Введение в финансовую грамотность : рабочая тетрадь 3 для 3 класса
Оценка 4.7

Введение в финансовую грамотность : рабочая тетрадь 3 для 3 класса

Оценка 4.7
pdf
12.08.2022
Введение в финансовую грамотность : рабочая тетрадь 3 для 3 класса
Rabochaya_tetrad_3_kl.pdf



УДК 373.167.1:336+336(075.3)

ББК 65.26я72

    В24

Авторский коллектив:

Елена Лазаревна Рутковская − руководитель коллектива

Анастасия Владимировна Половникова

Анна Александровна Козлова

Мария Александровна Лангер

Галина Владимировна Рыченкова Наталья Валерьевна Штильман

Стихи:

Мария Александровна Лангер

В24 В ведение в финансовую грамотность : рабочая тетрадь 3 для начальной школы / [Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и др. ; стихи М.А. Лангер] ; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. – 24 с.

             ISBN 978-5-907157-29-3

Рабочая тетрадь  адресована младшим школьникам. Она является частью учебно-методического комплекта по финансовой грамотности, подготовленного по заказу Банка России. Тетрадь включает в себя задания, способствующие формированию разумного финансового поведения младших школьников на основе применения в жизненных ситуациях представлений о финансовых продуктах и финансовых отношениях.

                                                                                                 УДК 373.167.1:336+336(075.3)

                                                                                                 ББК 65.26я72

Генеральный директор М.Б. Миндюк

Редактор Д.П. Локтионов

Художественный редактор Е.Ю. Воробьёва

Компьютерная вёрстка и макет Е.В. Лупенко Художник А.С. Хабибова

Подписано в печать 11.03.2019 г. Формат 60х84/8. Бумага офсетная.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 3,0.

Тираж 130 экз. Заказ №

ООО «Издательство «Интеллект-Центр»

125445, Москва, ул. Смольная, д. 24А, этаж 7, пом. I, ком. 14

ISBN 978-5-907157-29-3                                                © Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова,

                                                                                           А.А. Козлова и др., 2019

                                                                                             © Оформление – ООО «Издательство

                                                                                        «Интеллект-Центр», 2020

ЗАНЯТИЕ 1 ДЕНЬГИ НАСТОЯЩИЕ И НЕНАСТОЯЩИЕ

1. Текст с пропусками

 

Вставьте пропущенные слова в текст, используя словаподсказки.

Настоящие _____________ – это банкноты и _____________, выпущенные Центральным ____________ Российской Федерации. Кроме настоящих денег могут встречаться и ____________. Деньги, которые рисуют для _____________, – ненастоящие. Встретиться могут и ________________ деньги, – они так похожи на настоящие, что на первый взгляд их даже не отличить. За подделку денег предусмотрено ____________________. Если в руки попала фальшивая __________________, ею ни в коем случае нельзя даже пытаться _____________________.

Слова-подсказки:  деньги, монеты, купюра, игра, банк, ненастоящие, фальшивые, наказание, расплатиться.

2. Два столбика

 

Запишите перечисленные ниже слова в два столбика: в первый столбик – слова, по смыслу соответствующие словосочетанию «настоящие деньги», во второй столбик – слова, по смыслу соответствующие словосочетанию «ненастоящие деньги».

Слова:  фальшивые, подлинные, законные, неподдельные.

Настоящие деньги

Ненастоящие деньги

 

 

 

 

 

 

Ответ: ________________________________________________________ Пояснение: ___________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________

4. С какой целью

 

Предположите, для чего деньги. Ответ запишите.

выпускаются

сувенирные

Предположение: ______________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________

 

Представьте, что молодой человек решил использовать сувенирные деньги для оплаты в кафе. Опишите, что с ним случится.

_______________________________________________________________ _______________________________________________________________

5. Что делать?

 

Что делать, если деньги, которые у вас в руках, оказались фальшивыми? Посоветуйтесь с родителями и составьте порядок действий в данной ситуации.

1) ____________________________________________________________ 2) ____________________________________________________________ 3) ____________________________________________________________

ЗАНЯТИЕ 2 ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕНЬГИ

1. Стихи-загадки

 

Запишите ответы на загадки.

