Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними
Оценка 4.7

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
30.05.2017
Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними
в данном методическом материале представлена информация о возрастных особенностях детей в возрасте: от 5 до 8 лет, от 9 до 11 лет, от 12 до 14 лет, от 14 до 16 лет. Представлен перечень игр в соответствии с возрастом, как избежать конфликты,основные проблемы в детском лагере.
возрастные особенности детей и проблемы.doc
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» Материал выступления  на обучающем семинаре для вожатых летних лагерей «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ  И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ТРУДНОСТИ В РАБОТЕ С НИМИ» Автор: Рыбакова Е.Г. Зам.директора по УВР Г.Балахна  2017г. СОДЕРЖАНИЕ Таблица возрастных особенностей………………………………………………………………………………………….…………3 Игры в соответствии с возрастом детей………………………………………………………………………………………………9 Как избежать конфликтов……………………………………………………………………………………………………………..11 Проблемы с детьми в лагере…………………………………………………………………………………..………………..…….12 Многообразие сказать ребенку одобрительные слова……………………………………………………………………………..14 Приемы анализа…………………………………………………………………………………………………………………………15 Литература……………………………………………………………………………………………………………………...……….16 2 Знание   возрастных   особенностей   поможет   вожатому   найти   общий   язык   с   детьми,   правильно   выстроить   свою   работу   с   детским коллективом, подобрать игры и дела, которые ребятам будут интересны и увлекательны. Возраст  Харастерные особенности Рост и развитие Советы вожатому Возможные проблемы Варианты их решения 3 Дети младшего возраста  (5­8 ЛЕТ) Общее Быстрая   управление ● телом хорошее. ● Координация   глаз   и рук   улучшается   к   7 годам. ● утомляемость,   особенно при однообразных движениях. ● Слабая   мускулатура спины   и   брюшного пресса, нарушение осанки. ●  Руки   и   ноги   растут быстрее тела.     ­  Высокий   уровень активности ­  Кризис   7   лет   ­   «кризис непосредственности» ­ Любознательны ­ Мышление конкретное  ­ Подвижны ­ умеют  Не концентрировать  внимание на чем­то одном   ­  Высокий   авторитет взрослого ­ Желание научиться  различать — что такое  хорошо и что такое плохо  Лучшая   награда   – ­ похвала ­   Считают   друзьями   тех, кого видят чаще других   ­ Организуй подвижные  игры при ограничении  прыжков и бега ­Используй   ритмические деятельности, виды пение,   театральные постановки ­Обучай навыкам ­Развивай умения лазать и пользоваться качелями ­Предоставляй   детям свободу действий, развивай способности трудовым     Тоска по дому Отвлечь   интересными делами,   переключить внимание Задают множество вопросов Быстро утомляются имеют Не   навыков самообслу­ живания(не умеют   застелить постель,   теряют вещи, и т.д.) Неуверенны   в себе       Внимательно выслушивать и спокойно   отвечать, повторяя ответ столько   раз,   сколько необходимо для понимания Создать   условия   для быстрого   достижения результата   в   игре, соревновании, в труде Терпеливо приучать к порядку   Дать   нагрузку   с учетом из возможности и состояния   здоровья, не акцентируя на этом внимание   4 (5­8 ЛЕТ) Готовы пробовать все на вкус Потеряли интерес занятиям, рассеянное внимание к   Слезы и страхи в темноте Рассказать о ядовитых ягодах и растениях Частая   смена   видов деятельности, которые   не   должны быть продолжительными по времени Не оставлять ребенка одного в темноте   не Стремится подавать   им   дурного примера Копируют привычки, манеры поведения, лексикон взрослых Впечатлительны Не   рассказывать сказки   и   истории   с плохим концом, «страшилки»   5 Возраст  Рост и развитие Харастерные особенности Советы вожатому Средний возраст  (9­11 лет) ­ Рост девочек опережает рост мальчиков ­   начинается   половое созревание ­ учащается