Введение в финансовую грамотность : практикум к учебному пособию для начальной школы
Оценка 5

Введение в финансовую грамотность : практикум к учебному пособию для начальной школы

Оценка 5
pdf
12.08.2022
Введение в финансовую грамотность : практикум к учебному пособию для начальной школы
Praktikum.pdf



УДК 373.167.1:336+336(075.3)

ББК 65.26я72

    В24

Авторский коллектив:

Елена Лазаревна Рутковская – руководитель коллектива

Анастасия Владимировна Половникова

Анна Александровна Козлова Ольга Николаевна Исупова

Мария Александровна Лангер

Елена Лазаревна Рутковская

Галина Владимировна Рыченкова Наталья Валерьевна Штильман Стихи:

Мария Александровна Лангер

В24 В ведение в финансовую грамотность : практикум к учебному пособию для начальной школы / [Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и др. ; стихи М.А. Лангер] ; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. – 72 с.

             ISBN 978-5-907157-26-2

Практикум адресован младшим школьникам. Он является частью учебнометодического комплекта по финансовой грамотности, подготовленного по заказу Банка России. Практикум включает в себя задания, способствующие формированию разумного финансового поведения младших школьников на основе применения в жизненных ситуациях представлений о финансовых продуктах и финансовых отношениях.

                                                                                                 УДК 373.167.1:336+336(075.3)

                                                                                                 ББК 65.26я72

Генеральный директор М.Б. Миндюк

Редактор Д.П. Локтионов

Художественный редактор Е.Ю. Воробьёва

Компьютерная вёрстка и макет В.С. Торгашова Художник А.С. Хабибова

Подписано в печать 22.06.2020 г. Формат 60х84/8. Бумага офсетная.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 9,0.

Тираж 130 экз. Заказ №

ООО «Издательство «Интеллект-Центр»

125445, Москва, ул. Смольная, д. 24А, этаж 7, пом. I, ком. 14

ISBN 978-5-907157-26-2                                                © Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова,

                                                                                           А.А. Козлова и др., 2019

                                                                                             © Оформление – ООО «Издательство

                                                                                        «Интеллект-Центр», 2020



Занятие 1

что нужно семье

1.        доход или расход

 

Отгадайте загадку.

Путешествия, походы,

Зонтик для плохой погоды,

И билеты на концерт,

И для бабушки букет,

Автомойка и бензин,

И покупка новых шин,

Туфли новые, толстовка,

Свёкла, огурец, морковка,

Йогурт и медовый торт – Это всё семьи ________.

2.        Задание с картинками

 

В каждом ряду найдите расходы, которые являются наименее важными для семьи.

 

 

Какая поговорка содержит хороший совет людям, которые хотят тратить деньги только на необходимые для семьи вещи?

КАШУ МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ.

БЕРЕГИ ПОЛЕНО – В ПЕЧКУ ГОДИТСЯ.

ДЕНЬГИ ЛюБЯТ СЧёТ, А хЛЕБ – МЕРУ.

Занятие 2

как распоряжаться карманными  деньгами

1. помогите Зайчику

        Зайчик, иди сюда, у нас кое-что для тебя есть.

Зайчик поспешил в комнату. Он всю неделю намекал родителям, что ему очень хочется купить тот большой и красивый игрушечный грузовик. Вот здорово, если они его купили! Но его ждало разочарование…

        Мы хотим подарить тебе вот это, – сказала мама, протягивая сыну копилку. – Мы очень надеемся, что наш подарок многому тебя научит.

Зайчик поблагодарил родителей, но, держа в руках копилку, всё время думал: «Чему же меня может научить этот подарок?»

2. бесценный малыш

Маша с Петей очень любят читать сказку о Карлсоне и Малыше.

Они прочитали о том, как волновались родители  из-за путешествия Малыша по крыше. Прочитали, как мама, ласково обняв Малыша, объясняла, что его любят и ни за какие сокровища в мире не согласятся расстаться с ним.

«И даже за сто тысяч миллионов крон?» – уточнил Малыш у мамы.

Дальше в сказке Малыш рассуждал: сто тысяч миллионов крон – какая огромная куча денег! Неужели он так много стоит? – задавал Малыш вопрос.

А ещё у Малыша была мечта. Он очень хотел, чтобы дома появился настоящий щенок. Кстати, щенок стоил всего пятьдесят крон.

3. совет малышу

Малыш копил деньги, чтобы купить щенка. У Малыша была копилка. И в ней было уже достаточно монет.

Однажды Карлсон сказал, что заболел. Чтобы порадовать его, Малыш достал все свои деньги и купил на них леденцов, засахаренных орешков и шоколада, как просил Карлсон. И только потом Малыш вспомнил, что копил эти деньги на щенка.

Мог ли Малыш на леденцы, орешки и шоколад потратить не все деньги из копилки? Какой совет можно дать Малышу, чтобы он смог сохранить часть денег и купить со временем щенка?

Занятие 3

сколько стоит аВтомобиль

1. какой транспорт удобнее

Рассмотрите   картинку.      Представьте,        что вам нужно:

       перевезти тяжёлую мебель;

       съездить на экскурсию всем классом;

       встретить бабушку с чемоданом на вокзале.

 

Какой транспорт в каждом случае удобнее? Нужно ли будет тратить деньги, используя выбранный транспорт?

2. новые покупки

 

Представьте, что родители купили новые вещи, изображенные на рисунке. На что им ещё понадобятся деньги, когда они начнут пользоваться купленными вещами?

Занятие 4 что такое «сВоё дело»

1. пекарь и его дело

Я с детства люблю запах сдобы и хлеба,

Когда аромат поднимается в небо

И всех приглашает ко мне на чаёк,

Чтоб вместе с друзьями съесть сытный пирог.

Я вырос и пекарем в городе стал,

Мой хлеб очень вкусный, достоин похвал.

Он пышный и свежий, полезный для всех! Я очень стараюсь, и в деле – успех!

Всегда есть новинки в начинке и тесте,

И я не желаю «топтаться» на месте, То новый рецепт сладкоежкам готов, То форму придумаю для пирогов.

Пекарня была раньше одноэтажной, Этаж и второй появился однажды, Довольным клиентам отбою здесь нет!

Работай с душой – вот успеха секрет!

Мой пекарский труд – это жизни всей дело! Мечты воплощайте в работу вы смело!

 

Чем хлеб и пироги Пекаря привлекают покупателей?

Какие советы даёт Пекарь тем, кто хочет организовать своё дело?

2.        тем, кто любит клюкву

Мишка решил открыть свое дело и производить клюкву в меду, а его соседка Белочка – замороженную клюкву.

 

Посмотрите на картинку и выберите, что им может понадобиться, чтобы у них получилось своё дело.

3.        пустая полка в магазине

В нашем продуктовом магазине есть пустая полка.

4.        какие товары производить

Давайте представим, что вы хотите начать своё дело.

 

Подумайте, какие товары можно начать производить:

        для сверстников;

        для владельцев домашних питомцев.



