Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории
Оценка 4.8

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Оценка 4.8
pptx
25.01.2020
Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории
ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ.pptx

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ

ДВОРЦОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ:

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дворцовый переворот — это захват политической власти в России XVIII столетия, имеющий причиной отсутствие чётких правил наследования престола, сопровождающийся борьбой придворных группировок и совершающийся, как правило, при содействии гвардейских полков.
Единого научного определения дворцового переворота нет, причём отсутствуют и чёткие временные границы этого явления. Так, В. О. Ключевский (автор термина) датирует эпоху дворцовых переворотов с 1725 до 1762 годы. Однако на сегодняшний день есть и другая точка зрения — 1725—1801 гг. (Дело в том, что В. О. Ключевский не мог в публичной лекции, читавшейся в середине 80-х годов XIX века, упоминать о перевороте 1 марта 1801 года — это было категорически запрещено).

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Существует мнение, что и восстание декабристов 1825 года было также, в своём роде, дворцовым переворотом, однако это суждение большинство учёных считают спорным и необоснованным.
Советская историческая наука отрицала существование этого «особого» периода в истории; и в научной литературе понятие «эпоха дворцовых переворотов» всегда было заключено в кавычки. Это показывало отношение и к термину, и к самому явлению.

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

ПРИЧИНЫ (1)

Виновником нестабильности верховной власти в XVIII веке в России оказался именно Пётр I, который в 1722 году издал «Устав о наследии престола» Этот нормативный правовой акт закреплял за самодержцем право назначать себе любого преемника по своему усмотрению.
Таким образом, круг возможных претендентов на престол расширялся.

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

(2)

После смерти Петра I Россия вступила в длительную полосу дворцовых переворотов. Возникновение этой своеобразной традиции в России обусловливалось, с одной стороны, огромным перенапряжением сил страны за двадцатипятилетний период войн и реформ и необходимостью в связи с этим корректировки правительственного курса, а с другой — условиями военно-полицейского государства, созданного Петром I.

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

(3)

При максимальном огосударствлении общественной жизни, отсутствии даже в зародыше легальной политической деятельности перевороты стали единственным способом разрешения противоречий между основными составляющими системы абсолютизма — самодержавной властью, правящей верхушкой и господствующим сословием. К концу правления Петра I напряженность отношений в этом треугольнике достигла критической отметки, что было вызвано крайне невыгодным для дворянства соотношением между системой льгот и силой давления «сверху», а также резким усилением самодержавной власти, приведшим к ее некоторому отрыву от собственной социальной опоры. Эти факторы дополнялись отсутствием единства внутри правящего лагеря.

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

(4)

Уже накануне смерти Петра I, 25-26 января 1725 г, среди высших чинов империи возник раскол. Одна группировка (президент Юстиц-коллегии Ф. М. Апраксин, президент Коммерц-коллегии Д. М. Голицын, президент Военной коллегии Н. И. Репнин, сенатор В. Л. Долгорукий, президент Штатс-Контор-коллегии И. А. Мусин-Пушкин и канцлер Г. И. Головкин) выступила за возведение на престол внука Петра I — царевича Петра Алексеевича и установление системы регентства — правления жены Петра I Екатерины Алексеевны вместе с Сенатом.

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

ПЕТР i

Художник: Готфрид Кнеллер. 1698 год.

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Анна петровна

Работа И. Никитина.

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Русская императрица.

Екатерина I

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

(5)

После смерти императора дипломат и сподвижник Петра I Андрей Иванович Остерман вступил в союз с самым влиятельным лицом петровской эпохи — А. Д. Меншиковым с целью возведения на престол императрицы Екатерины. Хотя, имелись и другие претенденты, в частности, сын царевича Алексея — Пётр, (будущий Пётр II). Герцог Гольштейнский — муж старшей цесаревны Анны Петровны — также пытался повлиять на исход событий, хотя по брачному контракту 1724 года эта чета лишалась права наследования российского престола. В противовес альянсу Меншикова-Остермана в России существовала ещё одна группировка, которая сплотилась вокруг герцога Гольштейнского, мужа Анны Петровны.

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

(6)

Однако даже введение в состав Верховного тайного совета не помогло герцогу сколько-нибудь повлиять на события (он не говорил по-русски и вообще имел весьма слабое представление о жизни в России). В результате переворота, устроенного Меншиковым при поддержке гвардии, у власти оказалась именно Екатерина I. Неспособность Екатерины к управлению была компенсирована созданием в феврале 1726 г. высшего правительственного учреждения-Верховного тайного совета, укомплектованного новой знатью, ближайшими соратниками Петра. Меньшиков быстро подмял под себя Верховный тайный совет и, пользуясь безграничным доверием больной Екатерины, стал фактически правителем страны.

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Политические перестановки в эпоху петра II (1)

После смерти Екатерины I в 1727 году снова возник вопрос о власти. На этот раз объявлен императором был именно сын Алексея — Пётр II (согласно завещанию Екатерины I). Кстати, следует отметить, что в июле 1727 года (то есть спустя полтора месяца после смерти Екатерины) Указом Верховного Тайного Совета был изъят «Устав о наследии престола».

