Управление по культуре, спорту и молодежной политике администрации муниципального района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Нижнеудинская детская художественная школа»
Проект
«Выездная выставка фотокопий произведений русских художников из фонда Красноярского художественного музея
имени В.И. Сурикова «Русское классическое искусство»»
Банцова Татьяна Николаевна, директор, преподаватель
Буракова Анастасия Юрьевна, заместитель директора
по культурно-просветительной работы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Нижнеудинская детская художественная школа»
г. Нижнеудинск, 2022 год
Введение…………………………………………………………………… 3
Основная часть……………………………………………………………. 4
Заключение……………………………………………………………….. 10
Список литературы………………………………………………………. 10
Приложения……………………………………………………………… 11 ВВЕДЕНИЕ
Требования федеральных государственных стандартов к реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области изобразительного искусства «Живопись» (срок обучения 5(6) и 8(9) лет обучения) предусматривают обязательное планирование и проведение культурно-просветительской работы, в которую обязательно включена выставочная деятельность, участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности. Выставочная деятельность является одним из основных каналов коммуникации и реализации культурно-образовательных задач в художественных школах.
Актуальность данной проекта определяется прежде всего стратегическими задачами дополнительного образования в области изобразительного искусства. На современном этапе в условиях идеологической и экономической нестабильности важное значение приобретает организация динамичных, мобильных, часто сменяемых экспозиций, не требующих особых финансовых затрат. Интерес к выставкам огромен как у обучающихся художественных школ, так и у потенциальных посетителей выставки. Соприкасаясь с уникальными памятниками отечественной истории и культуры, открывают для себя малоизвестные страницы прошлого, пытаются художественно осмыслить историко-культурные процессы и явления, используя пластические средства искусства музейно-выставочной экспозиции. В сегодняшних условиях в целях социального партнерства сменяемые выставки значительно опережает давно назревшую модернизацию основных (стационарных, генеральных, систематических) музейных экспозиций. Ввиду значимости усиления роли социального партнерства в учреждениях образования, организация и проведение передвижных выставок становится наиболее востребованным.
Проектная «Выездная выставка фотокопий произведений русских художников из фонда Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова «Русское классическое искусство»» способствует решению следующей цели и задач.
Цель: познакомить жителей города
Нижнеудинска с творчеством известных русских живописцев — Ивана Константиновича
Айвазовского, Клевера Юлия Юльевича, Григория Ивановича Гуркина, Константина
Константиновича Первухина, Мокрицкого Аполлона Николаевича и других художников
XIX века, создание творческого пространства, способствующего художественному
взаимодействию и общению посетителей выставки; привлечение широкого
общественного интереса к изобразительному творчеству художников XIX века.
Задачи: сохранить и развернуть традиции национальной русской культуры, культурноисторического наследия России, расширить творческие связи между коллективами и способствовать обмену опытом работы среди педагогов образовательных учреждений дополнительного образования и музейных центров для совершенствования работы с детьми и взрослыми в области художественного творчества.
Этапы проведения мероприятия (названия или краткое содержание): подготовительный этап (оформление ходатайства, привоз фотокопий работ художников с г. Красноярска, оформление и установка подвесной системы, подготовка помещения, раздаточного материала, презентации, приглашения гостей, репетиции, подготовка сценария и др.); основной (проведение мероприятия); заключительный (подведение итогов).
