Встреча в музыкальной гостиной "Путешествие по страницам "Детского альбома" П.И.Чайковского

  • Мероприятия
  • docx
  • 21.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Встреча в музыкальной гостиной "Путешествие по страницам "Детского альбома" П.И.Чайковского - это 3 музыкально-тематических беседы с детьми старшего дошкольного возраста. Дети в увлекательной форме знакомятся с биографией композитора и с его фортепианным циклом "Детский альбом", учатся анализировать услышанную музыку, определять ее характер, размышлять о том, какие чувства она выражает.
Иконка файла материала муз гостиная детский альбом.docx
Встреча в музыкальной гостиной №1 Путешествие по страницам «Детского альбома» П.И. Чайковского Музыкально-тематическая беседа с детьми 6-7 лет Цель: Познакомить детей с фортепианным циклом «Детский альбом» П.И.Чайковского Задачи: прослушать ряд миниатюр из «Детского альбома» П.И.Чайковского; учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка; развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка; формировать интерес к русской музыке. прививать навыки культуры слушания      классической музыки. Оборудование: Экран, мультимедийная установка, компьютер, книга «Детский альбом» П.И.Чайковского Зал оформлен в стиле гостиных прошлых лет: «горящий» камин, подсвечники, вазы с цветами и т.д., портрет П.И.Чайковского Дети заходят в зал под музыку «Сладкая греза» П.И.ЧайковскогоСлайд №1 Анимация «Горящий камин» Педагог. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в нашей музыкальной гостиной. Сегодня вас встретила музыка великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. (берет в руки «Детский альбом») Книга, которую я держу в руке, называется «Детский альбом». В нем собраны музыкальные пьесы для детей. Это маленькие музыкальные картинки, которые рассказывают о жизни детей, которые жили очень давно, когда не было электричества, ни радио, ни телевизора. Петр Ильич жил в те далекие времена. Эти музыкальные пьесы он сочинил для своего племянника Володи Давыдова, чтобы обучение игре на фортепиано было для него и детей его возраста более интересным. И сейчас дети, которые учатся в музыкальных школах, обязательно играют пьесы из «Детского альбома». В этом альбоме изображен целый день жизни ребенка, прожитый им с утра до вечера с его играми, радостями и печалями, мечтами и сказками. Эта музыка известна и любима во всех уголках нашей земли, а сегодня она будет звучать для вас… Бом, бом, бом, бом! Открывается альбом. Не простой, а музыкальный, Сочиненный для ребят Много, много лет назад. Петр Ильич Чайковский жил 100 с лишним лет назад. А в то время все люди были верующими, верили в Бога. И каждый день начинался и заканчивался молитвами – обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошелблагополучно. Вечером благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, испрашивал прощение за совершенные проступки (например, ребенок не слушался родителей или капризничал, жадничал или подрался) Пьеса, которая открывает «Детский альбом» П.Чайковского, называется «Утренняя молитва». Заканчивается альбом пьесой «В церкви». Послушайте эти пьесы, которые открывают и закрывают альбом (2 молитвы) и скажите, похожи ли они между собой. Слайд№2 «В церкви» Слушание «Утренняя молитва», «В церкви»П.И.Чайковский Дети. Похожи. Музыка спокойная, строгая. Педагог. Да, обе пьесы сосредоточенные, углубленные. Аккорды напоминают церковное хоровое пение. Молитвы в церкви поются на несколько голосов. Каждый голос ведет свою мелодию. Сливаясь вместе, они создают красивое, стройное звучание. (играет фрагменты) А отличаются ли по характеру эти пьесы? (исполняет фрагменты) Дети. Вторая пьеса более грустная Педагог. Верно, вечерняя молитва (пьеса «В церкви») более сумрачная. За окном темно, ребенок устал, день был наполнен разными переживаниями. А «Утренняя молитва» светлая. Чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно. Педагог. Рано утром, только солнышко взойдет, Мама тихо подойдет, Ласково погладит,С добрым утром скажет. Слайд №3 «П.