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

(2)

Анна Петровна и руководимая ею «гольштейнская» группировка, сделали неудачную попытку заговора против Меншикова-Остермана, а, в конечном счёте, против воцарения малолетнего Петра. (Кстати, в этом заговоре приняли участие не только гольштейнские немцы, но и граф П. А. Толстой, и генерал Бутурлин). Замышленный переворот не удался. А. И. Остерман, сделавшись воспитателем и наставником юного царя, старался выполнять свою работу самым добросовестным образом. Однако, несмотря на все свои старания, Остерман так и не сумел оказать до́лжного влияния на мальчика-самодержца.

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

(3)

Разумеется, личное, неформальное общение с государем дало Остерману поистине безграничные возможности — так исподволь готовилось свержение Меншикова. Последний не хотел довольствоваться своей, и без того, громадной властью, чем, в конечном итоге, восстановил против себя весь политический и придворный бомонд. Следует отметить, что А. И. Остерман снова играет не самую главную роль в свержении «полудержавного властелина»: Остерман лишь содействует клану Долгоруких. Дело в том, что именно это семейство, благодаря дружбе Ивана Долгорукого с малолетним царём, быстро набирало силу при дворе и в политике. Меншиков же, открыто помыкавший Петром, напротив, терял свою былую власть.

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

(4)

Остерман «поставил» на Долгоруких: иноземец в России (пусть и увенчанный славой искусного дипломата) может вершить свою политику лишь в тесном союзе с русскими олигархами.
Однако в 1730 году Пётр II умирает.

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Петр II

Работа Г.Д. Молчанова.

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Анна иоанновна и ее «кондиции»

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

императрица

Анна Иоанновна

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

(1)

После смерти Петра II вновь возник вопрос о наследовании престола. Попытка Долгоруких возвести на престол бывшую царскую невесту — Екатерину Долгорукую не увенчалась успехом. Традиционно соперничающее с Долгорукими семейство Голицыных выдвинуло в наследницы Анну Курляндскую — племянницу Петра I. Анна Иоанновна получила корону ценой подписания Кондиций, ограничивающих её власть в пользу Верховного тайного совета. В России вместо абсолютной устанавливалась ограниченная монархия.

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

(2)

Однако большинству аристократов (да и представителям иных слоёв населения) такая затея «верховников» не пришлась по душе. Они считали Кондиции попыткой установить в России режим, при котором вся полнота власти будет принадлежать двум фамилиям — Голицыным и Долгоруким. После того, как Анна Иоанновна публично разорвала Кондиции, клан Долгоруких был подвергнут репрессиям. Время правления Анны Иоанновны было временем жестокой борьбы около трона. В борьбе участвовали её всесильный фаворит Бирон, фельдмаршал Б. Х. Миних, всё тот же Остерман и новое лицо в придворной политике — Артемий Петрович Волынский.

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

(3)

В результате Волынский был казнён по обвинению в государственной измене и попытке совершения дворцового переворота против Анны.
Уже в 1730 году Анна Иоанновна озаботилась вопросом о наследнике. Так как своих детей у неё не было, то все свои надежды она возложила на свою племянницу — Елизавету Христину Мекленбургскую. Получив при крещении имя Анны Леопольдовны, она была объявлена преемницей. Вернее, наследником был объявлен будущий ребёнок Анны Леопольдовны.

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

(4)

Указом от 17 декабря 1731 года самодержица восстановила в силе петровский «Устав о наследии» 1722 г. А затем население России принесло присягу на верность ещё не родившемуся сыну царской племянницы.
В 1732 году в Россию прибыл принц Антон Ульрих Брауншвейг Беверн Блакенбург Люнебургский, отпрыск одной из самых древних монарших фамилий Европы — Вельфов. Он приехал в Россию под видом поступления на русскую службу, но главной его миссией было стать супругом Анны Леопольдовны. В 1739 году состоялась его помолвка и свадьба с Анной Леопольдовной, а в 1740 году родился долгожданный наследник.

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

(5)

Таким образом, устранялась угроза со стороны возможных претендентов — Елизаветы Петровны и Карла Петера Ульриха Гольштейнского (будущего Петра III). В 1740 году умирает Анна Иоанновна. В России, несмотря на то, что провозглашён наследник — Иоанн VI (некоторые авторы называют его Иоанном III), назревает очередной дворцовый переворот…Бирон провозглашён регентом.

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Регентство бирона- переворот миниха

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

портрет

Эрнст-Иоганн Бирон

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

портрет

Б.Х. МИНИХА

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

(1)

Краткий период регентства Эрнста-Иоганна Бирона в исторических трудах освещён и оценён вполне однозначно. Регентство Бирона, которое стало возможно при деятельной поддержке всё тех же Миниха, Остермана, Черкасского, продолжалось не более трёх недель. Это говорит исключительно о неспособности Э. И. Бирона к самостоятельному управлению государством, о его неумении (вернее — нежелании) консолидироваться с теми, кто мог быть ему полезен.