Согласно плану работы Нижнеудинской ДХШ на 2021-2022 учебный год 17 мая 2022 года состоялось открытие выставки фотокопий картин из фонда Красноярского государственного художественного музея имени Василия Ивановича Сурикова. В этот день гости познакомились со знаменитыми художниками и их творчеством развитие которых началось в конце 18 начало 20 века. И в этот день зрителям и посетителям представилась уникальная возможность окунуться в мир «Русского классического искусства» благодаря сотрудничеству с Красноярским художественным музеем имени Василия Ивановича Сурикова. При входе в здание была организована встреча гостей милыми юными музами, под звуки фоновой классической мелодии в исполнении приглашенного музыканта Башука В.С. они вручали каталоги, календари и приглашали всех присутствующих пройти в зал для предварительного ознакомления с работами художников. Затем в назначенное время началось торжественное открытие выставки с исполнения песни Гросс Е. Ведущая мероприятия поприветствовала всех, обозначила важность мероприятия, пригласила почетных гостей для приветственного слова в лице мэра Нижнеудинского района Крупенева А.А., начальника Управления по культуре, спорту, спорту и молодежной политике Кострикиной Ю.В., заместителя начальника Управления по культуре, спорту, спорту и молодежной политике Абрамова К.В., начальника отделений по работе с учреждения ДО Управления по культуре, спорту, спорту и молодежной политике Новиковой А.А. После официальной части зазвучала фоновая мелодия (игра на саксофоне) и началось путешествие в живопись русского классического искусства ХIX века. Увлекательное преподнесение материала, каждая история создания картины уникальна, представлены интересные факты из жизни художников. Каждый зритель нашел для себя что-то новое и ранее неведомое. Атмосфера уюта, тепла, творчества и созидания – все проходило на одном дыхании. Важный обучающий аспект – использование презентации, которая дополняла слова ведущей мероприятия и музы в лице юных девочек показывали с помощью указок тонкие, едва уловимые детали в каждой картине. Все участники действия дополняли друг друга, создавая приятное общее впечатление, следуя единому композиционному и тематическому решению. Охват посетителей выставки: 243 человека (обучающиеся и взрослые).
Техническое обеспечение и оформление: микрофон, звуковая аппаратура, телевизор для трансляции презентации, саксофон, музыкальное сопровождение, баннер с художниками и названием выставки, 15 репродукций картин русских художников с информационной справкой в виде этикетки, книга отзывов и предложений.
Раздаточный материал: календари, программа мероприятия с хронометражем и каталог работ художников с краткой аннотацией художественного произведения.
Действующие лица: ученицы 4 класса МБОУ ДО «Нижнеудинская ДХШ» Зайцева А.,
Стафеева У. – встречают гостей в холле.
Ведущая: Буракова А. Ю. (заместитель директора по КПР МБОУ ДО «Нижнеудинская ДХШ»).
Звукооператор: Иванов Д. (работник РЦНТиД г. Нижнеудинска).
Игра на саксофоне: Башук В. (преподаватель МБОУ ДО «Нижнеудинская РДШИ»). Исполнитель песни: Гросс Е. (преподаватель МБОУ ДО «Нижнеудинская РДШИ»).
Сценарий проведения
выездной выставки
фотокопий произведений русских художников из фонда Красноярского
художественного музея имени В. И. Сурикова
«Русское классическое искусство»
До начала мероприятия в фойе встречают гостей Стафеева У., Зайцева А.. |
||
Играет живая музыка Башук В. |
|
|
Звучит классическая музыка |
|
|
ü
ü
ü
Ведущая:
Добрый день уважаемые гости. Сегодня вы познакомитесь со знаменитыми
художниками и их творчеством. Ведь тема нашей выставки «Русское классическое
искусство» развитие которого началось в конце 18 начало 20 века ведь это одна
из самых значимых тем в истории.
Что же такое «Русское классическое искусство» - это новое веяния в России после реформ Петра Первого связанные с идеалами идущими из Западной Европы. Искусство становилось все более публичным. В Академии художеств укоренилась традиция выставок, которые становились «судьбоносными» для лучших художников.
Так хлынул поток свежих идей в русскую живопись: появились новые художественные техники и приемы колористки, появилась работа с композицией и новые жанры. Краски становились более яркими, а сюжеты — более светскими.
Красноярский государственный художественный музеи имени Василия Ивановича Сурикова — одно из самых значительных собраний предметов изобразительного искусства за Уралом. В фондах музея насчитывается около шестнадцати тысяч единиц хранения.
Здание, в котором располагается музей, признано объектом культурного наследия народов России и охраняется государством. Хочется отметить что Василия Ивановича тесно связывало творчество художников, работы которые представлены сегодня на нашей выставке многим из них он являлся покровителем и учителем их творчества. И сегодня нам представилась уникальная возможность окунуться в мир «Русского классического искусства», благодарим Красноярский Художественный музей имени Василия Ивановича Сурикова за сотрудничество и предоставление фотокопий произведений великий русских художников.
И для торжественного открытия я приглашаю директора Нижнеудинской детской художественной школы Банцову Татьяну Николаевну. Слово директора
Слово предоставляется мэру муниципального образования «Нижнеудинского райна»
Крупеневу Анатолию Анатольевичу Слово Крупенева А. А.
Слово предоставляется Начальник управления по культуре, спорту и молодежной политике администрации муниципального образования "Нижнеудинский район" Кострикиной Юлии Викторовне Слово Кострикиной Ю. В.
