Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиции исследовательского деятельностного подхода.
Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Занятия включают в себя комплексные развивающие занятия по математике, русскому языку, окружающему миру и литературному чтению. В комплекс занятий так же входит обучение решению задач усложненного уровня, расширение кругозора и интеллектуальные игры.
Курс рассчитан на 4 года (1-4 классы), 33 часа в год 1 час в неделю (1 класс), 34 часа в год 1 час в неделю (2 – 4 классы). Состоит из 5 блоков.
1) Математика – «Магия чисел» - 6 занятия в год;
2) Русский язык – «Богатый Русский язык» - 6 занятий в год;
3) Окружающий мир – «Познаю мир» - 12 занятий в год;
4) Литературное чтение – «Мир сказок» - 6 занятий в год;
5) Итоговые Интеллектуальные игры (марафон, викторина, олимпиада) –
4 занятия в год.
Цель - создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности, выработке навыков исследовательской работы.
Задачи:
- Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
- Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
- Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
- Развивать опыт исследовательской творческой деятельности, творческих способностей.
- Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность;
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание теоретических и практических форм деятельности;
- усиление прикладной направленности обучения;
- психологическая комфортность.
Форма организации: поисковые и научные исследования.
Виды деятельности младшего школьника:
- Игровая деятельность;
- Исследовательская деятельность;
- Поисковая деятельность;
- Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу);
- Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов, подготовка презентаций, сочинений, сочинение стихов).
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
- интерес к исследованию и познанию окружающего мира;
- мотивация к углубленному изучению предметов.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской и познавательной деятельности;
- формирование коммуникативных навыков.
Личностные результаты:
- самовыражение личности;
- развитие культурного общения;
- получение позитивного отношения к достижениям.
Учебно-тематический план 1 класс
№ п/п |
Название блока / тема занятия |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Познаю мир (12 ч) |
|||
1 |
История возникновения куклы, русская матрешка, пальчиковые куклы. |
1 |
|
2-3 |
Технология изготовления кукол. |
|
2 |
4 |
История возникновения спортивных соревнований. |
1 |
|
5 |
Игры с мячом, шашки. |
|
1 |
6 |
История изобретения: бумага, первая книга, шариковая ручка, марка, карта. |
1 |
|
7 |
Виды загадок: ребус, головоломки, кроссворды, чайнворды. |
|
1 |
8 |
Экскурсия по странам Земного шара, что кушают в Африке, носят в индии, празднуют в Новой Зеландии |
1 |
|
9-10 |
Полезная еда: каша. Исследовательская работа: каши мира. |
2 |
|
11-12 |
Подготовка творческого доклада «Компьютер и его роль в нашей жизни» |
2 |
|
Мир сказок (6 ч) |
|||
13-14 |
Сказки и их персонажи, мудрость сказок: народные сказки. |
2 |
|
15-16 |
Сказки мира |
2 |
|
17-18 |
Чтение, пересказ, анализ сказки. |
2 |
|
Богатый русский язык (6 ч) |
|||
19 |
История русского алфавита. Совершенствование навыков письма |