ЗАНЯТИЕ 1

КАК РАЗУМНО ДЕЛАТЬ ПОКУПКИ

1. Как потратить последний лепесток

Вы, вероятно, читали сказку Валентина Катаева «Цветиксемицветик». Главная героиня девочка Женя получила в подарок волшебный цветок, который мог исполнить любое её желание. Первые шесть лепестков Женя потратила очень быстро на совершенно бесполезные желания, так как не думала, нужно ли ей то, о чём она просила. Увидела красивую куклу, и тут же пожелала, чтобы все куклы на свете принадлежали ей. А потом испугалась, когда город заполонили игрушки.

И вот остался у неё последний лепесток.

– Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила – и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперёд буду умнее.

Пошла она на улицу, идёт и думает, чего пожелать. Конфет? Халвы? Орехов? «А что толку? Ну, допустим, всё это я получу и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трёхколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Ещё, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там всё-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь ещё гораздо лучше. Главное, не надо торопиться», – думала Женя..

Почему Женя задумалась, на что потратить этот лепесток? Почему она не рассуждала так раньше? Было ли похожим поведение Жени на поведение неразумных покупателей? 2. Сколько стоит подарок

Мама и Маруся составили список покупок в хозяйственном магазине и запланировали потратить примерно 1500 рублей. Но в магазине их ждал сюрприз: «Если вы совершите покупки на 2000 рублей, вы получите в подарок вазочку для фруктов».

 

Как могут поступить мама и Маруся, узнав об этом предложении из рекламы магазина?

3. Советы покупателям

Прочитайте советы в стихах.

Итак, в магазин отправляемся дружно!

Для этого список составить нам нужно. Ненужных вещей ты накупишь иначе,

С пустым кошельком возвратишься без сдачи.

То скидки, то акции есть в магазинах, Товары красиво лежат на витринах, Но нужно подумать всегда хорошо:

Не слишком ли список покупок большой?

 

Когда очень весело или грустите,

В такие часы в магазин не ходите,

Берёшь на эмоциях часто не то, Идёшь за морковкой, а купишь пальто, Все-все сбережения разом потратив!

И эта покупка вдруг станет некстати. А так ведь на отдых хотелось слетать… Теперь только с глобусом дома лежать!

 

В больших супермаркетах много соблазнов, Как много товаров красивых и разных!

И это так хочется очень, и то,

Всё кажется нужным и важным притом.

Но часто, купив, не подумав, товары,

Потом понимаешь – не надо и даром,

Лежит да пылится без пользы и дела…

 

Да... Деньги, друзья, нужно тратить умело!

Какие советы вы считаете наиболее важными для себя? Поделитесь своим выбором с одноклассниками.

ЗАНЯТИЕ 2

ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ МОШЕННИКОВ

1.       Маленький мошенник

В вашем классе, вероятно, есть ребята, которые читали сказку Валерия Шульжика «Фунтик неуловимый». Фунтик – это поросёнок, который в витрине универмага рассказывал сказку про трёх поросят, потом снимал шапку и говорил:

«Дети, подайте на домики для бездомных поросят!»

Добрые дети хотели помочь поросятам и давали Фунтику денежки. Они ведь не знали, что его хозяйка госпожа Беладонна все деньги забирает себе.

– Вот так, – признался Фунтик, – я обманул двадцать семь человек: одиннадцать мальчиков, пятнадцать девочек и одного очень доброго старичка. Я не мог их больше обманывать и убежал!

 

Мошенники нередко  добиваются своих целей, заставляя людей непреднамеренно обманывать друг друга. В чем заключался обман, который совершал Фунтик? Почему дети позволяли Фунтику себя обманывать? 

2.       Советы в стихах

Совет 1

Мошенник не всегда, как Бармалей, Но внешности обманчивой не верь! И чтоб не обманул тебя мошенник злой, Ты незнакомцев не пускай домой.

Совет 2

Коль звонят по телефону, А родителей нет дома,

Тут ты хитрость примени.

Скажи: «Заняты они».

Совет 3

Осторожны в Интернете Будьте, дорогие дети! Тем, с кем лично не знакомы, Не показывайте дома:

Данных всех не назвайте.

Лишнего не сообщайте.

О каких опасностях предупреждает каждый из советов?

Где эти опасности могут нас поджидать? Какие правила нужно соблюдать, чтобы не попасться на уловки мошенников?

Попробуйте сочинить свой совет в стихах, который помог бы защититься от мошенников.

ЗАНЯТИЕ 3

ИЗ чЕГО СОСТОЯТ ДОхОДы СЕМЬИ

1. Такие разные доходы

Как зайчиха помогает семье, выращивая морковь? за счет чего Мишка получил дополнительный доход?

Можно ли доходы зайчихи и Мишки назвать постоянными?

2. Как помочь своей семье

Недавно зайчик и Белочка поспорили. «Мы ещё маленькие, – заявил зайчик. – Мы не получаем зарплату или стипендию. Поэтому мы не участвуем в доходах семьи». «Это не значит, что мы ничего не можем сделать для наших родных», – возразила Белочка.

Рассмотрите картинки и расскажите, что делает Белочка для сохранения и увеличения доходов своей семьи.

3. Найти героев

Рассмотрите картинки к заданиям «Такие разные доходы» и «Как помочь своей семье» и прочитайте стихотворение.

С детства кто трудолюбив

И с вещами бережлив,

Тот в хозяйстве всем помогает, – Пусть доходы возрастают!

 

Кого из изображённых на картинках можно описать этим стихотворением?

героев

4. Ребус

Отгадайте-ка, ребята!

Папы с мамой здесь зарплата,

Пенсии бабули с дедом,

Премия сестрёнки следом И стипендия от брата.

Что же в ребусе, ребята?

ЗАНЯТИЕ 4

ЖИЗНЕННАЯ МАТЕМАТИКА

1. Сказка о Медведе

Прочитайте сказку о медведе, который не любил считать.

Когда Мишка был маленьким, он не любил уроки математики. Ему трудно давался устный счёт. Вот никак не получалось быстро складывать и умножать цифры. «Ничего страшного! – уверял всех Мишка. – Мне это никогда не пригодится в жизни».

И вот Мишка оказался на ярмарке. Увидел он, как Лиса продаёт малиновое варенье. К прилавку выстроилась огромная очередь, и Мишка устремился к Лисе, так как больше всего на свете обожал варенье. У него оставалось 10 монет, и он решил все деньги потратить на любимое лакомство. Вот, наконец, дошла очередь до Мишки.

   Сколько стоит баночка? – спрашивает он.

   Три монеты, – отвечает Лиса. – Покупайте, это самое вкусное варенье, такого не найдёте нигде.

   У меня десять монет, – стал считать деньги Мишка. – Это значит, что мне хватит на… подождите минутку…

   Что тут думать! – быстро затараторила Лиса.– Вам хватит на две банки.

   Точно? – засомневался Мишка. – Я сейчас подсчитаю, главное, не торопите меня.

   Посмотрите, какая очередь, неужели вы мне не верите, я вам две банки, вы мне десять монет.

Идёт Мишка, в лапах у него две банки любимого варенья. Идёт и думает: «Уж не обманула ли меня

Лиса?»

