выгораниеМГ

  • doc
  • 25.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала выгораниеМГ.doc

Медицинская газета

15-3.3.2101 ВЫПУСК№ 15(1195)

Практически вся жизнь медицинских работ­ников проходит в атмосфере чужих недомога­ний. Устанавливаются и уточняются диагнозы, осуществляется лечение, и каждый слу­чай заболевания всегда отличается опреде­ленной индивидуальностью. Трафаретов в медицине нет. Ну а если заболевает сам цели­тель? Всегда ли ясна для него картина разви­тия собственной болезни? Тем более если речь заходит о синдроме профессионального выгорания(СПВ), который означает долговре­менную стрессовую реакцию, возникающую исподволь вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсив­ности. Сама профессиональная деятельность врачей предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызы­вающих стресс. Среди врачей СПВ встреча­ется в 30-90% случаев. Можно ли предупре­дить его развитие? Обо всем этом рассказы­вают сегодня на страницах “МГ” ректор Се­верного государственного университета академик РАМН Павел СИДОРОВ и доктор меди­цинских наук Ирина НОВИКОВА.

Распространенность синдрома

Прежде всего, СПВ - это выработанный лично­стью своеобразный механизм психологической защиты, выражающийся в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на из­бранные психотравмирующие воздействия. Ина­че говоря, это приобретенный стереотип эмоци­онального, чаще всего профессионального, по­ведения. СПВ, таким образом, представляет со­бой процесс постепенной утраты эмоциональ­ной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умствен­ного истощения, физического утомления, лично­стной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением повседневной работы. Выго­рание” является отчасти и функциональным сте­реотипом, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В тоже время могут возникать его и дисфункцио­нальные следствия, когда “выгорание” отрица­тельно сказывается на исполнении профессио­нальной деятельности.

По Международной классификации болезней (МКБ-10), СПВ входит в рубрику Z73 - “Стресс, связанный с трудностями поддержания нормаль­ного образа жизни”.

Следует отметить, что профессия врача явля­ется одной из тех коммуникативных профессий, среди которых СПВ встречается наиболее часто. Так, по одним сведениям, почти 80% психиатров, психиатров-наркологов, психотерапевтов име­ют различной степени выраженности признаки СПВ, а 7,8% - резко выраженный синдром, веду­щий к психосоматическим и психовегетативным нарушениям. По другим данным, среди психоло­гов-консультантов и психотерапевтов признаки СПВ различной степени выраженности выявляют­ся у 73%. Выраженную фазу “истощения” имеют 6%, у которых она проявляется эмоциональным истощением и психосоматическими наруше­ниями.

По имеющимся сведениям, среди врачей об­щей практики в Великобритании обнаруживается высокий уровень тревоги в 41 % случаев, клини­чески выраженная депрессия - в 26%; треть вра­чей принимают медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения. В ис­следовании, проведенном в нашей стране среди врачей-терапевтов, у 26% из них отмечен высо­кий уровень тревожности и у 37% - субклиническая депрессия.

Выявляется ряд закономерностей развития СПВ и у врачей других специальностей. Так, к группе специалистов с высоким уровнем СПВ относятся лица, работа которых связана с ведением хрони­чески больных, выполнением ее в среде неизлечи­мых или умирающих пациентов (в сфере онкологии, пульмонологии или психиатрии), а к группе с низким уровнем СП В - те, работа которых связана с ведением пациентов с заболеваниями, имею­щими благоприятный прогноз (в акушерстве и гинекологии, оториноларингологии, офтальмо­логии) . Самые высокие показатели СПВ отмечаются у сотрудников государственных медицинских учреждений, а самые низкие - улиц, работающих в частных учреждениях, университетах, науч­но-исследовательских институтах. При этом наи­большая выраженность симптомов СПВ выявля­ется у младшего медицинского персонала и ме­дицинских сестер.

Данные о распространенности СПВ у медицинских работников подчеркивают большую медико-социальную значимость этой проблемы, посколь­ку “выгорание” ведет к выраженному снижению качества выполняемой ими работы.

Профилактика

Профилактические мероприятия в отношении СПВ в первую очередь должны направляться на снятие рабочего напряжения у сотрудников, по­вышение профессиональной мотивации, вырав­нивание баланса между затрачиваемыми усилиями и получаемым ими вознаграждением.

Наиболее эффективным периодом проведения первичной профилактики СПВ является вре­мя обучения в медицинском учебном заведении, интернатуре (ординатуре) и на курсах повышения квалификации.

