Медицинская газета
15-3.3.2101 ВЫПУСК№ 15(1195)
Практически вся жизнь медицинских работников проходит в атмосфере чужих недомоганий. Устанавливаются и уточняются диагнозы, осуществляется лечение, и каждый случай заболевания всегда отличается определенной индивидуальностью. Трафаретов в медицине нет. Ну а если заболевает сам целитель? Всегда ли ясна для него картина развития собственной болезни? Тем более если речь заходит о синдроме профессионального выгорания(СПВ), который означает долговременную стрессовую реакцию, возникающую исподволь вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Сама профессиональная деятельность врачей предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Среди врачей СПВ встречается в 30-90% случаев. Можно ли предупредить его развитие? Обо всем этом рассказывают сегодня на страницах “МГ” ректор Северного государственного университета академик РАМН Павел СИДОРОВ и доктор медицинских наук Ирина НОВИКОВА.
Прежде всего, СПВ - это выработанный личностью своеобразный механизм психологической защиты, выражающийся в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Иначе говоря, это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. СПВ, таким образом, представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением повседневной работы. Выгорание” является отчасти и функциональным стереотипом, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В тоже время могут возникать его и дисфункциональные следствия, когда “выгорание” отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности.
По Международной классификации болезней (МКБ-10), СПВ входит в рубрику Z73 - “Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни”.
Следует отметить, что профессия врача является одной из тех коммуникативных профессий, среди которых СПВ встречается наиболее часто. Так, по одним сведениям, почти 80% психиатров, психиатров-наркологов, психотерапевтов имеют различной степени выраженности признаки СПВ, а 7,8% - резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим и психовегетативным нарушениям. По другим данным, среди психологов-консультантов и психотерапевтов признаки СПВ различной степени выраженности выявляются у 73%. Выраженную фазу “истощения” имеют 6%, у которых она проявляется эмоциональным истощением и психосоматическими нарушениями.
По имеющимся сведениям, среди врачей общей практики в Великобритании обнаруживается высокий уровень тревоги в 41 % случаев, клинически выраженная депрессия - в 26%; треть врачей принимают медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения. В исследовании, проведенном в нашей стране среди врачей-терапевтов, у 26% из них отмечен высокий уровень тревожности и у 37% - субклиническая депрессия.
Выявляется ряд закономерностей развития СПВ и у врачей других специальностей. Так, к группе специалистов с высоким уровнем СПВ относятся лица, работа которых связана с ведением хронически больных, выполнением ее в среде неизлечимых или умирающих пациентов (в сфере онкологии, пульмонологии или психиатрии), а к группе с низким уровнем СП В - те, работа которых связана с ведением пациентов с заболеваниями, имеющими благоприятный прогноз (в акушерстве и гинекологии, оториноларингологии, офтальмологии) . Самые высокие показатели СПВ отмечаются у сотрудников государственных медицинских учреждений, а самые низкие - улиц, работающих в частных учреждениях, университетах, научно-исследовательских институтах. При этом наибольшая выраженность симптомов СПВ выявляется у младшего медицинского персонала и медицинских сестер.
Данные о распространенности СПВ у медицинских работников подчеркивают большую медико-социальную значимость этой проблемы, поскольку “выгорание” ведет к выраженному снижению качества выполняемой ими работы.
Профилактические мероприятия в отношении СПВ в первую очередь должны направляться на снятие рабочего напряжения у сотрудников, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затрачиваемыми усилиями и получаемым ими вознаграждением.
Наиболее эффективным периодом проведения первичной профилактики СПВ является время обучения в медицинском учебном заведении, интернатуре (ординатуре) и на курсах повышения квалификации.
Организация профилактических мероприятий представлена на схеме 1.
В медицинских вузах студентов необходимо готовить к тем реалиям, в условиях которых осуществляется деятельность врача. Будущие специалисты должны получить всеобъемлющую информацию, касающуюся источников эмоционального стресса при работе с больными людьми и риска возникновения синдрома профессионального выгорания. Первичная профилактика СПВ должна начинаться еще во время обучения в вузе и включать два основных направления: информационное и обучающее. Заканчивая высшее медицинское учебное заведение, врач должен иметь базовые знания о профессиональных деформациях и их профилактике, а также первичные навыки самопомощи.
