Литвинович А. В.
Лекция 1
Землеведение и краеведение
«Все науки делятся на естественные,
неестественные и противоестественные»
ЛАНДАУ Лев Давыдович (1908-68), физик-теоретик,
академик АН СССР, Нобелевский лауреат
Современная наука – сложная система человеческих знаний,
условно подразделяемая на три большие группы
Естественные науки,
Общественные науки,
Технические науки.
Литвинович А. В.
Лекция 1
Землеведение и краеведение
В процессе дифференциации произошло разделение наук на
Фундаментальные
математика,
физика,
механика,
химия,
биология,
философия и т.д.
Цель фундаментальных наук заключается в изучении законов природы, общества, мышления.
Прикладные
все технические включая сельскохозяйственные, науки.
Цель прикладных наук – применение открытых законов и разработанных общих теорий к решению практических задач.
Литвинович А. В.
Лекция 1
Землеведение и краеведение
Географией называют систему естественных (физико-географических) и общественных (экономико-географических) наук, изучающих географическую оболочку Земли, природные и производственные географические комплексы и их компоненты.
Литвинович А. В.
Лекция 1
Землеведение и краеведение
Физическая география – греч. физис – природа, гео – Земля, графо – пишу. То же самое, дословно – описание природы Земли, или землеописание, землеведение.
Физическая география слагается из
наук, изучающих географическую оболочку и ее структурные элементы – природные территориальные и аквальные комплексы (общее землеведение, палеогеография, ландшафтоведение),
наук, изучающих отдельные компоненты и части целого (геоморфология, климатология, гидрология суши, океанология, география почв, биогеография и др.).
Литвинович А. В.
Лекция 1
Землеведение и краеведение
Во второй половине XX в. наряду с дифференциацией стали проявляться интеграционные тенденции.
Интеграция – это объединение знаний, а по отношению к географии – это объединение знаний о природе и обществе.
Литвинович А. В.
Лекция 1
Землеведение и краеведение
Общее землеведение – фундаментальная наука, изучающая общие закономерности строения, функционирования и развития географической оболочки в целом, ее компонентов и природных комплексов в единстве и взаимодействии с окружающим пространством-временем на разных уровнях его организации (от Вселенной до атома) и устанавливающую пути создания и существования современных природных (природно-антропогенных) обстановок, тенденции их возможного преобразования в будущем.
Литвинович А. В.
Лекция 1
Землеведение и краеведение
Точки зрения об объекте общего землеведения
К. Риттер считал объектом географии весь земной шар,
А. Геттнер – страны, которые изучаются с точки зрения пространственного размещения предметов и явлений,
Ф. Рихтгофен – земную поверхность,
Э. Мартонн – распределение по поверхности Земли физических, биологических и связанных с деятельностью человека явлений, а также причины этого распределения,
О. Пешель – природу Земли и т.д.
Литвинович А. В.
Лекция 1
Землеведение и краеведение
Предлагались разные термины для определения объекта географии:
ландшафтная оболочка,
геосфера,
ландшафтная сфера,
биогеносфера,
эпигеосфера
географическая оболочка и др.
Наибольшее признание получил термин «географическая оболочка».
12
Итак, географы установили специфический ОБЪЕКТ своих исследований.
Это – географическая оболочка, которая представляет собой единое и сложное образование, состоящее из взаимодействующих главных земных сфер или их элементов – литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы.
Предметом изучения общего землеведения является исследование закономерностей структуры, функционирования, динамики и эволюции географической оболочки, проблемы территориальной дифференциации (т.е. пространственные соотношения развивающихся территориальных объектов).
Литвинович А. В.
Лекция 1
Землеведение и краеведение
Оптимальными границами ГО являются верхняя граница тропосферы (тропопауза) и подошва зоны гипергенеза - граница проявления экзогенных процессов, в пределах которых находится основная масса атмосферы, вся гидросфера и верхний слой литосферы с живущими или жившими в них организмами и следами человеческой деятельности.
Литвинович А. В.
