывать показатели мышечной работоспособности, познавательной деятельности и эмоциональный профиль индивида.

Патологический возраст - это отражение временной динамики количества и интенсивности болезней и предболезненных состояний индивида, влияющих на ожидаемую продолжительность жизни. Характеристика патологического возраста определяет специфику лечения, профилактики и геропрофилактики.

Психологический возраст - группа показателей, характеризующих возрастные изменения психики.

В дополнение к показателям биовозраста для прогноза витальной траектории (определения ожидаемую продолжительность жизни и качества жизни) необходимо определять также факторы риска - наследственные и приобретенные факторы, сокращающие продолжительность жизни, которые можно учитывать и профилактически "обезвредить" их влияние, и факторы долголетия - генетические и средовые факторы, увеличивающие продолжительность жизни, например - наличие в роду долгожителей, сбалансированная низкокалорийная диета, доброжелательный, устойчивый тип личности и др.

Существуют понятия о календарном (паспортном) и биологическом возрасте, разница в которых может составлять 5 лет.

Процессы роста и развития подчиняются ряду общих закономерностей. Вместе с тем развитие каждого ребенка и подростка представляет собой сложный процесс и характеризуется рядом особенностей, определяемых генетическими факторами и экологическими особенностями жизни индивидуума. Именно эти обстоятельства определяют столь широкий полиморфизм индивидуальностей и различие между паспортным и биологическим возрастом индивидуума.

Темп возрастных преобразований в ходе развития меняется, и ребенок переживает периоды ускорения и замедления биологического созревания. Под биологическим возрастом понимают совокупность морфофункциональных особенностей, зависящих от темпов роста и развития. Значительные индивидуальные колебания в темпах созревания организма дали основание для введения такого понятия, как биологический возраст, основные критерии которого - скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения), сроки прорезывания молочных и постоянных зубов и возраст полового созревания.

Существуют также понятия психического возраста и социального возраста. Психический возраст (зрелость) определяется коэффициентом интеллекта, уровнем эротических интересов, соответствием досуга возрастным нормам, а социальный - способностью обеспечивать свое существование и своих детей.

5. Понятие о росте и развитии детского организма.

Понятие о росте и развитии организмов является од­ним из фундаментальных понятий в биологии. Под терми­ном рост в настоящее время понимается увеличение дли­ны, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и количества составляющих их органических молекул, т. е. количественные изменения.

Под развитием понимаются качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его организации, т. е. в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнении их взаимоотношений и про­цессов их регуляции.

Рост и развитие ребенка, т. е. количественные и каче­ственные изменения, тесно взаимосвязаны и обуслов­ливают друг друга. Постепенные количественные измене­ния, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особен­ностей. Например, формирование двигательных функций ребенка связано с созреванием нервно-мышечного аппа­рата, обеспечивающего осуществление этих функций: с увеличением мышечной массы и изменением свойств мы­шечной ткани, улучшением проведения нервных импуль­сов по нервным волокнам от центральных структур голов­ного мозга к мышцам и от мышц к головному мозгу, увеличением количества межклеточных связей в подкорковых нервных структурах и коре головного мозга, с ростом чис­ла связей между отдельными зонами коры головного моз­га, участвующими в осуществлении двигательных функций. Так, медленные количественные изменения приводят к тому, что движения годовалого ребенка в отличие от новорожденного приобретают выраженный условно-реф­лекторный характер, в то время как автоматические дви­жения новорожденного обеспечиваются врожденными, без­условно-рефлекторными нервными механизмами.

Качественное совершенствование двигательных функ­ций ребенка, в свою очередь, способствует количествен­ному морфофункциональному созреванию мозговых струк­тур, так как вследствие увеличения двигательной актив­ности ребенка более интенсивно идет формирование новых межклеточных и межзональных связей в подкорковых и корковых образованиях головного мозга.

Подобных примеров можно было бы привести бесчис­ленное множество. Все они являются иллюстрацией объ­ективности законов материалистической диалектики, и в частности открытого К. Марксом и Ф. Энгельсом закона перехода количественных изменений в качественные.

Продолжительность возрастных периодов может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и, в значительной степени, от социальных факторов. Переход от одного возрастного периода к следующему является переломным этапом индивидуального развития, или критическим периодом.

Для педагогов более удобной является периодизация, построенная на основе педагогических и социальных критериев:

Немовлячий - до одного года

Предшкольного - с 1 до 3 лет;

Дошкольное - с 3 до 6-7 лет;

Младший школьный - с 6 до 11-12 лет;

Средний школьный - с 11-12 до 15 лет;

Старший школьный - с 15 до 17-18 лет.

Следует иметь в виду, что любая периодизация является весьма условной. Характерной особенностью процесса развития является его неравномерность: периоды усиленного развития сменяются периодами его замедления. Периодами наиболее интенсивного роста ребенка является первый год жизни и период полового созревания (11-15 лет). Так, к концу первого года рост ребенка увеличивается более чем на 50% и составляет 75-80 см, масса тела возрастает в 3 раза (9,5-10 кг). Позже, до периода полового созревания темп роста снижается: ежегодно масса растет в среднем на 1,5-2 кг, рост - на 4-5 см. В период полового созревания ежегодно длина тела увеличивается на 7-10 см. Пропорции тела с возрастом также меняются:

С момента рождения и до достижения зрелости длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища - в 3 раза, длина руки - в 4 раза, длина ноги - в 5 раз. В новорожденного ребенка относительно короткие конечности, большое туловище, большая голова. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей - ускоряется. До периода полового созревания (в препубертатном период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, рост тела происходит в основном за счет роста ног; в период полового созревания (пубертатный период) у юношей конечности становятся длиннее а туловище короче и таз уже, чем у девушек, рост тела происходит за счет увеличения туловища.