И.Чайковский с мамой» Петр Ильич очень любил свою маму. В детстве она ему пела красивые песни, романсы. Петя запомнил их на всю жизнь, особенно полюбил он романс «Соловей». И когда, уже будучи взрослым, он слушал этот романс, то всегда вспоминал о своей маме: какой она была ласковой, заботливой, как радовалась успехам своего сына, огорчалась его неудачам. Когда мальчик подрос и пришло время учиться, он собрался в дальнюю дорогу, в Петербург. Мама с сестренкой проводили его на станцию, попрощались с ним, и поехали домой. Но Петя так расстроился, так разволновался, что бросился догонять их, чтобы еще раз увидеть свою маму, прижаться к ней покрепче. Этот момент расставания композитор запомнил на всю жизнь и передал это в музыкальном произведении «Мама». Композитор напоминает детям, чтобы они любили своих мам, никогда о них не забывали. Послушайте музыку о маме и подумайте о ней. Слушание «Мама» П.И.Чайковский Педагог. Какие чувства выражены в этой музыке? Дети. Музыка ласковая, иногда звучит взволнованно и тревожно. Педагог. Правильно, ведь у мамы столько забот, тревог и волнений. Музыка передает эти настроения. День ребенка полон событий и увлечений. Любому ребенку не терпится начать свои игры! В какие игры любят сейчас играть мальчики? (ответы детей) Представьте себе, что вы взяли палочку, сели на нее верхом, и …поскакали как на лошадке. Слайд «Игра в лошадки»Если вы были композиторами, какую музыку по характеру вы бы сочинили? Какие чувства были бы в ней выражены? Дети. Быстрая, стремительная, смелая Педагог. Давайте послушаем музыку П.И. Чайковского «Игра в лошадки» Слушание «Игра в лошадки» П.И.Чайковский Педагог. Пьеса наполнена безостановочным, непрерывным движением. Как будто на одном дыхании домчались лошадки из конца в конец комнаты. Большинство мальчиков из благородных семей получали военное образование, становились офицерами, служили на защите Отечества. Кто-то из них мечтал служить в конных войсках, кто-то стать лихим гусаром. А кто-то мечтал вести на поле боя армию солдат. Слайд «Деревянные солдатики» Вот они, деревянные солдатики. Уже расставленные на полу, готовы к бою. Сейчас раздастся военный марш – и в поход! Послушайте, какой необычный марш сочинил Чайковский. Слушание «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский Педагог. В чем необычность этого марша? Дети. Музыка тихая, легкая. Педагог. Да, этот марш звучит легко, он игрушечный. Под него шагает войско деревянных солдатиков. Они очень легкие. Дунь на такого солдатика – и он упадет. Шагают деревянные солдатики легко, поэтому их марш звучит тихо, прозрачно. Но музыка отчетливая, в ней слышны ударения, акценты: солдатики, хотя и деревянные.Но очень смелые, решительные, шагают все в ногу, чеканя шаг. Видео «Марш деревянных солдатиков» из м/ф «Детский альбом» Слайд «Игровая девочек» Ну, а теперь заглянем в комнату девочек. Здесь идет своя жизнь, с настоящими чувствами, радостью и страданием. Конечно, любимые игрушки у девочек всех времен – это куклы. И все девочки играют в «дочки-матери» и обожают своих кукол, независимо от того, яркая Барби в их руках или тряпичная кукла Маша. А бывает, что у любимой куклы что-то сломается, тогда для маленькой хозяйки это настоящее горе! Послушайте, как тонко Чайковский передал детские эмоции. Слушание «Болезнь куклы» П.И.Чайковский Педагог. Что композитор хотел выразить в этой пьесе? Дети. Музыка печальна, нежная, грустная. Девочка горюет, что ее кукла заболела, вздыхает, гладит, хочет утешить, пожалеть. Педагог. Но зато какой радостью и восторгом наполнится детское сердце, когда любимая кукла будет «вылечена» или когда появится новая кукла! Горе забыто, и не в силах сдержать радость девочка закружится по комнате вместе с любимой «дочкой»! Слушание «Новая кукла» П.И.