Времена года. Составление рассказа о зиме. Сказка В.И. Даля «Старик-годовик».
Оценка 4.8

Времена года. Составление рассказа о зиме. Сказка В.И. Даля «Старик-годовик».

Оценка 4.8
doc
19.10.2023
Времена года. Составление рассказа о зиме. Сказка В.И. Даля «Старик-годовик».
Конспект урока литературного чтения 1 кл.doc

Урок чтения 1 класс

Тема: Времена года. Составление рассказа о зиме. Сказка В.И. Даля «Старик-годовик».

Цель урока: Поддерживать интерес детей к окружающему миру, развивать в них способность делать его близким и родным для себя.

Задачи урока: 1. Развивать навык чтения.

2. Закрепить умение называть признаки времён года, знать их последовательность.

3. Развивать речь, смекалку, умение задавать вопросы.

4. Вовлечь детей в творческий процесс сочинения от лица какого-нибудь героя.

4. Воспитывать эстетические чувства, чуткое отношение друг к другу, к окружающим, к братьям нашим меньшим.

 

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учеников

Примечания

1. Орг. момент

- Посмотрите на наших гостей.

Настрой детей:

- Дружно все ребята встали,

Другу руки мы пожали.

С улыбки день начнем, не мрачно,

Тогда он весь пройдет удачно!

РАЗМИНКА

1.Дыхательная гимнастика(на доске)

2.Речевая разминка(на доске)

3.Мозговой штурм:

- Сколько букв в русском алфавите?(33)

- Сколько букв гласных?(10)

- Сколько букв согласных?(21)

- Какие буквы не обозначают звука?(ъь)

- Какие буквы обозначают два звука?(еёюя)

- Какие согласные всегда мягкие?(чщй)

- Какие согласные всегда твердые?(жшц)

Эти знания нам всегда нужны на уроках азбуки, пригодятся они и сегодня.

 

 

 

 

 

 

 

Ааа                ииии          ммм

У елки иголки колки.

Шепотом

Вполголоса

Нормально

Кто сможет повторить быстро?

 

 

 

 

 

2.Подготовка к восприятию

 

 

 

 

 

 

На этом уроке мы будем  учиться (на доске):

 думать

читать

фантазировать

слушать

видеть

рассказывать

придумывать

отгадывать

- Познакомимся со сказкой Владимира Ивановича Даля «Старик-годовик». Мы с вами уже читали сказки этого автора.

- Вслушайтесь в название сказки. Как вы думаете о чем она?

- Как вы понимаете слово «годовик»? От какого слова оно появилось, какое слово с ним родственное?

- Кто сможет показать общую часть этих родственных слов,т.е. корень?

 

 

 

 

Читают слова на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают с доски автора и название сказки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске схема «годовик, год»

3. Первичное восприятие.

Чтение сказки учителем.

- Что вас удивило в этой сказке?

- Это авторская или народная сказка?

- Почему автор назвал произведение сказкой?

- Подтвердилось ли ваше предположение вначале о чем эта сказка?

- Кто главный герой сказки?

 

 

 

( вымышленный герой, встречается число 3, происходят превращения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Вторичное чтение текста.

 

 

 

 

 

 

 

- А сейчас прочитаем сказку по абзацам, но сначала прочитаем  трудные слова, которые нам встретятся:

Ру-ка-вом                               трой-ка                    зной-но

Пти-ца                                   по-ка-за-лись            рожь

По-ве-ял                                 треть-я                     е-щё

Све-тлым-све-тло                  перь-ев

Тем-ным-тем-но                    чер-на-я

1.Посчитайте количество звуков и букв в выделенных словах.

2.Что вы представили и почувствовали, когда читали этот абзац?

3. Какое слово оказалось непонятным?

 

 

 

 

 

 

 

Чтение слов с доски

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение по абзацам, объяснение трудных слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫДЕЛИТЬ У СЕБЯ

 

 

 

 

 

 

Картинки времен года, рожь, серп

 ФИЗКУЛЬТ

МИНУТКА

 

Упражнения для глаз

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Анализ произведения

1. Эта сказка непростая. Какие вопросы вы бы поставили к этой сказке, о чем бы вы спросили?( про птиц, крылья и перья)

2. А как называется жанр, в котором требуется отгадать задуманный предмет?(загадка)

3. Эта сказка непростая – сказка-загадка.