Коль работаешь отлично,

Ждёт тебя твой стимул личный, Можешь смело, так и быть, Тратить их или копить.

О чём речь? _________________

Раньше, в древние века (денег не было пока),

Было всё лишь на обмен:

Хлеб орудию взамен.

Звался как у всех людей

Тот обмен? Пиши скорей ______________

Из кармана в кошельки

Скачут резво «кругляшки»,

Их можно тратить и копить, Потом мечту осуществить.

А падая, звенят нередко,

Ведь из металла что? __________________

2. Рубли и копейки

 

Посчитайте и запишите, сколько рублей в 300, 500, 643 и 945 копейках. Считайте только целые рубли.

300 копеек ______

500 копеек ______

643 копейки _______

945 копеек _______

3. Пирожки

Медведица напекла пирожков с малиной.

Вместе с медведем они решили, что 1 пирожок можно продать за 12 рублей. Сколько пирожков сможет купить Лиса, если у неё 72 рубля?

Решение: __________________________________________

_________________________________________________

Ответ: ____________________________________________

4. Поговорки

Прочитайте поговорку.

ЗДОРОВЬЕ НЕ КУПИШЬ

 

Что ещё невозможно купить за деньги? Придумайте об этом свои поговорки.

1)      ____________________________________ не купишь.

2)      ____________________________________ не купишь.

3)      ____________________________________ не купишь.

5. Поиграем в дизайнера

ЗАНЯТИЕ 3 ЛЕГКО ЛИ ВЕСТИ СВОЁ ДЕЛО

1. Подсчитайте убытки

Однажды Пекарь не смог работать целый день из-за сильной грозы, – в пекарне отключили электричество.

        Было     воскресенье,     жители     города     ждали     свежие    булочки.

Накануне пекарь уже купил все необходимые продукты:

Муки – 2 мешка по 20 монет за мешок.

Яиц – 7 десятков по 10 монет за десяток.

Масла – 5 кг по 50 монет.

Сахар – мешок за 30 монет.

Изюм – коробка за 20 монет.

Сухофрукты, орехи и посыпка – 20 монет.

Этого должно было хватить на производство 300 булочек по 3 монеты каждая. Но булочек не было. Пекарь понёс убытки.

 

Подсчитайте, какой доход получил бы Пекарь, если бы булочки были изготовлены и проданы.

Решение: __________________________________________

_________________________________________________

Ответ: ____________________________________________

2. Помогите Пекарю

На следующий день, в понедельник, Пекарю нужно было не только изготовить булочки, но и оплатить работу хлебопёков и водителей.

Для производства изготовления булочек ему нужно было:

Муки – 3 мешка по 20 монет.

Яиц – 10 десятков по 10 монет за десяток.

Масла – 8 кг по 50 монет.

Сахар – мешок за 30 монет.

Пекарь посчитал: в цехе работало 3 хлебопёка. Каждый хлебопёк должен получить 40 монет. Для транспортировки хлеба необходимо 2 машины. Работа каждого водителя стоит 40 монет.

 

Сколько всего монет понадобится расходы в понедельник?

Пекарю

на

его

Решение: __________________________________________

Ответ: ____________________________________________

За этот день Пекарь произведёт 330 булочек. Пекарь продаёт одну булочку за 3 монеты.

 

Сколько денег за этот день Пекарь заработает, если продаст все булочки?

Решение: __________________________________________

_________________________________________________

Ответ: ____________________________________________

 

Может ли Пекарь снизить цену булочки до 2-х монет за одну булочку, чтобы привлечь покупателей, если в городе появится ещё один пекарь-конкурент?

Решение: __________________________________________

Ответ: ____________________________________________

3. Рекламный плакат

У нашего Пекаря появился конкурент и Пекарь решил производить новые товары. Ему нужно привлечь внимание покупателей к новой булочке, а также к пирожному «Безе». Нарисуйте рекламный плакат для Пекаря.

Придумайте небольшое рекламное стихотворение или слоган.

ЗАНЯТИЕ 4 КОГДА РИСКУЕШЬ ДЕНЬГАМИ

1. Рискованные действия

Распределите действия в две группы – рискованные действия и действия, лишённые риска.

          Съесть невымытый фрукт.

          Избегать безлюдных мест.