Лекция 1
Землеведение и краеведение
Важнейшими общенаучными методами является
материалистическая диалектика. Ее законы и основные положения о всеобщей связи явлений, единстве и борьбе противоположностей составляют методологическую основу географии.
С материалистической диалектикой связан и исторический метод. В физической географии исторический метод нашел свое выражение в палеогеографии.
Общенаучное значение имеет системный подход к изучаемому объекту. Каждый объект рассматривается как сложное образование, состоящее из структурных частей, взаимодействующих друг с другом.
16
Междисциплинарные методы – общие для группы наук
Математический метод – важный метод в географии, но нередко тестирование, запоминание количественных характеристик подменяют развитие творческой, думающей личности.
Геохимический и геофизический методы позволяют оценить потоки вещества и энергии в географической оболочке, круговороты, термический и водный режимы.
Модель – графическое изображение объекта, отражающее структуру и динамические связи, дающее программу дальнейших исследований. Широкую известность получили модели будущего состояния биосферы Н. Н. Моисеева. Человечество поняло, что биосфера – одна для всех людей мира и сохранение ее является средством выживания.
17
К специфическим методам в географии относятся
Сравнительно-описательный и картографический методы – самые старые методы в географии. А. Гумбольдт (1769–1859) в «Картинах природы» писал, что сравнивать между собой отличительные особенности природы отдаленных стран и представлять результаты этих сравнений – благодарная задача географии. Сравнение выполняет ряд функций: определяет ареал сходных явлений, разграничивает сходные явления, делает незнакомое знакомым. Изучение географических карт перед выездом в поле – необходимое условие для успешных полевых работ. В это время выявляются пробелы в данных, определяются районы комплексных исследований. Карты – конечный итог полевых работ, они отражают взаиморасположение и структуру изученных объектов, показывают их взаимосвязи.
Экспедиция – это хлеб географии. Геродот в середине V в. до н.э. совершил многолетние путешествия: побывал в причерноморских степях, посетил Малую Азию, Вавилон, Египет. В своем девятитомном труде «История» он описал природу, население, религию многих стран, привел данные о Черном море, Днепре, Доне.
18
Разновидностью полевых исследований являются географические стационары. Инициатива их создания принадлежит А.А. Григорьеву (1883–1968), первый стационар под его руководством был создан на Тянь-Шане. Широкой известностью пользуются географический стационар Государственного гидрологического института (ГГИ) на Валдае, географический стационар МГУ в Сатино. На их базе проводятся комплексные географические исследования. В МПГУ географическим стационаром является база в Тарусе, на материалах, полученных при полевых исследованиях, написаны многочисленные курсовые и дипломные работы.
Аэрофотосъемка используется в географии с 30-х годов XX в., космические снимки появились сравнительно недавно. Они позволяют в комплексе, на больших территориях и с большой высоты оценить изучаемые объекты.
Все географические исследования отличает специфический географический подход – фундаментальное представление о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, комплексный взгляд на природу. Он характеризуется территориальностью, глобальностью, историзмом.
Литвинович А. В.
Лекция 1
Землеведение и краеведение
Развитие общего землеведения как науки неотделимо от развития географии.
Всем наукам, в том числе и географии, свойственны три ступени познания:
сбор и накопление фактов;
приведение их в систему, создание классификаций и теорий;
научный прогноз, практическое применение теории.
История развития науки
Литвинович А. В.
Лекция 1
Землеведение и краеведение
Античная география (VIII в. до н. э. - II в. н.э.) в основном имела описательную функцию, однако в недрах описательного направления зарождалось другое направление – аналитическое: первые географические теории появились в античное время.
В странах Запада география восходит к древнегреческим ученым, которые создали систему основных понятий и модель, или парадигму, научного метода, которыми в течение многих столетий руководствовались западноевропейцы: Гомер, Фалес Милетский, Анаксимандр, Геродот, Платон, Аристотель, Пифей, Эратосфен, Гиппарх, Страбон, Птолемей. Гледко Ю.А., доцент каф
Литвинович А. В.
