Введение в терапию. Основные исторические этапы.

  • Лекции
  • docx
  • 07.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Введение в терапию. Основные исторические этапы. Внутренние болезни (терапия) – область медицины, изучающая причины, клинические проявления, диагностику, лечение и профилактику заболеваний внутренних органов. В рамках дисциплины «СД в терапии» изучаются методы клинического обследования пациента, болезни органов дыхания, кровообращения, пищеварения, почек и мочевыделения, крови, эндокринной системы, костно-мышечной системы и соединительной ткани, аллергозы. Отечественные врачи-терапевты: 1. Иван Петрович Павлов • Открыл условные и безусловные рефлексы; • Изучил иннервацию сердца и пищеварительной системы; • Разработал условно-рефлекторную теорию. 2. Григорий Антонович Захарьин • Основал московскую терапевтическую школу; • Разработал и предложил методику непосредственного обследования пациента (анамнез), которая заключается в тщательном изучении условий и образа жизни больного и выявлении причин заболевания; • Основатель школьной гигиены; • Рекомендовал использование природных средств для оздоровления детей (лечебные воды, фитотерапия и т.д.). 3. Матвей Яковлевич Мудров • Считается отцом русской терапевтической школы; • Ввёл историю болезни; • Рекомендовал широко использовать природные средства • Обосновал значение гигиенического образа жизни и профилактики заболеваний. 4. Сергей Петрович Боткин • Создатель физиологического направления в медицине; • Заложил основы экспериментальной фармакологии; • Рассматривал организм человека как единое целое в соединении физических и психических свойств; • Основоположник военно-полевой медицины; • Организовал российское общество сестёр милосердия.
Иконка файла материала Terapia_lektsia_1.docx
Лекция №1. Введение в терапию. Основные исторические этапы. Внутренние болезни (терапия) – область медицины, изучающая причины,  клинические проявления, диагностику, лечение и профилактику заболеваний  внутренних органов. В рамках дисциплины «СД в терапии» изучаются методы клинического  обследования пациента, болезни органов дыхания, кровообращения,  пищеварения, почек и мочевыделения, крови, эндокринной системы, костно­ мышечной системы и соединительной ткани, аллергозы. Отечественные врачи­терапевты: 1. Иван Петрович Павлов  Открыл условные и безусловные рефлексы;  Изучил иннервацию сердца и пищеварительной системы;  Разработал условно­рефлекторную теорию. 2. Григорий Антонович Захарьин  Основал московскую терапевтическую школу;  Разработал и предложил методику непосредственного  обследования пациента (анамнез), которая заключается в  тщательном изучении условий и образа жизни больного и  выявлении причин заболевания;  Основатель школьной гигиены;  Рекомендовал использование природных средств для  оздоровления детей (лечебные воды, фитотерапия и т.д.). 3. Матвей Яковлевич Мудров  Считается отцом русской терапевтической школы;  Ввёл историю болезни;  Рекомендовал широко использовать природные средства  Обосновал значение гигиенического образа жизни и  профилактики заболеваний. 4. Сергей Петрович Боткин  Создатель физиологического направления в медицине;  Заложил основы экспериментальной фармакологии;  Рассматривал организм человека как единое целое в соединении  физических и психических свойств;  Основоположник военно­полевой медицины;  Организовал российское общество сестёр милосердия. Методы клинического обследования Основные методы клинического обследования пациента подразделяют  на субъективные и объективные  Дополнительные методы обследования делят на инструментальные и  лабораторные Субъективные методы обследования:  Общие сведения о больном (паспортные данные);  Жалобы больного;  Анамнез заболевания;   Анамнез жизни. Объективные методы обследования:  Осмотр;  Пальпация;  Перкуссия;  Аускультация;  Лабораторно­инструментальные методы Общие сведения о больном:  ФИО;  Возраст;  Образование;  Семейное положение;  Место работы;  Место жительства. Жалобы больного:  Основные жалобы (что беспокоит в данный момент больше всего?) –  выявляются характерные проблемы (например, инспираторная одышка,  свистящие хрипы и осиплость голоса – характерные признаки БА).  