Период обучения в интернатуре (ординатуре) является основным этапом профессионализации, на котором проблема СПВ должна быть рассмотрена с учетом специфики избранной специальности. Помимо лекций, раскрывающих все многообразие проблем СПВ, необходимо проведение психологического обследования, тренингов и групповых занятий.
Обучающие программы могут осуществляться в различной форме, иметь разную продолжительность и содержание. Они могут проводиться для группы специалистов из одной организации или из различных медицинских учреждений. В каждом конкретном случае в тематике должна учитываться профессиональная специфика слушателей.
Диагностика СПВ и первые этапы коррекции могут быть проведены у врачей в период прохождения курсов повышения квалификации. В профилактических целях могут использоваться основные приемы самовоздействия, формирования психической толерантности.
Организационные же мероприятия по первичной профилактике СПВ в медицинском учреждении должны осуществляться на различных управленческих уровнях.
К основным направлениям работы по профилактике СПВ на уровне главного врача медицинского учреждения относятся: организация информированности сотрудников об СПВ и факторах риска; организация и проведение работы ho выявлению признаков СПВ у персонала; перевод с согласия сотрудника в пределах учреждения в другие подразделения (при необходимости); создание условий для профессионального и квалификационного роста персонала. Положительное значение могут иметь предоставление сотрудникам краткосрочного отпуска или отпуска по частям; повышение их социально-психологической компетентности. Не менее важными представляются осуществление гибкого и адекватного стиля руководства; организация слаженной и гибкой работы подразделений учреждения; организация оказания помощи молодым специалистам в адаптации к своей деятельности; адекватный подбор руководителей подразделений; поощрение обучения сотрудников; организация конкурсов в учреждении, таких как “Лучший врач года” и “Лучшая медсестра года”.
Работа по профилактике СПВ на уровне главной медсестры учреждения ведется по тем же направлениям: организация информированности среднего и младшего медперсонала об СПВ и факторах риска; работа по выявлению у них признаков СПВ; перевод (с согласия сотрудника) в пределах учреждения в другие подразделения; создание условий для профессионального и квалификационного роста персонала и т.д..
Основные направления работы по профилактике СПВ на уровне заведующего отделением: диагностика СПВ у сотрудников отделения; диагностика социально-психологического климата в трудовом коллективе и его улучшение; проведение дебрифингов после каждого травматического случая; организация слаженной работы отделения . Немаловажное значение имеют изменение графика работы или дежурств (при необходимости); наставничество молодых специалистов; изменение стиля ведения лечебного процесса; обучение сотрудников подходам к работе с учетом специфики контингента пациентов.
Основные направления работы по профилактике СПВ на уровне старшей медсестры отделения: диагностика социально-психологического климата в коллективе среднего и младшего персонала и его улучшение; организация слаженной работы персонала отделения; изменение графика работы (при необходимости); наставничество молодых сотрудников.
Система поэтапных профилактических мероприятий у медработников включает два этапа(схема2). Первый - диагностический - включает в себя оценку факторов риска возникновения СПВ, клиническую и психологическую диагностику СПВ. В зависимости от наличия или отсутствия факторов риска и симптомов СПВ у врачей проводятся те или иные профилактические мероприятия.
Психологическая работало профилактике СПВ должна быть нацелена на снятие у медицинских работников стрессовых состояний, возникающих в связи с напряженной деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости. Одним из методов профилактики синдрома является их психологическое консультирование и психокоррекция. При этом могут осуществляться коррекция негативных стереотипов обыденного сознания и неадекватных механизмов психологической защиты, формирование профессиональной мотивации и адаптивных механизмов саморегуляции.
Приемы самопомощи.
В борьбе с СПВ успех зависит прежде всего от самого медицинского работника, которому для его достижения следует соблюдать ряд рекомендаций.