Слово предоставляется заместителю начальника управления по культуре, спорту и молодежной политике Абрамову Константину Владимировичу Слово Абрамов К. В.
Слово предоставляется начальнику отделений по работе с учреждениями дополнительного образования Новиковой Антониде Александровне Слово Новиковой А. А.
Ведущая: И сейчас я приглашаю вас познакомится по ближе с творчеством Ивана |
|
Константиновича Айвазовского |
. |
1.2.3. Иван Константинович Айвазовский «Крымский пейзаж с парусником», «Морской вид», «Пейзаж с Везувием».
На нашей выставке представлена мини композиция из трех произведений великого художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, что позволяет увидеть целый ряд произведений одного мастера в комплексе.
Айвазовский, как художник-маринист не просто имеет к морю тяготение как к богатому материалу, с которым хочется постоянно работать, он хочет передать зрителю эту среду.
В его работах "Морской вид" и "Крымский пейзаж с парусником" мы видим ясную погоду, штиль, виднеющиеся корабли, полуденное солнце. В работе "Пейзаж с Везувием" Айвазовский передает сложную ситуацию на море: чуть ли не крушение, корабль сильно качает, замечаем, что его мачта склонилась.
Почти всю площадь холста картин художника занимает изображение взволнованного моря и высокого, в пышных облаках, неба. Накатываются на берег волны. Воздух свеж и прозрачен. Небольшой парусник, борется с усиливающимся ветром, что подчеркивает романтическое настроение полотна. Айвазовский искусно передает прозрачность зеленоватой волны. Яркие, артистически выполненные морские картины, относятся к числу самых выразительных и совершенных картин художника.
4. Клевер Юлий Юльевич «Пейзаж с лодкой» это — русский художник немецкого происхождения.
Клевер ещё в раннем возрасте решил, что станет живописцем. Он любил писать сельские пейзажи, просторы России, его творчество очень ценили в высшем свете, и его мастерская всегда имела множество салонных заказов.
Его карьера была головокружительной. Тысячи репродукций с его многочисленных произведений расходились по всей стране. Работы Клевера производили большое впечатление: на них ходили смотреть, их обсуждали, покупали.
Он писал очень быстро и продуктивно. Для его пейзажей характерна некоторая театральность, любовь к вечернему и ночному освещению.
Он прекрасно писал солнечный свет, обратите внимание, его картина пронизана светом заходящего солнца. Мы видим - изображен сельский пейзаж: у реки прибитая лодка, царит тишина. Предположительно - это ранняя весна или поздняя осень.
Художник предпочитает уютные сюжеты, собранные на сравнительно небольших холстах. Он тонко чувствует цвет и свет, умеет перенести это на картинную плоскость. Его живописная манера свободна и уверенна. В картине Клевера царит покой и молчаливая созерцательность.
Известную и почитаемую в Сибири картину «Озеро горных духов» Григорий Гуркин писал долго, много раз ездил в горы. В этом произведении он запечатлел образ первозданной алтайской природы, не тронутой человеком.
Убедительность и выразительность придает пейзажу передний план — контрастные формы и цвета зеленовато-голубой глыбы льда, выцветшей бурой травы и синевато-коричневого упавшего дерева с обнаженными корнями. Молчаливый покой и холодность озера подчеркнуты ровной синевато-серой поверхностью воды. На заднем плане смыкаются пустынные берега, поднимаясь строгими линиями и формами. А яркая полоса отраженных в воде горных вершин как бы показывает дорогу в прибежище духов.
Как говорил сам автор "Любимое место горных духов, куда редко может проникнуть человек, а потому оно чистое, неоскверненное: по верованию алтайцев, таковыми могут быть только алтайские озера, окруженные высокими скалами с вечным спутником - снегом, льдом и туманами".
Полотно имело огромный успех и было настолько популярно, что художнику пришлось сделать несколько одноименных авторских повторений.
В картине "Венеция" художник передает нам все свое восхищение этим городом, все живописные краски жизни. Стремится пробудить особый интерес к колориту, к красочному богатству картины. Мы видим, что картина написана художником в вечернее время, у воды, используя богатую цветовую гамму, передающую прохладный холодок и сырость.
Художник старательно передает образ города на воде, запечатлев его таким, каким видели его обитатели и путешественники конца XIX века. Величавые здания, узкие проулки, с такими маленькими балкончиками, что люди с легкостью могут при желании дотянуться до своего соседа напротив, едва вытянув руку.
