УСТНАЯ РЕЧЬ – это форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение). Устная речь может осуществляться при непосредственном контакте собеседников.
Возрастные особенности развития устной речи у детей 7-10 лет
По данным Н.С. Рождественского, ребенок с нормально развитой речью свободно пользуется в разговоре простым, сложносочиненным и сложноподчиненным предложениями.
Дети 7 – 10 лет свободно произносят слова в процессе общения, не задумываясь при этом над расстановкой слов внутри фразы. Это объясняется тем, что ребенок понимает в окружающем больше, чем может передавать словами.
Особенность устной речи детей младшего школьного возраста проявляется в неумении строить речь в определенной композиционной форме без наводящих вопросов. Обучая коммуникативным умениям, учитель помогает обучающимся осознать все особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить связные сообщения.
В высказываниях 7 – 10-летних детей наблюдаются ошибки в употреблении слов, вкладывание в слово неправильного значения, неточности в употреблении союзов, предлогов.
У детей 7 – 10 лет складываются представления о многозначности слова. Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы.
Устная форма речи у детей, обучающихся в начальной школе, развита значительно лучше, чем письменная форма.
Как в устной, так и в письменной речи детей 7 – 10 лет имеются типичные ошибки, связанные с построением синтаксических конструкций.
Развитие устной речи
Развитие устной речи младших школьников– это формирование и становление языковой личности, усвоила нормы языка и имеет способность везде общаться.
Методы развития устной речи:
обучать нормам языка, воспитывать культуру речи;
обогащать словарный запас;
обучать умениям устной речевой деятельности:
умение ориентироваться в ситуации общения: кому, зачем и что буду говорить;
умение последовательно излагать свои мысли: как буду говорить;
умение говорить строго на тему;
умение контролировать свою речью;
умение вносить коррективы в свою речь.
Задания на развитие устной речи:
1. Что я такое?
Инструкция: «Перед тобой несколько наборов слов. Представь себе, что ты встретился
с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться
объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, «велосипед». Как бы ты объяснил это?»
1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
3. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.
2. Как я провёл лето.
Инструкция: «Представь, что ты встретился с другом, которого не видел очень давно. Расскажи ему о том, как ты провёл лето так, чтобы другу было интересно тебя слушать».
3. Расскажи про меня.
Инструкция: Детям предлагаются сюжетные картинки. Сначала ребёнка просят подробнее рассказать, что изображено и что происходит на картинке. Затем попробовать составить небольшой рассказ по ней (можно с помощью учителя).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.