Цель: Познакомить обучающихся с новой для них учебной дисциплиной или обобщить ранее полученные знания о различных изображениях, расширить кругозор обучающихся о чертежах и их применении.
Задачи:
Обучающая: Понятие о чертеже как изображении на плоскости формата.
Развивающая: Развитие технического и образного мышления.
Воспитывающая: Воспитание интереса к предмету.
История возникновения и развития науки об изображении предметов на плоскости.
Наука об изображении предметов на плоскости берет своё начало в далёком прошлом.
Ещё не зная бумаги и карандашей, человек с помощью угля, мела изображал на стенах своих жилищ предметы из окружающей его природы. Чаще всего это были рисунки животных или птиц, охота на которых служила человеку источником существования.
Ученые проследили длинный путь, ведущий от картинок до современных букв. Буквы менялись по виду, поворачивались «лицом» слева направо, «ложились на спину», «становились на голову»- пока не стали такими, какими мы видим их теперь.
Римские цифры I , II, III- это один, два, три пальца; V- пятерня.
Картинки и буквы не чужды друг другу. Оба вида изображения служат одной цели: передать сообщение от одного человека к другому.
Для указания мест охоты, путей ночевок издавна служили рисунки - планы, которые с течением времени становились подробнее, выразительнее и точнее передавали характер местности.
С развитием строительного дела и техники людям понадобились также способы изображения пространственных предметов, которые позволяли бы быстро и точно передать действительные размеры этих предметов, отражали их особенности и взаимное расположение.
Ещё не появилась специальная наука об изображении пространственных тел, а уже отдельные приемы и правила находили широкое применение в различных областях техники. И эти приемы находили в чертежах знаменитых русских механиков Кулибина и Ползунова, в кораблестроительных чертежах эпохи Петра I и др.
В 1795 году французский геометр Гаспар Монж впервые систематизировал и изложил методы начертательной геометрии - науки, изучающей геометрические способы изображения предметов на плоскости. С этого времени чертёж стал международным языком инженеров, строителей, архитекторов.
Г. Монж
В. И. Курдюмов
В. О. Гордон
Н. А. Рынин
Для чего нужен графический язык, рассмотрим на примере изображения дома.Художник изображает предмет таким, каким он его видит. По такому рисунку можно судить о внешнем виде дома, но построить его нельзя.Чертежи же дают возможность точно изобразить любой предмет: от отдельного кирпича до целого здания, от гайки до шагающего экскаватора.
Для наглядности и удобства запоминания знакам придают начертания, отдаленно напоминающие собой изображаемый предмет.Чертежи и другие конструкторские документы содержат те необходимые изображения, без которых невозможно строительство зданий и гидротехнических сооружений, изготовление каких-либо предметов, машин или механизмов.
Устройства механизмов машин, радиоаппаратуры, строительных сооружений и сложений современных систем «читают» по схемам, на которых не изображают конструкцию устройства, но понять принципы работы можно полностью.
Ребусы – загадочные рисунки, в которых слова и высказывания зашифрованы сочетаниями букв, цифр и других знаков, изображениями предметов домашнего обихода, животных, рыб, насекомых, деревьев, цветов, инструментов. Ребусы появились 400 лет назад во Франции. В России первые публикации относятся к середине XIX в.
«Ученику - удача, учителю - радость» гласит народная мудрость. А для того, чтобы у вас была удача, а у меня - радость предлагаю провести практическую работу. Для этого нужно разделиться на 2 команды. Каждой команде дается задание в форме ребусов. Но сначала определимся, что такое ребус?
А теперь, игра- разгадывание ребусов, в форме состязания, а определить выигравшую команду помогут весы, за правильный ответ на каждую чашу весов, которая соответствует команде, кладете балл, у кого больше баллов, тот победитель.
А за время отгадывания ребусов 2 человека из каждой команды подготовят небольшие выступления, интересные факты о карандаше, бумаге, ластике и циркуле.
Карандаш получил своё название от слияния 2 тюркских слов: кара - черный и таш – камень. Предок карандаша – головёшка из костра.В XVI в. Англичане нашли у себя залежи графита. Из глыб этого мягкого камня выпиливали пластины, делили на грифели. Хрупкие стерженьки помещали в изящную оправу из тростника или красного дерева. Пользоваться такими карандашами могли очень богатые.В конце XVIII века, чех И. Гармут предложил делать пишущие стержни из смеси измельчённого графита и глины. Эти стержни для письма он назвал «кохинор»- не имеющие равных. Одновременно французский учёный Н. Конте изобрел деревянные оболочки карандашей, и вскоре по всей Европе заработали фабрики, одевая пишущие палочки в деревянные рубашки из кедра и кипариса.Во второй половине XIX века появились, а в XX веке получили большое распространение механические карандаши.
Бумагу впервые стали делать в Китае во II веке н. э сырьем для изготовления были стебли бамбука и луб шелковичного дерева. В Европе бумага появилась XI-XII вв. она пришла на смену папирусу и пергаменту. Сначала для ее изготовления пользовались измельченным пеньковым льняным тряпьем. С появлением в XV в. книгопечатания нашли способ делать бумагу из древесины. Для изготовления высших сортов бумаги, на которой печатают денежные знаки и важные документы, используют измельченные обрезки текстиля.Чертежные виды бумаги должны отличаться хорошей поклейкой, прочностью, плотностью и белизной. Высшие сорта чертежной бумаги по традиции называют ватманом. Хорошая бумага не должна пропускать тушь или краски и вступать с ними в химическую реакцию. Хранят бумагу в местах, закрытых от света, влаги и пыли.
Ластик. Первым человеком, рассказавшим миру о том, что стирать написанное может каучук, был Фернан Магеллан (ок. 1480-1521).Магеллан первым из европейцев увидел каучук, который варили индейцы Южной Америки из тягучего сока тропического дерева Гевеи. С приходом европейцев из этого сока стали появляться галоши, шины, дирижабли.Но первенцем в семье каучуковых изделий стала обыкновенная школьная резинка. Двести лет назад известный английский химик Дж. Пристли вторично открыл свойства каучука: стирать написанное, попробовав стереть кусочком заморской «жвачки» карандашную черту. Через несколько лет уже продавались каучуковые кубики - предки сегодняшнего ластика. Сейчас имеются ластики, стирающие не только карандаш, но и тушь.
Железный циркуль был найден на территории Франции в галльском кургане I века н.э. В пепле, засыпавшем Помпею девятнадцать веков назад, археологи также обнаружили множество бронзовых циркулей. На протяжении многих веков этот простой инструмент был незаменимым и верным помощником архитекторов и строителей.В Древней Руси был распространен циркульный орнамент из мелких правильных кружков. Стальной циркульный резец для нанесения такого орнамента был найден при раскопках в Новгороде Великом.
Вы заметили, что изображение на рисунках даны с разных точек зрения: сверху, снизу, сбоку, показаны части предметов в необычных ракурсах.
Ваша задача: придумать свой друдл
Итог занятия.Что узнали на занятии из истории возникновения и развития науки об изображении предметов на плоскости?
Что такое ребус?
Ребусы – загадочные рисунки, в которых слова и высказывания зашифрованы
сочетаниями букв, цифр и других знаков.
По каким темам вы решали ребусы?
Оформление чертежей, чертежные инструменты и принадлежности.
Какие интересные факты о карандаше, бумаге, ластике и циркуле вы узнали?
Понравилась ли вам работа по созданию друдлов? Чем запомнилась?
Какое высказывание вы отгадали в головоломке «Ход конем»?
«Чертеж- это язык техники».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.