1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Это повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания.
2. Использование “тайм-аутов”. Для обеспечения психического и физического благополучия особое значение приобретают “тайм-ауты”, то есть отдых от работы и других нагрузок. Иногда, чтобы “отойти” от жизненных проблем, нужно уметь найти такое занятие, которое было бы увлекательным и приятным.
3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение жизненных целей – способствуют снижению уровня стресса.
4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от СПВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого с успехом используются различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции и пр.
5. Уход от ненужной конкуренции. В обыденной жизни случается много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию, лидерству обусловливает развитие тревоги, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению СПВ.
6. Эмоциональное общение. Когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность“выгорания” значительно снижается или же этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти для него разумное решение возникшей проблемы.
7. Поддержание хорошей физической формы. Давно отмечена тесная связь между состоянием тела и разумом. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую физическую форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление СПВ.
Чтобы избежать СПВ, необходимо следовать следующим правилам: стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; научиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться всегда и во всем быть лучшим.
К значимому разделу профилактических мер можно отнести организационно-управленческую деятельность, осуществляемую руководством медицинских учреждений. Здесь следует особо отметить аналитическую работу, которая служит подготовительным этапом, создающим основу для более адекватного планирования мер по профилактике СПВ. Аналитическая работа должна быть направлена на осу ществление оценки характера и причин текучести кадров, выявление частоты развития СПВ.
|
Наиболее широкими возможностями оказания влияния на состояние работы по профилактике развития СПВ обладает руководитель медицинского учреждения. Положение обязывает руководителя соответствовать образу человека, занимающего руководящую должность, отвечать социальным ожиданиям работников, быть авторитетным , умеющим применять различные методы управления. Руководителю необходимо заботиться о том, чтобы лучшие качества и стороны его личности проявлялись чаще, и научиться сдерживать проявления отрицательных эмоций. При этом для него не менее важно уметь использовать элементы самопрезентации, то есть совершать такие поступки, которые ценятся в среде сотрудников. Немаловажным представляется стремление руководителя заниматься самообразованием и самовоспитанием, а также профилактикой развития синдрома и у себя самого (нетерпимость к мнению, отличающемуся от собственного, грубость в общении с работниками; стремление превысить свои полномочия и др.). Стиль руководства коллективом должен быть гибким и адекватным. Выбор управленческого стиля во многом зависит от управленческой компетентности руководителя.
В целях профилактики развития СПВ часто применяются групповые формы работы, среди которых можно отметить применение дебрифинга.
Дебрифинг - это групповая техника, наиболее распространенная и широко применяемая при преодолении последствий кризисных ситуаций. Дебрифинг - это особым образом организованное тематическое обсуждение. Он позволяет снизить вероятность возникновения и затяжного течения тяжелых последствий стресса, способствует пониманию причин происходящего с человеком в экстремальных условиях и осознанию действий, которые в этом случае необходимо предпринять. Это одновременно метод кризисной интервенции и профилактики. Идеальной обстановкой для проведения дебрифинга является комната, изолированная от внешних влияний. Члены группы располагаются вокруг стола. Ведущий должен иметь опыт работы с горем, тревогой, психической травмой и оставаться уверенным и спокойным при проявлении сильных эмоций у участников. Группа при проведении дебрифинга не должна превышать 15 человек. Дебрифинг следует проводить через два-три дня после происшествия, когда уже пережит шок и начинается следующая фаза реакции на стресс.
Супервизия. Супервизия является неотъемлемой частью профессиональной жизни специалистов помогающих профессий и направлена на повышение эффективности профессиональной деятельности, она же служит и способом профилактики СПВ. Супервизия переводится как “надзор(наставничество)”.Цель супервизии - помочь в разрешении проблем и трудностей, возникающих в процессе взаимодействия “консультант -пациент”.Это не только важная форма профессионального совершенствования и профессиональной взаимопомощи, но и эффективное средство психогигиены и психопрофилактики.
