«Возрастные периоды онтогенеза человека»
Оценка 4.6

«Возрастные периоды онтогенеза человека»

Оценка 4.6
docx
биология
9 кл
11.05.2020
«Возрастные периоды онтогенеза человека»
6.docx

Дата

 

 

Завуч по УР    

Класс

____________Р.С-С.Алиханова

План-конспект урока по биологии

в 9 классе

на тему «Возрастные периоды онтогенеза человека»

Дата проведения: 20.11.2017

Тип урока: комбинированный.

Технология урока: критического мышления (постановка проблемных вопросов, мозговой штурм, работа в группе, активное обсуждение)

Цели урока:

- познакомиться с этапами постэмбрионального развития человека;

- основные изменения организма человека, происходящие после его рождения;

- определить особенности становления личности человека;

- познакомиться с особенностями полового созревания человека;

- вывести закономерности возрастных изменений.

Задачи:

Образовательные: сформировать знания учащихся об особенностях, происходящих с организмом и психикой человека в разных возрастных периодах, закрепить учебный материал с помощью выполнения заданий.

Развивающие: развивать творческое мышление, умения анализировать, сравнивать, самостоятельно находить ответы на вопросы, делать выводы, работать с книгой, в группе, прививать навыки ухода за грудными детьми.

Воспитательные: способствовать воспитанию навыков здорового образа жизни, сознанию уникальности человеческого организма, уважения, доброты, ответственности, расширить кругозор.

Методы: репродуктивные, поисковые

Планируемые образовательные результаты. Обучающиеся должны называть возрастные периоды онтогенеза человека, сравнивать пропорции тела в разные периоды и скорость роста разных частей тела, характеризовать особенности развития в каждом периоде, уметь работать с книгой, дополнительными источниками информации, в группе, анализировать, делать выводы, приобрести навыки ухода за грудными детьми

Основные термины, понятия: онтогенез, постэмбриональное развитие, хронологический, биологический, психологический и социальный возраст человека, период новорожденности, грудной возраст, детство, подростковый период, юность, акселерация, мутации голоса, зрелость, старость, личность, самовоспитание.

Оборудование: учебник «Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс

й» и «Женский портрет», Башкирцева М.К. «Портрет старушки мадам По»

План урока

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности (6 мин)
  3. Изучение нового материала (25 мин)
  4. Закрепление знаний (4 мин)
  5. Домашнее задание (3 мин)
  6. Итог урока. (1 мин)
  7. Рефлексия: обсуждение в классе совместно с учителем выполнения заданий и учебных элементов после каждого блока заданий (по ходу урока)

 

Ход урока

I. Организационный момент: приветствие, проверка присутствующих, наличия принадлежностей к уроку. (1 мин)

 

II. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности учащихся (6 мин)

Мозговой штурм

Задача 1: Среди беженцев из Сирии оказалась группа детей, не говорящих на русском языке. Можно ли определить их возраст? И по каким признакам.

Задача 2: Как вы думаете, почему четырехлетний малыш, еще не может обучаться в школе, ведь он уже может говорить и понимает речь?

Задача 3: Миша всегда считался очень красивым мальчиком в классе. У него было много друзей, девочки писали записки с признанием симпатии. Но в 9 классе Миша сильно изме-нился: на лице появились прыщики, ломка голоса. При каждом его ответе дети смеялись над его голосом. Да и сам Миша стал раздражительным и грубым. Почему у Миши возникли такие изменения в организме?

Постановка целей и задач урока:

Учитель: Что мы должны знать к концу нашего урока?

Учащиеся формулируют цели и задачи урока:

сегодня мы обобщим знания о регуляторных механизмах роста, развития, старения, установим закономерности возрастных изменений, установим взаимоотношения разных возрастных понятий.

 

Учитель: Ребята! Давайте вспомним схему развития организма до и после рождения.

 

Учащиеся составляют схему:

Онтогенез человека

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/01/16/s_5a5e5e6a0c63c/800396_1.png

Эмбриональный Постэмбриональный

(от зачатия до рождения) (от рождения до смерти)

Записывают в тетрадь:

Онтогенез – это процесс индивидуального развития организма с момента его зарождения до естественной смерти, в результате которого реализуется его наследственная информация.

Учитель: В 8ом классе мы познакомились с эмбриональным (зародышевым) развитием организма, давайте вспомним его особенности.