Чайковский Педагог. Приходит время, когда детям надо было прощаться с родителями и готовиться ко сну, а заботливая няня читала молитву, рассказывала сказку и укладывала детей спать. Ах, эти нянины сказки! Послушайте, какую сказку рассказала няня в «Детском альбоме»Слушание «Нянина сказка», «Баба Яга» П.И.Чайковский Дети. Музыка настороженная, колкая, отрывистая. Педагог. Отрывистые, колючие звуки, короткие фразы, напряженные интонации, резкие акценты, что создает таинственный, жутковатый характер музыки. Конечно, вы догадались, кто был героем этой сказки: наверняка Кощей Бессмертный или Баба яга! Как любят дети страшные сказки, чтобы сердце замирало, чтобы мурашки бежали по коже! Современные дети любят их не меньше. Прошло много лет с тех пор, как был написан «Детский альбом». Но и сейчас музыка эта нам кажется удивительной и неповторимой. Сегодня мы прослушали с вами лишь небольшую часть «Детского альбома» и в следующий раз, в нашей музыкальной гостиной мы продолжим знакомство с прекрасной музыкой из этого альбома. До новых встреч в нашей музыкальной гостиной! Встреча в музыкальной гостиной №2 «Песенки – путешествия». Продолжение путешествия по страницам «Детского альбома» П.И.Чайковского Музыкально-тематическая беседа с детьми 6-7 лет Продолжать знакомство детей с Цель: фортепианным циклом «Детский альбом» П.И.ЧайковскогоЗадачи:      прослушать ряд миниатюр из «Детского альбома» П.И.Чайковского; учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка; развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка; формировать интерес к русской музыке. прививать навыки культуры слушания классической музыки. Дети заходят в зал под музыку «Сладкая греза» П.И.Чайковского Слайд - Анимация «Горящий камин» Педагог. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями из «Детского альбома» П.И.Чайковского. Когда вы заходили в зал, вас встретила музыка из этого альбома «Сладкая греза». А кто знает, что такое «греза»? (ответы детей) Знать и ребятам, и взрослым полезно: Сладкая греза – сон наш чудесный, Или, быть может, это мечта, Та, что тихонько к нам подошла? Утренний сон так спокоен , хорош И на прекрасную сказку похож.Он исполняет любые мечты, Что в этой музыке слышали вы? Не торопитесь и не спешите, Вспомните сон свой и мне расскажите. (авт. Э.Ш. Большакова) (дети делятся своими мечтами) А мне бы так хотелось отправиться в путешествие по разным странам. Слайд «П.И.Чайковский» А вот Петр Ильич Чайковский много путешествовал. Повидал множество разных стран, был и в Италии, и в Германии, и во Франции, и в Чехии, и даже в Америке. И везде, где он был, Петр Ильич слушал и записывал народные песни. Так в «Детском альбоме» появились песни разных народов. И сегодня мы совершим тоже небольшое музыкальное путешествие. Сегодня вы услышите «Неаполитанскую песенку». Неаполь – город в Италии. В своей пьесе П.И.Чайковский выразительно передал черты итальянской народной музыки, звучание народных инструментов. Послушайте ее и скажите, какие настроения, чувства передает музыка. «Неаполитанская песенка» П.И.Чайковский Дети. Музыка веселая, задорная, танцевальная. Педагог. Правильно. Пьеса напоминает народный итальянский танец – тарантеллу (от названия города на юге Италии – Таранто). Это быстрый, живой, жизнерадостный танец с четким ритмом, очень грациозный, изящный, задорный. Часто танец сопровождался пением и игрой на музыкальных инструментах. В Италии распространен испанский народный инструмент – кастаньеты. Онипредставляют собой две пары пластинок, выдолбленных из дерева в форме раковины и связанных шнуром (показать детям кастаньеты). Кастаньеты звучат очень звонко, отчетливо подчеркивают ритм музыки, придают ей энергичный, горделивый характер! Одна пластинка пальцами ударяется о другую и раздается щелкающий, яркий звук, немного напоминающий звучание деревянных ложек. Так вот аккомпанемент в пьесе Чайковского напоминает звучание кастаньет или перебор гитары (исполняет фрагмент), а мелодия звучит с яркими акцентами, что придает музыке задор и танцевальность. Давайте попробуем