Тема урока: В.В.Маяковский. Поэтическое новаторство.
Форма урока: урок-практикум
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений;
Методическая организация урока:
- методы контроля (устный фронтальный, устный индивидуальный, работа в группе, тест);
- методы активного обучения (проблемная лекция, эвристическая беседа, самостоятельная работа с источником, анализ литературного произведения).
- словесные методы (рассказ, беседа)
Цели урока:
Образовательные: в предметной области: на основе деятельностного подхода к обучению, исследовательской технологии, технологии критического мышления создать условия для формирования у обучающихся специального умения: анализировать поэтический текст; активизировать познавательную активность;
Регулятивные УУД: управление своей деятельностью, самоконтроль, самостоятельность. Формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.
Развивающие:
в области информационных технологий: создаются условия для развития умения анализировать поэтический текст, сравнивать, выделять главное, формировать умения работы с литературой с интернетресурсами. Формирование познавательных УУД: работа с информацией;
В проектно-аналитической деятельности: развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать и делать выводы. Формирование критического мышления.
Коммуникативные УУД: речевая деятельность (устная и письменная), личностные: смыслообразование, морально-этическая ориентация. Развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности (а иногда и парадоксальности), используя яркие примеры, иллюстрации, демонстрации, воздействующие на чувства обучаемых;
Воспитательные: воспитание чувства любви к родной литературе; эстетическое воспитание; совершенствование культуры речи. Развитие требовательности к себе и товарищам, формирование общественного мнения в группе, воспитание потребности отстаивать честь своего коллектива. Развитие опыта творческой деятельности; Воспитание ответственности за свое поведение, учение, труд; Воспитание стремления к творчеству, новаторству;
«Какая радость, что существует и не выдуман Маяковский: талант, по праву переставший считаться с тем, как пишут у нас нынче…Артист такого типа и калибра, как Маяковский, не может не стать поэтом»
Б.Пастернак (1916 год)
Грядущие
люди!
Кто вы?
Вот - я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души.
В.В. Маяковский
Я хочу быть понят
Моей страной
В.В. Маяковский
Ход урока:
Этапы работы |
Содержание этапа |
Планируемые результаты |
Организационный момент, включающий: • постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока (что должно быть сделано студентами, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) • определение целей и задач, которых преподаватель хочет достичь на данном этапе урока; • описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя студентов на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей группы, с которой работает педагог)
«ИНДУКТОР»
«Самоконструкция»
Работа в группах:
«Социализация»
«Разрыв»
столкновение с проблемой
Актуализация знаний:
Цель: актуализация ранее полученных теоретических знаний по теме «Футуризм»; мотивация дальнейшей учебной деятельности. Методы: беседа. Задача: акцентировать внимание студентов на теоретических аспектах, оказазать помощь при затруднениях в формулировке понятий.
Опрос и беседа по ранее изученному материалу включающие: • определение целей, которые преподаватель ставит перед студентами на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут обучающимися); • определение целей и задач, которых преподаватель хочет достичь на данном этапе урока; • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; • определение возможных действий преподавателя в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; • описание методов организации совместной деятельности обучающихся с учетом особенностей группы, с которой работает педагог; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности студентов в ходе опроса; • описание методов и критериев оценивания ответов обучающихся в ходе опроса и беседы.
«Социализация»
Работа с материалом: Цель: познакомить с особенностями творческого метода поэта на примере ранних стихотворений. Методы: лекция с элементами беседы, работа с текстом, комментированное чтение, декламация. Преподаватель объясняет материал, использует литературный текст, помогает студентам при анализе поэтического произведения. Студенты выразительно читают стихотворения, участвуют в обсуждении, формулируют гипотезы, работают с текстом.
Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: • постановку конкретной учебной цели перед студентами (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой преподаватель на данном этапе урока; • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен обучающимся (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом); • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности студентов с учетом особенностей группы, в котором работает педагог; описание критериев определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности студентов в ходе освоения нового учебного материала;
Закрепление материала. Цель: закрепление и обобщение материала, развитие логического мышления и умения делать вывод. Методы: беседа, составление конспекта. Преподаватель: контролирует процесс выполнения задания, задавая вопросы по ходу работы.
Закрепление учебного материала, предполагающее: • постановку конкретной учебной цели перед студентами (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой преподаватель на данном этапе урока; • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, с которыми работает педагог. • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения обучающимися нового учебного материала; • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда преподаватель определяет, что часть обучающихся не освоила новый учебный материал.
Контроль и самооценка Цели: выявить уровень полученных знаний и способов деятельности, провести их коррекцию
«Рефлексия»
Задание на дом, включающее: • постановку целей самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать студенты в ходе выполнения домашнего задания); • определение целей, которые хочет достичь пр, задавая задание на дом; • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания
|
Организационный момент. Цель: Создание благоприятной психологической атмосферы и хорошего настроения, способствующего повышению интереса к предмету. Метод: беседа Преподаватель: 1) Приветствие, проверка готовности к уроку 2) Сообщение темы и цели урока. 3) Начальная мотивация учебной деятельности.
Преподаватель: Этот поэт вошёл в литературу глашатаем бунта и протеста против серой, будничной, неприглядной действительности: Я сразу смазал карту будня, Плеснувши краски из стакана… Его творчество всегда было предметом острых споров. И не только творчество. Он прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал. Умея идти напролом, обладая ясными, осознанными целями, он был человеком легкоранимым, и подчёркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищённость. Он был и тонким лириком, и «грубым гунном», несомненно, человеком невероятно талантливым, одним из ярчайших имён в литературе XX века.
Демонстрация (ролик с фотографиями, чтение стихотворения) -Узнаёте? (Ответ:Маяковский). Да. Это Владимир Владимирович Маяковский, и прежде, чем мы определим тему нашего урока, предлагаю вам записать ассоциации, которые возникают у вас с поэтом. Демонстрация (ролик с фотографиями, голос автора) - студенты записывают свои ассоциации;
По выполнению студентам предлагается объединить слова-ассоциации, выделяя те, которые повторяются у нескольких членов группы. Представители группы озвучивают свои варианты.
Творчество Маяковского всегда было предметом острых споров. Споры эти носят не только узколитературный характер –речь идет о взаимоотношениях искусства и действительности. О месте поэта в жизни. Маяковский прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал. Умея идти напролом, обладая ясными целями, Маяковский был человеком легкоранимым, подчеркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищенность. Это был человек страстный, тонкий лирик и «грубый гунн», несомненно очень талантливый человек, одно из ярчайших имен в литературе XX века. О Маяковском написано очень много. Мнения о нем часто полярны. -Перед вами листочки с высказываниями о Маяковском. Давайте познакомимся с ними. (Чтение учащимися вслух высказываний о Маяковском) Не спешите соглашаться с одним из высказываний. Итак, как вы думаете, что станет сегодня предметом нашего исследования? - творчество В. Маяковского. Немецкое – Novator. Латинское – novator (обновитель). Слово «новатор» заимствовано из немецкого языка в первой половине XIX в. Первоисточник – латинское слово novator. Новатором называют человека, который придумывает и проводит в жизнь что-то абсолютно новое в своей трудовой деятельности. Производные: новаторство, новаторский.
Какую цель мы поставим сегодня? - получить представление о новаторстве поэзии Маяковского. Доказать, что Маяковский поэт – новатор.
«Поэтическое новаторство В.В. Маяковского».
Мы знакомы с некоторыми его ранними стихотворениями и сегодня попробуем обосновать новаторский характер творчества Маяковского. Научимся читать стихотворения Маяковского.
