Введение в психологическое консультирование и консультативную психологию
Москва - 2020
Калмыков Г.А.
ПК
1
СХЕМЫ
Сущность и специфика психологического консультирования
ПК – 1.1.
«Консультирование» (лат. consultare – совещаться, заботиться, советоваться) – совет, разъяснение специалиста по какому-либо вопросу, беседа с целью расширения и углубления знаний…
2
!
ПК – 1.1.
3
Психологическое консультирование – прикладная отрасль современной психологии, задачей которой является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в определенных жизненных ситуациях
!
Сущность и специфика психологического консультирования
ПК – 1.1.
4
Сущность и специфика психологического консультирования
Спецификой психологического консультирования являются:
Акцент на диалогичность для обмена необходимой информацией
Акцент на социально-психологический тренинг для разработки прикладных программ взаимодействия человека с окружающим миром…
Акцент на групповую работу с клиентами – групповое психологическое консультирование, которое:
Позволяет одновременно оказывать помощь большому количеству людей.
Группа является проводником влияния психолога-консультанта…
ПК – 1.1.
5
Сущность и специфика психологического консультирования
Источники психологического консультирования
Психотерапия, как средство личностного роста человека и достижения им зрелости.
Е.А. Спиркина
Психология как строго научное знание, основанное на результатах эмпирических исследований.
Н.Н. Обозов
цель
Пояснить клиенту причины и следствия возникновения определенных жизненных ситуаций
Суд инквизиции
ПК – 1.2.
6
Предмет и задачи консультативной психологии.
Общая психология изучает:
Как человек познает окружающий мир.
Как у него складывается целостный образ мира.
Как он выстраивает образ своего действия в мире.
Как он реально в этом мире действует.
Дифференциальная психология:
Направлена к факту существования инди-видуальных различий.
Внимание уникальнос-ти и непредсказуемос-ти каждого человека
Консультативная психология
как раздел современной науки, направленной на изу-чение структуры и законо-мерностей психологического консультирования
ПК – 1.2.
7
Предмет и задачи консультативной психологии.
Аспекты анализа структуры и факторов консультативного процесса (А.Н.Елизаров):
Индивидуальные различия клиентов и консультантов
Реальность с которой обращается клиент в психологическую консультацию
Ситуации, не привязанные к конкретным сферам консультирования, но имеющим отношение к различным состояниям клиента
Проблема влияния социального контекста среды, в которой живут клиент и психолог
Проблема функционирования человека в социальной среде
ПК – 1.2.
8
Задачи психологического консультирования (Ю.Е. Алешина):
Выслушивание клиента для расширения его представлений о себе и собственной ситуации
Облегчение эмоционального состояния клиента
Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним
Помощь психолога в определении того, как и что именно можно изменить в ситуации.
Главная задача – достижение «диалогического прорыва».
типичные формы блокады диалогической интенции (А.Ф. Копьев):
Психологическая интоксикация.
Эстетизация личностных проблем
Манипуляция-пристрастие
Предмет и задачи консультативной психологии.
.
Игнатий Лойола
ПК – 1.3.
9
Принципы психологического консультирования.
Принцип (лат. Principium) – основа, начало и означает основное, исходное положений какой-либо теории, учения, руководящей идеи…
Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту
Ориентация на нормы и ценности клиента
Основные принципы (Е.Ю. Алешина)
Осторожное отношение к советам:
гарантированный совет дать невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема.
любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту…
Разграничение личных и профессиональных интересов
Включенность клиента в процесс консультирования. Для этого нужно следить за тем, чтобы:
развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным.
клиенту было интересно…
ПК – 1.4.
Этические аспекты психологического консультирования.
Принципы этического поведения в психологическом консультировании (Р.Кочкинас):
Консультант ответственен в своей работе:
перед своим клиентом;
перед членами семьи клиента;
перед организацией в которой он работает;
перед общественностью;
перед своей профессией.
Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс психологического консультирования осознанно и консультант обязан предоставить ему информацию:
Об основных целях консультирования;
О своей квалификации;
О приблизительной продолжительности консультирования;
О риске временного состояния клиента;
О границах конфиденциальности…
Важно заранее согласовать с клиентом возможности аудио- видеозаписи, наблюдение через зеркало одностороннего видения, присутствие других лиц…
10
Папа Григорий XV
ПК – 1.4.
