Введение. Землеведение как наука. Цели, задачи и предмет землеведения.
Оценка 4.6

Введение. Землеведение как наука. Цели, задачи и предмет землеведения.

Оценка 4.6
Лекции +1
pptx
география +1
11 кл +1
20.11.2023
Введение. Землеведение как наука. Цели, задачи и предмет землеведения.
Лекция по землеведению и краеведению
Землеведение и краеведение 1а.pptx

Землеведение и краеведение Барановичский государственный университет

Землеведение и краеведение Барановичский государственный университет

Землеведение и краеведение

Барановичский государственный
университет

Кафедра естественнонаучных дисциплин

Преподаватель:
Литвинович Александр Владимирович

Лекция 1
Введение. Землеведение как наука. Цели, задачи и предмет землеведения.

Введение. 2. Землеведение как наука

Введение. 2. Землеведение как наука

1. Введение.
2. Землеведение как наука.
3. Цели, задачи и предмет землеведения.

План лекционного занятия №1

Землеведение и краеведение

Землеведение и краеведение

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение «Все науки делятся на естественные, неестественные и противоестественные»

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение «Все науки делятся на естественные, неестественные и противоестественные»

Литвинович А. В.

Лекция 1

Землеведение и краеведение

«Все науки делятся на естественные,
неестественные и противоестественные»
ЛАНДАУ Лев Давыдович (1908-68), физик-теоретик,
академик АН СССР, Нобелевский лауреат
Современная наука – сложная система человеческих знаний,
условно подразделяемая на три большие группы

Естественные науки,
Общественные науки,
Технические науки.

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение

Литвинович А. В.

Лекция 1

Землеведение и краеведение

В процессе дифференциации произошло разделение наук на

Фундаментальные
математика,
физика,
механика,
химия,
биология,
философия и т.д.

Цель фундаментальных наук заключается в изучении законов природы, общества, мышления.

Прикладные
все технические включая сельскохозяйственные, науки.

Цель прикладных наук – применение открытых законов и разработанных общих теорий к решению практических задач.

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение

Литвинович А. В.

Лекция 1

Землеведение и краеведение

Географией называют систему естественных (физико-географических) и общественных (экономико-географических) наук, изучающих географическую оболочку Земли, природные и производственные географические комплексы и их компоненты.

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение

Литвинович А. В.

Лекция 1

Землеведение и краеведение

Физическая география – греч. физис – природа, гео – Земля, графо – пишу. То же самое, дословно – описание природы Земли, или землеописание, землеведение.

Физическая география слагается из
наук, изучающих географическую оболочку и ее структурные элементы – природные территориальные и аквальные комплексы (общее землеведение, палеогеография, ландшафтоведение),
наук, изучающих отдельные компоненты и части целого (геоморфология, климатология, гидрология суши, океанология, география почв, биогеография и др.).

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение

Литвинович А. В.

Лекция 1

Землеведение и краеведение

Во второй половине XX в. наряду с дифференциацией стали проявляться интеграционные тенденции.
Интеграция – это объединение знаний, а по отношению к географии – это объединение знаний о природе и обществе.

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение

Литвинович А. В.

Лекция 1

Землеведение и краеведение

Сквозные науки
История географии

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение

Литвинович А. В.

Лекция 1

Землеведение и краеведение

Общее землеведение – фундаментальная наука, изучающая общие закономерности строения, функционирования и развития географической оболочки в целом, ее компонентов и природных комплексов в единстве и взаимодействии с окружающим пространством-временем на разных уровнях его организации (от Вселенной до атома) и устанавливающую пути создания и существования современных природных (природно-антропогенных) обстановок, тенденции их возможного преобразования в будущем.

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение

Литвинович А. В.

Лекция 1

Землеведение и краеведение

Точки зрения об объекте общего землеведения

К. Риттер считал объектом географии весь земной шар,
А. Геттнер – страны, которые изучаются с точки зрения пространственного размещения предметов и явлений,
Ф. Рихтгофен – земную поверхность,
Э. Мартонн – распределение по поверхности Земли физических, биологических и связанных с деятельностью человека явлений, а также причины этого распределения,
О. Пешель – природу Земли и т.д.

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение

Литвинович А. В.

Лекция 1

Землеведение и краеведение

Предлагались разные термины для определения объекта географии:


ландшафтная оболочка,
геосфера,
ландшафтная сфера,
биогеносфера,
эпигеосфера
географическая оболочка и др.
Наибольшее признание получил термин «географическая оболочка».

Итак, географы установили специфический

Итак, географы установили специфический

12

Итак, географы установили специфический ОБЪЕКТ своих исследований.

Это – географическая оболочка, которая представляет собой единое и сложное образование, состоящее из взаимодействующих главных земных сфер или их элементов – литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы.