III. Изучение нового материала (25 мин)

1. Периодизация жизни человека (рассказ учителя).

Сегодня мы рассмотрим постэмбриональный (после-эмбриональный) период онтогенеза, который начинается после рождения. В этот период интенсивность роста и развития неравномерны, что провоцирует специфические анатомические, физиологические и психические особенности, называемые возрастными. В соответствии к возрастным особенностям жизненный цикл делится на периоды.

В повседневной жизни и в литературе мы не раз сталкиваемся с понятиями: возраст мо-лочных зубов, годовалый ребёнок, брачный возраст, дошкольный возраст, совершенноле-тие, возраст “почемучки”, возраст избирателя, возраст полного окостенения, возраст Христа.

Понятие “Возраст” подразумевает:

  1. Хронологический возраст - период от рождения до определенного отсчитываемого момента, т.е наш обычный возраст (или паспортный).
  2. Биологический – совокупность анатомических и физиологических особенностей чело-века, отвечающих возрастным нормам.
  3. Психологический - уровень развития психических функций (мышления, речи и т.д.) по сравнению со среднестатистическими нормами.
  4. Социальный определяется набором социальных ролей.

Учащиеся записывают в тетрадь определения

 

2. Заполнение таблицы, используя информацию о периодах развития и их характер-ных чертах.

Учитель: При рождении маленький ребенок наделен многими свойствами взрослого чело-века, однако таковым он не является и какое-то время остается совершенно зависимым от материнского организма (или заботы взрослых).

До 10 дней ребенок считается новорожденным. В это время он фактически лишь спит, ест, издает хнычущие звуки. Большой подвижности и активности в это время не наблюдается, так как организм еще слаб.

В этот период происходит перестройка систем организма ребёнка и адаптация к новым условиям существования. Человек делает первый вдох и начинает работать дыхательная и пищеварительная системы, заживает пупочная рана. Начинают проявляться рефлексы сосания, хватания. Рождение - для ребенка психологическое кризисное состояние, столкновение с новыми условиями.

1 группа. Грудной возраст (или младенчество)

Основным признаком, знаменующим окончание периода новорожденности и перехода к

грудному возрасту, считается настоящая улыбка.

Весь грудной период (от 10 дней до года) ребенок познает окружающую действитель-ность, развивается, растет. В это время увеличивается рост (почти в 3 раза) и в 1,5 раза вес ребенка.

В 2 месяца возникает зрительное и слуховое сосредоточение. Ребенку нравится, когда с

ним играют.

В 2,5-3 месяца формируется шейный изгиб позвоночника, что связано с самостоятельным

держанием головы. В 3 месяца возникает “гуление”. Первые 3 месяца кормление молоком, зарастает малый родничок, сон - 20-22 часа в сутки. Развиваются условные рефлексы на родителей, звуки, запахи; появляются эмоции.

В 5 месяцев ребёнок берет игрушку из рук взрослого и тянет ее в рот, различает близких и чужих людей по голосу.

В 6 месяцев начинают появляться молочные зубы, начинает изменяться скелет – хрящи заменяют кости. Ребенок сидит (формируется грудной изгиб позвоночника), держит игрушки. Созревание мышц ног позволяет самостоятельно передвигаться: сначала ползать (в 6 месяцев), потом вставать и ходить. Сон - 18-20 ч., кормление молоком (смесью), введение в пищу соков, пюре. В это время отмечается понимание речи (своего имени вчастности). Различает людей, начинает говорить первые слова (начало лепета).

7ой месяц: хорошо ползает. 8ой месяц: пытается встать у опоры

В 9месяцев хорошо сидит, самостоятельно встаёт и ходит, придерживаясь за опору, ходит при поддержке взрослого, отмечается совместная игровая деятельность со взрослыми, освоение жестового прощания, повторяет новые слоги, показывает части лица другого человека.

С началом ходьбы ребенка у него формируется поясничный изгиб позвоночника. Все изгибы позвоночника полностью сформируются в 1,5- 2 года.

В 12 месяцев начинается формирование характера, ребёнок играется с игрушками, говорит простые слова, показывает знакомые предметы на картинках. Зарастает большой родничок, окостеневает скелет – ребёнок начинает самостоятельно ходить.

Кормление молоком или молочными кашами, смесями: супы, пюре, фрукты. Сон - 16-18ч. Масса увеличивается в 3 раза, рост - в 1,5 раза (за год).