11
Этические аспекты психологического консультирования.
Правила конфиденциальности:
Информацию о клиенте можно использо-вать только в профессиональных целях и для блага клиента.
Материалы встреч консультант может использовать в своей научной или преподавательской деятельности если они не приносят вред клиенту.
В интересах клиента онсультант может не представлять информацию о клиенте право охранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц.
Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопассностью своей личности.
Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.
Обстоятельства, при которых правила кон-фиденциальности могут быть нарушены:
1. Преступные действия (насилие, развращение, инцест) совершаемые над несовершеннолетними.
2. Необходимость госпитализации клиента.
3. Участие клиента и других лиц в распростра-нении наркотиков и прочих преступных действиях.
4. Повышенный риск для клиента или других лиц.
5. Выявив, что клиент представляет опасность для других, консультант обязан:
принять меры для защиты потенциальной жертвы;
проинформировать об опасности ее саму;
проинформировать родителей или близких этого человека;
проинформировать правоохранительные органы.
ПК – 1.5.
12
Требования к личности психолога-консультанта.
Качества, необходимые психологу-консультанту (Н.Н. Обозов):
Безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей.
Чуткость к эмоциональному состоянию человека, который находится рядом.
Пластичность:
способность легко переключаться с одной темы на другую;
способность легко выходить из тупиков;
быстро менять различные точки зрения при рассмотрении того или иного вопроса…
4. Эмоциональная сдержанность и терпимость:
способность избегать невротических и субъективных отклонений в собственных оценках поведения;
быть предельно сдержанным в ответах на срывы клиента;
уметь снять тревожность клиента…
5. Поддержание общей культуры поведения, зная лучшие образцы культурного наследия.
6. Умение выстраивать и удерживать до конца свою линию поведения при нестабильном поведении клиента.
7. Наличие знаний в области возможного поведения людей в конфликтах, в особенности по отношению к интравертированным индивидам…
!
ПК – 1.5.
Типичные ошибки в работе психолога-консультанта (Н.В.Самоукина).
Типичные ошибки
Как с ними работать
Самоутверждение в диалоге: старается показать себя более успешным, мудрым чем клиент.
в ходе разговора вспомните свои проблемы;
укреплять в себе способность к сочувствию…
Излишняя естественность, или искусственность поведения в диалоге.
опишите, каким представляете себя в профессии;
представьте психолога, вызвавшего у вас восхи-щение…
Психологическая консультация как монолог психолога-консультанта.
не допускать, чтобы возникшие в диалоге с клиентом паузы приобретали мрачный характер;
при эмоционально окрашенных паузах со стороны клиента консультанту нужно отодвинуться на второй план
Психолог переносит (проецирует) собственные трудности на клиента
волевым усилием настроить себя на работу;
анализировать не только характер ответов клиента, но и характер своих вопросов…
Психолог как объект манипулирования со стороны клиента
отказаться от выполнения просьб клиента и настроить его на самостоятельное решение его проблем…
13
ПК – 1.6.
14
Виды психологического консультирования (Р.В. Овчарова).
Индивидуальное и групповое консультирование: групповое чаще проводится после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами.
Однократные и многократные консультации.
Консультации по личному обращению в результате вызова или направления.
Консультации с дополнительным тестированием или без тестирования.
Консультации без привлечения методов психологической коррекции через доведение до клиента имеющей отношение к его проблеме информации и с привлечением этих методов.
Консультации изолированные и комбинированные с другими методами психологической помощи в виде тренингов, тестов, собеседований…
ПК – 1.7.
15
Консультативная беседа.
Консультативная беседа – это диалог между психологом-консультантом и клиентом, в ходе которого выявляются возникшие у клиента психологические проблемы и способы их разрешения.
.
ПК – 1.7.
16
Консультативная беседа.
Принципы организации диалога консультанта с клиентов (Ю.Е. Алешина)
Ограничение речи консультанта в диалоге.
Приближение разговор-ной речи консультанта к языку клиента.
Анализ эмоциональных переживаний клиента в связи с излагаемыми событиями и поступками.