отметить их хлопками. (Дети выполняют задание). Какой музыкальный инструмент, может подчеркнуть в музыке эти акценты? Дети. Бубен. Педагог . Верно, он звучит ярко, звонко. Давайте теперь звучанием бубнов отметим яркие акценты в музыке (оркестровка пьесы бубнами) Однажды во Флоренции Чайковский услышал на улице пение под гитару десятилетнего итальянского мальчика. Он пел чудесным голосом, с такой теплотой. Песня. которую записал Чайковский, вошла в «Детский альбом» под названием «Итальянская песенка». Чем похожа она и чем отличается от «неаполитанской песенки»? «Итальянская песенка» П.И.Чайковский (видео из м/ф) «Итальянская песенка» более плавная, Дети. нежная. Педагог А похожа ли она на танец?Дети. Да, на вальс Педагог. Правильно обе пьесы танцевального характера, но они разные: «неаполитанская песенка» похожа на яркую тарантеллу, а «Итальянская песенка» - на вальс. Педагог. В Европе были очень популярны уличные музыканты. Особой любовью пользовались шарманщики, которые бродили по улицам, зарабатывая свой хлеб игрой на шарманке. Кто- нибудь знает, что такое шарманка? Дети. Это музыкальный инструмент. Педагог. Шарманка - это механический инструмент, который воспроизводил нехитрые мелодии, когда шарманщик вращает ручку. Она может играть одну или несколько мелодий, повторяющихся много раз. Часто мелодии шарманок жалобные, заунывные. Но бывали и шарманки, наигрывавшие веселые, забавные мелодии. Сейчас вы услышите пьесу П.И.Чайковского «Шарманщик поет». Какие чувства, настроения передает музыка? «Шарманщик поет» П.И.Чайковский (видео из м/ф) Дети. Музыка грустная, печальная. Педагог. Правильно, шарманка играет жалобную мелодию. Педагог. А как вы думаете, почему Петр Ильич назвал свое произведение «Шарманщик поет»? Дети. Она звучит как песня – плавно, напевно. Педагог. А вы знаете, в доме Чайковских была гувернантка-француженка, которая рассказывала детям истории о славных подвигах рыцарей и о прекрасных дамах. Послушайте «Старинную французскую песенку», какая эта история? Как будет звучать музыка?«Старинная французская песенка» (видео из м/ф) Дети. Музыка спокойная, нежная. Задумчивая мелодия песенки рассказывает о девушке, которая ждет своего рыцаря. Педагог Эта пьеса спокойная, но не грустная, о чем- то хорошем. А какая красивая, певучая мелодия! А вот в Германии Чайковский услышал совершенно другую, необычную манеру пения. В горах Германии и Швейцарии пастухи, перекликаясь, поют йодли - напевы с резкими переходами голоса из регистра в регистр. Давайте послушаем, как это звучит. «Немецкая песенка» (видео из м/ф) И вдруг среди иноземных мелодий за окном зазвучал русский наигрыш плясовой песни «Камаринская». «Камаринская» Оркестр ложкарей «Камаринская» Что ни говори, а родная сторонка всего милее русскому сердцу! Нельзя не любить русскую музыку с ее безудержной удалью, задором и озорством! Встреча в музыкальной гостиной №3 «Вы поедете на бал?» Продолжение путешествия по страницам «Детского альбома» П.И.Чайковского Цель: Продолжать знакомство с музыкальными произведениями из «Детского альбома» П.И.Чайковского Задачи:    познакомить с танцами, которые танцевали на «Полька» балах П.И.Чайковского) с их характерными особенностями; «Вальс», («Мазурка», развивать музыкальное восприятие, способность эмоциональной отзывчивости на музыку; передавать характер музыки в движениях; прививать навыки культуры слушания классической музыки. Дети заходят в зал под музыку Слайд - Анимация «Горящий камин» Педагог. Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада вас видеть в нашей музыкальной гостиной. Сегодня мы продолжим музыкальное путешествие по страницам «Детского альбома» П.И.Чайковского (Звучит «Вальс» П.И.Чайковского) Как вы думаете, что за музыка звучит? Дети. Это танец Педагог. Это вальс Сегодня вечер непривычный, Звук вальса в старину позвал. Визит наш будет необычный,- Мы попадем на светский бал. Ребята, а с чем у вас связывается слово «бал»? Со сказкой? Должно быть, вы любили в детстве «Золушку»! Но вы правы, потому что бал — время волшебства. Место встреч и место признаний, место, где завязываются знакомства и где, наконец, танцуют! Слайд «Бал»Балы проходили в огромных и великолепных залах. