Урок чтения 1 класс
Тема: Времена года. Составление рассказа о зиме. Сказка В.И. Даля «Старик-годовик».
Цель урока: Поддерживать интерес детей к окружающему миру, развивать в них способность делать его близким и родным для себя.
Задачи урока: 1. Развивать навык чтения.
2. Закрепить умение называть признаки времён года, знать их последовательность.
3. Развивать речь, смекалку, умение задавать вопросы.
4. Вовлечь детей в творческий процесс сочинения от лица какого-нибудь героя.
4. Воспитывать эстетические чувства, чуткое отношение друг к другу, к окружающим, к братьям нашим меньшим.
Этапы урока |
Содержание урока |
Деятельность учеников |
Примечания |
1. Орг. момент |
- Посмотрите на наших гостей. Настрой детей: - Дружно все ребята встали, Другу руки мы пожали. С улыбки день начнем, не мрачно, Тогда он весь пройдет удачно! РАЗМИНКА 1.Дыхательная гимнастика(на доске) 2.Речевая разминка(на доске) 3.Мозговой штурм: - Сколько букв в русском алфавите?(33) - Сколько букв гласных?(10) - Сколько букв согласных?(21) - Какие буквы не обозначают звука?(ъь) - Какие буквы обозначают два звука?(еёюя) - Какие согласные всегда мягкие?(чщй) - Какие согласные всегда твердые?(жшц) Эти знания нам всегда нужны на уроках азбуки, пригодятся они и сегодня. |
Ааа ииии ммм У елки иголки колки. Шепотом Вполголоса Нормально Кто сможет повторить быстро? |
|
2.Подготовка к восприятию
|
На этом уроке мы будем учиться (на доске): думать читать фантазировать слушать видеть рассказывать придумывать отгадывать - Познакомимся со сказкой Владимира Ивановича Даля «Старик-годовик». Мы с вами уже читали сказки этого автора. - Вслушайтесь в название сказки. Как вы думаете о чем она? - Как вы понимаете слово «годовик»? От какого слова оно появилось, какое слово с ним родственное? - Кто сможет показать общую часть этих родственных слов,т.е. корень? |
Читают слова на доске.
Дети читают с доски автора и название сказки |
На доске схема «годовик, год» |
3. Первичное восприятие. |
Чтение сказки учителем. - Что вас удивило в этой сказке? - Это авторская или народная сказка? - Почему автор назвал произведение сказкой? - Подтвердилось ли ваше предположение вначале о чем эта сказка? - Кто главный герой сказки? |
( вымышленный герой, встречается число 3, происходят превращения)
|
|
4. Вторичное чтение текста. |
- А сейчас прочитаем сказку по абзацам, но сначала прочитаем трудные слова, которые нам встретятся: Ру-ка-вом трой-ка зной-но Пти-ца по-ка-за-лись рожь По-ве-ял треть-я е-щё Све-тлым-све-тло перь-ев Тем-ным-тем-но чер-на-я 1.Посчитайте количество звуков и букв в выделенных словах. 2.Что вы представили и почувствовали, когда читали этот абзац? 3. Какое слово оказалось непонятным? |
Чтение слов с доски
Чтение по абзацам, объяснение трудных слов
|
ВЫДЕЛИТЬ У СЕБЯ
Картинки времен года, рожь, серп |
ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА |
Упражнения для глаз
|
|
|
5. Анализ произведения |
1. Эта сказка непростая. Какие вопросы вы бы поставили к этой сказке, о чем бы вы спросили?( про птиц, крылья и перья) 2. А как называется жанр, в котором требуется отгадать задуманный предмет?(загадка) 3. Эта сказка непростая – сказка-загадка. 4. А теперь попытаемся ответить на вопросы к этой сказке-загадке в группах. |
Работа в группах:
Тройка птиц-времена года Птица-месяц Крыло-неделя Перо-сутки: день, ночь
|
ИССЛЕДОВАНИЕ Выслушиваю ответы детей.
Напечатать вопросы на группы. КЕЙС-МЕТОД
|
|
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ СЛАДКОВ пишет об этом так:
« Каждый год мы путешествуем вокруг Солнца. Мы летим на нашей Земле , как на огромной ракете. В пути мы пересекаем двенадцать месяцев – словно 12 разных стран. Проплывают мимо зеленое лето, золотая осень, белая зима и лазоревая весна».
- Как к нам приходят времена года? Друг за другом, по кругу, вот и говорят «Круглый год». А где мы часто встречаем эти понятия: месяцы, дни недели?(в календаре) - А что такое календарь? Посмотрим в словарь В. И. Даля: Календарь – это роспись всех дней в году с показанием месяцев.
|
Читает подготовленный учащийся.
|
|
ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА |
Про дни недели, про машину, про печку чистоговорки
|
|
|
6. Творческая работа. |
- Какое сейчас время года на календаре? - Давайте полюбуемся репродукциями о зиме известных художников и насладимся музыкой Петра Ильича Чайковского « Времена года. Январь». Что вы почувствовали, слушая музыку и глядя на репродукции? - А почему о зиме так много пишут: и писатели и художники и поэты и композиторы? ( большие изменения в природе, в жизни животных, растений, людей) - А мы сейчас попытаемся тоже выразить свои чувства к этому времени года. - Какие слова ассоциируются у вас со словом ЗИМА? - Давайте поиграем! 1. « Скажи наоборот» Речевая разминка. Придумай антоним. Летом дни жаркие, а зимой- Летом день длинный, а зимой- Летом солнце светит ярко, а зимой- Весной лед на реке тонкий, а зимой- Снег мягкий, а лед- 2. « Назови ласково» Снег-снежок Лед – Зима- Мороз – Солнце – 3. У вас на столах небольшие четверостишия. Прочитайте их. Найдите выделенное слово и подберите к нему подходящее по смыслу на вопрос какой? Какая? Какое? Или что делает?
Творческая работа - С каким настроением вы бы рассказали о зиме? - Почему? - Я сейчас прочитаю письмо-обращение к вам, ребята. А вы подумайте и отгадайте, кто же это обратился к вам?
Наступила долгая зима. Это время молчаливых снегов, лютого холода и голода, гибельных метелей и буранов. Мне приходится искать разные убежища, чтобы не замерзнуть. Очень хорошо мне бывает у жилища людей. Оттуда идет тепло и часто есть, где поживиться: кто хлебных крошек даст, кто-сальца, кто- ягод или семечек. Не забывай о нас, слабых маленьких друзьях. Много ли нам надо? Помоги нам в трудную минуту, и мы отплатим тебе добром в теплую пору. - Кто же так отзывается о зиме? - Как мы можем им помочь? |
смайлики |
ЗАЧИТЫВАЮ 1 АБЗАЦ СКАЗКИ |
8. Итог урока
9 Домашнее задание |
Сегодня на уроке вы много узнали, вспомнили, читали и даже были помощниками автора- сами сочиняли, фантазировали. Много разных красивых слов сказали о зиме и она перед вами не осталась в долгу! ПО ЗАСЛУГЕ И НАГРАДА( вручить снежинки) - Из какой сказки эти слова? ( Мороз Иванович) - Попытайтесь составить загадку о зиме сами или прочитайте загадки на странице Азбуки. Сегодня мы работали над загадками, а на следующем уроке Азбуки нас ждет не менее интересный жанр. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.