УДК 373.167.1:336+336(075.3)
ББК 65.26я72
В24
Авторский коллектив:
Елена Лазаревна Рутковская − руководитель коллектива
Анастасия Владимировна Половникова
Анна Александровна Козлова
Мария Александровна Лангер
Галина Владимировна Рыченкова Наталья Валерьевна Штильман
Стихи:
Мария Александровна Лангер
В24 В ведение в финансовую грамотность : рабочая тетрадь 3 для начальной школы / [Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и др. ; стихи М.А. Лангер] ; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. – 24 с.
ISBN 978-5-907157-29-3
Рабочая тетрадь адресована младшим школьникам. Она является частью учебно-методического комплекта по финансовой грамотности, подготовленного по заказу Банка России. Тетрадь включает в себя задания, способствующие формированию разумного финансового поведения младших школьников на основе применения в жизненных ситуациях представлений о финансовых продуктах и финансовых отношениях.
УДК 373.167.1:336+336(075.3)
ББК 65.26я72
Генеральный директор М.Б. Миндюк
Редактор Д.П. Локтионов
Художественный редактор Е.Ю. Воробьёва
Компьютерная вёрстка и макет Е.В. Лупенко Художник А.С. Хабибова
Подписано в печать 11.03.2019 г. Формат 60х84/8. Бумага офсетная.
Печать офсетная. Усл. печ. л. 3,0.
Тираж 130 экз. Заказ №
ООО «Издательство «Интеллект-Центр»
125445, Москва, ул. Смольная, д. 24А, этаж 7, пом. I, ком. 14
ISBN 978-5-907157-29-3 © Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова,
А.А. Козлова и др., 2019
© Оформление – ООО «Издательство
«Интеллект-Центр», 2020
|
Настоящие _____________ – это банкноты и _____________, выпущенные Центральным ____________ Российской Федерации. Кроме настоящих денег могут встречаться и ____________. Деньги, которые рисуют для _____________, – ненастоящие. Встретиться могут и ________________ деньги, – они так похожи на настоящие, что на первый взгляд их даже не отличить. За подделку денег предусмотрено ____________________. Если в руки попала фальшивая __________________, ею ни в коем случае нельзя даже пытаться _____________________.
Слова-подсказки: деньги, монеты, купюра, игра, банк, ненастоящие, фальшивые, наказание, расплатиться.
|
Слова: фальшивые, подлинные, законные, неподдельные.
Настоящие деньги |
Ненастоящие деньги |
|
|
|
|
|
|
Ответ: ________________________________________________________ Пояснение: ___________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________
|
|
5. Что делать?
|
1) ____________________________________________________________
2) ____________________________________________________________ 3) ____________________________________________________________
|
Коль работаешь отлично,
Ждёт тебя твой стимул личный, Можешь смело, так и быть, Тратить их или копить.
О чём речь? _________________
Раньше, в древние века (денег не было пока),
Было всё лишь на обмен:
Хлеб орудию взамен.
Звался как у всех людей
Тот обмен? Пиши скорей ______________
Из кармана в кошельки
Скачут резво «кругляшки»,
Их можно тратить и копить, Потом мечту осуществить.
А падая, звенят нередко,
Ведь из металла что? __________________
|
300 копеек ______
500 копеек ______
643 копейки _______
945 копеек _______
Медведица напекла пирожков с малиной.
Вместе с медведем они решили, что 1 пирожок можно продать за 12 рублей. Сколько пирожков сможет купить Лиса, если у неё 72 рубля?
Решение: __________________________________________
_________________________________________________
Ответ: ____________________________________________
Прочитайте поговорку.
ЗДОРОВЬЕ НЕ КУПИШЬ
|
1) ____________________________________ не купишь.
2) ____________________________________ не купишь.
3) ____________________________________ не купишь.
Однажды Пекарь не смог работать целый день из-за сильной грозы, – в пекарне отключили электричество.
Было воскресенье, жители города ждали свежие булочки.
Накануне пекарь уже купил все необходимые продукты:
Муки – 2 мешка по 20 монет за мешок.
Яиц – 7 десятков по 10 монет за десяток.
Масла – 5 кг по 50 монет.
Сахар – мешок за 30 монет.
Изюм – коробка за 20 монет.
Сухофрукты, орехи и посыпка – 20 монет.