Организация профилактических мероприятий представлена на схеме 1.

В медицинских вузах студентов необходимо готовить к тем реалиям, в условиях которых осу­ществляется деятельность врача. Будущие спе­циалисты должны получить всеобъемлющую ин­формацию, касающуюся источников эмоциональ­ного стресса при работе с больными людьми и риска возникновения синдрома профессиональ­ного выгорания. Первичная профилактика СПВ должна начинаться еще во время обучения в вузе и включать два основных направления: информа­ционное и обучающее. Заканчивая высшее меди­цинское учебное заведение, врач должен иметь базовые знания о профессиональных деформациях и их профилактике, а также первичные навы­ки самопомощи.

Период обучения в интернатуре (ординатуре) является основным этапом профессионализации, на котором проблема СПВ должна быть рассмотрена с учетом специфики избранной специально­сти. Помимо лекций, раскрывающих все многообразие проблем СПВ, необходимо проведение психологического обследования, тренингов и групповых занятий.

Обучающие программы могут осуществляться в различной форме, иметь разную продолжитель­ность и содержание. Они могут проводиться для группы специалистов из одной организации или из различных медицинских учреждений. В каж­дом конкретном случае в тематике должна учиты­ваться профессиональная специфика слушате­лей.

Диагностика СПВ и первые этапы коррекции могут быть проведены у врачей в период прохождения курсов повышения квалификации. В про­филактических целях могут использоваться ос­новные приемы самовоздействия, формирова­ния психической толерантности.

Организационные же мероприятия по первич­ной профилактике СПВ в медицинском учреждении должны осуществляться на различных управленческих уровнях.

К основным направлениям работы по про­филактике СПВ на уровне главного врача ме­дицинского учреждения относятся: организа­ция информированности сотрудников об СПВ и факторах риска; организация и проведение рабо­ты ho выявлению признаков СПВ у персонала; перевод с согласия сотрудника в пределах учреждения в другие подразделения (при необходимо­сти); создание условий для профессионального и квалификационного роста персонала. Положи­тельное значение могут иметь предоставление сотрудникам краткосрочного отпуска или отпуска по частям; повышение их социально-психологи­ческой компетентности. Не менее важными представляются осуществление гибкого и адек­ватного стиля руководства; организация слажен­ной и гибкой работы подразделений учреждения; организация оказания помощи молодым специ­алистам в адаптации к своей деятельности; адек­ватный подбор руководителей подразделений; поощрение обучения сотрудников; организация конкурсов в учреждении, таких как “Лучший врач года” и “Лучшая медсестра года”.

Работа по профилактике СПВ на уровне глав­ной медсестры учреждения ведется по тем же направлениям: организация информированнос­ти среднего и младшего медперсонала об СПВ и факторах риска; работа по выявлению у них при­знаков СПВ; перевод (с согласия сотрудника) в пределах учреждения в другие подразделения; создание условий для профессионального и квали­фикационного роста персонала и т.д..

Основные направления работы по профи­лактике СПВ на уровне заведующего отделе­нием: диагностика СПВ у сотрудников отделения; диагностика социально-психологического климата в трудовом коллективе и его улучшение; прове­дение дебрифингов после каждого травматического случая; организация слаженной работы от­деления . Немаловажное значение имеют измене­ние графика работы или дежурств (при необходи­мости); наставничество молодых специалистов; изменение стиля ведения лечебного процесса; обучение сотрудников подходам к работе с уче­том специфики контингента пациентов.

Основные направления работы по профи­лактике СПВ на уровне старшей медсестры отделения: диагностика социально-психоло­гического климата в коллективе среднего и млад­шего персонала и его улучшение; организация слаженной работы персонала отделения; изме­нение графика работы (при необходимости); наставничество молодых сотрудников.

Система поэтапных профилактических мероприятий у медработников включает два этапа(схема2). Первый - диагностический - включает в себя оценку факторов риска возникновения СПВ, клиническую и психологическую диагностику СПВ. В зависимости от наличия или отсутствия факторов риска и симптомов СПВ у врачей проводятся те или иные профилактические мероприятия.

Личностный уровень профилактики

Психологическая работало профилактике СПВ должна быть нацелена на снятие у медицинских работников стрессовых состояний, возникающих в связи с напряженной деятельностью, формиро­вание навыков саморегуляции, обучение техни­кам расслабления и контроля собственного физи­ческого и психического состояния, повышение стрессоустойчивости. Одним из методов профи­лактики синдрома является их психологическое консультирование и психокоррекция. При этом могут осуществляться коррекция негативных стереотипов обыденного сознания и неадекватных механизмов психологической защиты, форми­рование профессиональной мотивации и адап­тивных механизмов саморегуляции.