И он вспоминает песенку, которую пела ему мама:

Чтоб не допустить обсчёта,

Тренируй свой навык счёта.

Все покупки проверяй,

Стоимость пересчитай,

Избежишь расстройств и плача, Если ты проверишь сдачу!

 

Прав ли был Мишка, когда говорил, что в жизни неважно уметь хорошо считать?

Сколько банок варенья должна была дать Лиса Мишке?

Обманула ли Лиса Мишку?

Можно ли совет мамы Мишки использовать в нашей жизни?

2. Важный совет

Подобную табличку можно встретить почти в каждом магазине.

 

Можно ли считать этот совет полезным? В чём его смысл?

3. Поиграем в магазин

А теперь мы немного поиграем. Объединитесь в пары. Один из вас – покупатель, другой – продавец. Из предложенных карточек с названиями товаров и ценами на них покупатель должен выбрать ему необходимые и подсчитать, какую сумму денег он должен заплатить за «покупку». Продавец так же пересчитывает стоимость выбранных товаров и «выписывает» покупателю чек. задача обоих участников – не ошибиться в подсчётах.

ЗАНЯТИЕ 5 СКОЛЬКО СТОИТ СВОё ДЕЛО

1. что нужно для успеха

Прочитайте стихотворение.

Как помните вы – у меня своё дело.

И я поглощён им, ребята, всецело.

Однажды придумал рецепт новых плюшек, А с ним и начинку для вкусных ватрушек.

Дела мои сразу пошли «на ура», Тогда я решил: расширяться пора. Я всё посчитал, все расходы свои, И что предложить я смогу для семьи.

Конечно, был риск, но я всё просчитал, Поэтому прибыльным бизнес мой стал!

Планируй, считай, никогда не ленись!

За дело любимое смело берись!

Как вы понимаете слова «прибыльный бизнес»? Благодаря чему Пекарь успешен в своём деле? Какими качествами должен обладать человек, открывающий своё дело, чтобы оно стало успешным?

2. честный Карлсон

Маша и Петя перечитывали свою любимую книгу шведской детской писательницы Астрид Линдгрен о Карлсоне.

В книжке им встретились герои Филле и Рулле. Это были самые отпетые хулиганы и воры. Карлсон называл их «хулиганы-сороканы», потому что они, словно сороки, забирали себе всё, что им нравилось.

«Хулиганы-сороканы – отвратительные типы», – утверждал Карлсон.

И Карлсон рассказал Малышу, что он ведёт себя не так как эти хулиганы. Он всегда платит за любую вещь, которую берёт, пять эре. Именно поэтому Карлсон считал себя самым честным человеком на свете.

   Вот интересно! Неужели он действительно думает, что любая вещь стоит пять эре? – удивился Петя.

   Разные вещи не могут стоить одинаково, – сказала Маша. – Ведь у тех, кто производит разные вещи, расходы разные.

Причин того, что один товар стоит дороже, а другой дешевле, много. О какой из причин рассуждали Маша и Петя?

* Эре – разменная монетка в Швеции, которая равна 1/100 кроны. В настоящее время почти не встречается.

ЗАНЯТИЕ 6

ЗАчЕМ ПЛАНИРОВАТЬ РАСхОДы СЕМЬИ

1. Куда делись все деньги?

Прочитайте фрагмент сказки Ганса Христиана Андерсена «Сундук-самолёт».

Жил-был купец, такой богач, что мог бы вымостить серебряными деньгами целую улицу, да ещё переулок в придачу; этого, однако, он не делал, – он знал, куда девать деньги. Так вот какой был купец! Но вот он умер, и все денежки достались его сыну.

Весело зажил сын купца: каждую ночь – в маскараде, пускал воздушных змеев из денег, а круги по воде вместо камешков монетами. Немудрено, что денежки прошли у него между пальцев, и под конец из всего наследства осталось только четыре монеты, а из платья – старый халат да пара туфель. Друзья и знать его больше не хотели, – им ведь даже неловко было теперь показаться с ним на улице.

 

Какое наследство получил сын купца? Почему у него не осталось денег?



ЗАНЯТИЕ 1

ДЕНЬГИ НАСТОЯЩИЕ И НЕНАСТОЯЩИЕ

1. Рассказ купюры

Я всего-навсего бумажка. Но в отличие от других бумажек меня не рвут, не бросают в мусорную корзину. На мне даже не пишут. Наоборот, меня очень берегут и неохотно со мной расстаются. Конечно, вы меня узнали: я – денежная 500-рублёвая банкнота.

Меня легко узнать по цвету и надписям. Я

имею окраску светло-фиолетового цвета. На моей лицевой стороне красуется гордая надпись: «Билет Банка России», которая говорит о моём месте рождения.

У меня много сестёр – старших и младших. Нас украшают изображения памятников  разных городов России.

Но есть в нашей семье и самозванцы! Их бывает непросто отличить от настоящих денег. Внешне они очень похожи на меня и моих сестёр, но купить на них вы ничего не сможете.

 

Как вы понимаете, что значит «самозванцы»?

Как по-другому можно назвать такие денежные банкноты?

2.  Игра «Миллионер»

На Новый год мама подарила сёстрам Свете и Марине настольную игру «Миллионер». Девочки тут же решили попробовать в неё сыграть. Света открыла коробку и стала доставать игровые материалы: поле, фишки, карточки. Среди них оказались и нарисованные денежные банкноты. Марина удивилась:

         Это же фальшивые деньги. Нам в школе рассказывали, что настоящие деньги выпускает только Банк России.

Света возразила сестре:

         Конечно, это ненастоящие деньги! Они нарисованные. Но и фальшивыми их назвать нельзя, потому что...

 

Продолжи мысль Светы. Объясни Марине, какие деньги считаются настоящими, а какие ненастоящими, в том числе – фальшивыми.

3.  Играем в магазин

Мама Серёжи и Наташи решила с детьми поиграть в магазин. Она нашла в Интернете вот такое описание игры:

«Дайте детям пустые упаковки от разных продуктов, помогите наклеить на них ценники, нарежьте фальшивые бумажные деньги или дайте банку с монетками».

 

Какое слово в этом описании не надо было использовать? Объясните, почему.

ЗАНЯТИЕ 2

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕНЬГИ

1. Как Коту получить рыбу?

У Кота есть молоко, у Быка кость, а у Собаки рыба. Чтобы Коту получить рыбу, он сначала меняет молоко на кость у Быка, и только потом кость меняет у Собаки на рыбу.

 

Как вы думаете, почему обмен происходит таким образом? Удобен ли безденежный обмен одной вещи на другую?

2. Равноценный ли обмен

Прочитайте фрагмент из русской народной сказки «Мена».

Жил мужик с бабою; была у них пара волов, а телеги не было. Куда ни соберутся ехать — бежит мужик по деревне искать телеги, и уж разов по пяти брал он телегу у каждого хозяина! До того дошло дело, что перестали давать ему; куда ни сунется, всякий срамит его: «Какой ты хозяин! Пару волов имеешь, а телеги не справишь!» Соберётся мужик в дорогу, а ехать не на чем; посуетится-посуетится, да так дома и останется. «Послушай, муженёк, — сказывает жена, — поведи волов на ярмарку, продай, да за эти деньги купи телегу; пускай у нас своя будет! Тогда и к нам станут ходить люди да просить телеги, а мы никому не дадим!»