Этого должно было хватить на производство 300 булочек по 3 монеты каждая. Но булочек не было. Пекарь понёс убытки.
|
Решение: __________________________________________
_________________________________________________
Ответ: ____________________________________________
На следующий день, в понедельник, Пекарю нужно было не только изготовить булочки, но и оплатить работу хлебопёков и водителей.
Для производства изготовления булочек ему нужно было:
Муки – 3 мешка по 20 монет.
Яиц – 10 десятков по 10 монет за десяток.
Масла – 8 кг по 50 монет.
Сахар – мешок за 30 монет.
Пекарь посчитал: в цехе работало 3 хлебопёка. Каждый хлебопёк должен получить 40 монет. Для транспортировки хлеба необходимо 2 машины. Работа каждого водителя стоит 40 монет.
|
Решение: __________________________________________
Ответ: ____________________________________________
За этот день Пекарь произведёт 330 булочек. Пекарь продаёт одну булочку за 3 монеты.
|
Решение: __________________________________________
_________________________________________________
Ответ: ____________________________________________
|
Решение: __________________________________________
Ответ: ____________________________________________
У нашего Пекаря появился конкурент и Пекарь решил производить новые товары. Ему нужно привлечь внимание покупателей к новой булочке, а также к пирожному «Безе». Нарисуйте рекламный плакат для Пекаря.
Придумайте небольшое рекламное стихотворение или слоган.
Распределите действия в две группы – рискованные действия и действия, лишённые риска.
• Съесть невымытый фрукт.
• Избегать безлюдных мест.
• Перебегать улицу на красный свет светофора.
• Дать деньги в долг.
• Участвовать в уличной лотерее.
• Проверить сдачу, которую дал продавец в магазине.
• Взять конфету у незнакомого человека.
|
Мишка планирует вложить накопленные деньги в новую пасеку. Ему нужно приобрести 4 улья с пчёлами по 60 монет каждый, закупить банки для мёда не менее 40 штук (каждая банка стоит 3 монеты), арендовать место на рынке на три дня (один день стоит 8 монет).
|
|
Решение: __________________________________________
_________________________________________________
Ответ: ____________________________________________
|
Деньги могут не вернуть – __________________________________ _____________________________________________________________
Может стать меньше покупателей – ____________________________ _____________________________________________________________
Предприятие может не заработать денег – _____________________
_____________________________________________________________
Слова-подсказки: владелец магазина; давший деньги в долг; вложивший деньги в предприятие.
Нарисуйте плакат, который напомнит об опасностях рискованных поступков, которые могут привести к потере денег.
Цена 1 кг картофеля – 30 рублей, лука – 25 рублей, свёклы – 35 рублей.
|
Решение: __________________________________________
_________________________________________________
Ответ: ____________________________________________
|
Решение: __________________________________________
_________________________________________________
Ответ: ____________________________________________
|
Решение: __________________________________________
_________________________________________________
Ответ: ____________________________________________
Мама на рынке купила арбуз весом 11 кг по цене 15 рублей за 1 кг.
Сколько денег истратила мама?
Решение: __________________________________________
_________________________________________________
Ответ: ____________________________________________
|
Решение: __________________________________________
_________________________________________________
Ответ: ____________________________________________
Ответ: ____________________________________________
|
1) Придя на овощной рынок и подойдя к прилавку, _______________ изучи ____________ и их ____________ .
2) Выбери _____________________________ тебе товар.
3) Сообщи продавцу, сколько ___________________ каждого товара тебе необходимо.
4) Внимательно наблюдай, как продавец _________________ твою покупку.
5) Расплатись за _______________________.
6) Проверь ____________________ товара на контрольных весах.
Слова-подсказки: товар, цена, внимательно, необходимый, килограмм, взвешивать, вес, сдача, покупка.
|
ЗАРПЛАТА
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
ПЕНСИЯ
БЕНЗИН
ЛЕКАРСТВА
СТИПЕНДИЯ
ВЫИГРЫШ В ЛОТЕРЕЮ
ОДЕЖДА
ПРИБЫЛЬ ОТ СВОЕГО ДЕЛА
«Мама, папа! Весь класс едет на экскурсию в другой город, я бы тоже хотела», – сказала Люся в день получения родителями зарплаты. «Хорошо, – сказала мама. – Мы с папой как раз рассчитываем наши траты на предстоящий месяц. Твою экскурсию мы не запланировали. Однако было бы совсем неплохо, если бы ты съездила. Может быть, ты найдёшь, на чём можно сэкономить. Вот посмотри список наших трат на следующий месяц». И мама протянула Люсе блокнот, в котором были записаны предстоящие расходы.
|
1) Квартирная плата.