сердцебиение ­   чаще   появляется головная боль ­   ускоряется   развитие скелета, ног, рук. ­ Активно развивается   нервная система ребенка,   отличаясь повышенной возбудимостью   спорят,   быстры,   шумны,  Энергичны,   боятся   поражения,   часты   беспокойные ­ Стремление повелевать у мальчиков,   подчиненность у девочек ­ настойчивы, инициативны ­ состояния ­ влюбчивы ­ чувствительны к критике ­   интересы   постоянно меняются ­   мнение   группы   более значимо   чем   мнение взрослого ­ сфера ­ эмоции ­  Повышенное  стремление к спорам, неуступчивость  Укрепляется   волевая  Бурно   проявляются 1.  Организуй ­ Поощряйте детей ­ коллективные спортивные   игры   и соревнования, занятия по интересам ­  Организуй   разумное руководство,   пробуди   в ребятах   интерес   к   окру­ жающему миру   ­   Используй   виды деятельности,   которые дают простор проявления мускульной активности Постоянно рискуют,   склонны травматизму к   Избегать   чрезмерных ограничений в деятельности   детей, заполнять   их   жизнь полезными и нужными играми,   следя   при этом   за   правилами безопасности Возможные проблемы              Обидчив ость, повышенная чувствитель­ ность с несправедливост и   Внешнее проявление взрослости: курение,   игра   в карты,   проба спиртного, упот­ ребление нецензурных слов, использование косметики   украшений. и Варианты их решения     Внимательное, доброе, чуткое отношение   к   детям, стремление разобраться   в   при­ чинах поведения детей Проводить разъяснительную работу привлечением специалистов показом соответствующих   При­ кинофильмов. учать   к   выполнению режима дня. и с     6 ­ Стремятся испытать себя в   активной   практической деятельности ­ легко и охотно ­ Неудача вызывает резкую потерю интереса к делу  Поручения   выполняют (9­11 лет)   Бодрствование после различные ночные занятия отбоя, Замкнутость, одиночество. Обостренное переживание своих недостатков Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры   Стремится переключать внимание детей, давать поручения,   связанные с   необходимостью общения Вникать   в   интересы детей, сотрудничать с ними Знать   секреты   детей, совместно   сохранять их, разумно использовать   7 ДЕТИ  ПОДРОСТКОВ ОГО  ВОЗРАСТА (12­ 14 ЛЕТ) ДЕТИ  СТАРШЕГО  ПОДРОСТКОВ ОГО  ВОЗРАСТА  (14­16 ЛЕТ)     рост выше   Девочки   Быстрый   Завершение   роста ­ мальчиков ­Половое созревание ­ мускулатуры  ­ скелета ­   Усиливаются   различия между детьми, некоторые уже   повзрослели,   а некоторые только начинают взрослеть     и ­   наступает   зрелость, сопровождаемая физическими эмоциональными изменениями ­ скелета ­   усиливаются   различия среди детей ­   развивается   мужское   и завершается   рост           к ­Испытывают   внутреннее беспокойство группы ­   Мнение сверстников   более   важно, чем мнение взрослых ­ Стремятся соревновательности ­ Сопротивляются критике ­ Отчуждение от взрослых ­   Стремление   утвердить свою самостоятельность ­   Острая   потребность   в активности ­Способны   противостоять влиянию окружающих  ­   Горячий   энтузиазм, который   быстро   гаснет, если не может претворить­ ся в какое­либо действие ­Развивается   самооценка, самосознание,   стремление определить   свое   место среди и сверстников ­ взрослых   личностного самоопределения ­ желание поставить себя в позицию взрослого ­   девочки   начинают интересоваться мальчиками раньше,   чем   мальчики девочками  ориентация   на   мир достижение взрослых   Замкнутость, агрессивность, легкая ранимость. Чередование плохого   хорошего настроения. уход в «себя» и Неподчинение взрослым, критиканство. Вызывающее поведение. Действия опережают мысли. Недовольство внешностью ­   проводи   коллективные игры   (различные   для мальчиков и девочек) ­   отдавай   предпочтение спортивным играм ­   используй   энтузиазм при  выполнении порученных заданий ­воздействуй опосредованно   —   