Студенты подготавливаются к работе
- Маяковский был поэтом, ненавидевшим довольных и сытых. Он сгорал в костре немыслимой любви к людям. И ему не хотелось говорить привычным языком, ему хотелось кричать. М.И. Цветаева так охарактеризовала поэта: «Маяковский начал с явления себя миру, с громогласия. Он стоял и орал, чем больше орал, тем больше народу слушало… пока не доорался до 150-миллионной площади всей России».
Мы уже знаем, что первые шаги в творчестве Маяковский сделал как поэт-футурист. - Что вы помните о футуризме, о его эстетической программе? - Почему их не устраивал существующий язык? - Чем отличается язык поэтов-футуристов?
-Таковы и ранние стихотворения Маяковского, который на первых порах утверждал себя в группе футуристов. Что же нового внёс в поэтику и каковы характерные особенности стиха Маяковского? В чем заключается его новаторство и почему Маяковский является признанным поэтом-новатором.
Постараемся понять это в ходе работы на сегодняшнем уроке. (основные идеи футуризма - слайд) I.Работа с материалом
Индивидуальная работа: учащиеся выписывают характерные черты раннего творчества Маяковского. Работа в группе: обсуждение статьи.
Представитель группы делает доклад.
- Давайте проверим сказанное на практике.
Уже в одном из первых стихотворений Маяковского можно увидеть необычные образы, необычную форму, необычную графику стиха, ошеломляющую поэтическую новизну.
Анализ стихотворений Маяковского. № 1 «А вы могли бы?» № 2 «Нате!»
(Аудиозапись стихотворений, раздаточный материал)
«А вы могли бы? – одно из первых опубликованных стихотворений. Оно очень характерно для ранней манеры поэта: веселая издевка над здравым смыслом, необычная и грубо-вещная образность, намеренное желание сбить с толку читателя.
-Какие образы вы нашли в этом стихотворении? (серые будни раскрасил краской, косые скулы человеческого лица при движении напоминают морские волны, водосточные трубы похожи на флейту – они звучат при ветре, становятся частью «музыки большого города») -В чем состоит конфликт поэта с окружающим миром? Какова роль метафоры в оформлении этого конфликта? (Окружающий поэта-футуриста мир не соответствует его представлениям. Он, во-первых, будничный. Героя окружают пошлые предметы быта, «блюдо-студня» из их числа, эта еда фигурирует как мещанская в поэзии Маяковского. Вывеска рыбного магазина («жестяная рыба») создает урбанистическую картину города. Водосточная труба завершает картину мира вещей, противопоставленного человеку. Поэт-футурист, в отличие от символиста или романтика, не уходит в мир мечты. Он пытается окружающий мир преобразовать)
-В каких строчках слышится скрежет? Как называется такой прием? Какие звуки повторяются? - Обратите внимание на лексику. В чем особенность? (разностилевые слова: зовы, ноктюрн, флейта – стакан, студень, водосточные трубы_ Уподобление грубо-поэтической «водосточной трубы» - изысканно-поэтической «флейте» должно шокировать публику, привыкшую отделять язык поэзии от языка улицы. А Маяковский, как говорится в его автобиографии «Я сам», с детства стал «тихо ненавидеть» поэтичность. Своей задачей в поэзии он считал сближение литературы и жизни. «Академия и Пушкин – непонятнее иероглифов», - провозглашалось в манифесте футуристов «Пощечина общественному вкусу» (1912)
Прослушивание стих-я «Нате!» (слайд №6)
-В чем вы видите конфликт поэта с миром? Определите ценности поэта и ценности толпы. (Мир вещей стих-я «А вы могли бы?» уступил здесь место миру людей, но и этот мир враждебен поэту. Перед нами картина выступления поэта в артистическом кафе. Поэты-футуристы часто выступали перед столичной и провинциальной публикой, и одной из форм «привития» ими своих новаторских художественных идей толпе был скандал, эпатаж. В стихотворении показано именно такое выступление – вряд ли понравятся публике дерзкие характеристики, портреты пошлых мужчин и женщин, собравшихся развлечься. Задачу поэзии Маяковский видел совсем в другом. Конфликт здесь и возникает из резкого противопоставления «толпы» и поэта (традиционная тема русской поэзии). Люди, перед которыми должен, по их представлению, «кривляться» поэт, забавляя их, меряются поэтом своеобразной мерой – количеством «обрюзгшего жира». Не по литру или килограмму, а «по человеку» вытечет он через час, и «чистый переулок» станет грязным. Возникает характерный для молодого Маяковского контраст сильного, стройного поэта и жирных, старых его врагов. Чтобы дать толпе представление о своих ценностях, поэт упоминает «шкатулки» своих стихов – ведь в шкатулках у этих буржуа драгоценности, и шкатулки эти не открываются перед людьми, поэт же «открыл» их. В шкатулках стихов поэта лежат более ценные вещи – «бесценные слова», которые он «мотает и транжирит».