2) Тёплые ботинки трёхлетнему брату.
3) Посещение аквапарка.
4) Оплата электричества, воды, телефона.
5) Покупка компьютерной игры.
6) Расходы на транспорт.
7) Питание.
8) Совместный поход в кафе.3. Сколько лет
Кум Тыква очень хотел построить домик. Он экономил деньги и покупал по 4 кирпича каждый год. Всего он скопил 120 кирпичей.
|
Решение: __________________________________________
_________________________________________________
Ответ: ____________________________________________
Помогите семье составить бюджет на месяц.
Доходы |
Расходы |
____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ |
____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ |
Итого: ________________ руб. |
Итого: _________________ руб. |
Запишите в соответствующие колонки.
Питание – 33 тыс. рублей.
Прибыль от бизнеса мамы и папы – 50 тыс. рублей.
Товары для дома – 6 тыс. рублей.
Оплата коммунальных услуг (свет, вода, электричество) – 7 тыс. рублей.
Пенсия дедушки – 12 тыс. рублей.
Телефон, Интернет – 1 тыс. рублей.
Уроки английского языка младшей сестры – 4 тыс. рублей.
Стипендия старшего брата – 2 тыс. рублей. Транспорт – 3 тыс. рублей.
|
Решение: __________________________________________
_________________________________________________
Ответ: ____________________________________________
|
||||||||
|
Россия |
евро |
|
|||||
|
Мексика |
доллар |
|
|||||
|
Испания |
лира |
|
|||||
|
США |
юань |
|
|||||
|
Турция |
рубль |
|
|||||
|
Китай |
песо |
|
|||||
Петя с родителями находится за границей. Всей семьей они планируют посетить парк аттракционов. На сайте парка они узнали, что входной билет стоит 25 евро. Нужно купить хотя бы два билета. Папа говорит Пете, что на парк аттракционов они могут потратить 4000 рублей. в банке, где родители Пети планируют обменять деньги, 1 евро стоит 75 рублей.
|
Решение: __________________________________________
_________________________________________________
Ответ: ____________________________________________
3. Загадки в кроссворде Разгадайте кроссворд.
1. Знай российскую валюту Ты в любое время суток!
2. Ты в Китае?
Здесь достань
Деньги местные – _______
3. Что в деньгах в семью идёт, Называется ________.
4. Если деньги отложить, Сможешь многое купить!
Забыть про все лишения Помогут ________________.
5. Рубли, юани, кроны, евро – Знаете вы их, наверно. На них мы вещи покупаем, И словом общим называем!
6. Только те, кто трудятся, На неё любуются. Всем работникам за труд Дважды в месяц выдают.
Давайте представим, что мы отправляемся в путешествие на родину сказочных героев.
ЗОЛУШКА ПЕТРУШКА ЧИПОЛЛИНО
КОЛОБОК КАРЛСОН ТРИ МЕДВЕДЯ
|
Перед поездкой во Францию Кирилл и Михаил отправились менять рубли на евро. После обмена у них оказалось 40 евро.
|
Решение: __________________________________________
_________________________________________________
Ответ: ____________________________________________
ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД К ЗАНЯТИЮ
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАНЯТИЕ 1. ДЕНЬГИ НАСТОЯЩИЕ И НЕНАСТОЯЩИЕ.................................... 3
ЗАНЯТИЕ 2. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕНЬГИ......................................................... 6
ЗАНЯТИЕ 3. ЛЕГКО ЛИ ВЕСТИ СВОЁ ДЕЛО...................................................... 9
ЗАНЯТИЕ 4. КОГДА РИСКУЕШЬ ДЕНЬГАМИ.................................................. 12
ЗАНЯТИЕ 5. ЕСЛИ НУЖНО ВЗВЕШИВАТЬ...................................................... 15
ЗАНЯТИЕ 6. ЗАЧЕМ СЕМЬЕ СБЕРЕЖЕНИЯ..................................................... 18
ЗАНЯТИЕ 7. ДЕНЬГИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ..................................................... 21
Для
заметок
Для
заметок
Для заметок
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.