через друзей,   рассказ   о   своих проблемах, демонстрацию различных вариантов   поведения   и его результатов   ­   оказывай   помощь подросткам   в   принятии их своими сверстниками ­     построй   руководство поведение   подростков так,  чтобы   оно  было  без излишнего вмешательства и   давления   со   стороны взрослых ­   создавай   необходимые   Поведение этого ребенка   зависит   от того,   как   взрослый сумеет   найти   с   ним общий язык, завоевать его доверие,   авторитет   понять Пытаться   понять подростков, причины   того   или иного поступка, тактично   направлять их действия в нужное русло, стать приятным собеседником     В   беседе   разъяснять подростку,   что   все   у люди   меняются. всех разная внешность,   но   все­ таки  ­ главное.  что у человека   в   душе. Рассказать   о   разных способах,   способных 8 условия для отдыха ­   организовывай   для мальчиков   спортивные соревнования, а для деву­ шек ­ активные дела  сгладить   недостатки внешности женское поведение ­наблюдается беспокойство о своей внешности ­ рождается первая любовь ­   растет   социальная активность, профессиональное самоопределение ­ кризис «независимости» ­   проявляется   тяга   к самопознанию, к принятию ответственности.   5. кризис  ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА   Подвижные   игры   с   бегом   и   прыжками   должны   быть   ограничены   во   времени   и   сопровождаться   частыми   перерывами,   сменами характера движений.  Недопустимы игры, связанные с большими силовыми нагрузками, с длительным неподвижным сидением за столом. Если по правилам игры ребенок вынужден выйти из ее, то только на короткое время, иначе он будет нарушать правила, вступая в игру самостоятельно, без разрешения. 9 Дети   этого   возраста   любят   игры,   в   которых   они   должны   «замереть»   на   месте.   Такие   игры   способствуют   развитию   функции торможения. Все дети любят водить в игре. Выбор водящего должен быть каждый раз обоснован: «он у нас еще ни разу не водил», «он был очень смел в предыдущей игре», «очень честно соблюдал правила игры»... Водящий может быть выбран с помощью считалки или им может быть назначен победитель предыдущей игры.­ Детей надо учить играть, не нарушая правил, приучать действовать по сигналу. Заканчивая игру, нужно отметить лучших, инициативных игроков. Полезны сюжетно­ролевые игры (исполнение ролей животных) и, конечно, разнообразные подвижные игры.  Вожатый участвует в игре вместе с детьми. ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА Подвижные игры выбирать такие, которые бы не содержали излишних эмоциональных нагрузок; Некоторые игры­соревнования желательно проводить отдельно для мальчиков и девочек; У Вожатый играет роль не прямого наставника, а старшего члена коллектива, руководит игрой «изнутри». Если дети принимают ошибочное решение, вожатый не должен спешить его отменять; лучше вначале убедить детей в его ошибочности, а может быть даже дать детям возможность убедиться в ошибке на практике (если предполагаемые отрицательные последствия неверного решения допустимы). ИГРЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ Игра должна быть осмысленная, деятельная, достаточно сложная; Она может быть рассчитана на длительную подготовку; Важно, чтобы подростки осознавали нужность игры, полезность ее. ОБЪЯСНЕНИЕ ИГРЫ Беседуя с детьми, вожатый должен стоять так, чтобы все дети его видели и он видел всех детей. Лучше всего для этого стать в круг вместе с детьми (но не в центр круга, чтобы ни к кому не стоять спиной). Объяснение игры должно быть кратким, четким, но понятным, ярким и образным. Всегда, когда есть возможность, оно должно сопровождаться показом, демонстрацией отдельных этапов игры. Если в игре много правил, которые сразу усвоить трудно, можно некоторые из них умышленно опустить и сообщать дополнительно по ходу игры. Можно не сразу после объяснения начинать игру, а предварительно провести репетицию, предупредив детей, что пока результаты засчитываться не будут. Первые раз нужно сыграть в медленном темпе, и постепенно его увеличивать. ПРИЕМЫ РАЗДЕЛЕНИЯ НА КОМАНДЫ Построить отряд в одну шеренгу по росту и рассчитать на «первый­ второй»; «первые» ­ одна команда, «вторые» ­ другая команда. 