Встречи в музыкальной гостиной «Три кита в музыке»

  • Мероприятия
  • docx
  • 24.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Три кита.docx

Встречи в музыкальной гостиной

«Три кита в музыке»

Задачи:

Обучающая осознание детьми трех основных, широко распространенных жанров в музыке (песня, танец, марш)

Развивающая – развитие умения определять на слух основные жанры музыки; развитие вокальных умений и навыков, внимания, памяти, мышления.

Воспитывающая – воспитание музыкального вкуса, исполнительской культуры, культуры слушания и умения анализировать услышанное произведение.

Музыкальный материал:

«Сладкая греза» муз. П.И.Чайковского

«Песенка моя» муз. Л.Вихаревой, слова Т.Шапиро

«Вальс» муз. П.И.Чайковского

Танец «Приглашение» укр.н.м.

«Солдатский марш» муз. Р.Шумана

Хоровод «По малину в сад пойдем» р.н.п.

Мультимедийное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация

                                                  

Дети входят в зал под музыку «Сладкая греза» П.И.Чайковского, занимают места.

М.Р. Льется музыка рекой.

          Вьется нотною строкой,

          Снова звуков половодье

          Захлестнуло все вокруг,

          И кораблики мелодий

          Выплывают из-под рук…    К.Ибряев

Здравствуйте, друзья! Сегодня мы собрались с вами в музыкальной гостиной. Раньше в богатых усадьбах вечерами собирались богатые люди. Они общались, вели разговоры на разные темы. В гостиной при свечах звучала музыка. Устраивались концерты. Играли на разных музыкальных инструментах. Звучали пьесы, сочиненные композиторами, поэты читали свои стихи, художники устраивали свои выставки.

Сегодня мы с вами встретились, чтобы отправиться в путешествие по океану музыки. А вы знаете, кто создает музыку?

(композитор) А что с ней происходит дальше? Что нужно, чтобы музыка ожила? (дети отвечают: «ее нужно исполнить, нужен исполнитель»). А исполняется музыка для того, кто ее будет … слушать. А как мы называем таких людей? (дети отвечают – «слушатели»).  Посмотрите на слайд и найдите на картинке композитора, исполнителя и слушателя (дети находят и определяют) Итак, ребята, без композитора и исполнителя и слушателя музыка жить не может. Как вы думаете, чтобы стать композитором, надо учиться? Конечно, это вопрос не вызывает никаких сомнений, а для того чтобы стать исполнителем? (тоже надо учиться). Но для того, чтобы научиться слушать музыку, полюбить и понимать ее – тоже надо учиться.

Сейчас я расскажу вам легенду о сотворении нашей земли и о трех китах.

Давным-давно, очень много лет назад, люди пытались понять, на что похожа Земля, на которой они живут. Они еще не знали, что Земля похожа на что? (дети: «шар») Земля похожа на шар, но древние люди не знали об этом. Они думали, что Земля похожа на большой круг, со всех сторон окруженный морями и океанами. А чтобы круг не упал, держат его три огромных, могучих кита. О том, как появилась музыка, тоже есть легенда. Придумали ее ученые-музыканты. Музыка тоже держится на трех «китах» и плавают они в океане музыки. Что же это за «три кита», спросите вы? Самое интересное, что они вам хорошо знакомы. Послушайте музыкальное произведение, подумайте и скажите, что это за музыка?

Звучит песня «Песенка моя»

муз. Л.Вихаревой, слова Т.Шапиро

М.р. А вот первый «кит» - основной жанр – песня.

Песни бывают разные по настроению, но для них характерна мелодичность, напевность. Чтобы наше путешествие было приятным и интересным, давайте споем.

Исполнение песни «Песенка моя»

муз. Л.Вихаревой, слова Т.Шапиро

М.р. А теперь послушаем другую музыку. Это будет наш второй «кит»

Звучит «Вальс» муз. П.И.Чайковский

(дети: «звучит вальс, музыка плавная, нежная»)

М.р. Второй наш «кит» - танец.

Танец-кит пустился в пляс.

И развеселил он нас.

Ну, давай, скорей пляши,

Веселится от души!  (М.Тимофеева)

Танцы тоже бывают разные, их огромное множество, но для музыки характерна танцевальность.

А сейчас мы будем танцевать,

Друг друга на танец приглашать!

Танец «Приглашение» (укр. нар. мелодия)

М.р. А теперь пришло время встретиться с третьим «китом». Его вы узнаете тоже без труда.

Звучит «Солдатский марш» муз. Р.Шумана

(дети: «это марш», музыка четкая, ритмичная»)

М.р. Марш – третий наш «кит».

Открывайте ворота

И встречайте марш-кита.

Это четкий, мерный ритм,

Не дает скучать, бодрит.  (М.Тимофеева)

Марши тоже бывают разные, но для них характерен четкий ритм, поступь.

Давайте попробуем пошагать под эту музыку, а ритмичное звучание барабанов добавит нам четкости в наших движениях.

(дети шагают в характере музыки, 2-3 ребенка играют на барабанах)

Вот видите, все «три кита» – три жанра музыки нам с вами хорошо знакомы. Давайте, еще раз их назовем (дети называют вместе с педагогом: первый «кит» - песня, второй – танец, третий – марш)

М.р. А сейчас вам задание: посмотрите на слайде и определите музыкальные жанры по движениям животных.

(дети выполняют задание)

Посмотрите и определите музыкальные жанры по фотографиям на слайде. (дети выполняют задание)

Ребята, а как вы думаете, какой из жанров самый главный?

(ответы детей)

М.р. Песня – самый важный и самый главный «кит». Песня всегда мелодия,  а  мелодия  – “душа музыки”, в том числе и танцевальной, и маршевой. Почти любой танец и марш можно спеть или напеть.

Все три «кита» дружат между собой и дополняют друг друга. Так под ритмичную маршевую песню удобно шагать, а под плясовую «По малину в сад пойдем» хочется пуститься в пляс.

Хоровод «По малину в сад пойдем» р.н.п.

М.р. Итак, давайте вспомним, кто нужен. Чтобы музыка получилась? (композитор, исполнитель и слушатель).

Настоящая музыка становится тогда, когда она написана, исполнена и услышана. Какие основные жанры (три «кита») существуют в музыке? (песня, марш, танец)