Мужик послушал жену, встал поутру рано, взял пару волов и повёл в город. Стал приближаться к городу, глядь — везёт старик на ярмарку новые телеги; подбежал к нему: — «Здорово, земляк! Продаёшь телеги?» — «Продаю».

— «Знаешь ли, что я тебе скажу?»

— «Как скажешь, так и буду знать».

— «А вот что; сделай милость, дай мне телегу, а себе возьми пару волов».

Старик видит, что мена-то выгодная: пара волов худо стоит полтораста рублёв, а телега всего-навсего двадцать, и говорит: «Изволь, брат! Выбирай любую».

Мужик выбрал себе самую большую телегу и отдал за неё пару волов. Старик радёхонек, поскорей в город; на уме одно держит: как бы этот дурак не одумался да не отобрал назад своих волов.

А мужик стоит на дороге да думает: «Слава Богу, теперь есть телега! Только как её домой дотащить? Ведь волов нету, приходится на себе везти». Взял верёвку, привязал к телеге и давай тащить; тащил-тащил, с полверсты сделал, а устал как собака: пот так и льёт с лица, а рубаху хоть выжми! Остановился, сел отдохнуть и призадумался: до двора далеко, вёрст с пятнадцать будет! Как теперь с телегой быть?

 

Какой вид обмена осуществил мужик? Можно ли обмен волов на телегу назвать равноценным? Для кого обмен оказался выгодным? Кто совершил неудачный обмен? Как изменилась бы сказка, если бы мужик продал волов, получил за них деньги, а потом купил телегу?

ЗАНЯТИЕ 3

ЛЕГКО ЛИ ВЕСТИ СВОЁ ДЕЛО

1. Выгодно ли Пекарю производить мороженое?

Когда наш Пекарь не смог выпекать булочки из-за проблемы с поставкой муки, он решил производить пирожное Безе. А потом он подумал, что все очень любят мороженое. Возможно, это даже выгоднее, чем выпечка булочек.

Для производства мороженого потребовалось:

Масло – 10 кг по 50 монет за килограмм.

Сахар – мешок за 40 монет.

Бидон молока – 30 монет.

Джем – 10 монет.

А также:

Аренда морозильной камеры – 10 монет. Работа двух рабочих – по 40 монет каждому рабочему.

Машина с водителем – 50 монет.

 

Каковы расходы Пекаря?

Пекарю удалось произвести 90 порций мороженого. Он продал всё мороженое по 3 монеты за порцию.

 

Подсчитайте, сколько денег получил Пекарь.

Выгодно ли ему производство мороженого?

Будет ли он дальше выпускать мороженое?

2. Что такое убытки

Мишка хотел сэкономить и купил у Серого Волка мёд подешевле. Но мёд оказался горьким. И сделать клюкву в меду у него не получилось.

Раньше он приобретал мед по 30 монет за бочонок и его доход составлял 170 монет.

Теперь он купил у Волка мёд по 25 монет за бочонок и рассчитывал на доход в 190 монет.

Вместо этого Мишка оказался в убытке – то есть он потратил деньги, а произвести клюкву и заработать у него не получилось.

 

Какие выводы должен сделать Мишка?

3. Почему разорился Пончик

Один из героев книги Н. Носова «Незнайка на Луне» Пончик прилетел на Луну.

Путешествуя по Луне, он нашёл соль. Жившие здесь коротышки даже не подозревали о том, как вкусна еда с солью.

Все стали у Пончика покупать соль. Тогда он открыл фабрику по производству соли. Пончик сразу же установил очень высокую цену на свой товар. Торговля принесла ему большую прибыль. Видя всё это, коротышки тоже занялись продажей соли. У Пончика появились конкуренты, которые стали добывать очень много соли. Чтобы привлечь внимание покупателей, они очистили соль от грязи и установили цену на соль меньше, чем у Пончика. Соль у Пончика перестали покупать, и вскоре он разорился.

 

Почему Пончик разорился? Можно избежать? Если да, то каким образом?

ли

было

этого

4. Совет в стихах

Когда своё имеешь дело,

Рискуешь деньги потерять, Быть мало мастером умелым,

Ты должен риски просчитать.

 

Какому герою этот совет нужен больше, чем другим: Пекарю, Мишке или Пончику? Почему вы так думаете?


ЗАНЯТИЕ 4

КОГДА РИСКУЕШЬ ДЕНЬГАМИ

1. Рискованное предприятие

Петя рассказал Марусе о том, как он потерял деньги. Он дал деньги в долг своему приятелю и никак не может получить обратно. Маруся посочувствовала:

          Очень обидно, я тебя понимаю.

          Впредь буду умнее. Я начинаю понимать, что потерять день-ги очень легко, – рассудил Петя.

          Я дам тебе почитать замечательную книгу Николая Носова «Незнайка на Луне». Там очень много примеров ситуаций, в которых герои рискуют потерять свои деньги.

          Спасибо, я обязательно прочитаю! – сказал Петя, принимая книгу.

Особенно Петю заинтересовала глава об «Обществе гигантских растений». Когда Незнайка прилетел на Луну, он рассказал двум коротышкам Жулио и Мига о том, что в его ракете остались семена гигантских растений, которые он привёз. Жулио и Миге тут же предложили Незнайке продать лунным жителям бумаги, по которым они смогут получить свои семена, но только после того, как получится достать семена из ракеты.

«А я бы не стал покупать такие бумаги, – подумал Петя, читая книгу. – Это очень рискованно».

 

В чем мог заключаться  заридуманный  ими обман? Как вы думаете, почему Петя назвал предприятие, которое затеяли Жулио и Мига, рискованным?

 

Чем рискуют лунные коротышки, покупая обязательства Общества перед вкладчиками?

бумаги-

2. Волк ищет работу

Волк успешно работал охранником в магазине. Но хозяин магазина решил магазин закрыть, и Волк потерял работу.

 

Можно      ли     считать      угрозу        потери       работы          финансовым риском?

3. Полезные пословицы

Объясните значение пословиц:

ОТ ГЛУПОГО РИСКА ДО БЕДЫ БЛИЗКО.

РИСКНУЛ, ДА ЗАКАЯЛСЯ.

НА СВОЙ СТРАХ И РИСК.

 

Какую пословицу, на ваш взгляд, можно использовать в качестве заголовка к этому занятию вместо заголовка

«Когда рискуешь деньгами»?

ЗАНЯТИЕ 5

ЕСЛИ НУЖНО ВЗВЕШИВАТЬ

1. На рынке

Продавец взвесил 1 кг яблок, 2 кг моркови, 5 кг картофеля и объявил цену всей покупки.

Сравните цены каждого товара и цену всей покупки, названную продавцом.

 

Можно ли уличить продавца в обмане?

Чем отличается процесс взвешивания фруктов в супермаркете и на рынке? Где меньше шансов столкнуться с мошенничеством?