Его небольшие по размеру пейзажи в реалистической манере исполнения, неизменно пользовались большим спросом у коллекционеров и простых любителей живописи тех лет. Картины художника, посвященные солнечной Венеции, и сегодня поражают своей пленительной красотой. В Италии художник работал не покладая рук, с утра до позднего вечера, словно предчувствуя свой скорый уход и понимая сколько много еще не высказано художественным языком. Но даже то что он нам оставил, вполне достаточно, чтобы оценить масштаб его творческого дарования и высочайший уровень художественного мастерства.
Все остается… людям…
Перед нами Парадный портрет Екатерины II из собрания Радищевского музея написал неизвестный художник во второй половине XVIII века. На подобных картинах мастера стремились передать высокий статус человека, поэтому модель обычно изображали в дорогих одеждах на фоне роскошного интерьера.
Неизвестный художник запечатлел императрицу в коронационном платье. На груди Екатерины — цепь высшего российского ордена Святого Андрея Первозванного, украшенная бриллиантами. Рядом с ней — звезда и оранжево-черная лента ордена Святого Георгия. Екатерина II учредила этот знак отличия и стала первой из награжденных им.
При создании портрета мастер опирался на два других изображения императрицы, Они принадлежат кисти Александра Рослина и Федора Рокотова. Художники написали их в 1770х годах.
Рослин считался одним из ведущих европейских портретистов и славился своей точностью в изображении моделей.
Екатерине не понравился портрет Рослина. Она осталась недовольна картиной и писала барону Фридриху Гримму:
«Он изобразил меня шведской кухаркой и сделал на 20 лет старше».
На тот момент императрице было 47 лет. Художнику выплатили полный гонорар, но использовать изображение в качестве официального отказались.
Поэтому Екатерина пригласила другого художника — Федора Рокотова. Он написал новую версию картины. Русский живописец сохранил антураж портрета Рослина. Но изобразил императрицу более молодой и изменил коронационное платье: убрал воротник и добавил глубокий вырез, а также сделал бюст более пышным.
Портрет кисти Рокотова императрица признала образцом. Поэтому полотно часто копировали для того, чтобы размещать его в парадных залах государственных учреждений.
В Радищевский музей картина неизвестного художника поступила в 1925 году из Музея Изящных искусств Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.
Мокрицкий Аполлон Николаевич - художник-портретист, учился в Академии Художеств, почти сразу после выхода из Академии к нему пришла популярность. Он стал участвовать в выставках и принимал портретные заказы.
Работа «Карнавал. Итальянки на балконе» была написана художником под впечатлением поездки в Италию. Римский красочный карнавал проходит в начале весны. Художником передана атмосфера праздника, шумного, яркого, живописно-театрального.
Прежде карнавал имел значение, здесь выбирали невест, завязывались знакомства, все двери для всех были открыты, всё превращалось в один общий, шумный праздник. Обилие красок, с балконов разбрасывались цветы. Но все, что напоминало итальянские национальные цвета, было строго запрещено, поэтому ко всем букетам, составленным из красных и белых камелий с зелеными листьями, были присоединены желтые цветочки.
Заметное место в творчестве Трутнева занимает церковная тематика, как в данном случае картина «Исповедь».
Убеленный сединой священник, проникнутый важностью совершаемого им таинства, выслушивает исповедь юной гимназистки, на лице которой можно прочитать и благоговение и страх. Образы, детали одежды, все написано художником с особой внимательностью и в мельчайших деталях.
Нигде так рельефно не проявилось направление таланта и личность художника, как в его картинах церковного жанра. По-своему происхождению и воспитанию он с детства был человеком религиозным и церковным. Студия, школа и церковь — вот три этапа в жизни художника и даже трудно сказать, какому из них он уделил больше своего таланта, особенно, если принять во внимание, что он свыше 20 лет был церковным старостой Пречистенского собора и написал множество икон и целых иконостасов.
Главной темой художника являлись интерьеры комнат и жанровые сцены, происходящие в этих комнатах. Он выбирает обыденные сюжеты и этим простым сюжетам очень соответствует небольшой размер картин.