2 группа. Детство

Раннее детство (1-3года)

Во время раннего детства темп роста замедляется, но остаётся ещё высоким (10-11 см до 2х лети 8см на третьем году), увеличение массы - 2-3 кг за год. Сон - 15-16 часов в сутки.

В 2 года завершают прорезаться зубы. До 2 лет питание общее с обязательными молоч-ными блюдами два раза в сутки. Формируется опорно-двигательная система, появляется много новых двигательных навыков (бег и т.д.), улучшается координация движений.

Ребёнок самостоятельно ознакамливается с окружающей средой, играет, подражает взрос-

лым, путем проб и ошибок осваивает разные способы действий, поэтому требует внимания, усваивает понятие «нет»; развивается речь (в 1,5 года произносит 100 слов)

На втором году дети учатся говорить (в 2 года произносят до 300 слов), понимают символическое значение слов.

Иллюстрирует это строки С. Маршака: Когда изведав трудности учения,

Мы начинаем складывать слова
“Вода. Огонь. Старик. Олень. Трава”.

И понимаем, есть у них значенье…

В первые годы жизни идет формирование бинокулярного зрения (с13 недель до 2 лет). Ес-ли у ребенка косоглазие или поврежден один глаз и дефект за это время не удалось устра-нить, то полностью видеть этот человек никогда не будет.

В 2-3 года ребёнок самостоятельно ест, диета общая, но один раз обязательно молоко или молочная пища. Обязательно соблюдение режима дня. Сон - 13-14 часов в сутки.

В этот период у детей хорошая координация движений (бег, прыжки), рост увеличивается на 5-9 см на год, вес - на 2 - 2,5 кг.

Отмечается развитие воображения, фантазии (кубик - это машина, а кукла – человек). Осознаётся собственное «Я». Постигается язык предложениями (в 3 года произносят 1500 слов). Возникают первые «почему?», стремление к самостоятельному познанию мира

 

Первое детство (4-7 лет)

Следующий возраст принято называть дошкольным возрастом. В это время начинается интенсивный процесс развития детей.

В 4-5 лет ребёнок быстро расширяет свои возможности: сам ест, совершает сложные дви-жения (одевается, учится кататься на велосипеде, рисовать, резать ножницами, начинает ле-пить, писать, может играть на музыкальных инструментах,). Вырабатываются гигиеничес-кие навыки.

Питание общее с взрослыми, но более витаминизированное. Рост - 106-110 см, вес - 15-16 кг. Сон - 12-13 ч.

Особенно развиваются речь и мышление. Осваиваются первые абстракции: геометричес-кие фигуры, календарь, время, счет, буквы. Словарный запас – 2000 слов. Ребёнок задает много вопросов, подражает деятельности взрослых, начинает осознанно воспринимать ок-ружающий мир, различает воображаемое и действительное, проявляет к нему неподдельный интерес (любопытство). Формируется внутренняя речь. Происходит утверждение собствен-ного «Я». способен обрабатывает большое количество информации. Основной вид деятель-ности - игра. Богатая фантазия, эмоции.

С. Маршак, характеризуя этот период, писал: Он взрослых изводил вопросом “почему?”

Его прозвали “маленький философ

6-7 лет. Начинается смена молочных зубов на постоянные, общая диета. В этот период со-вершенствуются двигательные реакции, отмечается первый ростовой прыжок - 10см (полу-ростовой скачок). Формируются подкорковые структуры мозга (способен к учебной дея-тельности). Сон - 11-12 часов в сутки.

Школа - второй психологический кризисный период для ребенка, попадание в новые усло-вия. Сформирована речь, есть собственные мысли.

Второе детство (младший школьный возраст, мальчики - 8-12 лет, девочки 8-11 лет)

Во втором детстве ребенок развивается и физически, и духовно.

Замедляются темпы роста (ребёнок подрастает на 4-5см за год)

Вырабатывается режим дня. Питание калорийное, витаминное. Сон - 10-11 ч.

Резко меняется весь уклад жизни, появляются постоянные обязанности, предпочтения, склонности, расширяется круг общения. К началу обучения у ребенка складывается определенная самооценка, манеры работы, навыки взаимоотношений с окружающими, собственные представления, что такое “ хорошо и что такое плохо”, отмечается становление личности

Развиваются умственные способности, активное овладение чтением, письмом, математикой.