Приемы самопомощи.

В борьбе с СПВ успех зависит прежде всего от самого медицинского работника, которому для его достижения следует соблюдать ряд рекомендаций.

1. Определение краткосрочных и долгосроч­ных целей. Это повышает долгосрочную мотива­цию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания.

2. Использование “тайм-аутов”. Для обеспе­чения психического и физического благополучия особое значение приобретают “тайм-ауты”, то есть отдых от работы и других нагрузок. Иногда, чтобы “отойти” от жизненных проблем, нужно уметь найти такое занятие, которое было бы увле­кательным и приятным.

3. Овладение умениями и навыками саморегу­ляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение жизненных целей – способствуют снижению уровня стресса.

4. Профессиональное развитие и самосовер­шенствование. Одним из способов предохране­ния от СПВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого с успехом использу­ются различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформаль­ные объединения, конференции и пр.

5. Уход от ненужной конкуренции. В обыденной жизни случается много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком боль­шое стремление к выигрыванию, лидерству обус­ловливает развитие тревоги, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению СПВ.

6. Эмоциональное общение. Когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность“выгорания” значительно снижается или же  этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных ра­бочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддер­жки. Если работник делится своими отрицатель­ными эмоциями с коллегами, те могут найти для него разумное решение возникшей проблемы.

7. Поддержание хорошей физической формы. Давно отмечена тесная связь между состоянием тела и разумом. Хронический стресс воздейству­ет на человека, поэтому очень важно поддержи­вать хорошую физическую форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спирт­ными напитками, табаком, уменьшение или чрез­мерное повышение массы тела усугубляют проявление СПВ.

Чтобы избежать СПВ, необходимо следовать следующим  правилам: стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; научить­ся переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на рабо­те; не пытаться всегда и во всем быть лучшим.

Организационный уровень профилактики

К значимому разделу профилактических мер можно отнести организационно-управленческую деятельность, осуществляемую руководством медицинских учреждений. Здесь следует особо отметить аналитическую работу, которая служит подготовительным этапом, создающим основу для более адекватного планирования мер по профилактике СПВ. Аналитическая работа должна быть направлена на осу ществление оценки характера и причин текучести кадров, выявление часто­ты развития СПВ.



Наиболее широкими возможностями оказания влияния на состояние работы по профилактике развития СПВ обладает руководитель медицинского учреждения. Положение обязывает руково­дителя соответствовать образу человека, зани­мающего руководящую должность, отвечать со­циальным ожиданиям работников, быть автори­тетным , умеющим применять различные методы управления. Руководителю необходимо заботиться о том, чтобы лучшие качества и стороны его личности проявлялись чаще, и научиться сдерживать проявления отрицательных эмоций. При этом для него не менее важно уметь использовать эле­менты самопрезентации, то есть совершать та­кие поступки, которые ценятся в среде сотрудни­ков. Немаловажным представляется стремление руководителя заниматься самообразованием и самовоспитанием, а также профилактикой раз­вития синдрома и у себя самого (нетерпимость к мнению, отличающемуся от собственного, грубость в общении с работниками; стремление превысить свои полномочия и др.). Стиль руковод­ства коллективом должен быть гибким и адекват­ным. Выбор управленческого стиля во многом зависит от управленческой компетентности руко­водителя.

В целях профилактики развития СПВ часто применяются групповые формы работы, среди кото­рых можно отметить применение дебрифинга.

Дебрифинг - это групповая техника, наиболее распространенная и широко применяемая при преодолении последствий кризисных ситуаций. Дебрифинг - это особым образом организован­ное тематическое обсуждение. Он позволяет сни­зить вероятность возникновения и затяжного течения тяжелых последствий стресса, способству­ет пониманию причин происходящего с челове­ком в экстремальных условиях и осознанию дей­ствий, которые в этом случае необходимо пред­принять. Это одновременно метод кризисной интервенции и профилактики. Идеальной обста­новкой для проведения дебрифинга является ком­ната, изолированная от внешних влияний. Члены группы располагаются вокруг стола. Ведущий должен иметь опыт работы с горем, тревогой, психической травмой и оставаться уверенным и спокойным при проявлении сильных эмоций у участников. Группа при проведении дебрифинга не должна превышать 15 человек. Дебрифинг следует проводить через два-три дня после проис­шествия, когда уже пережит шок и начинается следующая фаза реакции на стресс.