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали. Бальных танцев очень много. Но у Чайковского, безусловно, любимым танцем был вальс. Он их сочинил огромное количество и все они разные по характеру и настроению. Вальс – танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале. Слайд «Танцующие вальс на балу» Вальс П.И.Чайковского Существовали строгие правила приглашения на танец. 1. Перед началом танца кавалер делает поклон своей даме. Дама же отвечает кавалеру реверансом или просто красивым поклоном. 2. По окончании танца кавалер кланяется своей даме и сопровождает ее на то место, откуда он ее пригласил или же куда укажет сама провожаемая, попутно благодаря ее за честь, которую та оказала, танцуя с ним в паре. Следует отметить, что танцевать 2 танца подряд с одной и той же дамой – неуважение ко всем остальным. Мальчики, пригласите своих девочек на вальс! Дети кружатся парами под музыку «Вальс» П.И.Чайковского (показать основные движения) Педагог. Еще одним очень популярным танцем была мазурка.Слайд «Танец мазурка» Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки “антраша”, во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. Давайте послушаем «Мазурку» П.И.Чайковского из его «Детского альбома» «Мазурка» П.И.Чайковский (видео из м/ф) Педагог. Как звучала музыка? Дети То громко, отчетливо, то нежно, легко. Педагог Мазурка похожа на вальс тем, что она тоже трехдольная. Но в отличие от вальса, в котором основной акцент (ударение) приходится на «раз» (играет фрагмент), в мазурке те звуки, что сильнее других, приходятся на счет «два» и «три» (исполняет фрагмент) Такие акценты придают танцу отчетливость, горделивость. В танце нужно было успеть на эту долю притопнуть, «звякнуть шпорами». А мы сейчас попробуем передать акценты хлопками. Ох, и не просто было научиться танцевать мазурку! На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы – гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов. А что за танец прозвучит сейчас, попробуйте определить? Полька П.И.Чайковский Дети. Это полька. Педагог. Какая музыка по характеру? Дети. Веселая, отрывистая, легкая. Педагог. Верно. Полька – чешский народный танец, веселый, задорный, озорной. И во все времена, даже в годы юности наших мам и бабушек, это быллюбимый детский танец, потому что основа его движений – это прыжки и подскоки. Если прислушаться внимательно, в середине пьесы музыка звучит тяжело, низко, громко (играет фрагмент средней части), а вначале и в конце – легко, отрывисто, высоко. Можно представить себе, что ее танцует маленькая девочка в воздушном платьице и красивых туфельках, которые едва касаются пола, так умело и грациозно она двигается (исполняется фрагмент) А в средней части, быть может, ее подхватил в танце какой-нибудь неуклюжий партнер – большой, смешной и неповоротливый (исполняет фрагмент). И снова танцует девочка – музыка звучит высоко, легко, как в начале пьесы. Давайте попробуем потанцевать под эту музыку. (дети двигаются под музыку «Польки») Мы сегодня познакомились с танцами, которые исполняли на балах. Назовите, какие запомнили. (ответы детей) Когда б в то время мне родиться, Была б от балов без ума. Как стала б я тогда гордиться, Шепнули если б мне слова: “А Вы поедете на бал?... Вот и закончилось наше путешествие по страницам «Детского альбома» П.И.Чайковского Музыку можно не только слушать, под музыку можно мечтать, петь, танцевать. Можно даже нарисовать музыку. Ребята, нарисуйте рисунок к пьесе, которая вам понравилась. А потом мы составим свой альбом к музыке Чайковского. Пусть музыка всегда живет, И радость всюду побеждает!Пусть сердце русское поет! Чайковского повсюду знают! (С.Дроздова) До новых встреч в нашей музыкальной гостиной!