31. Тема: Время от 0 часов до 24 часов.
Цели: учить решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события; познакомить с единицей времени - секундой; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи и уравнения; воспитывать бережное отношение ко времени.
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с новой единицей времени — секундой; научатся решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; проводить сравнение по заданным критериям.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Логические задачи
• Игорь на 4 года старше своего брата Алексея и на 5 лет младше своей сестры Маши. Если сложить возраст всех троих, то получится 31 год. Сколько лет Игорю? (10лет.)
• Ирина старше своей сестры Надежды ровно в 3 раза. Сколько лет каждой из сестер, если половина их суммарного возраста — 12 лет? (6 и 18лет.)
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель читает задачи.)
• Уроки начинаются в 8 ч. От дома до школы Оля идет 15 мин и 10 мин готовится к урокам. Во сколько ей нужно выйти в школу, чтобы не опоздать?
• Уроки начинаются в 8 ч. Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. Сколько времени нужно Оле, чтобы дойти от дома до школы и подготовиться к урокам?
• Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. От дома до школы она идет 15 мин и 10 мин готовится к урокам. Во сколько начинаются уроки?
— Чем похожи задачи? Чем они отличаются?
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
№231 (с. 49). (Устное выполнение.)
№232 (с. 49). (Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)
1) Решение: 12 ч 30 мин — 10 ч = 2 ч 30 мин. Ответ: экскурсия продолжалась 2 ч 30 мин.
2) Решение: 13 ч + 3 ч 15 мин = 16 ч 15 мин. Ответ: спектакль закончился в 16 ч 15 мин. №234 (с. 49).
— Прочитайте.
— Сколько часов в сутках?
— Как найти третью часть суток? (24: 3 = 8 (ч).)
— Что такое половина суток? Как ее найти? (Это вторая часть суток: 24:2 = 12 (ч).)
- Как найти четверть часа? (1 ч = 60мин, 60:4 = 15(мин).)
- Как найти четверть года? (1год=365сут., 365:4 = 91 сут. 6ч.)
№235 (с. 49). (Самостоятельное выполнение. Проверка, самооценка.)
Ответы: 2 мм, 10 мм2.
V. Физкультминутка
В небе плавает луна. (Плавные покачивания вправо и влево.)
В облака зашла она.
Раз, два, три, четыре, пять — (Хлопки в ладоши.)
Можем мы луну достать. (Руки вверх.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять — (Хлопки над головой.)
И пониже перевесить. (Руки вниз.)
Десять, девять, восемь, семь — (Шаги на месте.)
Чтоб луна светила всем. (Сесть за парту.)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Знакомство с единицей времени - секундой
(Учитель показывает часы.)
- Посмотрите на наши часы. Сколько у них стрелок? (Три.)
- Назовите их. (Часовая, минутная и секундная.)
- Понаблюдайте, как они движутся. (Часовая почти не сдвинулась, минутная передвинулась на одно деление, а секундная сделала целый круг.)
- За какое время минутная стрелка проходит одно деление? (За 1 мин.)
- А что сделала за это время секундная стрелка? (Прошла 60 делений.)
- Какой можно сделать вывод? (В 1 мин 60с.) (Запись на доске и в тетрадях.)
1 мин = 60 с
- На уроках физкультуры вы часто бегаете и выполняете упражнения на время. А как называется прибор, которым пользуется учитель? (Секундомер.)
— Он тоже похож на часы, но его циферблат рассчитан на 1 мин. А сколько это секунд? (Учитель показывает секундомер.) Секундную стрелку можно остановить.
2. Работа по учебнику
— Прочитайте теоретический материал на с. 50.
— Правильное ли соотношение мы вывели?
№239 (с. 50). (Устное выполнение.)
№240 (с. 50). (Коллективное выполнение с комментированием по цепочке.)
№241 (с. 50).
— Прочитайте задачу.
— Больше или меньше снимков сделает камера? (Больше.)
— Во сколько раз? (10: 2 = 5 (р.).)
— Сколько снимков сделает камера за 10 с? (32 . (10 : 2) = = 160 (с.).)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение заданий «Проверь себя» (учебник, с. 49, 50). Проверка.) Ответы С. 49: в 13 ч. С. 50: 12 с, 6 с.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— В каких единицах измеряют время?
— Сколько секунд в 1 мин?
Домашнее задание
Учебник: № 243-245 (с. 50).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.