Супервизионные группы полезны для налаживания рабочих отношений и лучшего понимания проблем пациентов. Особенно полезно организовать работу таких групп для сотрудников терапевтических бригад, в которых принимают учас-тие специалисты разных профилей и статуса.
Участие в таких группах позволяет смягчить или
наладить рабочие отношения, понять групповую динамику в данной бригаде
специалистов, улучшить свое психологическое понимание проблем при составлении лечебных плановое еже
дневном общении с коллегами.
Межличностный уровень профилактики.
Коррекция личностных особенностей специалиста. В этом направлении представляется необходимым проведение занятий или бесед с новыми сотрудниками, во время которых излагаются реальные трудности и типичные фрустриру-ющие ситуации, возникающие при общении с больными конкретного отделения и их родственниками. В процессе их проведения выдаются рекомендации, которые помогают новому сотруднику совладать с типичными фрустрирующими и конфликтными ситуациями.
Положительное значение имеет регулярное проведение собраний и конференций с персоналом, на которых обсуждается специфика работы с конкретным контингентом больных и стратегии, направленные на разрешение внутренних проблем и трудных ситуаций, которые могут возникать в отделении.
Необходимо обучение персонала коммуникационным навыкам при общении с пациентами и их родственниками, технике, направленной на повышение переносимости человеком профессионального стресса.
Столь же необходимо периодическое проведение обследований на предмет выявления СПВ. Для сотрудников из группы риска нужна организация индивидуального, недирективного консультирования, супервизии, участия в психокоррекционных группах, предоставление возможности для обучения и т.д. Полезно создание групп взаимопомощи, объединяющих людей, которые выполняют работу сходного вида и имеют однотипные проблемы.
Изменение стиля ведения лечебного процесса. Стиль ведения лечебного процесса не только во многом определяет терапевтическую среду в медицинском учреждении и положительные результаты лечения, но и взаимосвязан с особенностями лечебной идеологии, которая существенно влияет как на самочувствие медицинского персонала, так и на состояние пациентов. Смещение акцентов с биологически ориентированной терапии к психотерапевтически и социотерапевчески ориентированному лечению способствует профилактике СПВ.
В медицинской среде принято скрывать проблемы с собственным здоровьем, заниматься самодиагностикой и самолечением. Здесь также необходимы изменение отношения к своему здоровью и осознание ответственности за его состояние.
Врач должен знать, что сверхурочная работа, продолжающаяся работа дома после окончания рабочего дня, работа во время выходных и отпусков - это повышение степени риска развития СПВ. Доступный способ профилактики синдрома профессионального выгорания - это участие в мероприятиях, которые позволяют расслабиться и отвлечься: прогулки, физические упражнения, танцевальные или хоровые кружки, общение с природой, искусством и т.п.
Коррекция взаимоотношений в коллективе. Чрезвычайно полезными являются регулярные встречи между администрацией и медперсоналом, во время которых обсуждаются возникшие проблемы. Такие встречи нетолькоулучшают качество общения сотрудников между собой, но и способствуют чувству сопричастности к принятию решений, позволяют избежать нечеткости в распределении ролей и разрешать те или иные конфликты. Необходимы постоянный мониторинг рабочего микроклимата в отделении и немедленное разрешение возникших проблем. Особое значение имеют предоставление сотрудникам возможности вносить свои предложения в рабочий процесс и создание условий для их внедрения. Это способствует творческому подходу к работе, позволяет избежать рутинного исполнения обязанностей и обеспечивает личностный рост специалиста, а также создание возможности продвижения по службе, что способствует видению карьерной перспективы.
Подходы к работе с учетом определенного контингента пациентов. Если у врача уже определяются признаки развивающегося СПВ, то прежде всего рекомендуется исследовать причины, приведшие специалиста в профессию. Необходимо оценить значение, которое выбранная профессия имеет для самого врача. Работа над первоначальными дефицитами, восполнению которых и служит его деятельность, может снизить риск формирования СПВ.