-Охарактеризуйте образы мужчин и женщин пошлого мира, приемы создания этих образов. (В стихотворении выделяются два образа враждебного мира – «мужчина» и «женщина». Такое их наименование, вкупе с указующим жестом («вот вы») дерзко и вызывающе. Конечно, невозможно представить, чтобы в столичное кафе пришел посетитель с застрявшей в усах капустой, это образ-гипербола; остатки щей в усах символизируют приземленность, мещанские интересы этого «мужчины». «Женщины» из-за узости своего мирка напоминает устрицу, выглядывающую «из раковин вещей». Оба они не только не в состоянии понять поэта, но и агрессивны по отношению к нему.)
- Как показана в стихотворении агрессивность толпы и реакция поэта на нее? («Стоглавая вошь» - метафора отвратительного паразитизма, тупого единства этой толпы, которая хочет снять «бабочку поэтиного сердца». Мы не раз уже встречались с дерзкими, неожиданными метафорами раннего Маяковского, в этом стихотворении поэт обнаружил сходство между стихами и шкатулками, раковинами и вещами, бабочкой и сердцем поэта. Трепетность, недолговечность, ранимость и красота – все это свойственно и бабочке и сердцу поэта. От контраста со «стоглавой вошью» нежность бабочки увеличивается. Среди агрессивной толпы поэт чувствует себя «грубым гунном».) -Кто такие гунны? ( Гунны – это воинственное тюркоязычное племя II-IV в.в., наводившее ужас на страны Европы) Стихотворение заканчивается таким антиэстетичным жестом (захохочу и радостно плюну, плюну вам в лицо). Антиэстетизм – был одним из принципов кубофутуризма. Спонтанность этого жеста подчеркивается разным количеством строк в последних строках.
Прослушивание стихотворения «Послушайте!» (слайд №7) Это прямое обращение к читателю. Поэт еще плохо представляет себе своих союзников, не различает лица заинтересованных слушателей, но он страстно хочет, чтобы они скорее появились, разделили с ним радость и любовь, отчаяние и надежду.
- В чем своеобразие интонации этого стихотворения? (В сравнении с задорным выкриком «А вы могли бы?», с дерзким вызовом стих-я «Нате!», в «Послушайте!» совсем другая, проникновенная, исповедальная, даже просительная интонация. Мы впервые слышим поэта, который не боится показаться беззащитным, он обращается к людям, которые его понимают. Прихотливая строфика этого стихотворения доносит до читателя прерывающийся голос, волнение лирического героя. В просьбе «чтоб обязательно была звезда» - детскость, наивность.
- Какова логика этого стихотворения, его, так сказать, «поэтическая астрономия»? Почему на небе появляются звезды? Что они значат для лирического героя? (Художественное мышление раннего Маяковского было поистине космическим, но логика этого стихотворения далека от реальной астрономической – на небе появляются звезды, потому что кто-то этого очень хотел, просил звезду у Бога и только после появления звезды успокоился. Сюжет этого стихотворения передает страстную борьбу человека за идеал. Существование без идеала, без смысла названо здесь «беззвездная мука». Как бы футуристы ни открещивались от традиционного языка поэзии, идеал в этом стихотворении выражен словом, очень высоко маркированным в классической русской поэзии – «звезда».
- Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения. (Лирический герой Маяковского активен в отстаивании своих ценностей и поэтому, несогласный с бессмысленным существованием, отсутствием звезд на земле, «врывается к Богу» - ни больше ни меньше. В этом жесте проявляется не столько дерзость и нахальство героя, сколько его гиперболизм, «богоподобие», герой ощущает себя равным Богу. Но при этом герой признает Бога началом всего и целует его «жилистую руку» -руку творца. Это искренний жест – герой при этом «плачет», «просит», «клянется» - и мы верим, что он действительно «не перенесет эту беззвездную муку». Притом оказывается, что надо с этой гигантской просьбой явиться вовремя, и герой «боится, что опоздал» - эта фраза передает неимоверное напряжение нервов героя, добывающего звезду для себя и для людей. Бог внял этому максимализму – и на небе появилась звезда. И только после этого герой наружно успокоился, ему стало «не страшно», хотя он остался тревожным – эта тревога от боязни за свой идеал. Герой стихотворения противопоставлен людям, для которых звезда – это «плевочки», а не «жемчужина», для которых вовсе не обязательно, «чтобы они были».
Представители группы делают доклад (ответы на вопросы по каждому стихотворению).
Подведём итог и кратко запишем наши выводы в тетрадях. - Какие же характерные особенности стиха Маяковского мы сегодня обнаружили?
Студенты записывают в тетрадях.
1. Нарушение лексических и грамматических норм языка. 2. Нарочитая грубость, антиэстетизм. 3. Использование дерзких развёрнутых метафор, благодаря которым образы становятся яркими, пластичными, чувственными, запоминающимися. Излюбленными тропами являются также сравнения, гиперболы и авторские неологизмы. 4. Отсутствие равномерного ритма, что приближает «поэтический размер живому разговорному слову» – нервно-импульсивному, порывистому, а это соответствует принципам футуристов. 5. Новая графика: отказ от строфы как членения стихотворного текста на равные отрезки. Такое написание позволяет передать интонационные нюансы, которые трудно передавать традиционными знаками препинания, поэтому стих становится особенно эмоциональным, экспрессивным, темпераментным. 6. Произвольная рифмовка, когда можно рифмовать слова, стоящие не только на конце строк.
Студенты формулируют собственное мнение о новаторстве поэта, аргументируют наблюдениями. Каждая команда оценивает работу другой команды и свою работу.
Делают выводы о работе на уроке.
- Что нового вы узнали на уроке? Особенности лирики Маяковского (слайд №9) - необычные образы, форма, графика стиха, поэтическая новизна; - видит мир в красках, в веществе, в плоти, соединяет несоединимое; - его поэтический мир ярок, резок, экзотичен; - за резкостью скрывается глубокая лирика; - в стихах звучит идея жертвенности, служения людям, искусству.
- С какими трудностями столкнулись?
Домашнее задание: Прочитать стихотворения «Революция», «Ода революции», «Левый марш», «Облака в штанах», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Про это», «Во весь голос», «Гимны». (Слайд №10)
Подведение итогов
- Разговор о Владимире Маяковском хочется закончить его обращением к нам, живущим сегодня, которых он называл «товарищи потомки». В поэме «Во весь голос» поэт написал:
Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря. Заглуша поэзии потоки, я шагну через лирические томики, как живой с живыми говоря. …Мой стих трудом громаду лет прорвёт и явится весомо, грубо, зримо…
Действительно, как он предрекал, его стих дошёл «через хребты веков и через головы поэтов и правительств», заставляя восхищаться необыкновенной яркостью, фантастической экспрессией и смелой новизной.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.