Встреча в музыкальной гостиной "Песенки - путешествия"

  • Мероприятия
  • docx
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Встреча в музыкальной гостиной "Песенки - путешествия" - музыкально - тематическая беседа для детей старшего дошкольного возраста. Дети отправляются в путешествие по разным странам вместе с музыкой великого русского композитора П.И.Чайковского из "Детского альбома", знакомятся с некоторыми музыкальными инструментами: шарманкой. кастаньетами, оркеструют музыкальные произведения.
Иконка файла материала Песенки - путешествия.docx
     Встреча в музыкальной гостиной:  «Песенки – путешествия». Продолжение путешествия по страницам «Детского альбома»  П.И.Чайковского Музыкально­тематическая беседа с детьми 6­7 лет Цель:   Продолжать   знакомство   детей   с   фортепианным   циклом «Детский альбом» П.И.Чайковского  Задачи: прослушать   ряд   миниатюр   из   «Детского   альбома» П.И.Чайковского; учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка; развивать   образное   мышление,   представлять,   что   может изображать музыка; формировать интерес к русской музыке. прививать навыки культуры слушания классической музыки. Оборудование: Экран, мультимедийная установка, компьютер, книга «Детский  альбом» П.И.Чайковского. Музыкальный материал: муз. П.И.Чайковского:  «Сладкая греза»  «Неаполитанская песенка» «Итальянская песенка»  «Шарманщик поет» «Старинная французская песенка» «Немецкая песенка» «Камаринская»Дети заходят в зал под музыку «Сладкая греза»  П.И.Чайковского Слайд №1 ­ Анимация «Горящий камин» М.р. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы продолжим  знакомство с музыкальными произведениями из «Детского альбома» П.И.Чайковского. Когда вы заходили в зал, вас встретила музыка из  этого альбома «Сладкая греза». А кто знает, что такое «греза»?  (ответы детей)   Знать и ребятам, и взрослым полезно: Сладкая греза – сон наш чудесный, Или, быть может, это мечта, Та, что тихонько к нам подошла? Утренний сон так спокоен , хорош И на прекрасную сказку похож. Он исполняет любые мечты, Что в этой музыке слышали вы? Не торопитесь и не спешите, Вспомните сон свой и мне расскажите. (авт. Э.Ш. Большакова) (дети делятся своими мечтами) А мне бы так хотелось отправиться  в путешествие по разным странам. Слайд №2 «П.И.Чайковский»  М.р.  А вот Петр Ильич Чайковский много путешествовал. Повидал  множество разных стран, был и в Италии, и в Германии, и во  Франции, и в Чехии, и даже в Америке. И везде, где он был, Петр  Ильич слушал и записывал народные песни. Так в «Детском  альбоме» появились песни разных народов. И сегодня мы совершим  тоже небольшое музыкальное путешествие. Сегодня вы услышите «Неаполитанскую песенку».  Слайд №3 «Неаполь» Неаполь – город в Италии. В своей пьесе П.И.Чайковский  выразительно передал черты итальянской народной музыки,  звучание народных инструментов. Послушайте ее и скажите, какие  настроения, чувства передает музыка. «Неаполитанская песенка» П.И.Чайковский  Дети. Музыка веселая, задорная, танцевальная. М.р. Правильно. Пьеса напоминает народный итальянский танец –  тарантеллу (от названия города на юге Италии – Таранто). Этобыстрый, живой, жизнерадостный танец с четким ритмом, очень  грациозный, изящный, задорный. Часто танец сопровождался пением и игрой на музыкальных инструментах. В Италии распространен  испанский народный инструмент – кастаньеты. Они представляют  собой две пары пластинок, выдолбленных из дерева в форме  раковины и связанных шнуром (показать детям кастаньеты).  Кастаньеты звучат очень звонко, отчетливо подчеркивают ритм  музыки, придают ей энергичный, горделивый характер! Одна  пластинка пальцами ударяется о другую и раздается щелкающий,  яркий звук, немного напоминающий звучание деревянных ложек.  Так вот аккомпанемент в пьесе Чайковского напоминает звучание  кастаньет или перебор гитары (исполняет фрагмент), а мелодия  звучит с яркими акцентами, что придает музыке задор и  танцевальность. Давайте попробуем отметить их хлопками. (Дети выполняют задание). Какой музыкальный инструмент, может  подчеркнуть в музыке эти акценты? Дети. Бубен. М.р. Верно, он звучит ярко, звонко. Давайте теперь звучанием  бубнов отметим яркие акценты в музыке  (оркестровка пьесы бубнами)       Однажды во Флоренции Чайковский услышал на улице пение  под гитару десятилетнего итальянского мальчика. Он пел чудесным  голосом, с такой теплотой. Песня. которую записал Чайковский,  вошла в «Детский альбом» под названием «Итальянская песенка».  Чем похожа она и чем отличается от «неаполитанской песенки»? «Итальянская песенка» П.И.Чайковский (видео из м/ф) Дети. «Итальянская песенка» более плавная, нежная. М.р. А похожа ли она на танец? Дети. Да, на вальс М.р. Правильно обе пьесы танцевального характера, но они разные: «неаполитанская   песенка»   похожа   на   яркую   тарантеллу,   а «Итальянская песенка» ­ на вальс.  М.р. В Европе были очень популярны уличные музыканты. Особой  любовью пользовались шарманщики, которые бродили по улицам,  зарабатывая свой хлеб игрой на шарманке. Кто­нибудь знает, что  такое шарманка? Дети. Это музыкальный инструмент.Слайд №4 «Шарманщик с шарманкой» М.р. Шарманка ­ это  механический инструмент, который  воспроизводил нехитрые мелодии, когда шарманщик вращает ручку. Она может играть одну или несколько мелодий, повторяющихся  много раз. Часто мелодии шарманок жалобные, заунывные. Но  бывали и шарманки, наигрывавшие веселые, забавные мелодии.  Сейчас вы услышите пьесу П.И.Чайковского «Шарманщик поет».  Какие чувства, настроения передает музыка? «Шарманщик поет» П.И.Чайковский (видео из м/ф) Дети. Музыка грустная, печальная. М.р. Правильно, шарманка играет жалобную мелодию. Педагог. А как вы думаете, почему Петр Ильич назвал свое  произведение «Шарманщик поет»? Дети. Она звучит как песня – плавно, напевно. М.р. А вы знаете, в доме Чайковских была гувернантка­ француженка, которая рассказывала детям истории о славных  подвигах рыцарей и о прекрасных дамах. Послушайте «Старинную  французскую песенку», какая эта история? Как будет звучать  музыка? «Старинная французская песенка» (видео из м/ф) Дети. Музыка спокойная, нежная. Задумчивая мелодия песенки  рассказывает о девушке, которая ждет своего рыцаря. М.р. Эта пьеса спокойная, но не грустная, о чем­то хорошем. А  какая красивая, певучая мелодия!        А вот в Германии Чайковский услышал совершенно другую,  необычную манеру пения. В горах Германии и Швейцарии пастухи,  перекликаясь, поют йодли ­  напевы с резкими переходами голоса из регистра в регистр. Давайте послушаем, как это звучит. «Немецкая песенка» (видео из м/ф) Слайд №5  «Русская пляска» И вдруг среди иноземных мелодий за окном зазвучал русский  наигрыш  плясовой песни «Камаринская».  «Камаринская» Оркестр ложкарей «Камаринская»Что ни говори, а родная сторонка всего милее русскому сердцу!  Нельзя не любить русскую музыку с ее безудержной удалью,  задором и озорством!  До новых встреч в нашей музыкальной гостиной!