С учетом специфики работы с пациентами страдающими психическими и поведенческими расстройствами, наиболее продуктивной стратегией профилактики СПВ у связанного с ними контингента медицинских работников является их участие в психокоррекционных группах. Опыт пребывания в специально организованных группах может помочь в решении проблем, возникающих при межличностном взаимодействии. Группа эта оказывается обществом в миниатюре, отражающим в себе весь внешний мир и придающим реалистичность искусственно создаваемым отношениям. В группе можно получить обратную связь и поддержку от других ее членов, имеющих сходные проблемы или опыт.
Коррекция профессиональных коммуникативных навыков. Коммуникабельность – это способность к вербальному общению. Она состоит из трех равнозначных частей: способности к установлению контакта с партнером по общению, навыка ведения беседы и умения поддерживать длительные отношения. Коммуникабельность является необходимой для врача.
Одним из проявлений развивающегося СПВ является нарушение коммуникативной составляющей межличностных отношений, в связи с чем возникает необходимость коррекции, направленной на восстановление и воссоздание соответствующего уровня коммуникаций. Для этих целей используются различные варианты коммуникативных тренингов. В процессе тренинга происходит обучение чувствованию собеседника, навыкам эффективного вербального и невербального взаимодействия, взаимодействию в конфликтных ситуациях.
Балинтовские группы. Достаточно часто в таких случаях применяются балинтовские группы. Цели работы данных групп: поощрять врачей оценивать свои навыки межличностных отношений и учиться понимать их пределы; улучшить восприятие и понимание коммуникации пациента врачами; дать возможность врачам осознать свои “белые пятна” в общении с пациентами. Акцент в их работе делается на различных особенностях терапевтических взаимоотношений, реакциях, трудностях, неудачах, которые консультанты или психотерапевты сами выносят на обсуждение. Объект обсуждения - не пациент и не его лечение, а скорее, сам врач с его своеобразием восприятия данного случая, отношением к нему. “Докладчик” должен ориентировать свое сообщение не столько на историю болезни, сколько на изложение сложностей взаимоотношений с пациентом и свое переживание трудностей данного случая. Сообщение ведется по памяти, без предварительной подготовки. После короткого изложения (5-15 минут) он формулирует “запрос”, который должен касаться коммуникации с пациентом. После формулировки “запроса” участники группы могут обменяться впечатлениями и задать вопросы, которые прояснят для них необходимые для ответа на запрос моменты. Группа численностью 8-12 человек встречается несколько раз в месяц (продолжительность каждой встречи 1,5-2 часа) на протяжении нескольких лет. Стиль ведения занятий - недирективный.
Работа балинтовской группы направлена на исследование эмоциональной и бессознательной части технологии работы врача и осознание ее, обеспечение безопасности работы врача или психолога (восстановление, защита, предупреждение развития СПВ).
Балинтовские группы позволяют осознать свой собственный стиль отношений с пациентами помогают глубже понять пациента и его потребности. В то же время данные группы способствуют пониманию неопределенностей и неоднозначностей медицинской и консультативной практики, снижая тем самым уровень профессионального стресса и увеличивая удовлетворенность профессией.
Специалисты, прошедшие балинтовские группы, лучше контролируют свою рабочую и психоэмоциональную нагрузку.
Группы поддержки. Участники групп поддержки включаются в своеобразный процесс общения, дающий ощущение особого понимания, принятия себя и других, открытия новых возможностей в жизни. Ведущий поддерживает и направляет процесс взаимодействия в группе, содействует личностным изменениям, обеспечивает безопасность и психологический комфорт участников. Благодаря этому в группах достигается мощный терапевтический эффект.
Цель данных групп - развитие душевной чувствительности и повышение личного чувства ответственности, что является ключевым моментом для качественного развития персонала. Участие медработников в поддерживающих группах способствует пониманию сознательных и бессознательных механизмов, как влияющих на способность эффективно работать с пациентами, так и препятствующих личностному росту и позитивной групповой динамике. Работа в группах поддержки подразумевает откровенный разговор о чувствах, которые вызывают у участников группы пациенты, коллеги и сами участники.