2. Исправить ошибки

 

В следующих утверждениях есть ошибки. Исправьте их.

1)      Не стоит тратить время на повторное взвешивание товара.

2)      При самообслуживании больше шансов столкнуться с обвесом.

3)      Как правило, овощи и фрукты на рынке дороже.

4)      Электронные весы не позволяют обманывать покупателей.

5)      Сразу выбрасывайте чек, он вам никогда не пригодится.

3. О чём говорит пословица

Петя получил задание в школе подобрать пословицу, которая напомнит покупателям о том, что нужно быть очень внимательными в магазине и на рынке. Петя выбрал такую пословицу:

ЛУЧШЕ ПОБЕРЕЧЬСЯ, ЧЕМ ОБЖЕЧЬСЯ.

 

Оцените, как Петя выполнил задание.

Правильную ли пословицу он подобрал?

ЗАНЯТИЕ 6

ЗАЧЕМ СЕМЬЕ СБЕРЕЖЕНИЯ

1. Чтобы построить дом

Прочитайте фрагмент сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино».

…Кум Тыква только накануне закончил постройку своего дома. Чуть ли не с самого детства мечтал он о том, что у него будет когда-нибудь собственный домик, и каждый год покупал по одному кирпичу для будущей постройки. В конце концов, он решил работать побольше, а есть поменьше. Так он и сделал. Теперь ему удавалось покупать по три, по четыре кирпича в год. Он стал худым, как спичка, зато груда кирпичей росла.

Так шёл год за годом. Наконец наступил день, когда кум Тыква почувствовал, что становится стар и не может больше работать. Он снова пошёл к мастеру Виноградинке и сказал ему:

                       Будь так добр, посчитай мои кирпичи.

Мастер Виноградинка, захватив с собой шило, вышел из мастерской, посмотрел на груду кирпичей и начал:

                       Шестью семь – сорок два… девять долой… Словом, все-го у тебя теперь сто восемнадцать штук.

                       Хватит на дом?

                       По-моему, нет.

                       Как же быть?

                       Не знаю, право, что тебе сказать… Построй курятник…

Кум Тыква вздохнул разок-другой, но, видя, что от его вздохов кирпичей не прибавляется, решил без лишних слов начать постройку.

«Я сложу из кирпичей совсем-совсем маленький домик, – думал он, работая. – Мне ведь дворца не нужно, я и сам невелик. А если кирпичей не хватит, пущу в ход бумагу».

Кум Тыква работал медленно и осторожно, боясь слишком быстро израсходовать все свои драгоценные кирпичи.

Он клал их один на другой так бережно, будто они были стеклянные. Он-то хорошо знал, чего стоит каждый кирпичик!

– Вот это, – приговаривал он, взяв один из кирпичей и поглаживая его, словно котёнка, – это тот самый кирпич, что я раздобыл десять лет тому назад к Рождеству. Я купил его на те деньги, что припас на курицу к празднику. Ну, курятиной я полакомлюсь потом, когда кончу свою постройку, а пока обойдусь без неё.

 

Почему кум Тыква не смог сразу купить нужное количество кирпичей? Что ему пришлось сделать, чтобы покупать больше кирпичей? Как вы поняли, почему он так бережно относился к каждому кирпичу?

2. Накопить на желанную покупку

Муж и жена на первой иллюстрации, получив зарплату, отложили часть денег и только потом начали планировать семейный бюджет. Супруги на второй иллюстрации пошли сразу тратить деньги, решив, что потом подумают о сбережениях.

 

Действия какой  из семей финансово грамотны?

ЗАНЯТИЕ 7 ДЕНЬГИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ
1. Путешествие монетки

Прочитайте фрагмент сказки Г.Х. Андерсена «Серебряная монетка».

Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки — чистенькая, светленькая, — покатилась и зазвенела:

— Ура! Теперь пойду гулять по белу свету!

И пошла.

Ребёнок крепко сжимал её в своём тёпленьком кулачке, скряга тискал холодными липкими пальцами, люди постарше вертели и поворачивали много раз, а у молодых она не задерживалась и живо катилась дальше.

Монетка была серебряная, меди в ней было очень мало, и вот она целый год гуляла по белу свету, то есть в той стране, где была отчеканена. Потом она отправилась за границу и оказалась последней родной монеткой в кошельке путешественника. Но он и не подозревал о её существовании, пока она сама не попала к нему в пальцы.

— Вот как! У меня ещё осталась одна наша родная монетка! — сказал он.

— Ну, пусть едет со мною путешествовать!

И монетка подпрыгнула от радости и зазвенела, когда её сунули обратно в кошелёк. Тут ей пришлось лежать со своими иностранными сородичами, которые всё сменялись — одна уступала место другой, ну а она всё оставалась в кошельке.

 

Почему путешественник называл монетку родной? Почему она всё время оставалась в кошельке и владелец её не тратил?

 

Названия каких валют пропущены в стихотворении?

Если едешь по России,

И тебя купить просили

Сувениры и подарки,

Чтоб купить гостинец яркий Из широт родной земли, Пригодятся нам ________ .

Коль по европейским странам

Едешь с другом-чемоданом, Выручит тебя, наверно, Общая валюта _________ .

Если в Чехию дорога,

Денег нужно взять немного,

Белой чтоб не быть вороной, Ты рубли меняй на ________ .

Чтоб в китайском магазине

Прикупить презент кузине, Ты из кошелька достань Местный новенький __________.

А в Америке, друзья,

Жить без __________ нельзя!



ЗАНЯТИЕ 1 ЗАчЕм сЕмьЕ вЕсТИ бюджЕТ

Одинаковые ли у неё доходы в разное время года?

Как это влияет на планирование семейного бюджета?

1.      


бюджет на каждый месяц

 

Почему нельзя спланировать расходы один раз и каждый месяц пользоваться этим планом?

2.       Лиса и мороженое

Лиса решила открыть своё дело по продаже мороженого, чтобы увеличить свои доходы.

3.       Как экономить семейные деньги

 

Кто из героев экономит семейные средства? Кому придётся тратить деньги из семейного бюджета на непредвиденные расходы?

4.       О расходах бюджета

 

Прочитайте совет и ответьте на вопросы.

Если хочешь, чтоб работал

Папа каждый день и час, Никогда по выходным

Не ходил с тобой в кино,

Бей посуду, рви одежду,

Чтоб был повод вновь купить, Ну а деньги папа сможет Заработать вновь ещё. Он же любит так работать, Никогда не отдыхать!

 

Как бы вы назвали данный совет: полезным или вредным? Объясните, почему вы так считаете.


 

ЗАНЯТИЕ 2 чТО ТАКОЕ сТрАхОвАНИЕ

1.       что можно застраховать?

Художник нарисовал плакат, на котором образно представил страхование в виде зонтика, который обозначает защиту от возможных финансовых потерь при порче или утрате имущества. 

 

Рассмотрите плакат, объясните, от какого риска можно застраховать предметы и людей

2.       Необычные страховки

В Интернете можно найти очень необычные примеры страхования. Люди страхуют то, что для них ценно, особенно дорого.

      Гонщик «Формулы-1» Фернандо Алонсо застраховал пальцы своих рук на 10 миллионов евро.