Лекция 1
Землеведение и краеведение
2. В течение длительного периода средневековья (раннего III – XI вв. и позднего XI – XV вв.) в разных государствах и регионах развитие географии и накопление сведений о Земле были неодинаковыми.
В Европе, церковь преследовала науку и отвергала многие полученные ранее знания из области естествознания, например, о шарообразности Земли, установленные очертания материков и т.д.
Средневековая география стран Центральной и Восточной Азии активно развивалась под влиянием торговли, строительства городов, издания книг и карт. К значительным трудам этого времени относятся работы Масуди, Бируни. Идриси, Ибн-Баттуты.
Наиболее интересные сведения были собраны Марко Поло о Китае, Индии, Цейлоне и Аравии (1271-1295) и Афанасием Никитиным о Персии и Индии (1466-1478).
Литвинович А. В.
Лекция 1
Землеведение и краеведение
3. Эпоха Великих географических открытий XV-XVII вв.:
— открытие Америки экспедициями Х. Колумба (1492-1504);
— открытие Васко де Гама морского пути в Индию (1497-1498);
— первое кругосветное путешествие Ф.Магеллана (1519-1520);
— открытие Сибири и Дальнего Востока походами Ермака (1581), И. Москвина (1639), С.Дежнева (1648), Е. Хабарова (1650-1653);
— поиски северо-западного и северовосточного путей в Индию (экспедиции Дж. Кабота, Г. Гудзона, А. Баренца).
Литвинович А. В.
Лекция 1
Землеведение и краеведение
экспедиции с открытием Австралии и многих островов Тихого океана (Дж. Кук),
изучением севера Евразии, Камчатки, Сахалина (П. Крузенштерн и Ю. Лисянский, В. Беринг, И. Прончищев, Д. Лаптев, С. Челюскин, Г. Шелихов),
открытием Антарктиды (Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев).
Крупные успехи были достигнуты в изучении внутренних частей Азии (Н. Пржевальский, П. Семенов-Тян-Шанский, В. Обручев), Африки (Д. Ливингстон, Г. Стэнли, В. Юнкер, Е. Ковалевский, Н. Вавилов), Южной Америки (А. Гумбольдт, А. Веспуччи). Гледко Ю.А.,
Литвинович А. В.
Лекция 1
Землеведение и краеведение
4. На рубеже XVI и XVII вв. начинают оформляться контуры землеведения. В 1650 году в Голландии Бернхард Варений (1622–1650) публикует «Всеобщую географию» - труд, с которого можно вести отсчет времени общего землеведения как самостоятельной научной дисциплины.
В нем нашли обобщение результаты Великих географических открытий и успехи в области астрономии, опирающейся на гелиоцентрическую картину мира. Предмет географии, по Б. Варению, составляет земноводный круг, образованный взаимопроникающими друг в друга частями – землей, водой, атмосферой. Земноводный круг в целом изучает всеобщая география. Отдельные области – предмет частной географии.
Литвинович А. В.
Лекция 1
Землеведение и краеведение
5. В XVIII–XIX вв., когда мир был в основном открыт и описан, на первое место вышли аналитическая и объяснительная функции: географы анализировали накопленные данные и создавали первые гипотезы и теории.
Александр фон Гумбольдт, Карл Риттер , Э. Реклю, Ф. Ратцель, Ф. Рихтгофен, Э. Ленц внесли значительный вклад в понимание географических особенностей отдельных частей Земли и обогатили содержание теоретического землеведения и физической географии.
6. Конец XIX-XX вв. - А.Н. Краснов (автор первого русского учебника для университетов по общему землеведению), П.И. Броунов, А.А. Григорьев, Л.С. Берг, С.В.Калесник и другие.
Литвинович А. В.
Лекция 1
Землеведение и краеведение
8. Современный этап развития землеведения.
С помощью радио- и фотокосмических методов появляется возможность дистанционного видения Земли и изучения динамических процессов, происходящих на ее поверхности.
Картографическое, математическое и физическое моделирование процессов, происходящих в географической оболочке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.