На этот возраст приходится минимум болезней. Рождается дружба, потрясают первые предательства.

 

3 группа. Подростковый период (переходный, средний школьный возраст) (мальчики

13-16 лет, девочки 12-15 лет).

Период полового созревания приводит к второму скачку роста (рук и ног) - 10-15 см. и,

соответственно - диспропорции частей тела.

У девочек и мальчиков по разному изменяется форма тела

Затруднено выполнение сложных и точных движений, наблюдается чрезмерная возбудимость и раздражительность.

Эти изменения (формируются вторичные половые признаки) происходят из-за того, что

изменяется гормональный статус, (приложение 4 - таблица)

Головной мозг достигает массы 1250г. Кора больших полушарий, борозды и извилины приобретают форму взрослого человека. Заканчивается развитие речи.

Питание требует на 20% больше белков. Сон - 9-10 ч.

Во время этого этапа происходит не только физический рост и развитие человека, но и

происходит становление характера, нравственное формирование личности. Работу по перестройке души человек должен совершить сам. Это период внутренних противоречий. Подросток поглощен самим собой, его мучают страхи, сомнения.

Поэтесса Марина Цветаева, которая жила в Феодосии и дом- музей которой нахо-

дится на улице Коробкова, 13, образно выразила это в стихах:

Звенят – поют, забвения лишая,

В моей душе слова: “пятнадцать лет”

О, для чего я выросла большая?
Спасенья нет!…
Что впереди? Какая неудача?
Во всем обман и ах, на всем запрет!
Так с милым детством я прощалась плача
В пятнадцать лет.

За короткий период человек превращается из ребенка во взрослого. Меняется организм, психика, взаимоотношения с окружающими. Теперь ребенок может не только действовать самостоятельно, но и самостоятельно принимать решения, давать оценку происходящему, выбирать свой путь. Но биологически зрелый человек может еще долгие годы по состоянию души и положению в обществе оставаться ребенком. Трудности переходного возраста связаны не только с физиологией. Внутреннее содержание личности формируется лишь в процессе общения с другими людьми. На формирование личности влияют потребности и

самовоспитание. (На слайде раскрыты понятия личности и индивида)

Ускорение психического и физического развития называется акселерацией.

4 группа. Юность (юноши - 17-21 год, девушки 16-20 лет).

Завершается процесс роста и формирования организма (физиологическое взросление): происходит полное окостенение, улучшается внешность, самочувствие, окончательно формируется нервная система. Человек обретает полноту физических и интеллектуальных возможностей. Наступает половая и психологическая зрелость. Разницы между мышлением юноши и взрослого уже нет. Расцвет переживают творческие способности, в это время наивысшие достижения в спорте.

Питание должно быть калорийное. Сон - 8-9 ч.

Окончательно формируется личность. Происходит поиск места в жизни, получение профессии. Но для возраста свойственна тревога, обостренная потребность в понимании. Одиночество, ревность, обида переживается очень остро. Кризис 17-18 лет.

Физминутка (1-2 минуты)

Зрелый возраст.

Первый период (молодость, мужчины 22-35 лет, женщины 21-35 лет)

Самый продуктивный период жизни. Создания семьи, рождение и воспитание детей. Рабо-та над достижениями цели жизни. Развитие собственных способностей. Время самоутверж-дения себя в любви, карьере, семье, обществе.

Форма и строение тела остаются практически постоянными. Но постепенно снижается

уровень обмена веществ. Сон - 8-9 часов в сутки.

Пушкин А.С. писал: Ужель мне скоро тридцать лет?

Так, полдень мой настал…

Второй период (период стабилизации мужчины 36-60 лет, женщины 36-55 лет)

Перестройка организма, постепенное снижение процессов обмена. Старение организма. Появление морщин. Сон - 8-9 ч.

Построение крепкой семьи. Реализация человека как личности в определенной сфере дея-тельности. Закрепляется все то, чего достиг. Человек знает себя и свои возможности, ценит сегодняшний день. Потом наступает критическое десятилетие, возникают депрессивные на-строения, усталость от надоевшей действительности, переоцениваются жизненные достиже-ния. Люди переживают кризис середины жизни.

Пушкин А.С. писал: Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно
Что обманула нас она,
Что наши лучшие желания,
Что наши свежие мечтания,
Истлели быстрой чередой
Как листья осенью гнилой.