Сюжет картины "Горе вдовца" относится к бытовому жанру. Душевный и чуткий художник очень внимателен к деталям, именно они многое скажут зрителю об этой жизни, об этом простом человеке, об этом горе. Во всем – полное безразличие к опустевшему дому. Какой контраст между этой, сегодняшней, и прошлой счастливой жизнью. Да и сама поза – на краешке стула, неудобная, случайная, и эта незамечаемость неудобства тоже красноречивы. Алексей Бобров обладал редкой способностью увидеть и преподнести даже самые незначительные моменты повседневной жизни как произведение искусства.
Ободранные ножки стула, сбитая скатерть, покосившийся абажур лампы, беспорядочно брошенные вещи на этажерке и верхняя одежда на спинке стула указывают на трагедию в жизни персонажа картины.
Именно пейзаж стал для него одним из основных жанров живописи, в котором он смог наиболее полно передать свои мысли и чувства. Пейзажное творчество Поленова развивается и меняется на протяжении десятилетий.
В пейзаже изображен старинный русский город Таруса, расположенный при впадении реки Тарусы в реку Оку.
Художник запечатлевал Оку и окрестные дали в разные времена года, но его любимым временем была золотая осень, ее чистые и звучные краски, прозрачный воздух, бесконечные ясные дали. В этой маленькой картине, на первый взгляд, такой простой, но затягивающей в себя внимательного зрителя, столько спокойного света и неохватного простора, столько красивой гармоничной живописи, столько незамутнённой души художника.
На вытянутом формате с высокой линией горизонта — узкая лента реки с ее пологими песчаными берегами, протяженные прямоугольники полей, раскиданные среди деревьев дома. Художественное решение «Тарусы» характерно для работ художника широкая манера письма, уход от пластичной проработки формы предметов, плотный и несколько глухой цвет. Колорит картины сложный, построенный на сочетании болотно-зеленого и золотисто-охристого цветов.
В скромной по размеру картине художник сумел создать эпическое, панорамное изображение любимых им мест.
Творчество Дмитрия Иннокентьевича тесно связано с Сибирью, художник полностью посвятил свой талант воспеванию красоты её природы, истории и людям. В живописных произведениях Каратанова реализм сочетается с элементами импрессионизма. Особенно это заметно в его пейзажных этюдах.
Обращаем ваше внимание на пейзаж Каратанова -"Зима", где изображен тихий, красивый заснеженный сибирский лес с окутанными снегом елями в ясный зимний день.
Д.И. Каратанову как художнику, знавшему и глубоко любившему свою Сибирь, хотелось проникнуть в то самое главное и сокровенное в сибирской природе, что называем мы «духом Сибири». Художник хотел нам рассказать о красоте зимней природы. Укрытые снежным покрывалом земля и деревья напоминают сцену из русских сказок. Природа зимой в Сибири необычайно красивая. Пейзаж вызывает теплые чувства, хочется его рассматривать. Каратанов стремился к простоте, искренности и сердечности.
Константин Коровин вел активную творческую жизнь: организовывал выставки, сотрудничал с театральными режиссерами, работал художником по костюмам и декоратором во многих известных постановках того времени, а в годы Первой мировой войны даже разрабатывал маскировку для штаба Российской армии.
Крымские пейзажи стали занимать значительное место в творчестве Константина Алексеевича Коровина после того, как он построил дачу в Гурзуфе — небольшом поселке на Южном берегу Крыма. Здесь он создавал пейзажи, наполненные солнечным светом и теплом, изображал широкое пространство, утопающее в благоухающей зелени и цветах.
Картина « Гурзуф» была написана перед отъездом художника. После Октябрьской революции он уже больше никогда не возвращался туда. Картина построена на богатом спектре тонов и оттенков, написана широким свободным мазком. Принципиально важное отличие этого полотна от работ французских импрессионистов — присутствие черного цвета.
Он не только писал полотна и преподавал, но и делал иллюстрации для книг, сочинял музыкальные произведения, оформлял спектакли, увлекался архитектурой и прикладным искусством.
Его картинам присуще обилие воздуха и света, они передают нам общее радостное настроение.
Виноградова часто называли мастером "солнечного света", которым буквально залиты многие из его пейзажей. Художник пишет свои произведения в свободной (этюдной) манере. Его работы радостны, звучны, их словно пронизывает звучащая музыка. Именно таким и предстает перед нами его "Весенний пейзаж" - яркий, насыщенный, залитый солнечным светом.
Картина блестит всеми цветами радуги, поднимает настроение. Глядя на пейзаж так и хочется воскликнуть: " Идет весна! Весне дорогу!"
Мы видим изображена заготовка дров на окраине деревни, слышим пение птиц, звон капели. Весну издавна любил народ, называл её весна-красна.