Предметом изучения общего землеведения является исследование закономерностей структуры, функционирования, динамики и эволюции географической оболочки, проблемы территориальной дифференциации (т.е. пространственные соотношения развивающихся территориальных объектов).

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение

Литвинович А. В.

Лекция 1

Землеведение и краеведение

Оптимальными границами ГО являются верхняя граница тропосферы (тропопауза) и подошва зоны гипергенеза - граница проявления экзогенных процессов, в пределах которых находится основная масса атмосферы, вся гидросфера и верхний слой литосферы с живущими или жившими в них организмами и следами человеческой деятельности.

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение

Литвинович А. В.

Лекция 1

Землеведение и краеведение

МЕТОДЫ СОВРЕМЕННОГО ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение

Литвинович А. В.

Лекция 1

Землеведение и краеведение

Важнейшими общенаучными методами является

материалистическая диалектика. Ее законы и основные положения о всеобщей связи явлений, единстве и борьбе противоположностей составляют методологическую основу географии.
С материалистической диалектикой связан и исторический метод. В физической географии исторический метод нашел свое выражение в палеогеографии.
Общенаучное значение имеет системный подход к изучаемому объекту. Каждый объект рассматривается как сложное образование, состоящее из структурных частей, взаимодействующих друг с другом.

Междисциплинарные методы – общие для группы наук

Междисциплинарные методы – общие для группы наук

16

Междисциплинарные методы – общие для группы наук

Математический метод – важный метод в географии, но нередко тестирование, запоминание количественных характеристик подменяют развитие творческой, думающей личности.
Геохимический и геофизический методы позволяют оценить потоки вещества и энергии в географической оболочке, круговороты, термический и водный режимы.
Модель – графическое изображение объекта, отражающее структуру и динамические связи, дающее программу дальнейших исследований. Широкую известность получили модели будущего состояния биосферы Н. Н. Моисеева. Человечество поняло, что биосфера – одна для всех людей мира и сохранение ее является средством выживания.

К специфическим методам в географии относятся

К специфическим методам в географии относятся

17

К специфическим методам в географии относятся

Сравнительно-описательный и картографический методы – самые старые методы в географии. А. Гумбольдт (1769–1859) в «Картинах природы» писал, что сравнивать между собой отличительные особенности природы отдаленных стран и представлять результаты этих сравнений – благодарная задача географии. Сравнение выполняет ряд функций: определяет ареал сходных явлений, разграничивает сходные явления, делает незнакомое знакомым. Изучение географических карт перед выездом в поле – необходимое условие для успешных полевых работ. В это время выявляются пробелы в данных, определяются районы комплексных исследований. Карты – конечный итог полевых работ, они отражают взаиморасположение и структуру изученных объектов, показывают их взаимосвязи.
Экспедиция – это хлеб географии. Геродот в середине V в. до н.э. совершил многолетние путешествия: побывал в причерноморских степях, посетил Малую Азию, Вавилон, Египет. В своем девятитомном труде «История» он описал природу, население, религию многих стран, привел данные о Черном море, Днепре, Доне.

Разновидностью полевых исследований являются географические стационары

Разновидностью полевых исследований являются географические стационары

18

Разновидностью полевых исследований являются географические стационары. Инициатива их создания принадлежит А.А. Григорьеву (1883–1968), первый стационар под его руководством был создан на Тянь-Шане. Широкой известностью пользуются географический стационар Государственного гидрологического института (ГГИ) на Валдае, географический стационар МГУ в Сатино. На их базе проводятся комплексные географические исследования. В МПГУ географическим стационаром является база в Тарусе, на материалах, полученных при полевых исследованиях, написаны многочисленные курсовые и дипломные работы.

Аэрофотосъемка используется в географии с 30-х годов XX в., космические снимки появились сравнительно недавно. Они позволяют в комплексе, на больших территориях и с большой высоты оценить изучаемые объекты.

Все географические исследования отличает специфический географический подход – фундаментальное представление о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, комплексный взгляд на природу. Он характеризуется территориальностью, глобальностью, историзмом.

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение

Литвинович А. В.

Лекция 1

Землеведение и краеведение

Развитие общего землеведения как науки неотделимо от развития географии.

Всем наукам, в том числе и географии, свойственны три ступени познания:

сбор и накопление фактов;
приведение их в систему, создание классификаций и теорий;
научный прогноз, практическое применение теории.

История развития науки

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение

Литвинович А. В.

Лекция 1

Землеведение и краеведение

Античная география (VIII в. до н. э. - II в. н.э.) в основном имела описательную функцию, однако в недрах описательного направления зарождалось другое направление – аналитическое: первые географические теории появились в античное время.

