ВПР по русскому языку в 6 классе. Задание №14. Дидактические материалы.
Белицкий А.Ф.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ» Шахтерская гимназия»
1. Замените фразеологический оборот словом – синонимом.
2. Замените слова синонимичными им фразеологическими оборотами.
3. Допишите фразеологизмы.
4. Закончите фразеологизм.
Дрожит …(как осиновый лист), катается…(как сыр в масле), выводить…(на чистую воду), держать…(в ежовых рукавицах), поразить…(как гром среди ясного неба), вариться…( в собственном соку), сидеть…(сложа руки), знать…(как свои пять пальцев),.
5. Конкурс «Доскажи фразеологизм».
А) Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
(«Водой не разольешь»)
Б) Мы исходили городок
Буквально (вдоль и поперек)
В) И так устали мы в дороге,
Что еле волочили ноги.
Фальшивят, путают слова,
Поют (кто в лес, кто по дрова)
Г) Товарищ твой просит украдкой
Ответ списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь (медвежью услугу)
6. «Черный ящик»
Учитель в ящике прячет яблоко, хлеб, иглу и соль. Затем читает по одной подсказке лексическое значение этих слов. Если ребята сразу отгадывают, то получают 3 балла, если две, то два балла.
1. Из-за него начинается вражда. Когда тесно, то ему негде упасть (Яблоко)
2. Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью. По-немецки «брод» (хлеб)
3.Глупый человек будет искать ее в скошенной траве, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть (игла)
4 Ее нужно съесть 16,38 кг, чтобы чему – нибудь научиться. Давным-давно она была на вес золота. Она была только у богатых (соль)
7. Игра “Кто быстрее?”
Задание: подобрать фразеологизмы, начинающиеся глаголами:
Дать (дать голову на отсечение, дать слово, дать задний ход, дать по шапке, дать жару).
Идти (идти в гору, идти в ногу, идти вразрез, идти своей дорогой).
Встать (встать с левой ноги, встать поперек горла, встать в тупик, встать поперек дороги).
Взять (взять себя в руки, взять верх, взять быка за рога, взять в оборот).
Выйти (выйти сухим из воды, выйти из терпения, выйти на орбиту, выйти в люди, выйти из себя).
Держать (держать в ежовых рукавицах, держать камень за пазухой, держать себя в руках, держать порох сухим, держать ухо востро).
8. Фразеологические загадки-шутки.
1. Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей,
глаз, а много?
Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.
2.В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
Как дважды два (знать).
3.Может ли вопрос заболеть?
Да, во фразеологизме «больной вопрос».
4.Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным? заболевшим?
Да, во фразеологизме «И след простыл».
5.Может ли горе быть в жидком состоянии?
Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».
6.Есть ли глаза у правды?
Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».
7.Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?
Каша.
8.Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм
утверждает обратное? Что он обозначает?
«Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).
9.Может ли правда иметь неприятный вкус
Да, «горькая правда».
10. Какого цвета бывает тоска?
Зеленого; «тоска зеленая»
9. Продолжите, вставив названия животных.
Труслив как... (заяц) Здоров как... (бык) Изворотлив как... (уж) Надут как... (индюк)
Нем как... (рыба) Грязен как... (свинья) Упрям как... (осел) Колюч как... (еж) Голоден как... (волк Хитер как... (лиса
Правило в игре такое. Я подхожу по очереди к каждой команде и читаю первое высказывание. Если вы отгадываете, то получаете 3 балла, если нет, то я читаю следующую подсказку. Но вы получите уже 2 балла. Например:
- Его вешают, приходя в уныние
- Его задирают, зазнаваясь.
- Его суют, вмешиваясь не в свое дело. ( нос)
11. Конкурс.
За пять минут вы должны записывать как можно больше устойчивых оборотов.
НОС
ЗУБЫ
12. Переводчик.
13. Из предложенных пар слов составьте пословицы:
14. Аукцион.
В этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.
Покупать кота в мешке, волка ноги кормят, всяк кулик свое болото хвалит, куры не клюют, комар носа не подточит, когда рак свиснет, мартышкин труд, подложить свинью, кот наплакал, первая ласточка, умирающий лебедь, брать быка за рога, блоху подковать, надуться как мышь на крупу, хорош гусь, упрямый осел, носиться как курица с яйцом…
15. Географические названия.
Нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются топонимы.
Москва не сразу строилась; Москва слезам не верит; как швед под Полтавой; коломенская верста; в огороде бузина, а в Киеве дядька; конотопская ведьма; во всю Ивановскую, открывать Америку; голопом по Европам; китайская стена; язык до Киева доведет.
16. Назвать фразеологические обороты, где встречается числительные.
Один на один; в один голос, от горшка два вершка, в двух словах, на все четыре стороны, ноль без палочки, знать как свои пять пальцев, семеро одного не ждут, лить слезы в три ручья, как телеге пятое колесо, сидеть в четырех стенах, между двух огней, опять двадцать пять, один за всех и все за одного, один в поле не воин, давать сто очков вперед, семь пятниц на неделе, согнуть в три погибели, ни два ни полтора, заблудиться в трех соснах…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.