ВПР по русскому языку в 6 классе. Задание №14. Дидактические материалы.
Оценка 4.7

ВПР по русскому языку в 6 классе. Задание №14. Дидактические материалы.

Оценка 4.7
doc
10.03.2024
ВПР по русскому языку в 6 классе. Задание №14. Дидактические материалы.
Дидактический материал к теме.doc

ВПР по русскому языку в 6 классе. Задание №14. Дидактические материалы.

 

Белицкий А.Ф.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ» Шахтерская гимназия»

 

 

1. Замените фразеологический оборот словом – синонимом.

  • Задирать нос - важничать
  • Прибрать к рукам - завладеть
  • Не верить своим ушам – удивляться
  • Носа не показывать – не появляться
  • Надувать губы - обижаться
  • За животики хвататься - смеяться
  • Держать на сердце - переживать
  • Кожа да кости – очень худой
  • Лететь сломя голову – быстро бежать
  • Из рук валиться – плохо работает
  • Дырявая память – плохая память
  • Много воды утекло – время прошло
  • На всех парусах - примчаться
  • Перемывать косточки - осуждать

2. Замените слова синонимичными им фразеологическими оборотами.

  • Метко - не в бровь, а в глаз
  • Неожиданно - как снег на голову
  • Тесно - яблоку негде упасть
  • Опытный - стреляный воробей
  • Мокрый - ни одной сухой нити
  • Молчать - держать язык за зубами

3. Допишите фразеологизмы.

  • Дрожит….
  • Кривить …
  • Мокрая…
  • Умирающий …
  • Морочить …
  • Шиворот-…

4. Закончите фразеологизм.

Дрожит …(как осиновый лист), катается…(как сыр в масле), выводить…(на чистую воду), держать…(в ежовых рукавицах), поразить…(как гром среди ясного неба), вариться…( в собственном соку), сидеть…(сложа руки), знать…(как свои пять пальцев),.

5. Конкурс «Доскажи фразеологизм».

 

А) Дружнее этих двух ребят

На  свете не найдешь.

О них обычно говорят:

(«Водой не разольешь»)

 

Б) Мы исходили городок

Буквально (вдоль и поперек)

 

В) И так  устали мы в дороге,

Что еле  волочили ноги.

Фальшивят, путают слова,

Поют (кто в лес, кто по дрова)

 

Г) Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь (медвежью услугу)

 

6. «Черный ящик»

Учитель в ящике прячет яблоко, хлеб, иглу и соль. Затем читает по одной подсказке лексическое значение этих слов. Если ребята сразу отгадывают, то получают 3 балла, если две, то два балла.

1. Из-за него начинается вражда. Когда тесно, то ему негде упасть (Яблоко)

2. Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью. По-немецки «брод» (хлеб)

3.Глупый человек будет искать ее в скошенной траве, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть  (игла)

4 Ее нужно съесть 16,38 кг, чтобы чему – нибудь научиться. Давным-давно она была на вес золота. Она была только у богатых (соль)

 

7. Игра “Кто быстрее?”

Задание: подобрать фразеологизмы, начинающиеся глаголами:

Дать (дать голову на отсечение, дать слово, дать задний ход, дать по шапке, дать жару).

Идти (идти в гору, идти в ногу, идти вразрез, идти своей дорогой).

Встать (встать с левой ноги, встать поперек горла, встать в тупик, встать поперек дороги).

Взять (взять себя в руки, взять верх, взять быка за рога, взять в оборот).

Выйти (выйти сухим из воды, выйти из терпения, выйти на орбиту, выйти в люди, выйти из себя).

Держать (держать в ежовых рукавицах, держать камень за пазухой, держать себя в руках, держать порох сухим, держать ухо востро).

8. Фразеологические загадки-шутки.

 

1. Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей,

глаз, а много?

Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.

2.В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?

Как дважды два (знать).

3.Может ли вопрос заболеть?

Да, во фразеологизме «больной вопрос».

4.Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным? заболевшим?

Да, во фразеологизме «И след простыл».

5.Может ли горе быть в жидком состоянии?

Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».

6.Есть ли глаза у правды?

Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».

7.Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?

Каша.

8.Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм

утверждает обратное? Что он обозначает?

«Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).

9.Может ли правда иметь неприятный вкус

Да, «горькая правда».

10. Какого цвета бывает тоска?

Зеленого; «тоска зеленая»

 

9. Продолжите, вставив названия животных.