      Известный исполнитель ирландских танцев Майкл Флэтли застраховал свои ноги на 25 миллионов евро. Ноги великого танцора долгое время были не только самые быстрые, но и самые дорогие, пока знаменитый футболист Криштиану Роналду не застраховал свои ноги на сумму 144 миллиона долларов.

      Известная фотомодель Клаудиа Шиффер  застраховала своё лицо на 5 миллионов долларов, а певец Род Стюарт свой голос на 6 миллионов долларов.

 

Как вы думаете, почему эти люди приобрели именно такие страховые полисы?

Сделайте вывод о том, что и на какой случай можно застраховать.

3.       Опережая события

Одна страховая компания выбрала в качестве своей рекламы поговорку:

БЕРЕГИСЬ БЕД, ПОКА ИХ НЕТ.

 

Подходящую ли поговорку подобрала страховая компания? Какой смысл она вложила в эту поговорку?

ЗАНЯТИЕ 3 ЛИчНыЕ дЕНьгИ

На что Папа Карло потратил свои деньги? Почему он так поступил? А на что вы потратили бы личные деньги?

1.      


сколько стоит куртка?

Прочитайте фрагмент из сказки А. Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино».

                       Я буду умненький-благоразумненький, папа Карло… Го-ворящий Сверчок велел мне ходить в школу.

                       Славно придумано, малыш…

                       Папа Карло, – сказал Буратино, – а как же я пойду в школу без азбуки?

                       Эге, ты прав, малыш…

Папа Карло почесал в затылке. Накинул на плечи свою единственную старую куртку и пошёл на улицу.

Он скоро вернулся, но без куртки. В руке он держал книжку с большими буквами и занимательными картинками.

                       Вот тебе азбука. Учись на здоровье.

                       Папа Карло, а где твоя куртка?

                       Куртку-то я продал… Ничего, обойдусь и так… Только ты живи на здоровье.

Буратино уткнулся носом в добрые руки папы Карло.

                       Выучусь, вырасту, куплю тебе тысячу новых курток.

Сколько ему нужно продать грибов, чтобы купить кровать за 465 монет?

2.      


сбережения-помощники

Белочка собирает орехи и делает запасы.

В один мешок помещается 2 кг орехов.

 

Сколько килограммов орехов удалось собрать Белочке? Почему, когда к Белочке внезапно приехали родственники, у неё не возникло проблем, чтобы их угостить? 

3.       Продажа грибов

Чтобы накопить на новую кровать, ёжик решил собирать в лесу грибы и продавать их на ярмарке. Цена 1 гриба – 5 монет.


4.       в отпуске

Барсук:

Я на море отдыхал,

Там купался, загорал,

Отдых был моей мечты:

Море, солнце и цветы! Соки пил и лимонад.

Волк:

Ты нашёл, быть может, клад?

Где ж ты денег раздобыл?

Барсук:

Просто я весь год копил, Свой планировал бюджет, И глядеть поехал свет.

Волк:

Этого не может быть!

Как ты так умеешь жить? Мой доход почти, как твой, Но я трачу всё под ноль!

Барсук:

А ты деньги трать с умом!

Что купил вчера ты в дом?

Волк:

Только нужные вещицы:

Украшения волчице,

Для волчат два вертолёта, Но они не рады что-то.

Ладно, как-нибудь потом Их запустим в небосклон.

Автомат для сладкой ваты,

Тоже сделаю когда-то, Три ремня ещё купил, Штрафы также заплатил: С ветерком люблю катить, Вот, приходится платить...

Съел ещё 5 эскимо,

Зайцев всех сводил в кино.

Мы такие дружные!

Почему Барсук смог отдохнуть на море?

Почему у Волка никогда не получается отложить часть денег? Можно ли назвать его траты разумными?

Как вы понимаете выражение «тратить под ноль»?

Все расходы нужные!


ЗАНЯТИЕ 4 КОгдА бЕрёшь в дОЛг

1.       где взять кредит?

         Я считаю, что деньги не нужно брать в долг, но уж если ты задумался о кредите, то иди в банк, – учил Барсук Волка уму-разуму.

         Но в банке, наверное, всё сложно: документов множе-ство принеси, подожди, пока тебе одобрят выдачу кредита. А тут, видимо, просто: раз – и деньги! – и Волк показал на объявление, которое привлекло его внимание.

Барсук покачал головой:

         Ты уверен, что не столкнешься с мошенниками? Я дове-ряю только банкам. Запомни: чем легче получить, тем сложнее отдать!

 

Что имеет в виду Барсук?

Почему он считает, что кредит лучше брать в банке?

2.       мудрая притча

Прочитайте грузинскую притчу.

Одолжил бедняк деньги у богатого соседа, а вернуть долг никак не может. Ходит богатый сосед к бедняку, требует свои деньги. Надоело это жене бедняка, и говорит она мужу:

         Ты спрячься, я сама встречу соседа.

Снова приходит богач за своими деньгами.

         Хозяина дома нет. Чего тебе надобно, добрый чело- век? – говорит ему женщина.

         Где же он? Когда вернёт мне долг?

         Он как раз по этому делу ушёл. Купит семян, приве-зёт, засеет землю терновником, вырастут колючие кустарники, пройдёт мимо караван с хлопком, застрянут на колючках клочки ваты, соберёт мой муж вату, продаст и вернёт тебе твой долг…

Рассмеялся богач…

 

Все герои этой притчи находятся в сложной ситуации. Как они в ней оказались? Может ли бедняк заработать тем способом, о котором рассказала его жена? Чему учит эта притча?

3.       разными словами

Прочитай пословицы, в которых есть слово «долг».

      Долг платежом красен.

      Долг не велик, да лежать не велит.

      Лучше уплачивать долги, чем делать новые.

      Рад будешь, как долг избудешь.

 

Какой смысл объединяет все эти пословицы?

ЗАНЯТИЕ 5 гдЕ мОжНО дЕЛАТь ПОКуПКИ

1.      Какой магазин выбрать?

Маруся и её родители сели составлять список покупок, которые нужно будет сделать в текущем месяце.

 

Посмотрите на этот список и подумайте, где лучше сделать ту или иную покупку. Почему вы сделали именно такой выбор?

2.      магазины бывают разные

Прочитайте стихотворения Сергея Михалкова «В магазине как в лесу…» и «Андрюшка».

В магазине как в лесу…

В магазине как в лесу:

Можно тут купить лису,

Лопоухого зайчонка,

Снежно-белого мышонка, Попугайчиков зелёных – Неразлучников влюблённых.

Мы не знали, как нам быть:

Что же выбрать? Что купить?

         Нет ли рыжего щенка?

         К сожаленью, нет пока!

 

Если сегодня в магазине игрушек не оказалось бы рыжего щенка, где вы смогли бы его поискать?

Андрюшка

 

Лежали на полке,

Стояли на полке

Слоны и собаки,

Верблюды и волки,

Пушистые кошки,

Губные гармошки,

И утки,

И дудки,

И куклы-матрёшки.

Кто видел у нас В магазине

Андрюшку?