1. 2. Выбираются два капитана. Они по­очереди называют имена, тех ребят, которых хотят пригласить к себе в команду. 3. Выбираются два ведущих, отряд разбивается на пары, каждая пара при думывает себе название какого­либо животного, растения, предмета. Затем пары по очереди подходят к ведущим и «называют» себя; ведущие в определенной очередности выбирают себе членов команды из этих пар. 10 4. Выбираются (назначаются) ведущие, которые вызывают по одному члену в команду; вызванный член команды вызывает следующего по своему усмотрению. Так комплектуются команды. 5. Если, состав команд для игры не важен, то можно использовать различные варианты жребия. ИГРОВАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА Прежде чем выйти к детям и вовлечь их в игровое общение и взаимодействие, вожатому самому надо научится играть в игру, находить и внедрять в свою работу нужные, полезные игры. 11 КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТОВ Поставьте конкретные цели, задачи и уточните их линию поведения. Уделяйте больше времени для выяснения причин поведения людей. Признайте, что редко кто­то бывает "прав на 100%". Скорее каждый человек рассматривает ситуацию со своей собственной позиции. Не судите, не требуйте, не угрожайте, не морализуйте. Не отвергайте наказание. Не допускайте борьбы и перебранки. Сразу разрешайте конфликт и не позволяйте ему разрушить группу. Ищите решения, а не место для битвы. Не позволяйте другим нажимать на вашу "кнопку гнева". Решите для себя, когда ваш гнев сможет вам хорошо послужить, а когда вам было бы лучше его охладить. Работайте   над   улучшением   своих   навыков   излагать   мысли   и   слушать,   чтобы   довести   до   минимума   недопонимание.   Простое недопонимание может оказаться основной причиной для межличностного конфликта. Первая конфликтная зона в работе педагога В душевном состоянии ребенка на 3­4 день наступает кризис; первые два дня он переносит легче, так как присутствует элемент новизны ситуации,  а затем возможен кризис (пик трудности). Не понимая,  что происходит,  откуда появилось  внутреннее раздражение, ребенок становится конфликтным. К конфликтной зоне педагог должен быть готов. Именно в оти дни дети пишут письма родителям, в которых жалуются и просят забрать их домой. Только интересная разнообразная деятельность, принятие ребенка таким, какой он есть, уважение к его личности, быстрое знакомство со сверстниками помогут вожатому преодолеть конфликтную зону. Вторая конфликтная зона в работе педагога В этот же период примерно на 13­14 день, наступает второй пик трудности, условно называемый пиком привыкания. Дети привыкли ко всему: к педагогам, к жизни, к режиму, к делам, к лагерю и т. д. Может начаться очередная зона конфликта, основанная на межличностных, меж­ групповых и общеколлективных отношениях. Необходимо предвидеть и предотвратить эти события в отряде.  Третья зона конфликта в работе педагога. В этот период (на 19­20 день смены) возможна еще одна зона конфликта — «пик усталости». Дети устают жить в большом шумном  коллективе. Из «третьего пика» сложности можно выйти общими усилиями, подняв настроение детям, удивив тем, что не успели узнать они о  педагоге и о себе в течение смены. Педагогу важно помочь детям пережить расставание детей друг с другом, со взрослыми людьми. 