1 |
|
20 |
Развитие навыков списывания, работа над чистописанием. |
|
1 |
21-22 |
Исключительные случаи написания гласных и согласных букв: проверяемые и непроверяемые, произносимые и непроизносимые буквы. |
|
2 |
23 |
Отработка правильного использование знаков пунктуации в предложении. |
1 |
|
24 |
Сочинение письма другу |
|
1 |
Магия чисел (6 ч) |
|||
25 |
Совершенствование навыков работы с числами: сравнение. |
|
1 |
26 |
Сложение чисел. Вычитание чисел |
|
1 |
27 |
Умножение чисел |
|
1 |
28 |
Деление чисел |
|
1 |
29 |
Линия. Квадрат. |
|
1 |
30 |
Решение занимательных математических задач |
|
1 |
Интеллектуальные игры (3 ч) |
|||
31 |
Интеллектуальный марафон по математике, русскому языку. |
|
1 |
32 |
Олимпиада «Познаю мир» |
|
1 |
33 |
Викторина «Мир сказок» |
|
1 |
Учебно-тематический план 2 класс
№ п/п |
Название блока / тема занятия |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
1 |
Почему Земля круглая? Почему звезды светятся? |
1 |
|
2 |
Почему на Луне можно прыгать высоко? |
1 |
|
3 |
Почему у нас день, а в Америке Ночь? |
1 |
|
4 |
Почему земля быстрее остывает, чем вода? Почему растут сосульки вниз? |
1 |
|
5 |
Почему в Сибири холодно, а в Африке жарко? |
1 |
|
6 |
Почему вымерли мамонты?? |
1 |
|
7 |
А цветы живые? |
1 |
|
8 |
Жизнь в лесу. Война деревьев за новые площади. Выживание в лесу: зимой и летом |
1 |
|
9 |
Экскурсия в лес. Сбор лечебных трав. Гербарий |
|
1 |
10 |
Водоемы поселка |
|
1 |
11 |
Экологические проблемы посёлка |
1 |
|
12 |
Защитим природу! Конкурс рисунков и стихов о природе |
|
1 |
|
Итого |
9 |
3 |
Мир сказок (6 ч.) |
|||
1 |
Сказки Англии |
1 |
|
2 |
Русские народные сказки |
1 |
|
3 |
Современные сказки и мультфильмы |
1 |
|
4 |
Волшебство в русских народных сказках |
1 |
|
5 |
Развитие устной речи. Конкурс сказочников |
|
1 |
6 |
Герои сказок (викторина) |
1 |
|
|
Итого |
5 |
1 |
Магия чисел (6 ч.) |
|||
1 |
Больше – меньше - равно |
|
1 |
2 |
Построение отрезков, линий, лучей |
|
1 |
3 |
Сложение, вычитание чисел |
|
1 |
4 |
Умножение и деление чисел |
|
1 |
5 |
Конкурс «Юный математик» |
|
1 |
6 |
Олимпиада по математике |
|
1 |
|
Итого |
- |
6 |
Богатый Русский язык (6 ч.) |
|||
1 |
О самых дорогих словах. Добрые слова |
1 |
|
2 |
Сколько слов вы знаете? (изучение словарей) |
|
1 |
3 |
Сочинение о моем самом дорогом человеке |
|
1 |
4 |
Богатый могучий русский язык |
1 |
|
5 |
Конкурс Юных поэтов |
|
1 |
6 |
Олимпиада по русскому языку |
|
1 |
|
Итого |
2 |
4 |
Интеллектуальные игры (4 ч.) |
|||
1 |
Интеллектуальный марафон |
|
1 |
2 |
Олимпиада |
|
1 |
3 |
Игра «Поле чудес» |
|
1 |
4 |
Игра «Умники и умницы» |
|
1 |
|
Итого |
- |
4 |
|
|
16 |
18 |
Учебно-тематический план 3 класс
№ п/п |
Название блока / тема занятия |
Теоретическое занятие |
Практическое занятие |
Познаю мир (12 ч.) |
|||
1 |
Жизнь и ее формы. Жизнь в воде и в земле |
1 |
|
2 |
Птицы Сибири. Насекомые Сибири |
1 |
|
3 |
Древние жители Сибири. Ремесло, культура жителей Сибири |
1 |
|
4 |
Созвездия и галактики. |
1 |
|
5 |
Почему люди болеют? |
1 |
|
6 |
Почему нельзя есть много конфет? |
1 |
|
7 |
Кто изобрел печатную машинку? Кто изобрел первую лампочку? |
1 |
|
8 |
Почему гимнаст не падает? Почему пловец не тонет? |
1 |
|
9 |
Почему самолёт летает? |
1 |