Период завершается психологическим и физическим равновесием, когда происходит отход от активной трудовой и социальной жизни.

5 группа. Пожилой возраст (мужчины 61-74 г, женщины 56-74 г.)

Снижение уровня метаболизма, угасание репродуктивной функции, накопление болезней. Масса и длина тела уменьшается за счёт атрофических изменений в тканях и уменьшения в них воды.

Все происходящие в этот период биологические изменения неприятны. Главная задача – осознать свой возраст, принять себя таким, каков есть. Жизненная позиция меняется с активной на пассивную. После 60 люди воспринимают мир как более опасный и сложный, чем в молодости. Отсюда характерные черты пожилых людей: консерватизм, осторожность, разборчивость. Это возраст утрат - умирают друзья, родные, любимые. Возникают особые взаимоотношения со временем. Всю жизнь его не хватает, а сейчас его надо “коротать”. В то же время это возраст мудрости, передача опыта следующим поколениям

Старость (после75)

Изменение не только длины и массы тела, но и его строения. Заметное ухудшение здоро-вья, сокращение длины тела, выраженное увеличение сутулости, снижение мышечной силы.

Человек переосмысливает всю свою жизнь, либо принимает ее как судьбу, или понимает, что жизнь прошла зря. Образно в поговорке:“Старость – лютая зима для невежды и время сбора урожая для мудреца”.

 

Учитель показывает на слайдах заполненную таблицу (приложение 5) )

 

Учащиеся сравнивают и дополняют (по мере необходимости) свои записи, обсуждают результаты работы, оценивают работу каждой группы (по сообщению докладчика), вносят оценки в рабочие листы.

Критерии доклада: физические особенности –3 балла, психические особенности – 2 б.

 

3. Выводы

Учитель: какие можем сделать выводы из изученного материала?

Учащиеся делают выводы:

  1. Возрастные изменения обусловлены разными факторами.
  2. Темпы возрастных изменений носят индивидуальный характер.
  3. Возрастные изменения зависят от пола.
  4. Возрастные изменения в разных системах органов проявляются не одновременно.
  5. На ранних этапах онтогенеза темпы возрастных изменений интенсивнее в несколько раз, чем в другое время.
  6. Биологические изменения возникают непроизвольно, психологические зависят от активности индивида, а роли и рамки социальных изменений задает общество.

Учитель: О темпах изменения образно сказал Л. Толстой: “От 5-летнего ребенка до меня только один шаг, от новорожденного до 5 летнего - страшное расстояние. От зародыша

до новорожденного – пучина”.

Биологические процессы происходят непроизвольно, перестройка души зависит от активности каждого, а изменение социального статуса предусмотрено устройством общества. Человек в разные периоды осваивает социальные роли. Возраст усвоение таких ролей зависит от общества.

Положение подростка в нашей культуре двусмысленно. В древние времена и в сохранив-шихся архаичных культурах человек, достигший половой зрелости, становился полноценным членом общества. У масаев в 15 лет подростка готовят к переходу в группу защитников племени - статус взрослого. Переход – инициация сопровождается испытаниями. Горе тому, кто звуком выдаст, как ему больно, тогда останется вечным ребенком, подпаском,

будет выполнять любые поручения сверстников.

В 18-19 веке в России на 10-летнюю девочку оставляли весь дом, присмотр за маленькими детьми, а 15-летний становился полноценным взрослым работником. Но создавать семью

мужчине разрешалось не ранее 21го года. В этом же возрасте они могли стать государственными деятелями. Сейчас 20-летних считают недостаточно зрелыми, чтоб руководить другими, быть лидерами в профессиональной сфере. В разных странах устанавливаются разные временные рамки поступления учебы в школе, совершеннолетия, избирательности, ухода на пенсию. Человек может биологически пройти разные стадии, а социальной зрелости не достичь. В народе говорят: “Кто в 10 лет мужчина, а кто в 40 лет дитя”. Достигший социальной зрелости человек следует нормам общества, если их разделяет, восстает против них, если не согласен. А порой он оказывается способен изменить самые незыблемые правила.