          Перебегать улицу на красный свет светофора.

          Дать деньги в долг.

          Участвовать в уличной лотерее.

          Проверить сдачу, которую дал продавец в магазине.

          Взять конфету у незнакомого человека.

 

Рискованные действия подчеркните красным карандашом, а действия, лишённые риска, – синим.

Обведите зелёным карандашом те действия, которые связаны с финансовым риском (риском потери денег).

2. Трудное решение

Мишка планирует вложить накопленные деньги в новую пасеку. Ему нужно приобрести 4 улья с пчёлами по 60 монет каждый, закупить банки для мёда не менее 40 штук (каждая банка стоит 3 монеты), арендовать место на рынке на три дня (один день стоит 8 монет).

 

Предположите,  что может помешать Медведю успешно вести своё дело?

_______________________________________________________________ _______________________________________________________________

 

Какой суммой накопленных денег рискует Медведь, если его дело будет неуспешным?

Решение: __________________________________________

_________________________________________________

Ответ: ____________________________________________

3. Кто потеряет деньги

 

Запишите, случае.

кто

рискует

потерять

деньги

в

каждом

Деньги могут не вернуть – __________________________________ _____________________________________________________________

Может стать меньше покупателей – ____________________________ _____________________________________________________________

Предприятие может не заработать денег – _____________________

_____________________________________________________________

Слова-подсказки: владелец магазина; давший деньги в долг; вложивший деньги в предприятие.

4. Плакат-предупреждение

Нарисуйте плакат, который напомнит об опасностях рискованных поступков, которые могут привести к потере денег.

ЗАНЯТИЕ 5 ЕСЛИ НУЖНО ВЗВЕШИВАТЬ

1. Овощи

Цена 1 кг картофеля – 30 рублей, лука – 25 рублей, свёклы – 35 рублей.

 

Сколько денег потребуется, чтобы картофеля, 2 кг лука и 2 кг свёклы?

купить

4

кг

Решение: __________________________________________

_________________________________________________

Ответ: ____________________________________________

2. Ваша сдача

 

Рассчитайте, сколько килограмм шоколадных конфет вы можете купить на 300 рублей, если цена 1 кг – 123 рубля?

Решение: __________________________________________

_________________________________________________

Ответ: ____________________________________________

 

Сколько денег останется после покупки? Для чего вы хотели бы их сберечь?

Решение: __________________________________________

_________________________________________________

Ответ: ____________________________________________

3. Покупки на рынке

Мама на рынке купила арбуз весом 11 кг по цене 15 рублей за 1 кг.

Сколько денег истратила мама?

Решение: __________________________________________

_________________________________________________

Ответ: ____________________________________________

 

Сможет ли мама на сдачу с 200 рублей купить ещё и виноград, если его цена 55 рублей за килограмм?

Решение: __________________________________________

_________________________________________________

Ответ: ____________________________________________

Ответ: ____________________________________________

4. Составьте текст

 

Используя слова-подсказки, памятке покупателю.

заполните

пропуски

в

Памятка покупателю на рынке

1)      Придя на овощной рынок и подойдя к прилавку, _______________ изучи ____________ и их ____________ .

2)      Выбери _____________________________ тебе товар.

3)      Сообщи продавцу, сколько ___________________ каждого товара тебе необходимо.

4)      Внимательно наблюдай, как продавец _________________ твою покупку.

5)      Расплатись за _______________________.

6)      Проверь ____________________ товара на контрольных весах.

 

Слова-подсказки: товар, цена, внимательно, необходимый, килограмм, взвешивать, вес, сдача, покупка.

ЗАНЯТИЕ 6 ЗАЧЕМ СЕМЬЕ СБЕРЕЖЕНИЯ

1. Доходы и расходы семьи

 

Подчеркните зелёным карандашом доходы семьи, а красным карандашом – расходы семьи.