Динамика роста отдельных частей тела, большинства органов совпадает с динамикой.роста длины тела, однако есть исключения. Например, рост половых органов наиболее интенсивно происходит в период полового созревания; к этому периоду лимфатическая система уже практически завершает свое развитие. Размеры головы в 4-летних детей достигают 75-90% от размеров головы взрослого человека. Другие части скелета интенсивно растут и после 4 лет.

Наряду с типичными для каждого возрастного периода характеристиками существуют и индивидуальные особенности развития. Они зависят от состояния здоровья, условий жизни, степени развития нервной системы.

С момента рождения и до достижения зрелости длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища - в 3 раза, длина руки - в 4 раза, длина ноги - в 5 раз. В новорожденного ребенка относительно короткие конечности, большое туловище, большая голова. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей - ускоряется. До периода полового созревания (в препубертатном период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, рост тела происходит в основном за счет роста ног; в период полового созревания (пубертатный период) у юношей конечности становятся длиннее а туловище короче и таз уже, чем у девушек, рост тела происходит за счет увеличения туловища.

Динамика роста отдельных частей тела, большинства органов совпадает с динамикой роста длины тела, однако есть исключения. Например, рост половых органов наиболее интенсивно происходит в период полового созревания; к этому периоду лимфатическая система уже практически завершает свое развитие. Размеры головы в 4-летних детей достигают 75-90% от размеров головы взрослого человека. Другие части скелета интенсивно растут и после 4 лет.

Наряду с типичными для каждого возрастного периода характеристиками существуют и индивидуальные особенности развития. Они зависят от состояния здоровья, условий жизни, степени развития нервной системы.

 

Министерство образования, науки и инновационной политики

Министерство образования, науки и инновационной политики

Функциональная межполушарная асимметрия мозга обеспечивает ответственность левой гемисферы за анализ вербальной информации, правой за переработку пространственных и образных закономерностей

Функциональная межполушарная асимметрия мозга обеспечивает ответственность левой гемисферы за анализ вербальной информации, правой за переработку пространственных и образных закономерностей

В пользу этого свидетельствуют данные о высокой пластичности мозга и взаимозаменяемости симметричных отделов мозга на ранних этапах его развития

В пользу этого свидетельствуют данные о высокой пластичности мозга и взаимозаменяемости симметричных отделов мозга на ранних этапах его развития

Происхождение (точнее, оформление) леворукости связывают с действием трех групп факторов – средовых (включая культурные), генетических и патологических

Происхождение (точнее, оформление) леворукости связывают с действием трех групп факторов – средовых (включая культурные), генетических и патологических

Оценка становится мерой норм поведения

Оценка становится мерой норм поведения

Около 90% людей имеют ведущую правую руку, и лишь около 10% - левую или одинаково хорошо владеют и левой и правойрукой (таких людей называют амбидекстрами…

Около 90% людей имеют ведущую правую руку, и лишь около 10% - левую или одинаково хорошо владеют и левой и правойрукой (таких людей называют амбидекстрами…

Одинаково хорошо развиты обе руки, когда им нужно выполнить сложные моторные движения

Одинаково хорошо развиты обе руки, когда им нужно выполнить сложные моторные движения

Но когда выбор будет совершен, необходимо снова усиленно заниматься симметричностью движений…

Но когда выбор будет совершен, необходимо снова усиленно заниматься симметричностью движений…

Развитие – это сложный процесс, состоящий из трех функций: роста; дифференцировки (когда клетки приобретают специфическую структуру – например, мышечную, нервную, т

Развитие – это сложный процесс, состоящий из трех функций: роста; дифференцировки (когда клетки приобретают специфическую структуру – например, мышечную, нервную, т

Половой диморфизм – это наличие у одного биологического вида двух различных форм (мужской и женской) является общей закономерностью

Половой диморфизм – это наличие у одного биологического вида двух различных форм (мужской и женской) является общей закономерностью

Биологический возраст БИОЛОГИЧЕСКИЙ

Биологический возраст БИОЛОГИЧЕСКИЙ

Акселерация и ретардация развития

Акселерация и ретардация развития

Наиболее надежно определение биологического возраста по степени окостенения скелета и стадиям развития вторичных половых признаков

Наиболее надежно определение биологического возраста по степени окостенения скелета и стадиям развития вторичных половых признаков

Существуют понятия о календарном (паспортном) и биологическом возрасте, разница в которых может составлять 5 лет

Существуют понятия о календарном (паспортном) и биологическом возрасте, разница в которых может составлять 5 лет

Например, формирование двигательных функций ребенка связано с созреванием нервно-мышечного аппа­рата, обеспечивающего осуществление этих функций: с увеличением мышечной массы и изменением свойств мы­шечной ткани, улучшением проведения…

Например, формирование двигательных функций ребенка связано с созреванием нервно-мышечного аппа­рата, обеспечивающего осуществление этих функций: с увеличением мышечной массы и изменением свойств мы­шечной ткани, улучшением проведения…

Следует иметь в виду, что любая периодизация является весьма условной

Следует иметь в виду, что любая периодизация является весьма условной

Другие части скелета интенсивно растут и после 4 лет

Другие части скелета интенсивно растут и после 4 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2021