 

Труслив как... (заяц) Здоров как... (бык)  Изворотлив как... (уж)  Надут как... (индюк)

Нем как... (рыба)  Грязен как... (свинья) Упрям как... (осел) Колюч как... (еж) Голоден как... (волк Хитер как... (лиса

 

10. Фразеологические загадки.

Правило в игре такое. Я подхожу по очереди к каждой команде и читаю первое высказывание. Если вы отгадываете, то получаете 3 балла, если нет, то я читаю следующую подсказку. Но вы получите уже 2 балла. Например:

       -   Его вешают, приходя в уныние

         - Его задирают, зазнаваясь.

         -  Его суют, вмешиваясь не в свое дело. ( нос)

  • Не цветы, а вянут.
  • Не ладоши, а ими хлопают.
  • Не белье, а их развешивают чрезвычайно доверчивые и любопытные. ( уши)
  •  
  • Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека.
  • Его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез.
  • На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. ( ветер)
  •  
  • Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело.
  • Ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться.
  • Ее просит рваная обувь.  ( каша)
  •  
  • Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.
  • Ее набирают в рот, когда молчат.
  • Ей нельзя разлучить неразлучных друзей. ( вода)
  •  
  • Его проглатывают, упорно не желая говорить.
  • Он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко.
  • Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. ( язык)

 

11. Конкурс.

За пять минут вы должны записывать как можно больше устойчивых оборотов.

НОС

  • Задирать нос              
  • Вешать нос   
  • Водить за нос           
  • Зарубить на носу     
  • Клевать носом
  • Остаться с носом     
  • Не видеть дальше собственного носа  

ЗУБЫ

  • Зуб на зуб не попадает
  • Око за око, зуб за зуб
  • Говорить сквозь зубы
  • Иметь зуб
  • Положить зубы на полку
  • Ни в зуб ногой
  • Скалить зубы

 

12. Переводчик.

  • Англичане говорят что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы - как две ягоды, немцы и чехи – как яйцо и яйцо. А как говорят русские? (Как две капли воды.)
  • Если англичанин знает что-либо хорошо, он говорит: знаю как кисть своей руки, а француз и немецкак собственный карман. А русский? (Как пять своих пальцев.)
  • Немцы говорят о таком человеке, что у него денег как сена, французы что он сшит из золота. А что о таком человеке говорят русские? (У него денег куры не клюют.)
  • После случившегося англичане в этой ситуации видят звёзды, а французы 36 подсвечников. Что в этом случае происходит с русскими? (Искры из глаз сыпятся.)

 

 

13. Из предложенных пар слов составьте пословицы:

  • Коса – камень (Нашла коса на камень)
  • Лес – дрова (Дальше в лес – больше дров)
  • Шило – мешок (Шило в мешке не утаишь)
  • Язык – доведёт (Язык до Киева доведёт)
  • Яблоня – яблочко (Яблочко от яблони не далеко падает)
  • Дело – потеха (Делу – время, потехе – час)
  • Дело – смело (Сделал дело – гуляй смело)
  • Омут – черти (В тихом омуте черти водятся)

14. Аукцион.

В этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

Покупать кота в мешке, волка ноги кормят, всяк кулик свое болото хвалит, куры не клюют, комар носа не подточит, когда рак свиснет, мартышкин труд, подложить свинью, кот наплакал, первая ласточка, умирающий лебедь, брать быка за рога, блоху подковать, надуться как мышь на крупу, хорош гусь, упрямый осел, носиться как курица с яйцом…

 

15. Географические названия.

Нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются топонимы.

Москва не сразу строилась; Москва слезам не верит; как швед под Полтавой; коломенская верста; в огороде бузина, а в Киеве дядька; конотопская ведьма; во всю Ивановскую, открывать Америку; голопом по Европам; китайская стена; язык до Киева доведет.

 

 

16. Назвать фразеологические обороты, где встречается числительные.

Один на один; в один голос, от горшка два вершка, в двух словах, на все четыре стороны, ноль без палочки, знать как свои пять пальцев, семеро одного не ждут, лить слезы в три ручья, как телеге пятое колесо, сидеть в четырех стенах, между двух огней, опять двадцать пять, один за всех и все за одного, один в поле не воин, давать сто очков вперед, семь пятниц на неделе, согнуть в три погибели, ни два ни полтора, заблудиться в трех соснах…


ВПР по русскому языку в 6 классе

ВПР по русскому языку в 6 классе

Конкурс «Доскажи фразеологизм»

Конкурс «Доскажи фразеологизм»

Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?

Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?

Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело

Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело

Из предложенных пар слов составьте пословицы:

Из предложенных пар слов составьте пословицы:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2024