Общим контекстом исследования возрастных кризисов является представление о развитии в онтогенезе, конкретизированное в различных периодизациях психического развития в детстве или на протяжении всей жизни человека.
Л.С. Выготский выделяет два существенных момента, характеризующих своеобразие психической жизни новорожденного:
Преобладание недифференцированных переживаний, представляющих «как бы сплав влечения, аффекта и ощущения».
Психика новорожденного «не выделяет себя и свои переживания от восприятия объективных вещей, не дифференцирует еще социальных и физических объектов».
Кризис новорожденности
Дальнейший анализ первых социальных реакций показывает, что наиболее ранние психические проявления ребенка исходят из аффективной сферы. Улыбка –жест, обращенный к другому.
Особенности поведения детей в кризисе трех лет – семизвездье симптомов; новообразования кризиса трех лет: личное действие, система «Я – сам», гордость за достижение.
Кризис трех лет
Завершение дошкольного детства; появление произвольности; потеря непосредственности; обобщение переживаний; дифференциация самооценки; структура мотивационной сферы; дифференциация отношений ко взрослому.
Кризис семи лет
Чувство взрослости – стремление быть и казаться взрослым; самоопределение – центральная тенденция начала подросткового возраста. Депривация этих тенденций – основы трудностей в воспитании.
Предподростковый кризис
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.