12 ПРОБЛЕМЫ С ДЕТЬМИ В ЛАГЕРЕ В детском лагере, как и в любой семье, могут возникать самые различные ситуации, знания о которых помогут избежать неприятных последствий, сложностей со здоровьем детей. Приведем краткую информацию по данному вопросу. Если ребенок первый раз в лагере, то  он потребует большего внимания к себе. Вожатому надо помнить, что у него отсутствуют навыки в выполнении режима дня, он не приспособлен в самостоятельной жизни, он должен еще привыкнуть к общественному питанию; к новым порядкам. Чувство покинутости, одиночества испытывают, как правило, именно такие дети. Если ребенок не первый раз в лагере,  то с ним возникают  другие  проблемы:  он всезнайка,  у него раскованное  поведение,  он вспоминает о том, как было прошлым летом, позапрошлым, постоянно сравнивает данный лагерь с иными, противопоставляет себя другим детям. С таким ребенком могут быть проблемы особенно в отношении сна в тихий час. Энурез. Нередко дети сталкиваются с этим неприятным явлением в оздоровительном лагере: они мочатся в кровать. Роль вожатого заключается   в   том,   чтобы   избавить   ребенка   от   смущения   и   унижения   со   стороны   сверстников.   Процедура   смены   белья   должна   быть проработана так, чтобы вожатые справлялись с ней тихо и аккуратно. Проблемы сна. Во­первых, может появиться хождение во время сна (лунатизм). Во­вторых, могут возникнуть ночные кошмары, если для них имеются предпосылки. Вожатый должен особенно внимательно следить за такими детьми и сообщить об этом врачу. Воровство.  Когда   обнаружится,   что   ребенок   украл   что­либо,   с   ним   следует   провести   индивидуальную   беседу,   убедить   в необходимости вернуть предмет и помочь ему вернуть похищенное с извинениями. Гиперактивность. Гиперактивный ребенок импульсивен, невнимателен и излишне активен, гоняется взад­вперед, редко занимается одним занятием или делом. Роль вожатого заключается в защите ребенка от его собственных действий, он должен постараться, чтобы ребенок участвовал в обычной деятельности оздоровительного лагеря. Это требует значительного контроля. Некоторые дети в таком состоянии требуют вмешательства врача, поэтому вожатый должен быть постоянно внимателен к ним. Тоска по дому. Наиболее часто дети скучают по своим родителям, друзьям или домашним животным, становятся плаксивы и падают духом.  Занятие  детей  деятельностью,  которая  позволяет  обрести  друзей  или   забыть  о доме  ­  один из   способов  решения  проблемы.  В некоторых случаях вожатый обязан проконсультироваться по этому вопросу с директором оздоровительного лагеря. Суицидальное   поведение.  Вожатым   следует   научиться   распознавать   надвигающиеся   признаки   депрессии,   улавливать   симптомы поведения, которые часто предшествуют такому явлению. Любая попытка суицида должна рассматриваться со всей серьезностью, в то же время осторожно, и не только вожатым, но и административным персоналом, психологом. Сексуальное поведение. Подростки часто находят лагерь удобным для сексуального поведения, когда они находятся в постоянном контакте со сверстниками вне домашней обстановки. Такое поведение может быть агрессивно­гетеросексуальным или даже гомосексуальным по природе, явным или скрытым. Важно говорить об отношении полов откровенно, без нарочитого морализма, но и со всей тактичностью и чистотой. Оскорбление, сопровождающееся нанесением телесных повреждений. В лагере у детей часто проявляется такое поведение, которое было   скрытым   в   домашней   обстановке.   Признаки   жестокого   обращения   с   детьми   могут   быть   замечены   вожатыми,   например,   наличие необычных синяков или шрамов и т. д. при осмотре детей, при смене одежды или в душевой. Это должно стать предметом обсуждения с 13 медицинской сестрой или с директором оздоровительного лагеря. Следует не допускать таких обсуждений в коллективе, с друзьями — как своими, так и с друзьями ребенка. Боль, чесотка, кровотечение, истечение жидкостей или влажность некоторых мест тела. Жестокое обращение с животными. Химическое отравление.  