Супервизия. Супервизия является неотъем­лемой частью профессиональной жизни специа­листов помогающих профессий и направлена на повышение эффективности профессиональной деятельности, она же служит и способом профилактики СПВ. Супервизия переводится как “надзор(наставничество)”.Цель супервизии - помочь в разрешении проблем и трудностей, возникаю­щих в процессе взаимодействия “консультант -пациент”.Это не только важная форма профессионального совершенствования и профессиональ­ной взаимопомощи, но и эффективное средство психогигиены и психопрофилактики.

Супервизионные группы полезны для налажи­вания рабочих отношений и лучшего понимания проблем пациентов. Особенно полезно органи­зовать работу таких групп для сотрудников тера­певтических бригад, в которых принимают учас-тие специалисты разных профилей и статуса.

Участие в таких группах позволяет смягчить или наладить рабочие отношения, понять группо­вую динамику в данной бригаде специалистов, улучшить свое психологическое понимание проблем при составлении лечебных плановое еже­
дневном общении с коллегами.
        

Межличностный  уровень профилактики.

Коррекция личностных особенностей спе­циалиста. В этом направлении представляется необходимым проведение занятий или бесед с новыми сотрудниками, во время которых излага­ются реальные трудности и типичные фрустриру-ющие ситуации, возникающие при общении с больными конкретного отделения и их родственника­ми. В процессе их проведения выдаются реко­мендации, которые помогают новому сотруднику совладать с типичными фрустрирующими и конфликтными ситуациями.

Положительное значение имеет регулярное проведение собраний и конференций с персона­лом, на которых обсуждается специфика работы с конкретным контингентом больных и стратегии, направленные на разрешение внутренних проблем и трудных ситуаций, которые могут возникать в отделении.

Необходимо обучение персонала коммуника­ционным навыкам при общении с пациентами и их родственниками, технике, направленной на повы­шение переносимости человеком профессио­нального стресса.

Столь же необходимо периодическое прове­дение обследований на предмет выявления СПВ. Для сотрудников из группы риска нужна организа­ция индивидуального, недирективного консуль­тирования, супервизии, участия в психокоррекционных группах, предоставление возможности для обучения и т.д. Полезно создание групп взаимопомощи, объединяющих людей, которые вы­полняют работу сходного вида и имеют однотипные проблемы.

Изменение стиля ведения лечебного про­цесса. Стиль ведения лечебного процесса не толь­ко во многом определяет терапевтическую среду в медицинском учреждении и положительные ре­зультаты лечения, но и взаимосвязан с особенностями лечебной идеологии, которая существенно влияет как на самочувствие медицинского персо­нала, так и на состояние пациентов. Смещение акцентов с биологически ориентированной терапии к психотерапевтически и социотерапевчески ориентированному лечению способствует про­филактике СПВ.

В медицинской среде принято скрывать про­блемы с собственным здоровьем, заниматься самодиагностикой и самолечением. Здесь также необходимы изменение отношения к своему здо­ровью и осознание ответственности за его состо­яние.

Врач должен знать, что сверхурочная работа, продолжающаяся работа дома после окончания рабочего дня, работа во время выходных и отпус­ков - это повышение степени риска развития СПВ. Доступный способ профилактики синдрома про­фессионального выгорания - это участие в мероп­риятиях, которые позволяют расслабиться и от­влечься: прогулки, физические упражнения, танцевальные или хоровые кружки, общение с природой, искусством и т.п.

Коррекция взаимоотношений в коллекти­ве. Чрезвычайно полезными являются регуляр­ные встречи между администрацией и медперсо­налом, во время которых обсуждаются возник­шие проблемы. Такие встречи нетолькоулучшают качество общения сотрудников между собой, но и способствуют чувству сопричастности к приня­тию решений, позволяют избежать нечеткости в распределении ролей и разрешать те или иные конфликты. Необходимы постоянный мониторинг рабочего микроклимата в отделении  и немедленное разрешение возникших проблем. Особое значение имеют предоставление сотрудникам возмож­ности вносить свои предложения в рабочий про­цесс и создание условий для их внедрения. Это способствует творческому подходу к работе, по­зволяет избежать рутинного исполнения обязанностей и обеспечивает личностный рост специалиста, а также создание возможности продвиже­ния по службе, что способствует видению карьер­ной перспективы.