Он самую лучшую

Выбрал игрушку – Он выбрал ружьё,

И сказал продавец:

– Ты будешь охотником.

Ты молодец!

 

 

О каком виде магазинов идёт речь в этом стихотворении?

ЗАНЯТИЕ 6 КАК бЕЗОПАсНО ПОЛьЗОвАТьсЯ бАНКОвсКОй КАрТОй

1. Как выглядит пластиковая карта

Магнитная полоса хранит информацию о банковской карте и её держателе.

Код проверки подлинности обеспечивает безопасность при совершении покупок через интернет.

Наименование банка говорит о том, какой именно банк выдал карту.

ЧИП – это встроенный в карту крошечный компьютер с информацией о карте и банке, который её выдал.

Номер карты позволяет определить владельца карты.

Срок действия карты указывает, когда карта будет заблокирована.

Имя и фамилия держателя карты указывают на принадлежность карты конкретному человеку, при этом владельцем карты является банк, который её выдал.

 

Для чего нужен каждый элемент карты?

Какие элементы позволяют сделать карту безопасной?

2. Зачем нужны разные банковские карты?

Прогресс на месте не стоит,

Есть денег безналичный вид,

Они лежат на счёте в банке,

А гражданину и гражданке

Банк, открывая личный счёт, Для трат всех карту выдаёт.

Бывает карта дебетовой,

Вещей купить с ней можно новых, Потратить денег можно столько, Которые на счёте только.

Ещё кредитною бывает, Процент по ней банк начисляет. Что тратил, нужно всё вернуть И о процентах не забудь!

Коль в магазине вещь найдётся,

Наличные считать придётся, – По карте легче рассчитаться,

Но стоит карте потеряться, Никто копейки не возьмёт,

Не зная карточки ПИН-код.

 

О каких банковских картах вы узнали из стихотворения? Чем они отличаются друг от друга?

 

Какой важный совет можно сформулировать, опираясь на три последние строчки стихотворения?

ЗАНЯТИЕ 7 ПрИвЛЕКАТЕЛьНОЕ дЕЛО

1.      блокнот на выбор

Рассмотрите изображения.

 

Какой блокнот, на ваш взгляд, удобнее?

Для каких целей подойдёт каждый из них?

Какие обычные и необычные материалы использовать для изготовления блокнотов?

можно

 

Опишите, как может выглядеть оформление обложки блокнота для:

– ученика начальной школы;  – ученика старшей школы; – учителя.

2.      Курица напрокат

Нас не удивляет, когда мы можем взять напрокат коньки, автомобиль или акваланг. Но курица – это совсем другое дело. А вот супруги из Мичигана так не думают. Они предлагают тем, кто планирует содержать кур, попробовать, получится ли это у них, и взять птиц напрокат. Они решили открыть своё дело под названием Rent a chicken, что в переводе означает «Арендовать курицу».

 

Как вы думаете, будет ли успешно работать фирма, дающая птиц напрокат? Поясните своё мнение.

3.      Неприхотливый питомец

Американец Гари Дал предлагает в качестве домашнего любимца приобрести… камень. Он не убежит, не испортит мебель, его не надо кормить и лечить. К каждому булыжнику прилагается красивая упаковка и инструкция по уходу.

 

Как вы думаете, будут ли такие питомцы покупаться?  Сможет ли развить Гари своё дело?


4.      Начинающему своё дело

Перед вами пословицы и поговорки. Часть из них пригодится тем, кто решил открыть своё дело.

     Торговля кого выручит, кого выучит.

     Хороший товар сам себя хвалит.

     Под лежачий камень вода не течёт.

     Работа не волк, в лес не убежит.

     Копейка рубль бережёт.

 

     Финансы поют романсы.

     Делу – время, потехе – час.

     Глаза боятся, а руки делают.

 

Выберите пословицы, которые могут пригодиться тем, кто начинает своё дело. Объясните, почему вы их выбрали.

сОдЕржАНИЕ

чАсТь 1

ЗАНЯТИЕ 1. чТО НужНО сЕмьЕ  ........................................................  4

ЗАНЯТИЕ 2. КАК рАсПОрЯжАТьсЯ КАрмАННымИ

дЕНьгАмИ  .....................................................................................................  6

ЗАНЯТИЕ 3. сКОЛьКО сТОИТ АвТОмОбИЛь  ................................... 9

ЗАНЯТИЕ 4. чТО ТАКОЕ «свОё дЕЛО»  ............................................ 11 чАсТь 2

ЗАНЯТИЕ 1. КАК рАЗумНО дЕЛАТь ПОКуПКИ  ............................ 16

ЗАНЯТИЕ 2. ОсТЕрЕгАйТЕсь мОшЕННИКОв  ................................. 19

ЗАНЯТИЕ 3. ИЗ чЕгО сОсТОЯТ дОхОды сЕмьИ  ...................... 21 ЗАНЯТИЕ 4. жИЗНЕННАЯ мАТЕмАТИКА  .......................................... 24

ЗАНЯТИЕ 5. сКОЛьКО сТОИТ «свОё дЕЛО»  ................................ 28

ЗАНЯТИЕ 6. ЗАчЕм ПЛАНИрОвАТь

рАсхОды сЕмьИ  ....................................................................................... 30

чАсТь 3

ЗАНЯТИЕ 1. дЕНьгИ НАсТОЯЩИЕ И НЕНАсТОЯЩИЕ  .................. 34 ЗАНЯТИЕ 2. дЛЯ чЕгО НужНы дЕНьгИ  ......................................... 37 ЗАНЯТИЕ 3. ЛЕгКО ЛИ вЕсТИ свОё дЕЛО  ..................................... 40

ЗАНЯТИЕ 4. КОгдА рИсКуЕшь дЕНьгАмИ  ...................................... 43 ЗАНЯТИЕ 5. ЕсЛИ НужНО вЗвЕшИвАТь  .......................................... 45 ЗАНЯТИЕ 6. ЗАчЕм сЕмьЕ сбЕрЕжЕНИЯ  ......................................... 47

ЗАНЯТИЕ 7. дЕНьгИ в рАЗНых сТрАНАх  ....................................... 49 чАсТь 4

ЗАНЯТИЕ 1. ЗАчЕм сЕмьЕ вЕсТИ бюджЕТ.................................................... 52

ЗАНЯТИЕ 2. чТО ТАКОЕ сТрАхОвАНИЕ......................................................... 55

ЗАНЯТИЕ 3. ЛИчНыЕ дЕНьгИ......................................................................... 58

ЗАНЯТИЕ 4. КОгдА бЕрёшь в дОЛг............................................................... 61

ЗАНЯТИЕ 5. гдЕ мОжНО дЕЛАТь ПОКуПКИ................................................. 63

ЗАНЯТИЕ 6. КАК бЕЗОПАсНО ПОЛьЗОвАТьсЯбАНКОвсКОй КАрТОй........ 65

ЗАНЯТИЕ 7. ПрИвЛЕКАТЕЛьНОЕ дЕЛО......................................................... 67

 

дЛЯ ЗАмЕТОК



Введение в финансовую грамотность : практикум к учебному пособию для начальной школы

Введение в финансовую грамотность : практикум к учебному пособию для начальной школы

УДК 373.167.1:336+336(075.3)

УДК 373.167.1:336+336(075.3)

ООО «Издательство «Интеллект-Центр» 125445,

ООО «Издательство «Интеллект-Центр» 125445,

Введение в финансовую грамотность : практикум к учебному пособию для начальной школы

Введение в финансовую грамотность : практикум к учебному пособию для начальной школы

Занятие 1 что нужно семье 1

Занятие 1 что нужно семье 1

Какая поговорка содержит хороший совет людям, которые хотят тратить деньги только на необходимые для семьи вещи?