Детский лагерь не изолирован от окружающего мира, могут приноситься спиртные напитки, табак или наркотики для индивидуального употребления или совместного использования детьми (или персоналом). Все случаи употребления детьми наркотиков должны немедленно становиться достоянием администраций и медицинских работников. Необходимо принимать все меры к предотвращению распространения и употребления спиртных напитков, наркотиков. Вандализм. Явление, когда личная или лагерная собственность уничтожается детьми. Это признак серьезных проблем. Необходимо действовать   так,   чтобы   не   только   помочь   детям   обрести   понимание   тяжести   их   вины,   но   и   привлечь   их   к   участию   в   восстановлении поврежденных или замене уничтоженных вещей. Стресс. Роль вожатого лагеря заключается в том, чтобы освобождать детей от стрессов, и самому не создавать стрессовых ситуаций. Если в отряде есть дети с различными комплексами, физическими недостатками, хроническими неинфекционными заболеваниями, то необходимо помочь им адаптироваться в новой обстановке, следуя определенным правилам: акцентировать внимание на достоинствах ребенка; давать ребенку жить полноценной жизнью в коллективе; вести индивидуальные беседы как в отряде, так и с самим ребенком; замечать, когда ребенку трудно, не упускать его из поля зрения. Нарушения дисциплины. При работе с разными детьми разного воспитания и из разных семей в обстановке, где они могут проявить новое или совершенно другое поведение, бывают случаи, когда такое поведение неприемлемо и требуется наведение дисциплины и порядка. В лагере, где сразу же после приезда оглашается длинный перечень запретов и правил, возникает желание нарушить все эти правила. Но в любом обществе необходимы некоторые правила. Необходимые обстоятельства и способы дисциплинирования нужно четко обрисовывать. 14 МНОГООБРАЗИЕ СПОСОБОВ СКАЗАТЬ РЕБЕНКУ ОДОБРИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА ­ Я горжусь тем, что тебе это удалось. ­ Я сам не смог бы сделать лучше. ­ Гораздо лучше, чем я ожидал. ­ Лучше, чем все, кого я знаю.  ­ Именно этого мы давно ждали.  ­ Это трогает меня до глубины души. ­ Еще лучше, чем прежде. ­ Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует. ­ С каждым разом у тебя получается все лучше! ­ Молодец! ­ Хорошо! ­ Удивительно! ­ Великолепно! ­ Прекрасно! ­ Грандиозно!  ­ Потрясающе! ­ Остроумно! ­ Талантливо. ­ Уже лучше.  ­ Отлично. ­ Прекрасное начало. ­ Ты просто чудо! ­ Ты на верном пути. ­ Здорово!  ­ Ух!!! Поздравляю! ­ Ты сегодня много сделал. ­ Для меня нет никого красивее тебя! ­ Научи меня делать так же. ­ Ты в этом ХОРОШО разобрался ­ Ты ловко это делаешь. ­ Это как раз то, что нужно. 15 ­ Тут мне без тебя не обойтись. ­ Я знал, что тебе это по силам. ­ Ты мне нужен именно такой, какой есть. ­ Никто мне не может заменить тебя. ­ Мне очень важна твоя помощь. ­ Работать с тобой просто радость. ­ Ты мне необходим.  ­ Я тобой горжусь! ПРИЕМЫ АНАЛИЗА «Свободный микрофон».  Ведущий задает общие вопросы или тему для обсуждения, участники высказываются по желанию. Общая тема может звучать так: «Вот что я хочу вам сказать...», «О чем я не могу молчать...», «Внимание, проблема!». «Свободный микрофон» ограничен во времени, это заставляет выступающих яснее излагать свои идеи и предложения. «Игра в команде».  Ведущий   задает  общую тему,  затем передает   слово  одному  из  ребят, который,   высказав  свое  мнение, передает слово любому другому, еще не говорившему, ­ таким образом, все должны высказаться. Этот способ поддерживает внимание ребят, так как никто из них не знает, когда к нему обратятся. Кроме того, нужно выполнить условие ­ высказаться должен каждый и только по одному разу, поэтому нужно следить за ходом всей беседы. Можно воспользоваться небольшим мячиком или игрушкой, которую легко кидать друг другу. Ведущему нужно следить за тем, чтобы в азарте игры ребята не упустили суть проблемы. «Ромашка». На каждом