ЗАРПЛАТА

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

ПЕНСИЯ

БЕНЗИН

ЛЕКАРСТВА

СТИПЕНДИЯ

ВЫИГРЫШ В ЛОТЕРЕЮ

ОДЕЖДА

ПРИБЫЛЬ ОТ СВОЕГО ДЕЛА

2. Экскурсия с классом

«Мама, папа! Весь класс едет на экскурсию в другой город, я бы тоже хотела», – сказала Люся в день получения родителями зарплаты. «Хорошо, – сказала мама. – Мы с папой как раз рассчитываем наши траты на предстоящий месяц. Твою экскурсию мы не запланировали. Однако было бы совсем неплохо, если бы ты съездила. Может быть, ты найдёшь, на чём можно сэкономить. Вот посмотри список наших трат на следующий месяц». И мама протянула Люсе блокнот, в котором были записаны предстоящие расходы.

 

Помогите Люсе. Поставьте восклицательный знак рядом с теми расходами, которые не являются обязательными, и от них можно отказаться, чтобы Люся смогла поехать на экскурсию.

Список расходов

1) Квартирная плата.

2) Тёплые ботинки трёхлетнему брату.

3) Посещение аквапарка.

4) Оплата электричества, воды, телефона.

5) Покупка компьютерной игры.

6) Расходы на транспорт.

7) Питание.

8) Совместный поход в кафе.3. Сколько лет

Кум Тыква очень хотел построить домик. Он экономил деньги и покупал по 4 кирпича каждый год. Всего он скопил 120 кирпичей.

 

Сколько лет он собирал кирпичи? Почему он собирал кирпичи, а не деньги на строительство?

Решение: __________________________________________

_________________________________________________

Ответ: ____________________________________________

4. Составьте бюджет

Помогите семье составить бюджет на месяц.

Доходы

Расходы

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Итого: ________________ руб.

Итого: _________________ руб.

Запишите в соответствующие колонки.

Питание – 33 тыс. рублей.

Прибыль от бизнеса мамы и папы – 50 тыс. рублей.

Товары для дома – 6 тыс. рублей.

Оплата коммунальных услуг (свет, вода, электричество) – 7 тыс. рублей.

Пенсия дедушки – 12 тыс. рублей.

Телефон, Интернет – 1 тыс. рублей.

Уроки английского языка младшей сестры – 4 тыс. рублей.

Стипендия старшего брата – 2 тыс. рублей. Транспорт – 3 тыс. рублей.

 

Семья планирует отложить в качестве сбережений 10 тыс. рублей. Смогут ли они это сделать?

Решение: __________________________________________

_________________________________________________

Ответ: ____________________________________________

ЗАНЯТИЕ 7 ДЕНЬГИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

1. Какая у кого валюта

 

Соедините стрелками страну которой пользуются её жители.

и

название

валюты,

 

Россия

евро

 

 

Мексика

доллар

 

 

Испания

лира

 

 

США

юань

 

 

Турция

рубль

 

 

Китай

песо

 

2. Хватит ли денег

Петя с родителями находится за границей. Всей семьей они планируют посетить парк аттракционов. На сайте парка они узнали, что входной билет стоит 25 евро. Нужно купить хотя бы два билета. Папа говорит Пете, что на парк аттракционов они могут потратить 4000 рублей. в банке, где родители Пети планируют обменять деньги, 1 евро стоит 75 рублей.

 

Хватит ли семье денег на покупку 2 билетов в парк аттракционов?

Решение: __________________________________________

_________________________________________________

Ответ: ____________________________________________

3. Загадки в кроссворде Разгадайте кроссворд.

1.      Знай российскую валюту Ты в любое время суток!

2.      Ты в Китае?

Здесь достань

Деньги местные – _______

3.      Что в деньгах в семью идёт, Называется ________.

4.      Если деньги отложить, Сможешь многое купить!

Забыть про все лишения Помогут ________________.

5.      Рубли, юани, кроны, евро –  Знаете вы их, наверно. На них мы вещи покупаем, И словом общим называем!

6.      Только те, кто трудятся, На неё любуются. Всем работникам за труд Дважды в месяц выдают.

4. В гостях у сказки

Давайте представим, что мы отправляемся в путешествие на родину сказочных героев.

                      ЗОЛУШКА                        ПЕТРУШКА                      ЧИПОЛЛИНО

                      КОЛОБОК                          КАРЛСОН                      ТРИ МЕДВЕДЯ

 

Обведите имя героя, если для путешествия по его стране нам придётся менять рубли на другую валюту.