  1. Закрепление знаний (4 мин)

Учитель: давайте проверим, как Вы запомнили материал. Решите тесты (приложение 6)

(раздает карточки с тестами и показывает слайд с заданиям)

- Обменяйтесь карточками, проверьте правильность выполнения ответов и оцените работу соседа (показывает ответы)

Учащиеся решают тесты, обмениваются карточками и оценивают правильность выполнения заданий соседа (взаимопроверка)

  1. Домашнее задание (3 мин)

Обязательная часть: изучить соответствующую тему учебника - §5;

- ответить на вопросы в конце параграфа;

- изучить данные таблицы, составленной на уроке;

- выучить новые термины.

Дополнительное задание:

Учитель: Интересно, что 6 месячный ребенок может научиться плавать, что подтверждает безграничные возможности младенцев. Малышу легче одновременно учиться ходить и кататься на роликах. И ещё есть много интересных фактов, поэтому предлагаю, используя дополнительную литературу, подготовить сообщения по теме (на выбор): "Долгожители", "Дети - маугли", "Возможности детей".

Творческое задание.

Учитель: Теперь, зная особенности каждого возрастного периода, можете ли вы решить поставленные в начале урока задачи.

 

Учащиеся предлагают ответы.

 

Учитель: Попробуйте применить знания, приобретённые на уроке. Я приглашаю 4 девоч-ки и 4 мальчика, и ещё 4 желающих.

Учащиеся: выходят 12 желающих.

 

Учитель группирует учащихся по парам, затем к каждой паре добавляет 3го и задёт задания:

- К следующему уроку подготовьте сценку.

1 группа: ребенок 5 лет просит своих родителей купить ему игровую приставку, которая стоит дорого.

2 группа: ребенок 16 лет просит своих родителей купить ему новый сотовый телефон, который стоит дорого.

  1. группа: ребенок 2 лет просит своих родителей купить ему новую машинку, которых у него много.
  2. группа: Вы родители 9 месячного малыша. Малыш активно ползает, пытается ходить. Естественно ему интересно посмотреть, что лежит в шкафу. Он его открывает, все оттуда выбрасывает. Как вы будете объяснять ребенку, что он делает не правильно, и чем займете его?

 

  1. Итог урока. (1 мин)

Учитель: Подведем итоги урока. В ваших рабочих листах должны стоять баллы за задание «Верное утверждение», работу в группе, решение тестов, также на уроке хорошо работали при постановке целей, решении задач, формулировке выводов (называет имена и оценки), вне-сите оценку в графу «устные ответы». Все набранные баллы сложите, разделите на 5 и внесите в последнюю графу «Итоговая оценка» и сдайте рабочие листы.

 

Учащиеся вносят оценки и высчитывают итоговую оценку, сдают рабочие листы

 

 

 

 


 

Дата Завуч по

Дата Завуч по

Оборудование: учебник «Биология

Оборудование: учебник «Биология

Учитель: Ребята! Давайте вспомним схему развития организма до и после рождения

Учитель: Ребята! Давайте вспомним схему развития организма до и после рождения

Заполнение таблицы, используя информацию о периодах развития и их характер-ных чертах

Заполнение таблицы, используя информацию о периодах развития и их характер-ных чертах

В 9месяцев хорошо сидит, самостоятельно встаёт и ходит, придерживаясь за опору, ходит при поддержке взрослого, отмечается совместная игровая деятельность со взрослыми, освоение жестового прощания, повторяет…

В 9месяцев хорошо сидит, самостоятельно встаёт и ходит, придерживаясь за опору, ходит при поддержке взрослого, отмечается совместная игровая деятельность со взрослыми, освоение жестового прощания, повторяет…

Отмечается развитие воображения, фантазии (кубик - это машина, а кукла – человек)

Отмечается развитие воображения, фантазии (кубик - это машина, а кукла – человек)

Развиваются умственные способности, активное овладение чтением, письмом, математикой

Развиваются умственные способности, активное овладение чтением, письмом, математикой

За короткий период человек превращается из ребенка во взрослого

За короткий период человек превращается из ребенка во взрослого

Построение крепкой семьи. Реализация человека как личности в определенной сфере дея-тельности

Построение крепкой семьи. Реализация человека как личности в определенной сфере дея-тельности

Критерии доклада: физические особенности –3 балла, психические особенности – 2 б

Критерии доклада: физические особенности –3 балла, психические особенности – 2 б

Закрепление знаний (4 мин)

Закрепление знаний (4 мин)

Вы родители 9 месячного малыша

Вы родители 9 месячного малыша
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2020