Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников (Из опыта работы МАОУ СОШ№37, учитель высшей категории Цымбал З.Ф.)
С 1 сентября 2011 года вступили в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты, в реализации которых немаловажное значение отводится духовно-нравственному воспитанию школьников. Духовно-нравственное воспитание – одна из ключевых проблем, стоящих сегодня перед каждым родителем, государством и обществом в целом. На протяжении многих веков семья была незыблемой силой, носителем духовных и культурных образцов, тем звеном, которое обеспечивало связь человека с обществом. За последние годы институт семьи претерпел существенные и, на наш взгляд, далеко не лучшие изменения. Традиционные нравственные понятия, свойственные семье, активно вытесняются (подменяются) эгоизмом, корыстными отношениями, насилием, большой урон наносят алкоголизм и наркомания. При живых родителях растет количество брошенных и безнадзорных детей, разрушаются связи внутри так называемой «большой семьи», рода, во многом девальвируется такое понятие, как любовь к родине. Одним из инструментов для решения этой проблемы на уровне школы и является новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Понимание важности введения курса было заявлено Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым, который предложил провести эксперимент по его внедрению в ряде регионов России еще в 2009 году. Однако, по отношению к новому курсу и его апробации в общественном мнении сложился ряд опасений, заключавшиеся в том, что в школу придут священнослужители, учебный курс будет иметь вероучительный, миссионерский характер, учеников одного класса поделят на группы (по вероисповеданиям), что приведёт к конфликтам между ними, или же апробация учебного курса – это очередной эксперимент ради эксперимента, и он закончится также внезапно, как и начался.
Министерство образования и науки РФ, прокомментировав цели нового учебного курса, отметило, что он носит светский характер, вести его будут обычные учителя, прошедшие специальную подготовку. Цель учебного курса – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
К разработке курса были привлечены ученые Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и представители религиозных конфессий.
Почему именно в начальной школе было решено ввести данный учебный курс? Введение курса в 4-х классах обусловлено социально-психологическими особенностями данного возраста: бесконфликтностью детей, частым проявлением ими доброты и сопереживания. Именно в этом возрасте ребенок наиболее открыт для построения конструктивных взаимоотношений с окружающим миром и людьми.
Учебный курс содержит шесть модулей. Родители имеют возможность выбрать любой из модулей, предложенных разработчиками. (слайд)
Чтобы снять некоторую напряженность, возникшую у родителей будущих четвероклассников и учесть их мнение при выборе модуля, в конце учебного года нами было проведено общешкольное родительское собрание. Родители были подробно ознакомлены с новым курсом, им было предложено выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками. Работа продолжилась на классных родительских собраниях. В нашей школе единогласным решением был выбран модуль «Светская этика».
Все педагоги прошли специальную подготовку, обучающиеся 4-х классов были полностью обеспечены учебниками из Федерального бюджета.
Что же показал первый опыт преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»?
У обучающихся 4 классов повысилась познавательная активность, которая вылилась в желание заниматься проектной деятельностью. А мы знаем, что проектная деятельность – это основа успешности в обучении. Каждый ребенок хотя бы раз выступил перед другими детьми. Очень интересными показались ребятам задания «Составь карту поиска счастья» или «Мои счастливые минутки», где обучающиеся смогли проявить свою фантазию и раскрыть себя. Не менее любопытными оказались проекты «Приготовь «Добрый сюрприз для доброго человека» и «Добрый сюрприз для недоброго человека».
Одна из важнейших задач курса – это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово. Если обратить внимание на задания учебного курса, то более половины из них подразумевают совместную деятельность детей и родителей. Это и задания типа «Объясни смысл выражений», и проекты, требующие помощи родителей или их оценки «Мама, папа, посмотрите, что мы с друзьями придумали!». А такие проекты, как «Игра-викторина «Долг в жизни людей разных профессий» или «Фотоальбом с подписями «Добрые традиции нашей семьи» без помощи родителей детям не осилить.
Проект «Фестиваль одноклассников «Добрые игры, в которые мы играем всей семьей», проведенный детьми с родителями в домашних условиях, завершился классным часом, на котором дети по очереди объясняли правила своим одноклассникам и проводили игры.
И оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена, в основном, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ (проектов) учащихся. Ребята не боятся высказывать свою точку зрения, задавать друг другу вопросы, спорить, ведь курс подразумевает безотметочную систему.
В целом, по данному учебному предмету не предусмотрены большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в книгах или интернете. Гораздо важнее, с воспитательной точки зрения, организовать живое общение, заинтересованное обсуждение тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем школьников с учителем на уроке и детей с родителями дома.
Но дети, как показала практика, с удовольствием готовят домашние задания и очень переживают, если на уроке им не хватает времени защитить свою работу. Поэтому многие из обучающихся выступали со своими проектами на школьной научно-практической конференции «NEXT-поколение-2013», на районной НПК «Старт в науку», на городской краеведческой конференции «Край родной навек любимый» Ильясова Регина заняла 2 место в секции «Семейный альбом», а Тимеркаев Далил - 3 место в секции «Историческая память». С каждым годом обучающиеся нашей школы все активнее стали заниматься проектной деятельностью. на гордской НПК "культур и светской этики как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
Дети стали более общительными. Они ответственно произносят такие слова, как честь и достоинство, долг и совесть. Изменилось и стало более трепетным отношение к семье и к своей Родине.
Таким образом, просматривая всю линию данного курса, мы можем сказать, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» дает возможность через организацию полноценного общения детей с учителем, родителями, сверстниками, используя естественную тягу детей к познанию, рассмотреть, обсудить такие общие для всех нас и серьезные понятия как «справедливость», «красота», «доброта», «милосердие» и многие другие, понятия, выражающие незыблемые ценности человеческого бытия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.