Введение в терапию. Основные исторические этапы.
Внутренние болезни (терапия) – область медицины, изучающая причины, клинические проявления, диагностику, лечение и профилактику заболеваний внутренних органов.
В рамках дисциплины «СД в терапии» изучаются методы клинического обследования пациента, болезни органов дыхания, кровообращения, пищеварения, почек и мочевыделения, крови, эндокринной системы, костно-мышечной системы и соединительной ткани, аллергозы.
Отечественные врачи-терапевты:
1. Иван Петрович Павлов
• Открыл условные и безусловные рефлексы;
• Изучил иннервацию сердца и пищеварительной системы;
• Разработал условно-рефлекторную теорию.
2. Григорий Антонович Захарьин
• Основал московскую терапевтическую школу;
• Разработал и предложил методику непосредственного обследования пациента (анамнез), которая заключается в тщательном изучении условий и образа жизни больного и выявлении причин заболевания;
• Основатель школьной гигиены;
• Рекомендовал использование природных средств для оздоровления детей (лечебные воды, фитотерапия и т.д.).
3. Матвей Яковлевич Мудров
• Считается отцом русской терапевтической школы;
• Ввёл историю болезни;
• Рекомендовал широко использовать природные средства
• Обосновал значение гигиенического образа жизни и профилактики заболеваний.
4. Сергей Петрович Боткин
• Создатель физиологического направления в медицине;
• Заложил основы экспериментальной фармакологии;
• Рассматривал организм человека как единое целое в соединении физических и психических свойств;
• Основоположник военно-полевой медицины;
• Организовал российское общество сестёр милосердия.
Лекция №1. Введение в терапию. Основные исторические этапы.
Внутренние болезни (терапия) – область медицины, изучающая причины,
клинические проявления, диагностику, лечение и профилактику заболеваний
внутренних органов.
В рамках дисциплины «СД в терапии» изучаются методы клинического
обследования пациента, болезни органов дыхания, кровообращения,
пищеварения, почек и мочевыделения, крови, эндокринной системы, костно
мышечной системы и соединительной ткани, аллергозы.
Отечественные врачитерапевты:
1. Иван Петрович Павлов
Открыл условные и безусловные рефлексы;
Изучил иннервацию сердца и пищеварительной системы;
Разработал условнорефлекторную теорию.
2. Григорий Антонович Захарьин
Основал московскую терапевтическую школу;
Разработал и предложил методику непосредственного
обследования пациента (анамнез), которая заключается в
тщательном изучении условий и образа жизни больного и
выявлении причин заболевания;
Основатель школьной гигиены;
Рекомендовал использование природных средств для
оздоровления детей (лечебные воды, фитотерапия и т.д.).
3. Матвей Яковлевич Мудров
Считается отцом русской терапевтической школы;
Ввёл историю болезни;
Рекомендовал широко использовать природные средства
Обосновал значение гигиенического образа жизни и
профилактики заболеваний.
4. Сергей Петрович Боткин
Создатель физиологического направления в медицине;
Заложил основы экспериментальной фармакологии;
Рассматривал организм человека как единое целое в соединении
физических и психических свойств;
Основоположник военнополевой медицины;
Организовал российское общество сестёр милосердия.
Методы клинического обследования Основные методы клинического обследования пациента подразделяют
на субъективные и объективные
Дополнительные методы обследования делят на инструментальные и
лабораторные
Субъективные методы обследования:
Общие сведения о больном (паспортные данные);
Жалобы больного;
Анамнез заболевания;
Анамнез жизни.
Объективные методы обследования:
Осмотр;
Пальпация;
Перкуссия;
Аускультация;
Лабораторноинструментальные методы
Общие сведения о больном:
ФИО;
Возраст;
Образование;
Семейное положение;
Место работы;
Место жительства.
Жалобы больного:
Основные жалобы (что беспокоит в данный момент больше всего?) –
выявляются характерные проблемы (например, инспираторная одышка,
свистящие хрипы и осиплость голоса – характерные признаки БА).
