Встреча в музыкальной гостиной "Песенки - путешествия" - музыкально - тематическая беседа для детей старшего дошкольного возраста. Дети отправляются в путешествие по разным странам вместе с музыкой великого русского композитора П.И.Чайковского из "Детского альбома", знакомятся с некоторыми музыкальными инструментами: шарманкой. кастаньетами, оркеструют музыкальные произведения.
Встреча в музыкальной гостиной: «Песенки –
путешествия».
Продолжение путешествия по страницам «Детского альбома»
П.И.Чайковского
Музыкальнотематическая беседа с детьми 67 лет
Цель: Продолжать знакомство детей с фортепианным циклом
«Детский альбом» П.И.Чайковского
Задачи:
прослушать ряд миниатюр из «Детского альбома»
П.И.Чайковского;
учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять
характер произведения, размышлять, что может выражать музыка;
развивать образное мышление, представлять, что может
изображать музыка;
формировать интерес к русской музыке.
прививать навыки культуры слушания классической музыки.
Оборудование:
Экран, мультимедийная установка, компьютер, книга «Детский
альбом» П.И.Чайковского.
Музыкальный материал:
муз. П.И.Чайковского:
«Сладкая греза»
«Неаполитанская песенка»
«Итальянская песенка»
«Шарманщик поет»
«Старинная французская песенка»
«Немецкая песенка»
«Камаринская»Дети заходят в зал под музыку «Сладкая греза»
П.И.Чайковского
Слайд №1 Анимация «Горящий камин»
М.р. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы продолжим
знакомство с музыкальными произведениями из «Детского альбома»
П.И.Чайковского. Когда вы заходили в зал, вас встретила музыка из
этого альбома «Сладкая греза». А кто знает, что такое «греза»?
(ответы детей)
Знать и ребятам, и взрослым полезно:
Сладкая греза – сон наш чудесный,
Или, быть может, это мечта,
Та, что тихонько к нам подошла?
Утренний сон так спокоен , хорош
И на прекрасную сказку похож.
Он исполняет любые мечты,
Что в этой музыке слышали вы?
Не торопитесь и не спешите,
Вспомните сон свой и мне расскажите. (авт. Э.Ш. Большакова)
(дети делятся своими мечтами) А мне бы так хотелось отправиться
в путешествие по разным странам.
Слайд №2 «П.И.Чайковский»
М.р. А вот Петр Ильич Чайковский много путешествовал. Повидал
множество разных стран, был и в Италии, и в Германии, и во
Франции, и в Чехии, и даже в Америке. И везде, где он был, Петр
Ильич слушал и записывал народные песни. Так в «Детском
альбоме» появились песни разных народов. И сегодня мы совершим
тоже небольшое музыкальное путешествие.
Сегодня вы услышите «Неаполитанскую песенку».
Слайд №3 «Неаполь»
Неаполь – город в Италии. В своей пьесе П.И.Чайковский
выразительно передал черты итальянской народной музыки,
звучание народных инструментов. Послушайте ее и скажите, какие
настроения, чувства передает музыка.
«Неаполитанская песенка» П.И.Чайковский
Дети. Музыка веселая, задорная, танцевальная.
М.р. Правильно. Пьеса напоминает народный итальянский танец –
тарантеллу (от названия города на юге Италии – Таранто). Этобыстрый, живой, жизнерадостный танец с четким ритмом, очень
грациозный, изящный, задорный. Часто танец сопровождался пением
и игрой на музыкальных инструментах. В Италии распространен
испанский народный инструмент – кастаньеты. Они представляют
собой две пары пластинок, выдолбленных из дерева в форме
раковины и связанных шнуром (показать детям кастаньеты).
Кастаньеты звучат очень звонко, отчетливо подчеркивают ритм
музыки, придают ей энергичный, горделивый характер! Одна
пластинка пальцами ударяется о другую и раздается щелкающий,
яркий звук, немного напоминающий звучание деревянных ложек.
Так вот аккомпанемент в пьесе Чайковского напоминает звучание
кастаньет или перебор гитары (исполняет фрагмент), а мелодия
звучит с яркими акцентами, что придает музыке задор и
танцевальность. Давайте попробуем отметить их хлопками.
(Дети выполняют задание). Какой музыкальный инструмент, может
подчеркнуть в музыке эти акценты?
Дети. Бубен.
М.р. Верно, он звучит ярко, звонко. Давайте теперь звучанием
бубнов отметим яркие акценты в музыке
(оркестровка пьесы бубнами)
Однажды во Флоренции Чайковский услышал на улице пение
под гитару десятилетнего итальянского мальчика. Он пел чудесным
голосом, с такой теплотой. Песня. которую записал Чайковский,
вошла в «Детский альбом» под названием «Итальянская песенка».
Чем похожа она и чем отличается от «неаполитанской песенки»?
«Итальянская песенка» П.И.Чайковский (видео из м/ф)
Дети. «Итальянская песенка» более плавная, нежная.
М.р. А похожа ли она на танец?
Дети. Да, на вальс
М.р. Правильно обе пьесы танцевального характера, но они разные:
«неаполитанская песенка» похожа на яркую тарантеллу, а
«Итальянская песенка» на вальс.
М.р. В Европе были очень популярны уличные музыканты. Особой
любовью пользовались шарманщики, которые бродили по улицам,
зарабатывая свой хлеб игрой на шарманке. Ктонибудь знает, что
такое шарманка?
Дети. Это музыкальный инструмент.Слайд №4 «Шарманщик с шарманкой»
М.р. Шарманка это механический инструмент, который
воспроизводил нехитрые мелодии, когда шарманщик вращает ручку.
Она может играть одну или несколько мелодий, повторяющихся
много раз. Часто мелодии шарманок жалобные, заунывные. Но
бывали и шарманки, наигрывавшие веселые, забавные мелодии.
Сейчас вы услышите пьесу П.И.Чайковского «Шарманщик поет».
Какие чувства, настроения передает музыка?
«Шарманщик поет» П.И.Чайковский (видео из м/ф)
Дети. Музыка грустная, печальная.
М.р. Правильно, шарманка играет жалобную мелодию.
Педагог. А как вы думаете, почему Петр Ильич назвал свое
произведение «Шарманщик поет»?
Дети. Она звучит как песня – плавно, напевно.
М.р. А вы знаете, в доме Чайковских была гувернантка
француженка, которая рассказывала детям истории о славных
подвигах рыцарей и о прекрасных дамах. Послушайте «Старинную
французскую песенку», какая эта история? Как будет звучать
музыка?
«Старинная французская песенка» (видео из м/ф)
Дети. Музыка спокойная, нежная. Задумчивая мелодия песенки
рассказывает о девушке, которая ждет своего рыцаря.
М.р. Эта пьеса спокойная, но не грустная, о чемто хорошем. А
какая красивая, певучая мелодия!
А вот в Германии Чайковский услышал совершенно другую,
необычную манеру пения. В горах Германии и Швейцарии пастухи,
перекликаясь, поют йодли напевы с резкими переходами голоса из
регистра в регистр. Давайте послушаем, как это звучит.
«Немецкая песенка» (видео из м/ф)
Слайд №5 «Русская пляска»
И вдруг среди иноземных мелодий за окном зазвучал русский
наигрыш плясовой песни «Камаринская».
«Камаринская»
Оркестр ложкарей «Камаринская»Что ни говори, а родная сторонка всего милее русскому сердцу!
Нельзя не любить русскую музыку с ее безудержной удалью,
задором и озорством!
До новых встреч в нашей музыкальной гостиной!