4. А теперь попытаемся ответить на вопросы к этой сказке-загадке в группах.

 

 

 

 

 

 

Работа в группах:

 

Тройка птиц-времена года

Птица-месяц

Крыло-неделя

Перо-сутки: день, ночь

 

ИССЛЕДОВАНИЕ

Выслушиваю ответы детей.

 

Напечатать вопросы на группы.

КЕЙС-МЕТОД

 

 

 

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ СЛАДКОВ пишет об этом так:

 

 « Каждый год мы путешествуем вокруг Солнца. Мы летим на нашей Земле , как на огромной ракете. В пути мы пересекаем двенадцать месяцев – словно 12 разных стран. Проплывают мимо зеленое лето, золотая осень, белая зима и лазоревая весна».

 

- Как к нам приходят времена года? Друг за другом, по кругу, вот и говорят «Круглый год». А где мы часто встречаем эти понятия: месяцы, дни недели?(в календаре)

- А что такое календарь? Посмотрим в словарь В. И. Даля:

Календарь – это роспись всех дней в году с показанием месяцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читает подготовленный учащийся.

 

 

ФИЗКУЛЬТ

МИНУТКА

 

Про дни недели, про машину, про печку чистоговорки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Творческая работа.

 

 

 

- Какое сейчас время года на календаре?

- Давайте полюбуемся репродукциями о зиме известных художников и насладимся музыкой Петра Ильича Чайковского « Времена года. Январь».

Что вы почувствовали, слушая музыку и глядя на репродукции?

- А почему о зиме так много пишут: и писатели и художники и поэты и композиторы? ( большие изменения в природе, в жизни животных, растений, людей)

- А мы сейчас попытаемся тоже выразить свои чувства к этому времени года.

- Какие слова ассоциируются у вас со словом ЗИМА?

- Давайте поиграем!

1. « Скажи наоборот» Речевая разминка. Придумай антоним.

Летом дни жаркие, а зимой-

Летом день длинный, а зимой-

Летом солнце светит ярко, а зимой-

Весной лед на реке тонкий, а зимой-

Снег мягкий, а лед-

2. « Назови ласково»

Снег-снежок

Лед –

Зима-

Мороз –

Солнце –

3. У вас на столах небольшие четверостишия. Прочитайте их. Найдите выделенное слово и подберите к нему подходящее по смыслу на вопрос какой? Какая? Какое? Или что делает?

 

 

 

Творческая работа

- С каким настроением вы бы рассказали о зиме?

- Почему?

- Я сейчас прочитаю письмо-обращение к вам, ребята. А вы подумайте и отгадайте, кто же это обратился к вам?

 

     Наступила долгая зима. Это время молчаливых снегов, лютого холода и голода, гибельных метелей и буранов. Мне приходится искать разные убежища, чтобы не замерзнуть. Очень хорошо мне бывает у жилища людей. Оттуда идет тепло и часто есть, где поживиться: кто хлебных крошек даст, кто-сальца, кто- ягод или семечек. Не забывай о нас, слабых маленьких друзьях. Много ли нам надо? Помоги нам в трудную минуту, и мы отплатим тебе добром в теплую пору.

- Кто же так отзывается о зиме?

- Как мы можем им помочь?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 смайлики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАЧИТЫВАЮ 1 АБЗАЦ СКАЗКИ

8. Итог урока

 

 

 

 

 

9 Домашнее задание

Сегодня на уроке вы много узнали, вспомнили, читали и даже были помощниками автора- сами сочиняли, фантазировали. Много разных красивых слов сказали о зиме и она перед вами не осталась в долгу!

ПО ЗАСЛУГЕ И НАГРАДА( вручить снежинки)

- Из какой сказки эти слова? ( Мороз Иванович)

- Попытайтесь составить загадку о зиме сами или прочитайте загадки на странице Азбуки. Сегодня мы работали над загадками, а на следующем уроке Азбуки нас ждет не менее интересный жанр.

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      


Урок чтения 1 класс Тема: Времена года

Урок чтения 1 класс Тема: Времена года

Подготовка к восприятию

Подготовка к восприятию

Вторичное чтение текста. -

Вторичное чтение текста. -

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ СЛАДКОВ пишет об этом так: «

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ СЛАДКОВ пишет об этом так: «

Творческая работа. - Какое сейчас время года на календаре? -

Творческая работа. - Какое сейчас время года на календаре? -

Творческая работа. -

Творческая работа. -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2023