В странах Запада география восходит к древнегреческим ученым, которые создали систему основных понятий и модель, или парадигму, научного метода, которыми в течение многих столетий руководствовались западноевропейцы: Гомер, Фалес Милетский, Анаксимандр, Геродот, Платон, Аристотель, Пифей, Эратосфен, Гиппарх, Страбон, Птолемей. Гледко Ю.А., доцент каф

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение 2

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение 2

Литвинович А. В.

Лекция 1

Землеведение и краеведение

2. В течение длительного периода средневековья (раннего III – XI вв. и позднего XI – XV вв.) в разных государствах и регионах развитие географии и накопление сведений о Земле были неодинаковыми.
В Европе, церковь преследовала науку и отвергала многие полученные ранее знания из области естествознания, например, о шарообразности Земли, установленные очертания материков и т.д.
Средневековая география стран Центральной и Восточной Азии активно развивалась под влиянием торговли, строительства городов, издания книг и карт. К значительным трудам этого времени относятся работы Масуди, Бируни. Идриси, Ибн-Баттуты.
Наиболее интересные сведения были собраны Марко Поло о Китае, Индии, Цейлоне и Аравии (1271-1295) и Афанасием Никитиным о Персии и Индии (1466-1478).

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение 3

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение 3

Литвинович А. В.

Лекция 1

Землеведение и краеведение

3. Эпоха Великих географических открытий XV-XVII вв.:
— открытие Америки экспедициями Х. Колумба (1492-1504);
— открытие Васко де Гама морского пути в Индию (1497-1498);
— первое кругосветное путешествие Ф.Магеллана (1519-1520);
— открытие Сибири и Дальнего Востока походами Ермака (1581), И. Москвина (1639), С.Дежнева (1648), Е. Хабарова (1650-1653);
— поиски северо-западного и северовосточного путей в Индию (экспедиции Дж. Кабота, Г. Гудзона, А. Баренца).

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение экспедиции с открытием

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение экспедиции с открытием

Литвинович А. В.

Лекция 1

Землеведение и краеведение

экспедиции с открытием Австралии и многих островов Тихого океана (Дж. Кук),
изучением севера Евразии, Камчатки, Сахалина (П. Крузенштерн и Ю. Лисянский, В. Беринг, И. Прончищев, Д. Лаптев, С. Челюскин, Г. Шелихов),
открытием Антарктиды (Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев).
Крупные успехи были достигнуты в изучении внутренних частей Азии (Н. Пржевальский, П. Семенов-Тян-Шанский, В. Обручев), Африки (Д. Ливингстон, Г. Стэнли, В. Юнкер, Е. Ковалевский, Н. Вавилов), Южной Америки (А. Гумбольдт, А. Веспуччи). Гледко Ю.А.,

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение 4

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение 4

Литвинович А. В.

Лекция 1

Землеведение и краеведение

4. На рубеже XVI и XVII вв. начинают оформляться контуры землеведения. В 1650 году в Голландии Бернхард Варений (1622–1650) публикует «Всеобщую географию» - труд, с которого можно вести отсчет времени общего землеведения как самостоятельной научной дисциплины.
В нем нашли обобщение результаты Великих географических открытий и успехи в области астрономии, опирающейся на гелиоцентрическую картину мира. Предмет географии, по Б. Варению, составляет земноводный круг, образованный взаимопроникающими друг в друга частями – землей, водой, атмосферой. Земноводный круг в целом изучает всеобщая география. Отдельные области – предмет частной географии.

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение 5

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение 5

Литвинович А. В.

Лекция 1

Землеведение и краеведение

5. В XVIII–XIX вв., когда мир был в основном открыт и описан, на первое место вышли аналитическая и объяснительная функции: географы анализировали накопленные данные и создавали первые гипотезы и теории.
Александр фон Гумбольдт, Карл Риттер , Э. Реклю, Ф. Ратцель, Ф. Рихтгофен, Э. Ленц внесли значительный вклад в понимание географических особенностей отдельных частей Земли и обогатили содержание теоретического землеведения и физической географии.

6. Конец XIX-XX вв. - А.Н. Краснов (автор первого русского учебника для университетов по общему землеведению), П.И. Броунов, А.А. Григорьев, Л.С. Берг, С.В.Калесник и другие.

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение 8

Литвинович А. В. Лекция 1 Землеведение и краеведение 8

Литвинович А. В.

Лекция 1

Землеведение и краеведение

8. Современный этап развития землеведения.
С помощью радио- и фотокосмических методов появляется возможность дистанционного видения Земли и изучения динамических процессов, происходящих на ее поверхности.
Картографическое, математическое и физическое моделирование процессов, происходящих в географической оболочке.

Литвинович А. В. Лекция 1 Спасибо за внимание!

Литвинович А. В. Лекция 1 Спасибо за внимание!

Литвинович А. В.

Лекция 1

Спасибо
за внимание!

Землеведение и краеведение

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2023