Общие жалобы (слабость, недомогание, головная боль) могут быть при  множестве заболеваний;  Активно выявленные жалобы – на которые сам больной не обращает  внимания, но они важны для знающей медсестры и врача. Анамнез заболевания:  Когда впервые началось заболевание?  С чего оно началось (первые признаки)?  Как протекало заболевание? Что способствовало началу заболевания (стрессовые ситуации,  переохлаждение, нарушение диеты и т.п.)?  Впервые возникло или было ранее? Анамнез жизни:  Какие заболевания перенёс в детстве?  Как рос и развивался?  Каковы условия труда и быта?  Какова обстановка в семье, есть ли хронические заболевания у  ближайших родственников?  Выясняется наследственный анамнез, аллергологический анамнез; если  женщина – акушерско­гинекологический анамнез и т.д. Осмотр больного:  Общее состояние пациента (удовлетворительное, средней степени  тяжести, тяжёлое);  Положение пациента (активное, пассивное, вынужденное);  Сознание пациента (ясное или угнетённое – сопор, ступор, кома;  определяется по шкале Глазго);  Конституциональный тип (астенический, нормостенический,  гиперстенический);  Кожа и слизистые (гиперемия, бледность, цианоз, желтушность,  пигментация, сыпь)  Подсчёт ЧДД, в т.ч. определение патологических типов дыхания  (Чейна­Стокса, Куссмауля, Биота, Грокка) Пальпация:  Позволяет сделать подсчёт ЧДД;  Подсчёт и исследование пульса;  Определение на ощупь температуры тела, влажности кожи;  Состояние подкожно­жировой клетчатки и мышц;  Болезненность. Перкуссия:  Позволяет выявить ясный лёгочный звук над лёгкими в норме;  Тупой звук в норме над плотными тканями (мышцы, печень) или над  воспалённым участком лёгких (при пневмонии);  Тимпанический звук – над полыми органами;  Коробочный звук – над переполненными воздухом лёгкими (при  эмфиземе).Аускультация:  Над лёгкими позволяет выслушать везикулярное дыхание (в норме);  Ларинго­трахеальное или бронхиальное дыхание – в норме над трахеей  и крупными бронхами, при воспалительных процессах бронхиальное  дыхание можно услышать над лёгкими;  Амфорическое дыхание – над патологической полостью в лёгких (после прорвавшегося абсцесса);  Хрипы (только при патологии) – сухие (свистящие, жужжащие) или  влажные (мелко­, средне­ и крупнопузырчатые);  Крепитация – звук «разлипания» ­ при пневмонии;  Над сердцем можно выслушать тоны сердца (в норме 2 тона, могут быть приглушёнными, глухими с акцентом и т.д.);  Шумы – систолический и диастолический;  Сердечный ритм – правильный или аритмия. Инструментальные методы исследования:  Рентгенографические (Р­скопия, Р­графия, флюорография, КТ,  контрастная Р­графия и т.д.);  ЭКГ – уже более 100 лет является основным методом исследования  сердца. Так же есть ВЭМ (велоэргометрия) – ЭКГ с нагрузкой;  Эндоскопия (бронхоскопия, ФГДС, РР­скопия и т.д.);  УЗИ – исследование с помощью ультразвука;  ЯМР – исследование с помощью ядерно­магнитного излучения;  Радиоизотопное сканирование – исследование с помощью  радиоизотопов;  Лапароскопия – исследование (и оперативное лечение) органов  брюшной полости «без разреза». Лабораторные методы исследования  Общие анализы крови, мочи, мокроты и кала;  Биохимия крови (сахар, билирубин, холестерин, липопротеины, белки и  т.д.);  Исследование крови на гормоны;  ПЦР, ИФА диагностика (пренатальная диагностика патологий плода);  Анализы мочи по Нечипоренко и Зимницкому;  Исследование желудочного и дуоденального содержимого.