Введение понятий физических явлений на эмпирическом пути познания.
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
физика
9 кл
02.09.2017
Анализ определения оптических явлений, имеющихся в современных школьных учебниках, показал, что они представлены либо на уровне объяснения, либо дано описание явления в конкретной ситуации. Если в основе деятельности по «добыванию» определения физического явления лежит экспериментальный путь к познанию, то оно должно быть представлено на уровне наблюдения. Поэтому возникла потребность разрабатывать содержание деятельности по созданию определений таких явлений, как отражение света, интерференция, дифракция света др. на чувственном уровне.
Документ Microsoft Word .docx
Бавина Элеонора Николаевна
учитель физики
г. Волжский Волгоградской области
Российская Федерация
Введение понятий физических явлений на эмпирическом пути познания.
Анализ определения оптических явлений, имеющихся в современных
школьных учебниках, показал, что они представлены либо на уровне
объяснения, либо дано описание явления в конкретной ситуации. Если в
основе деятельности по «добыванию» определения физического явления
лежит экспериментальный путь к познанию, то оно должно быть представлено
на уровне наблюдения. Поэтому возникла потребность разрабатывать
содержание деятельности по созданию определений таких явлений, как
отражение света, интерференция, цифрация света др. на чувственном уровне.
Для облегчения этой задачи необходимо использовать исторический
материал. История открытия и изучения оптических явлений показывает, что
ученые ставили вполне определенные, объективные познавательные задачи
(ПЗ) с целью получения определения явления на уровне наблюдения, а лишь
затем явления объяснялись. Из гносеологической общности процессов
учебного и научного познания вытекает возможность выявления
познавательных задач, гипотез, логики их постановки для создания на уроке
«квазиисследовательской обстановки. Другой особенностью оптических
явлений является то, что в них трудно выявить в явном виде
взаимодействующие объекты. Содержание деятельности по «добыванию»
определения этих явлений таково:
обнаружение явления в единичной ситуации;
формулирования ПЗ типа «только ли в данной ситуации имеет место
наблюдаемое явление?»; разработка способов её экспериментальное решение;
проведение серии экспериментов.
формулирование обобщенного суждения об объектах, взаимодействие
которых приводит к данному явлению; формулирование обобщенного
суждения об особенностях протекания явления;
формулирования ПЗ типа: «Каковы условия протекания явления?»;
проведение серии экспериментов; построение определения явления на уровне
наблюдения. Разработано деятельность учителя по организации процесса
создания понятия оптических явлений, созданы дидактические средства,
конкретизирован обобщенный способ действия по созданию понятий
физических явлений применительно ко всем урокам темы «Световые
волны». Каждый учитель выстраивает свою технологию обучения, т.е. свою
модель освоения учащимися конкретного учебного материала, способы
добывания знаний. Однако существуют определенные инвариантные этапы
деятельности учителя, которыми он должен владеть, чтобы организовать
учебный процесс, отвечающий современным требованиям. Тема «Световые
волны» является первой темой раздела «Оптика» в основной школе. Примерное планирование этой темы курса физики представлено в таблице с
перечнем демонстрационного эксперимента. На изучение темы «Световые
волны» отводится семь уроков. Содержание учебного материала темы
спланировано в соответствии с составляющими первой волновой теории света
– теории Гюйгенса: экспериментальные факты – модель распространения
световой волны, принцип Гюйгенса – выводы – их экспериментальная
проверка.
Таблица 1. Примерное планирование темы «Световые волны
Лабораторная работа «Наблюдение
1 Развитие взглядов на природу света. Скорость света. Принцип Гюйгенса.
2 Отражение света. Закон отражения света.
3 Преломление света. Закон преломления света
4 Решение задач
5 Дисперсия света. Лабораторная работа №2 «Наблюдение дисперсии
света»
6 Интерференция света.
интерференции света»
7 Решение задач
В основной школе для развития познавательной деятельности учащихся
учебный процесс по физике должен быть организован в виде разработки и
реализации каждым учащимся или их группой творческих проектов.
Результатом такой деятельности должна явиться общественнозначимая
работа, выполненная с помощью некоторой установки, созданной самими
учащимися или с учетом современных условий развития учащихся
виртуального продукта с использованием информационных технологий. Это
может быть разработка и реализация компьютерных уроков по теме
«Световые волны» (с непосредственным участием учителяпредметника),
создание Webстраниц по теме, выпуск тематических газет и т.д.
Список использованной литературы
1.Шамова Т.И. Федеральный образовательный стандарт общего
образования второго поколения и перспективы развития системы управления
образованием / Т.Шамова // Управление образованием. 2009. № 3. С. 19
2.Рыжаков М.В. О структуре и особенностях стандартов второго
поколения. http://www.deti66.ru/forteachers/formalped/1001.html
3.Ресурсы интернет: http://mon.gov.ru
http://standart.edu.ru
http://www.zavuch.info
Введение понятий физических явлений на эмпирическом пути познания.
Введение понятий физических явлений на эмпирическом пути познания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.