Вводные слова и конструкции
Оценка 4.8

Вводные слова и конструкции

Оценка 4.8
docx
31.05.2021
Вводные слова и конструкции
Вводные слова и конструкции, знаки препинания при них.docx

Урок русского языка в 8 классе
Тема:
Вводные слова и конструкции, знаки препинания при них

Цели урока:

– познакомить учащихся с группами вводных слов по значению, правилами выделения вводных слов в устной речи (интонация водности)и на письме (выделительные знаки препинания);
– способствовать развитию умений интонационно правильно произносить предложения с вводными словами; правильно выделять вводные слова знаками препинания, определять их текстообразующую роль;
– содействовать формированию интереса к русскому языку, эстетического отношения к произведениям художественной литературы и формированию нравственных ценностей.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация опорных знаний:

а) Синтаксический разбор предложений:

Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

“Какие члены предложения могут обособляться? Вспомним условия обособления.

– Работа по карточкам:

Карточка №1

1. Списать предложение, расставив и графически объяснив недостающие знаки препинания:

Батальон не замеченный противником зашёл в тыл и ворвался на вокзал.

Карточка №2

1. Списать предложение, расставив и графически объяснив недостающие знаки препинания.

Под облаками заливая воздух серебряными звуками дрожали жаворонки.

Карточка №3

1. Списать предложение, расставив и графически объяснив недостающие знаки препинания.

Тимирязев замечательны ботаник открыл законы жизни растений.

б) Орфографическая диктовка:

По моему проекту, сделать по-моему, поступить не по-товарищески, по зимнему пути, идти еле-еле, нежданно – негаданно, давным – давно, точь-в-точь, светло-зеленый, белокаменный, свежезамороженный, среднеевропейский.

3. Постановка темы и целей урока.

 

– Лингвистическая сказка “Вводное слово “Говорят”.

Слово Говорят как-то выделяется в предложении. Другие слова не имеют ни одной запятой, а ему положены целых две. И каждому понятно, что это – вполне заслуженно.

Слово Говорят издавна славилось своими познаниями. О чём его ни спроси – всё известно. Оно охотно отвечает на любые вопросы.

Вас интересует, какая завтра погода?

Спроси у слова Говорят, оно вам ответит точно и определённо:

– Говорят, будет дождь.

Хотите знать, хороша ли вышедшая на экран кинокартина? И здесь к вашим услугам это замечательное слово:

– Ничего, говорят, смотреть можно.

Всё знает слово Говорят, хотя само не является даже членом предложения. Неизвестно, почему его до сих пор не принимают. Может быть, потому, что главные места заняты Подлежащим и Сказуемым, а предлагать такому слову какое-нибудь второстепенное место просто неудобно.

Но и не являясь членом предложения, слово Говорят, как вы уже убедились, прекрасно справляется со своими обязанностями. Правда, частенько оно ошибается, иногда любят приврать, но его за это никто не осудит: ведь оно всегда вводное слово!

“О чём эта сказка? Как сформулировать тему урока? Назовите тему урока. С помощью слов “познакомиться и “научиться” сформулируем цели урока”.

4. Первичное усвоение новых знаний.

“Что вы узнали из сказки о вводных словах? По тексту сказки найдите опознавательные признаки вводного слова “Говорят”.

Вывод:

– выделяется запятыми,
– интонация водности,
– нельзя задать вопрос,
– можно опустить из предложения.
– Чтение правила учебника.
– Работа с таблицей “Группы вводных слов”.

“Назовите основные группы вводных слов”.

5. Проверка первичного усвоения материала:

а) Выполнение упражнения учебника по выбору учителя.

б) Включить данные водные слова в начало предложения ДОЖДЬ ПОЙДЁТ. Изменится ли смысл предложения в зависимости от использования вводных слов различного значения. Как? А интонация?

К счастью, конечно, по-моему, к сожалению, наверное.

6. Первичное закрепление изученного материала:

а) Лингвистический эксперимент:

“Сравните употребление слов казалось – казались. Какое из них вводное? Обоснуйте ответ”.

Учащиеся объясняют, как различать вводные слова, грамматически не связанные с предложением, и те же слова, выступающие в роли членов предложения.

б) Тестовые задания:

1. Найдите предложения, в которых есть вводные слова (знаки препинания не расставлены).

а) Навстречу нам шла шхуна должно быть в Тамань.
б) Что может быть более радостного чем делиться прекрасным!
в) Старуха очевидно рассказала о горящем сердце Данко.
г) Желание служить людям непременно должно быть потребностью души.

Ответ: а, в.

2. Какое предложение не содержит вводного слова (знаки препинания не расставлены)?

а) Солнце чувствуется уже садится за вершины далёких строений.
б) По синему небу и обилию света чувствуется приближение весны.
в) Книга может быть наиболее сложное и великое чудо.
г) Товарищ почему – то не спал и по – видимому разыскивал меня.

Ответ: б.

Итоги урока.

– Составьте текст, используя следующие слова:

“На уроке я, во-первых, познакомился…
Во-вторых, научились…
В-третьих,…
Наконец, сегодняшний урок для меня…”

Домашнее задание:


 

Урок русского языка в 8 классе

Урок русского языка в 8 классе

Чтение правила учебника. – Работа с таблицей “Группы вводных слов”

Чтение правила учебника. – Работа с таблицей “Группы вводных слов”
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021