Группа поддержки дает почувствовать людям, что они совсем не одиноки. Взаимодействие с другими людьми, которых коснулась сходная проблема, уменьшает чувство отверженности, одиночества, изоляции, а также проблемы налаживания контактов. Формы деятельности таких групп устанавливаются членами, входящими в их состав. Одна из важнейших целей, которые ставят перед собой группы, - это психологическая адаптация людей.
Группы психологической поддержки работают по принципу групп встреч, которые происходят обычно еженедельно, на протяжении нескольких месяцев или даже лет. Чаще такие группы невелики - не более 10-12 человек.
Т-группы (группы тренинга). Т-группа - это группа людей, созданная с целью психологического и психотерапевтического воздействия на ее членов для улучшения их приемов в профессиональной деятельности и навыков общения. Участие в таких группах способствует приобретению и развитию коммуникативных навыков у медицинского персонала. Это позволяет участникам Т-групп расширить и изменить свои стратегии поведения, более чутко относиться к своим и чужим проблемам, помогает достигать самоидентичности и повышать самооценку.
Результатами участия персонала в этих группах являются самосовершенствование личности, развитие чувства собственного достоинства, возможность понять, как групповая динамика влияет на участников группы, понять влияние персонала на пациентов и коллег. Т-группа выполняет функцию психического оздоровления. Занятия в Т-группе делают ее участников более восприимчивыми к чувствам и потребностям пациентов, позволяют глубже осознать себя и свое собственное поведение, помогают наладить адекватные межличностные отношения, повысить свою коммуникабельность, открытость. Занятия помогают развитию способности врача эмпатически идентифицироваться с пациентами.
Основной метод в Т-группе - свободная дискуссия без предварительно принятого плана, сочетающаяся с ролевыми играми и другими приемами. Обсуждения строятся по принципу “здесь и теперь”, так как анализируются события, происходящие непосредственно в группе по возможности без обращения к прошлому опыту участников. Условием успешной работы группы является климат взаимного доверия.
Участникам Т-групп предлагается возможность экспериментировать с собственным поведением в искусственно создаваемой среде, в атмосфере доверия и поддержки, что способствует их большему самораскрытию, а соответственно и более глубинным изменениям. Кроме того, участники тренинга получают от ведущего необходимую психологическую информацию и приобретают навыки, способствующие их личностному росту и более успешному общению с другими. Обучение происходит главным образом через переживание участниками многогранного группового опыта.
Творческое самовыражение. Терапия творческим самовыражением - это метод терапии, основной целью которого является развитие творческого самовыражения. Суть ее определяется в сознательном, целенаправленном выяснении в процессе терапии своей индивидуальности, своего места среди людей, в личностном, творческом самоутверждении. Терапия творческим самовыражением ведет к духовному и творческому совершенствованию, что, в свою очередь, помогает эффективно выражать себя в общественной жизни.
Терапия творчеством и творческим самовыражением многообразна и включает в себя ряд методик, которые могут с успехом применяться для профилактики развития СПВ. К ним относятся: терапия созданием творческих произведений (художественных и научных), терапия творческим общением с природой, терапия творческим общением с литературой, искусством, наукой, терапия творческим коллекционированием, терапия проникновенно-творческим погружением в прошлое, терапия ведением дневника и т.д. Занятия терапией творческого самовыражения должны проходить в непринужденной обстановке под располагающую к релаксации музыку.
Краткое заключение
Профилактика развития СПВ у медицинских работников должна осуществляться комплексно и вестись, начиная с периода получения образования. В организации профилактических мероприятий большая роль принадлежит правильным организационно-управленческим действиям со стороны руководителей учреждения и подразделений. Существенная роль принадлежит в этой работе медицинскому психологу (психотерапевту) учреждения, в обязанности которого вводятся ранняя диагностика и профилактика развития СПВ.
Профилактика СПВ, основанная на данных принципах, будет способствовать улучшению эмоционального состояния и повышению удовлетворенности трудом у врачей, улучшению социально-психологического климата в трудовых коллективах.
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.