Общие жалобы (слабость, недомогание, головная боль) могут быть при
множестве заболеваний;
Активно выявленные жалобы – на которые сам больной не обращает
внимания, но они важны для знающей медсестры и врача.
Анамнез заболевания:
Когда впервые началось заболевание?
С чего оно началось (первые признаки)?
Как протекало заболевание? Что способствовало началу заболевания (стрессовые ситуации,
переохлаждение, нарушение диеты и т.п.)?
Впервые возникло или было ранее?
Анамнез жизни:
Какие заболевания перенёс в детстве?
Как рос и развивался?
Каковы условия труда и быта?
Какова обстановка в семье, есть ли хронические заболевания у
ближайших родственников?
Выясняется наследственный анамнез, аллергологический анамнез; если
женщина – акушерскогинекологический анамнез и т.д.
Осмотр больного:
Общее состояние пациента (удовлетворительное, средней степени
тяжести, тяжёлое);
Положение пациента (активное, пассивное, вынужденное);
Сознание пациента (ясное или угнетённое – сопор, ступор, кома;
определяется по шкале Глазго);
Конституциональный тип (астенический, нормостенический,
гиперстенический);
Кожа и слизистые (гиперемия, бледность, цианоз, желтушность,
пигментация, сыпь)
Подсчёт ЧДД, в т.ч. определение патологических типов дыхания
(ЧейнаСтокса, Куссмауля, Биота, Грокка)
Пальпация:
Позволяет сделать подсчёт ЧДД;
Подсчёт и исследование пульса;
Определение на ощупь температуры тела, влажности кожи;
Состояние подкожножировой клетчатки и мышц;
Болезненность.
Перкуссия:
Позволяет выявить ясный лёгочный звук над лёгкими в норме;
Тупой звук в норме над плотными тканями (мышцы, печень) или над
воспалённым участком лёгких (при пневмонии);
Тимпанический звук – над полыми органами;
Коробочный звук – над переполненными воздухом лёгкими (при
эмфиземе).Аускультация:
Над лёгкими позволяет выслушать везикулярное дыхание (в норме);
Ларинготрахеальное или бронхиальное дыхание – в норме над трахеей
и крупными бронхами, при воспалительных процессах бронхиальное
дыхание можно услышать над лёгкими;
Амфорическое дыхание – над патологической полостью в лёгких (после
прорвавшегося абсцесса);
Хрипы (только при патологии) – сухие (свистящие, жужжащие) или
влажные (мелко, средне и крупнопузырчатые);
Крепитация – звук «разлипания» при пневмонии;
Над сердцем можно выслушать тоны сердца (в норме 2 тона, могут быть
приглушёнными, глухими с акцентом и т.д.);
Шумы – систолический и диастолический;
Сердечный ритм – правильный или аритмия.
Инструментальные методы исследования:
Рентгенографические (Рскопия, Рграфия, флюорография, КТ,
контрастная Рграфия и т.д.);
ЭКГ – уже более 100 лет является основным методом исследования
сердца. Так же есть ВЭМ (велоэргометрия) – ЭКГ с нагрузкой;
Эндоскопия (бронхоскопия, ФГДС, РРскопия и т.д.);
УЗИ – исследование с помощью ультразвука;
ЯМР – исследование с помощью ядерномагнитного излучения;
Радиоизотопное сканирование – исследование с помощью
радиоизотопов;
Лапароскопия – исследование (и оперативное лечение) органов
брюшной полости «без разреза».
Лабораторные методы исследования
Общие анализы крови, мочи, мокроты и кала;
Биохимия крови (сахар, билирубин, холестерин, липопротеины, белки и
т.д.);
Исследование крови на гормоны;
ПЦР, ИФА диагностика (пренатальная диагностика патологий плода);
Анализы мочи по Нечипоренко и Зимницкому;
Исследование желудочного и дуоденального содержимого.