Обеспечение контакта с клиентом во время беседы через:
.
ПК – 1.7.
17
Консультативная беседа.
Этапы ведения беседы (Ю.Е. Алешина)
Знакомство с клиентом и начало беседы.
Распрос клиента. Формирование и про-верка консультативных гипотез.
Оказание воздействия.
Завершение консультативной беседы.
ПК – 1.8.
18
Клиенты.
Типы клиентов (Н.Н.Обозов)
По характеру запроса на психологическую помощь:
По особенностям восприятия психических явлений:
По способу работы со своими
проблемами:
Влияние пола на процесс консультирования:
Влияние особен-ностей телосло-жения клиента:
ПК – 1.8.
19
Клиенты.
Позиция консультанта в диалоге в зависимости от типа клиента (Н.В.Самоукина
Психолог «Нейтральный советчик»
Психолог – «программист»
Психолог – «слушатель»
Психолог – «зеркало»
Психолог – «катализатор»
ПК – 1.8.
20
Клиенты.
Работа психолога-консультанта с клиентами (Е.Г.Бельская):
Рекомендуются техники контрпарадокса:
Методы реакции психолога консультанта на критику:
С трудными
Склонными к критике
ПК – 1.9.
21
Структура консультативного процесса..
Основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса (Б.М. Мастеров)
Аналитико-интерпретативная ориентация.
Процессуальная ориентация.
Парадоксальная ориентация.
Рационально-констатирующая ориентация.
Эмпатическая ориентация.
Реконструктивная ориентация.
ПК – 1.9.
22
Структура консультативного процесса. Измерения уровней беседы.
Дж. Бьюдженталь выделил и описал несколько измерений (параметров) беседы между психологом, оказывающим воздействие и клиентом.
ПК – 1.9.
23
Структура консультативного процесса. Измерения уровней беседы.
Когда говорят об уровне общения, имеют в виду уровень присутствия участников в ситуации, насколько искренне и полно личность существует в ситуации вместо того, чтобы стоять в стороне от нее как наблюдатель…
ПК – 1.9.
24
Структура консультативного процесса. Измерения уровней беседы.
Уровни общения
Уровень формального общения, когда на первый план выходит обмен объективными, формальными характеристиками людей.
Уровень поддержания контакта, когда демонстрируется меньшая озабоченность имиджем, но и самораскрытия тоже немного
Уровень стандартной беседы – это момент равновесия между заботами о собственном имидже и вовлеченностью в выражение внутренних переживаний.
Уровень критических обстоятельств, когда внимание клиента направляется на такие моменты м разговоры. Которые могут приводить к изменениям.
Уровень интимности, когда отношения характеризуются максимальной доступностью и экспрессивностью.
25
ПК – 1.9.
Структура консультативного процесса. Измерения уровней беседы.
Присутствие специалиста, оказывающего воздействие в беседе и характер альянса
Передача клиенту ответственности за ход интервью.
Делать явью то, что демонстрируется, но пока не осознается.
Проникновение в субъективное.
Поддержание необходимой продолжительности и непрерывности.
ПК – 1.9.
Структура консультативного процесса. Измерения уровней беседы.
26
Межличностное давление.
Слушание.
Руководство.
Инструктирование.
Требование.
27
ПК – 1.9.
Структура консультативного процесса. Измерения уровней беседы.
Тематическое параллелирование.
Степень погруженности собеседников в один и тот же предмет.
Выделяется четыре степени свободы относительно того, насколько собеседники находятся в параллельном общении друг с другом:
В параллель.
Развитие.
Отклонение.
Смена.
28
ПК – 1.9.
Структура консультативного процесса. Измерения уровней беседы.
Параллелирование аспекта внимания собеседника.
В консультативном диалоге применительно к аспекту внимания можно модно выделить следующие степени свободы:
Внимание на межличностном (клиент – другие).
Внимание на межличностном (клиент – консультант).
Внимание на интрапсихическом.
Внимание на специа-листа, оказывающем воздействие.
29
Источники.
Алёшина, Юлия Евгеньевна. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — 2-е издание. — М.: Независимая фирма «Класс», 2007. — 208 с.
Елизаров Андрей Николаевич. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: «Ось–89», 2003. – 336 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.