Какая поговорка содержит хороший совет людям, которые хотят тратить деньги только на необходимые для семьи вещи?

Зайчику – Зайчик, иди сюда, у нас кое-что для тебя есть

Зайчику – Зайчик, иди сюда, у нас кое-что для тебя есть

Они прочитали о том, как волновались родители из-за путешествия

Они прочитали о том, как волновались родители из-за путешествия

Карлсон. И только потом Малыш вспомнил, что копил эти деньги на щенка

Карлсон. И только потом Малыш вспомнил, что копил эти деньги на щенка

Занятие 3 сколько стоит аВтомобиль 1

Занятие 3 сколько стоит аВтомобиль 1

Представьте, что родители купили новые вещи, изображенные на рисунке

Представьте, что родители купили новые вещи, изображенные на рисунке

Я с детства люблю запах сдобы и хлеба,

Я с детства люблю запах сдобы и хлеба,

Он пышный и свежий, полезный для всех!

Он пышный и свежий, полезный для всех!

Введение в финансовую грамотность : практикум к учебному пособию для начальной школы

Введение в финансовую грамотность : практикум к учебному пособию для начальной школы

В нашем продуктовом магазине есть пустая полка

В нашем продуктовом магазине есть пустая полка

Введение в финансовую грамотность : практикум к учебному пособию для начальной школы

Введение в финансовую грамотность : практикум к учебному пособию для начальной школы

ЗАНЯТИЕ 1 КАК РАЗУМНО ДЕЛАТЬ

ЗАНЯТИЕ 1 КАК РАЗУМНО ДЕЛАТЬ

Ещё, чего доброго, мальчишки отнимут

Ещё, чего доброго, мальчишки отнимут

Итак, в магазин отправляемся дружно!

Итак, в магазин отправляемся дружно!

В вашем классе, вероятно, есть ребята, которые читали сказку

В вашем классе, вероятно, есть ребята, которые читали сказку

Совет 1 Мошенник не всегда, как

Совет 1 Мошенник не всегда, как

ЗАНЯТИЕ 3 ИЗ чЕГО СОСТОЯТ ДОхОДы

ЗАНЯТИЕ 3 ИЗ чЕГО СОСТОЯТ ДОхОДы

Как помочь своей семье Недавно зайчик и

Как помочь своей семье Недавно зайчик и

Найти героев Рассмотрите картинки к заданиям «Такие разные доходы» и «Как помочь своей семье» и прочитайте стихотворение

Найти героев Рассмотрите картинки к заданиям «Такие разные доходы» и «Как помочь своей семье» и прочитайте стихотворение

Когда Мишка был маленьким, он не любил уроки математики

Когда Мишка был маленьким, он не любил уроки математики

У меня десять монет, – стал считать деньги

У меня десять монет, – стал считать деньги

Важный совет Подобную табличку можно встретить почти в каждом магазине

Важный совет Подобную табличку можно встретить почти в каждом магазине

ЗАНЯТИЕ 5 СКОЛЬКО СТОИТ СВОё ДЕЛО

ЗАНЯТИЕ 5 СКОЛЬКО СТОИТ СВОё ДЕЛО

Прочитайте стихотворение.

Прочитайте стихотворение.

В книжке им встретились герои

В книжке им встретились герои

ЗАНЯТИЕ 6 ЗАчЕМ ПЛАНИРОВАТЬ

ЗАНЯТИЕ 6 ЗАчЕМ ПЛАНИРОВАТЬ

Весело зажил сын купца: каждую ночь – в маскараде, пускал воздушных змеев из денег, а круги по воде вместо камешков монетами

Весело зажил сын купца: каждую ночь – в маскараде, пускал воздушных змеев из денег, а круги по воде вместо камешков монетами

Введение в финансовую грамотность : практикум к учебному пособию для начальной школы

Введение в финансовую грамотность : практикум к учебному пособию для начальной школы

Введение в финансовую грамотность : практикум к учебному пособию для начальной школы

Введение в финансовую грамотность : практикум к учебному пособию для начальной школы

ЗАНЯТИЕ 1 ДЕНЬГИ НАСТОЯЩИЕ И

ЗАНЯТИЕ 1 ДЕНЬГИ НАСТОЯЩИЕ И

Игра «Миллионер» На Новый год мама подарила сёстрам

Игра «Миллионер» На Новый год мама подарила сёстрам

Продолжи мысль Светы. Объясни

Продолжи мысль Светы. Объясни

Какое слово в этом описании не надо было использовать?

Какое слово в этом описании не надо было использовать?

Жил мужик с бабою; была у них пара волов, а телеги не было

Жил мужик с бабою; была у них пара волов, а телеги не было

А мужик стоит на дороге да думает: «Слава

А мужик стоит на дороге да думает: «Слава

ЗАНЯТИЕ 3 ЛЕГКО ЛИ ВЕСТИ СВОЁ

ЗАНЯТИЕ 3 ЛЕГКО ЛИ ВЕСТИ СВОЁ

Что такое убытки Мишка хотел сэкономить и купил у

Что такое убытки Мишка хотел сэкономить и купил у

Путешествуя по Луне, он нашёл соль

Путешествуя по Луне, он нашёл соль

ЗАНЯТИЕ 4 КОГДА РИСКУЕШЬ ДЕНЬГАМИ 1

ЗАНЯТИЕ 4 КОГДА РИСКУЕШЬ ДЕНЬГАМИ 1

А я бы не стал покупать такие бумаги, – подумал

А я бы не стал покупать такие бумаги, – подумал

Какую пословицу, на ваш взгляд, можно использовать в качестве заголовка к этому занятию вместо заголовка «Когда рискуешь деньгами»?

Какую пословицу, на ваш взгляд, можно использовать в качестве заголовка к этому занятию вместо заголовка «Когда рискуешь деньгами»?

Продавец взвесил 1 кг яблок, 2 кг моркови, 5 кг картофеля и объявил цену всей покупки

Продавец взвесил 1 кг яблок, 2 кг моркови, 5 кг картофеля и объявил цену всей покупки

О чём говорит пословица Петя получил задание в школе подобрать пословицу, которая напомнит покупателям о том, что нужно быть очень внимательными в магазине и на…

О чём говорит пословица Петя получил задание в школе подобрать пословицу, которая напомнит покупателям о том, что нужно быть очень внимательными в магазине и на…

Не знаю, право, что тебе сказать…

Не знаю, право, что тебе сказать…

Накопить на желанную покупку

Накопить на желанную покупку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2022