|
10 |
Доклад «Чудо 21 века» |
|
1 |
11 |
Игра «Что? Где? Когда?» |
|
1 |
12 |
Олимпиада |
|
1 |
|
Итого |
9 |
3 |
Мир сказок (6 ч.) |
|||
1 |
Сказки малых народов России. Сказки о Сибири |
1 |
|
2 |
Добро и зло в сказках |
|
1 |
3 |
Конкурс «Чудеса в сказках». |
|
1 |
4 |
Дети и животные в сказках |
|
1 |
5 |
Развитие устной речи «Моя любимая сказка» (презентация) |
|
1 |
5 |
Викторина «Герои сказок». Конкурс сказочников |
|
1 |
|
Итого |
1 |
5 |
Магия чисел (6 ч.) |
|||
1 |
Задачки на смекалку. Математическая эстафета |
|
1 |
2 |
Рассказы о числах-великанах |
|
1 |
3 |
Линейка и меры длины |
|
1 |
4 |
Весы и меры веса |
|
1 |
5 |
Геометрические головоломки. Решение задач |
|
1 |
6 |
Математическая олимпиада |
|
1 |
|
Итого |
- |
6 |
Богатый русский язык (6 ч.) |
|||
1 |
Синонимы, омонимы и антонимы. Спишу на 5 |
|
1 |
2 |
Сложности с глаголами |
|
1 |
3 |
Сочинение «Мой любимый праздник» |
|
1 |
4 |
Обращения, уменьшительные слова и вводные слова |
|
1 |
5 |
Пунктуация |
|
1 |
6 |
Олимпиада по русскому языку |
|
1 |
|
Итого |
- |
6 |
Интеллектуальные игры (4 ч.) |
|||
1 |
Игра «Поле чудес» |
|
1 |
2 |
Олимпиада |
|
1 |
3 |
Игра «Кто хочет стать миллионером?» |
|
1 |
4 |
Игра «Умники и умницы» |
|
1 |
|
Итого |
- |
4 |
|
|
10 |
24 |
Учебно-тематический план 4 класс
№ п/п |
Название блока / тема занятия |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Познаю мир (12 ч.) |
|||
1 |
Загадки Тайги. Жизнь в тундре |
1 |
|
2 |
Как живут в Африке? |
1 |
|
3 |
Как люди расселялись по Земле? Как Колумб доплыл до Америки? |
1 |
|
4 |
Красоты и богатство Сибири |
1 |
|
5 |
Конкурс фотографий «Мой край» |
|
1 |
6 |
Кто изобрел телефон? Кто изобрел телевизор? |
1 |
|
7 |
Первая машина. Первая яхта. Кто изобрел двигатель и, когда будем ездить на воде? |
1 |
|
8 |
Какие бывают ботинки? |
1 |
|
9 |
Почему реки бегут? Почему извергаются вулканы? |
1 |
|
10 |
Почему в мире происходят катастрофы? |
1 |
|
11 |
Секреты бабушки (рукоделие и кулинария) Секреты дедушки (ремесло) |
|
1 |
12 |
Викторина «Почемучка» |
|
1 |
|
Итого |
9 |
3 |
Мир сказок (6 ч.) |
|||
1 |
Сказки Индии |
1 |
|
2 |
Сказки Пушкина. Сказки Салтыкова-Щедрина |
|
1 |
3 |
Сочинение «Мой любимый сказочный герой» |
|
1 |
4 |
Подготовка презентации «Настоящий герой». |
|
1 |
5 |
Герои сказок (викторина). Сказки в рисунках |
|
1 |
6 |
Конкурс сказочников |
|
1 |
|
Итого |
1 |
5 |
Магия чисел (6 ч.) |
|||
1 |
Задачи о транспорте |
|
1 |
2 |
Неожиданные подсчеты |
|
1 |
3 |
Затруднительные положения. Числовые головоломки |
|
1 |
4 |
Конкурс «Умеете ли вы считать?» |
|
1 |
5 |
Геометрия дождя и снежинок |
|
1 |
6 |
Домашняя бухгалтерия |
|
1 |
|
Итого |
- |
6 |
Богатый русский язык (6 ч.) |
|||
1 |
Почему их так называют? Устаревшие слова. Новые слова |
1 |
|
2 |
Доклад «Новые предметы в моей жизни: полезные и не очень» |
|
1 |
3 |
Спишу на 5. Слова-пришельцы. Крылатые слова |
|
1 |
4 |
Цитата, прямая речь |
|
1 |
5 |
Пунктуация и косвенная речь |
|
1 |
6 |
Олимпиада по русскому языку |
|
1 |
|
Итого |
1 |
5 |
|
Интеллектуальные игры (4 ч.) |
|
|
1 |
Игра «Поле чудес» |
|
1 |
2 |
Игра «Что? Где? Когда?» |
|
1 |
3 |
Игра «Кто хочет стать миллионером?» |
|
1 |
4 |
Игра «Умники и умницы» |
|
1 |
|
|
11 |
23 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.