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

(2)

Даже получив право на регентство, Бирон продолжает бороться с Минихом. Это время характеризуется также и противостоянием регента и Анны Леопольдовны. Кроме того Бирон окончательно восстанавливает против себя и супруга принцессы — Антона Ульриха.

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

(3)

В стране зрело недовольство регентом. 8 ноября 1740 года произошёл очередной дворцовый переворот, только «душой» заговора был как раз генерал-фельдмаршал Б. Х. Миних. Кстати считается, что первый «классический» дворцовый переворот произвёл именно фельдмаршал Б. Х. Миних. Крайне честолюбивый Миних рассчитывал на одно из первых мест в государстве, но ни новых постов, ни ожидавшегося звания генералиссимуса он от регента не получил. Адъютант Г. Х. Манштейн подробно описывает арест Бирона и его семьи в своих «Записках о России». Иначе говоря, немцы совершили переворот против немца же. Кроме немцев, разумеется, пострадали и русские приверженцы регента. Например, А. П. Бестужев-Рюмин — впоследствии известный политик елизаветинского правления.

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

(4)

Был опубликован и Манифест от имени младенца-императора, из которого следовало, что бывший регент попирал законные права его, императора, родителей и вообще имел дерзость всякие «…противные поступки чинить». Таким образом, дворцовый переворот получил официальное обоснование.
Историки всегда однозначно оценивали этот переворот. Вот как пишет С. М. Соловьёв:«Россия была подарена безнравственному и бездарному иноземцу как цена позорной связи! Этого переносить было нельзя».

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

«патриотический» переворот елизаветы петровны.

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

ПОРТРЕТ Елизаветы петровны

РАБОТА КАРЛА ВАНЛОО

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

(1)

25 ноября 1741 года произошёл очередной (и не последний в XVIII столетии) дворцовый переворот, и был он инициирован Елизаветой Петровной, младшей дочерью Петра I.
Об этом перевороте написано очень много и практически вся историческая (а тем более — художественная) литература трактует это событие, как «торжество русского духа», как окончание иноземного засилья, как единственно возможный и даже вполне законный акт.

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

(2)

В. О. Ключевский называет Елизавету следующим образом: «Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I». Имя цесаревны Елизаветы называлось при каждой смене правителей с 1725 года, но всякий раз корона доставалась кому-нибудь другому. Елизавета всегда весьма спокойно относилась к советам и призывам действовать ради восшествия на престол. Надо сказать, что и в 1741 году «дочерь Петрова» поддалась на уговоры своего окружения только под влиянием страха перед неизвестным будущим.

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

(3)

В общественном мнении Елизавета волею политических обстоятельств заслужила репутацию главы некоей «русской» партии, противостоящей засилью иностранцев при дворах Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны. В этом отношении Елизавета 1741 года была полной противоположностью Елизавете 1725 года.

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

(4)

После кончины Петра именно его дочери считались наряду с Екатериной главными покровителями иноземцев. Елизавета в союзе с Анной Петровной были символами гольштейнского влияния на русский двор. (Тем более, в тот момент Елизавета считалась невестой Любекского князя-епископа Карла — Августа, который впоследствии умер от скоротечной болезни).
Патриотические чувства сторонников Елизаветы были вызваны не столько неприятием иностранцев, сколько собственными интересами.

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

(5)

Лёгкость, с которой Миних устранил Бирона, повлияла и на решимость сторонников Елизаветы. К тому же гвардейцы ощущали себя особой силой, так сказать, «гегемоном». Сам Миних в своё время им так и заявил: «Кого хотите государем, тот и быть может».

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

(6)

Кроме того, существуют неумолимые факты, говорящие о том, что Елизавета сотрудничала с французскими и шведскими агентами влияния — Шетарди и Нолькеном.
Ночь переворота вошла не только в учебники истории, но и в легенды. Известна фраза, с которой цесаревна повела гвардейцев на штурм: «Знаете ли вы, чья я дочь?» Этого было вполне достаточно — авторитет Петра был слишком велик во всех слоях общества.

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

Вспомогательные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории

(7)

Победа Елизаветы привела к власти новое поколение царедворцев и видных политиков -семейство Шуваловых, М. И. Воронцова, братьев Разумовских, возвысила и А. П. Бестужева — Рюмина.
Разумеется, что после низвержения Миниха, Остермана, Левенвольде, а также Брауншвейгской фамилии, немецкое влияние при русском дворе практически сошло на нет.
Однако, утвердившись на престоле, Елизавета объявила своим наследником Гольштейн -Готторпского принца Карла — Петера — Ульриха, сына Анны Петровны, супругой которого спустя некоторое время стала София — Августа — Фредерика Анхальт — Цербстская (Фике). Юная принцесса хорошо выучила уроки, которые преподала ей русская история переворотов — она успешно воплотит их в жизнь.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2020