Подходы к работе с учетом определенного контингента пациентов. Если у врача уже опре­деляются признаки развивающегося СПВ, то преж­де всего рекомендуется исследовать причины, приведшие специалиста в профессию. Необхо­димо оценить значение, которое выбранная про­фессия имеет для самого врача. Работа над пер­воначальными дефицитами, восполнению кото­рых и служит его деятельность, может снизить риск формирования СПВ.

С учетом специфики работы с пациентами страдающими психическими и поведенческими рас­стройствами, наиболее продуктивной стратеги­ей профилактики СПВ у связанного с ними контин­гента медицинских работников является их учас­тие в психокоррекционных группах. Опыт пребы­вания в специально организованных группах мо­жет помочь в решении проблем, возникающих при межличностном взаимодействии. Группа эта оказывается обществом в миниатюре, отражаю­щим в себе весь внешний мир и придающим ре­алистичность искусственно создаваемым отно­шениям. В группе можно получить обратную связь и поддержку от других ее членов, имеющих сход­ные проблемы или опыт.

Коррекция профессиональных коммуника­тивных навыков. Коммуникабельность – это способность к вербальному общению. Она состоит из трех равнозначных частей: способности к установлению контакта с партнером по общению, на­выка ведения беседы и умения поддерживать длительные отношения. Коммуникабельность яв­ляется необходимой для врача.

Одним из проявлений развивающегося СПВ является нарушение коммуникативной составля­ющей межличностных отношений, в связи с чем возникает необходимость коррекции, направлен­ной на восстановление и воссоздание соответствующего уровня коммуникаций. Для этих целей используются различные варианты коммуникативных тренингов. В процессе тренинга происхо­дит обучение чувствованию собеседника, навы­кам эффективного вербального и невербального взаимодействия, взаимодействию в конфликт­ных ситуациях.


 Балинтовские группы. Достаточно часто в таких случаях применяются балинтовские груп­пы. Цели работы данных групп: поощрять вра­чей оценивать свои навыки межличностных от­ношений и учиться понимать их пределы; улуч­шить восприятие и понимание коммуникации пациента врачами; дать возможность врачам осознать свои “белые пятна” в общении с паци­ентами. Акцент в их работе делается на различ­ных особенностях терапевтических взаимоот­ношений, реакциях, трудностях, неудачах, кото­рые консультанты или психотерапевты сами выносят на обсуждение. Объект обсуждения - не пациент и не его лечение, а скорее, сам врач с его своеобразием восприятия данного случая, отношением к нему. “Докладчик” должен ориен­тировать свое сообщение не столько на исто­рию болезни, сколько на изложение сложностей взаимоотношений с пациентом и свое пережи­вание трудностей данного случая. Сообщение ведется по памяти, без предварительной под­готовки. После короткого изложения (5-15 минут) он формулирует “запрос”, который должен касаться коммуникации с пациентом. После формулировки “запроса” участники группы могут обменяться впечатлениями и задать воп­росы, которые прояснят для них необходимые для ответа на запрос моменты. Группа числен­ностью 8-12 человек встречается несколько раз в месяц (продолжительность каждой встречи 1,5-2 часа) на протяжении нескольких лет. Стиль ведения занятий - недирективный.

Работа балинтовской группы направлена на исследование эмоциональной и бессознатель­ной части технологии работы врача и осознание ее, обеспечение безопасности работы врача или психолога (восстановление, защита, предупреж­дение развития СПВ).

Балинтовские группы позволяют осознать свой собственный стиль отношений с пациентами помогают глубже понять пациента и его потребнос­ти. В то же время данные группы способствуют пониманию неопределенностей и неоднозначно­стей медицинской и консультативной практики, снижая тем самым уровень профессионального стресса и увеличивая удовлетворенность профессией.

Специалисты, прошедшие балинтовские груп­пы, лучше контролируют свою рабочую и психо­эмоциональную нагрузку.

Группы поддержки. Участники групп поддер­жки включаются в своеобразный процесс обще­ния, дающий ощущение особого понимания, при­нятия себя и других, открытия новых возможнос­тей в жизни. Ведущий поддерживает и направляет процесс взаимодействия в группе, содействует личностным изменениям, обеспечивает безопас­ность и психологический комфорт участников. Благодаря этому в группах достигается мощный терапевтический эффект.

Цель данных групп - развитие душевной чув­ствительности и повышение личного чувства от­ветственности, что является ключевым моментом для качественного развития персонала. Участие медработников в поддерживающих группах способствует пониманию сознательных и бессозна­тельных механизмов, как влияющих на способ­ность эффективно работать с пациентами, так и препятствующих личностному росту и позитив­ной групповой динамике. Работа в группах под­держки подразумевает откровенный разговор о чувствах, которые вызывают у участников группы пациенты, коллеги и сами участники.