5. Сколько рублей

Перед поездкой во Францию Кирилл и Михаил отправились менять рубли на евро. После обмена у них оказалось 40 евро.

 

Сколько рублей обменяли друзья, если мы знаем, что 1 евро в тот день стоил 75 рублей?

Решение: __________________________________________

_________________________________________________

Ответ: ____________________________________________

ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД К ЗАНЯТИЮ 

«ДЕНЬГИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ»

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАНЯТИЕ 1. ДЕНЬГИ НАСТОЯЩИЕ И НЕНАСТОЯЩИЕ.................................... 3

ЗАНЯТИЕ 2. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕНЬГИ......................................................... 6

ЗАНЯТИЕ 3. ЛЕГКО ЛИ ВЕСТИ СВОЁ ДЕЛО...................................................... 9

ЗАНЯТИЕ 4. КОГДА РИСКУЕШЬ ДЕНЬГАМИ.................................................. 12

ЗАНЯТИЕ 5. ЕСЛИ НУЖНО ВЗВЕШИВАТЬ...................................................... 15

ЗАНЯТИЕ 6. ЗАЧЕМ СЕМЬЕ СБЕРЕЖЕНИЯ..................................................... 18

ЗАНЯТИЕ 7. ДЕНЬГИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ..................................................... 21

 


Для заметок

Для заметок

Для заметок



Введение в финансовую грамотность : рабочая тетрадь 3 для 3 класса

Введение в финансовую грамотность : рабочая тетрадь 3 для 3 класса

УДК 373.167.1:336+336(075.3)

УДК 373.167.1:336+336(075.3)

ISBN 978-5-907157-29-3 ©

ISBN 978-5-907157-29-3 ©

Ответ: ________________________________________________________

Ответ: ________________________________________________________

Предположение: ______________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________

Предположение: ______________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________

ЗАНЯТИЕ 2 ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕНЬГИ 1

ЗАНЯТИЕ 2 ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕНЬГИ 1

Пирожки Медведица напекла пирожков с малиной

Пирожки Медведица напекла пирожков с малиной

Что ещё невозможно купить за деньги?

Что ещё невозможно купить за деньги?

Было воскресенье, жители города ждали свежие булочки

Было воскресенье, жители города ждали свежие булочки

Сахар – мешок за 30 монет. Пекарь посчитал: в цехе работало 3 хлебопёка

Сахар – мешок за 30 монет. Пекарь посчитал: в цехе работало 3 хлебопёка

ЗАНЯТИЕ 4 КОГДА РИСКУЕШЬ ДЕНЬГАМИ 1

ЗАНЯТИЕ 4 КОГДА РИСКУЕШЬ ДЕНЬГАМИ 1

Избегать безлюдных мест. •

Избегать безлюдных мест. •

Какой суммой накопленных денег рискует

Какой суммой накопленных денег рискует

ЗАНЯТИЕ 5 ЕСЛИ НУЖНО ВЗВЕШИВАТЬ 1

ЗАНЯТИЕ 5 ЕСЛИ НУЖНО ВЗВЕШИВАТЬ 1

Сколько денег потребуется, чтобы картофеля, 2 кг лука и 2 кг свёклы? купить 4 кг

Сколько денег потребуется, чтобы картофеля, 2 кг лука и 2 кг свёклы? купить 4 кг

Решение: __________________________________________ _________________________________________________

Решение: __________________________________________ _________________________________________________

Проверь ____________________ товара на контрольных весах

Проверь ____________________ товара на контрольных весах

Список расходов 1) Квартирная плата

Список расходов 1) Квартирная плата

Составьте бюджет Помогите семье составить бюджет на месяц

Составьте бюджет Помогите семье составить бюджет на месяц

ЗАНЯТИЕ 7 ДЕНЬГИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ 1

ЗАНЯТИЕ 7 ДЕНЬГИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ 1

Знай российскую валюту Ты в любое время суток! 2

Знай российскую валюту Ты в любое время суток! 2

КОЛОБОК

КОЛОБОК

ДЕНЬГИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ» СОДЕРЖАНИЕ

ДЕНЬГИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ» СОДЕРЖАНИЕ

Для заметок

Для заметок

Для заметок

Для заметок

Для заметок

Для заметок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2022