лепестке ­ вопрос, на который необходимо дать ответ. Высказавшийся выбирает из букета лепесток и дарит его любому человеку по своему выбору. Тот отвечает на вопрос и тоже выбирает лепесток для следующего участника. Вопросы можно продумать заранее; при этом учитывайте, что их выбор будет случайным. «Цепочка» или «рассказ­эстафета». Все участники высказываются поочередно. Один человек начинает анализ дела или дня, делится своими впечатлениями, выводами. Сидящий рядом продолжает разговор ­ и так далее. Каждый ребенок втягивается в разговор, как  бы подхватывая,  продолжая  мысль  другого и  высказывая  свою  собственную. Можно при  этом передавать  по кругу какой­то предмет, символ. Обязательные условия: концентрация внимания, краткость изложения, четкость формулировки. Обсуждение в микрогруппах. Отряд разбивается на группы, обсуждает в них предложенные проблемы, затем представители групп высказывают общие мнения, после чего подводится общий итог. «Пессимисты, оптимисты и сомневающиеся». Педагог делит отряд на три группы, каждой из которых дается задание обосновать определенную позицию или оценку, не обязательно совпадающую с мнением членов группы. Этот прием помогает ребятам взглянуть на проблему с разных сторон, научиться быть терпимее к разным точкам зрения и различать отношение к мнению и к человеку, который его высказал. В данном варианте одна группа должна найти преимущества принятого решения (мнения), другая ­ его слабые стороны. Третья 16 группа ищет слабые стороны в заявлениях двух других, выражает сомнение в них, тем самым побуждая собеседников более развернуто аргументировать свои выступления. «Шесть думающих шляп». Одевая шляпу определенного цвета, все участники должны смотреть на задачу с соответствующего этой шляпе ракурса.  Белая шляпа ­ шляпа информации.  Сюда входят факты, числа, потребности в информации и ее дефицит. Одевая белую шляпу, люди могут попросить предоставить им дополнительные информацию.  Красная шляпа ­ шляпа эмоций.  Сюда входят интуиция, чувства и эмоции. Люди описывают эмоции, которые у них вызывает данное предложение: страх, угроза, восхищение, желание действовать, и т.д. Желтая шляпа ­ шляпа оптимизма. Люди находят положительные стороны в дела. Каждый по очереди должен сказать, что он видит хорошего. Даже если ты думаешь, что идея плоха, ты должен найти в ней что­ то хорошее.  Черная шляпа ­ шляпа пессимизма.  Она предписывает осуждать и предостерегать. Каждый должен искать недостатки в мероприятии. Даже если это твоя собственная идея, которой ты очень горд, ты должен найти в ней недостатки.  Зеленая шляпа ­ шляпа роста и возможностей.  Это шляпа творческого мышления, поиска интересных альтернатив, предложения изменений и внесения провокационных идей. Каждый должен предложить способ улучшения или адаптации дела, чтобы его улучшить. Голубая шляпа ­ шляпа процесса. Она оценивает не само предложение, а процесс размышления над ним.   Она   используется   для   того,   чтобы   выяснить,   эффективен   ли   в   данном   случае   этот   метод   оценки.   Одевая   голубую   шляпу,   люди обсуждают, используют ли они данный метод оценки наиболее эффективным способом. «Черные и розовые очки».  Ведущий предлагает каждому из ребят надеть либо «черные», либо «розовые» очки ­ по своему выбору (очки  можно сделать  из   картона  и  раскрасить   в  соответствующие   цвета).  Каждый   должен  назвать, соответственно,  отрицательную  или положительную характеристику обсуждаемого события. «Маска». Для проведения анализа с помощью этого приема нужно заранее подготовить от трех до пяти масок­смайликов, выражающих разные эмоции, и закрепить их на палочки, чтобы было удобно держать маску перед собой. 17 18

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними

Возрастные особенности детей и прогнозируемые трудности в работе с ними
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017