Художник передает нам весеннее настроение, свою любовь к природе. Краски в картине яркие, но чувствуется холод неба, и становится ясно, что это ранняя весна. Когда смотришь на картину, мгновенно представляется целостный облик весны, с её яркими, шумными праздниками, хороводами и весенней капелью.
Николай Семенович Самокиш – русский и советский художник-баталист батальный жанр – это жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни, работавший также в области анималистического жанра. Одна из таких работ написана картина «Выезд батареи на позиции», где он изобразил один из воображаемых эпизодов этого сражения.
Произведение отличает высокая динамика и пристальное внимание к деталям, которые придают историческую достоверность происходящему на полотне. Большое внимание уделено пейзажу, на фоне которого разворачивается сражение, – местности с крутыми каменистыми склонами, глубокими оврагами. Историческую точность картине придает также колорит картины – ее охристые тона: сражение состоялось в начале осени. Хочется отметить что лошади занимают особое место в творчестве Самокиша.
Уважаемые гости! Вот и подошла к концу наша экскурсия сегодня мы вас познакомили с Русским классическим искусством и великими художниками, просим Вас оставить записи о своих впечатлениях от выставки в школьной книге отзывов, пройтись еще раз по нашему выставочному залу и насладится русским классическим искусством.
Сегодня мы благодарим каждого кто пришел к нам.
Мы искренне признательны Вам за эту творческую встречу! Для вас сегодня работали Стафеева Ульяна и Зайцева Анастасия обучающиеся 4 класса. Благодарим наших гостей за помощь в организации мероприятия (перечисляет). Ну, а мы не прощаемся с вами, дорогие гости, а говорим Вам до новых встреч!
Положительные аспекты: хороший продуманный до мельчайших деталей сценарий, приглашение журналистов местного телеканала ТВ-12, дальнейшая трансляция и реклама выставки в СМИ, статья о выставке, наличие обратной связи посредством заполнения присутствующими книги отзывов, организовано сотрудничество с музеем, высокий уровень организации и проведения выставки, мероприятия проводилось в рамках федеральных проектов «Культура для школьников» и «Пушкинская карта».
Отрицательные аспекты: Мероприятие прошло на высоком организационном уровне, отзывы посетителей носили исключительно положительный характер. Отрицательных моментов не выявлено. Важно продумать новые интерактивные формы взаимодействия с аудиторией в процессе проведения выставок с учетом возрастных особенностей посетителей.
Считаем, что высокий уровень организации мероприятия и положительные отзывы обучающихся и взрослых способствовали достижению всех поставленных нами целей и задач. Необходимо продолжить работу с музейными центрами, расположенных на территории РФ, а также усилить работу по привлечению подрастающего и взрослого населения нашего района к участию в мероприятиях, проводимых Нижнеудинской ДХШ. Данная методическая разработка будет интересна для использования при организации культурно-просветительской работы в учреждениях дополнительного образования.
1. Шедевры живописи / ред. Т. Каширина, Т. Евсеева и др. – Москва: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2009. – 216 с.: ил. – (Самые красивые и знаменитые).
2. Сокровища музеев мира: сокровища живописи. – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 304 с.: ил.
3. Искусство в истории человека / М. Холлингсворт; вступ. Джулио Карло Аргана ; пер. с ит.
О. Б. Бобровой при участии И. В. Беленького. - Москва: Искусство, 2000. - 512 с.: ил.
4. История русской живописи в XIXвеке / Александр Николаевич Бенуа. – 3-е изд. – М.: Республика, 1999. – 448 с.: ил.
5. Истории знаменитых полотен / Нина Бойко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 224 с. – (Наша история).
6. Избранные статьи о русской живописи / В.В. Стасов. – М.: Детская литература, 1984. – 154 с.
7. В. Васнецов: из собрания Государственной Третьяковской галереи / автор-сост. Л. И. Иовлева. – М.: Изобразительное искусство, 1984. – 48 с.
8. И.К. Айвазовский / Лев Вагнер, Надежда Григорович. – М.: Искусство, 1970. – 264 с.: ил. – (Жизнь в искусстве).
Приложение 1.
Афиша мероприятия
Приложение 2.
Баннер к мероприятию
Приложение 3.
Размещение информации на сайте школы о проведении мероприятия
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Статьи в СМИ о проведении мероприятия
Приложение 7.
Приложение 8.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.