Группа поддержки дает почувствовать людям, что они совсем не одиноки. Взаимодействие с другими людьми, которых коснулась сходная про­блема, уменьшает чувство отверженности, оди­ночества, изоляции, а также проблемы налажива­ния контактов. Формы деятельности таких групп устанавливаются членами, входящими в их со­став. Одна из важнейших целей, которые ставят перед собой группы, - это психологическая адап­тация людей.

Группы психологической поддержки работают по принципу групп встреч, которые происходят обычно еженедельно, на протяжении нескольких месяцев или даже лет. Чаще такие группы невели­ки - не более 10-12 человек.

Т-группы (группы тренинга). Т-группа - это группа людей, созданная с целью психологичес­кого и психотерапевтического воздействия на ее членов для улучшения их приемов в профессио­нальной деятельности и навыков общения. Учас­тие в таких группах способствует приобретению и развитию коммуникативных навыков у медицин­ского персонала. Это позволяет участникам Т-групп расширить и изменить свои стратегии поведения, более чутко относиться к своим и чу­жим проблемам, помогает достигать самоиден­тичности и повышать самооценку.

Результатами участия персонала в этих группах являются самосовершенствование личности, раз­витие чувства собственного достоинства, возмож­ность понять, как групповая динамика влияет на участников группы, понять влияние персонала на пациентов и коллег. Т-группа выполняет функцию психического оздоровления. Занятия в Т-группе делают ее участников более восприимчивыми к чувствам и потребностям пациентов, позволяют глубже осознать себя и свое собственное поведе­ние, помогают наладить адекватные межличност­ные отношения, повысить свою коммуникабель­ность, открытость. Занятия помогают развитию способности врача эмпатически идентифициро­ваться с пациентами.

Основной метод в Т-группе - свободная дискус­сия без предварительно принятого плана, сочетающаяся с ролевыми играми и другими приема­ми. Обсуждения строятся по принципу “здесь и теперь”, так как анализируются события, проис­ходящие непосредственно в группе по возможно­сти без обращения к прошлому опыту участников. Условием успешной работы группы является кли­мат взаимного доверия.

Участникам Т-групп предлагается возможность экспериментировать с собственным поведением в искусственно создаваемой среде, в атмосфере доверия и поддержки, что способствует их боль­шему самораскрытию, а соответственно и более глубинным изменениям. Кроме того, участники тренинга получают от ведущего необходимую психологическую информацию и приобретают навыки, способствующие их личностному росту и более успешному общению с другими. Обучение происходит главным образом через пережива­ние участниками многогранного группового опыта.

Творческое самовыражение. Терапия твор­ческим самовыражением - это метод терапии, основной целью которого является развитие твор­ческого самовыражения. Суть ее определяется в сознательном, целенаправленном выяснении в процессе терапии своей индивидуальности, сво­его места среди людей, в личностном, творчес­ком самоутверждении. Терапия творческим са­мовыражением ведет к духовному и творческому совершенствованию, что, в свою очередь, помогает эффективно выражать себя в общественной жизни.

Терапия творчеством и творческим самовы­ражением многообразна и включает в себя ряд методик, которые могут с успехом применяться для профилактики развития СПВ. К ним относят­ся: терапия созданием творческих произведе­ний (художественных и научных), терапия твор­ческим общением с природой, терапия творческим общением с литературой, искусством, нау­кой, терапия творческим коллекционировани­ем, терапия проникновенно-творческим погру­жением в прошлое, терапия ведением дневника и т.д. Занятия терапией творческого самовыра­жения должны проходить в непринужденной об­становке под располагающую к релаксации му­зыку.

Краткое заключение

Профилактика развития СПВ у медицинских работников должна осуществляться комплексно и вестись, начиная с периода получения образо­вания. В организации профилактических меро­приятий большая роль принадлежит правильным организационно-управленческим действиям со стороны руководителей учреждения и подразде­лений. Существенная роль принадлежит в этой работе медицинскому психологу (психотерапевту) учреждения, в обязанности которого вводятся ранняя диагностика и профилактика развития СПВ.

Профилактика СПВ, основанная на данных принципах, будет способствовать улучшению эмоционального состояния и повышению удовлетворенности трудом у врачей, улучшению социально-психологического климата в трудовых коллекти­вах.