Проведение практических работ, мини-исследований, небольших ученических проектов в области естественнонаучных дисциплин является неотъемлемой частью работы учителя предметника, руководителя кружка, научного общества, секции. Подбор материала или оборудования для осуществления таких видов деятельности является одним не из простых. В предлагаемой разработке даны материалы для организации работы исследовательского кружка – задания – тестирования, проблемные задания.
Первый вариант выходного контроля: итоговое тестирование.
Выходное тестирование (А вариант).
«Вопросы экологии»
Задание 1. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы
считаете наиболее полным и правильным. В случае исправления знак «+»
должен быть продублирован (10 баллов).
1. Группа организмов одного вида, занимающая определенное пространство и
функционирующая как часть биотического сообщества это:
а) биоценоз;
б) популяция;
в) биотип;
г) биогеоценоз.
2. К биотическим факторам окружающей среды относят:
а) растительный опад и минеральный состав почвы;
б) соленость воды и свет;
в) загрязнение воздуха и воды промышленными отходами;
г) микроорганизмы, вызывающие инфекционные заболевания.
3. Примером биотических межпопуляционных взаимодействий двух видов по
типу хищничества является совместное существование:
а) росянок и насекомых;
б) ворон и галок;
в) муравьев и тлей;
г) рыжих и черных тараканов.
4. Беспозвоночные различных видов поселяются в норах грызунов, находя там
благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами. Это
явление называется:
а) протокооперацией;
б) квартиранством;
в) акклиматизацией; мутуализмом.
5. Растение заразиха в биоценозе функционирует как:
а) продуцент;
б) консумент I порядка;
в) консумент II порядка;
г) редуцент.
6. Согласно правилу пирамиды чисел общее число особей, участвующих в
цепях питания, с каждым звеном:
а) уменьшается;
б) увеличивается;
в) остается неизменным;г) изменяется циклически.
7. Необходимое условие сохранения биосферы:
а) постоянство климатических условий;
б) наличие круговорота веществ и превращений энергии;
в) прекращение любой деятельности человека;
г) уничтожение ряда паразитов.
8. Из общего количества энергии, передающейся в пищевой цепи с одного
трофического уровня на другой, примерно 10 %:
а) расходуется в процессе дыхания;
б) превращается в бесполезную теплоту;
в) изначально поступает от Солнца;
г) идет на построение новых тканей.
9. Накопление в атмосфере СО2 в результате антропогенного воздействия
может вызвать:
а) климатические сдвиги, например «парниковый эффект»;
б) образование «озоновых дыр»;
в) большую эффективность фотосинтеза;
г) образование ископаемых форм углерода.
10. Заказники – это:
а) искусственные биоценозы;
б) экосистемы, полностью изъятые из хозяйственной деятельности;
в) эталоны естественных ландшафтов;
г) экосистемы,
в которых временно запрещено использование
восстанавливаемых видов.
Задание 2. Подберите термины, соответствующие определениям (5
баллов).
1) Тип жизненной формы растений, у которого почки возобновления
зимуют или переносят засушливый период открыто, высоко над землей.
2) Место вида в природе, включающее не только положение вида в
пространстве, но и комплекс его биоценотических связей.
3) Жизненная форма насекомых обитателей древесины.
4) Растут на каменистых почвах.
5) Понятие популяционные волны предложил использовать…
Задание 3. Выбери из перечисленных утверждений верные (по 0,5 балла за
правильный ответ).
К причинам вызывающим парниковый эффект, относятся:
1) интенсивный синтез фреонов и их выброс в атмосферу;
2) выброс в атмосферу солей тяжелых металлов;
3) сжигание запасов нефти и газа;4) работа атомных электростанций;
5) уничтожение тропических лесов;
6) снижение прозрачности Мирового океана;
7) интенсивная распашка земельных угодий;
8) понижение КПД фотосинтеза вследствие антропогенных воздействий;
9) увеличение площади болот;
10) рост сейсмической активности.
Задание 4. Дайте развернутый ответ.
1. При длительном, в течение 80 лет, применении высоких доз азотных
удобрений на одном из лугов, содержавшем ранее 49 видов растений, осталось
только 3 вида. На неудобренном участке видовое богатство сохранилось.
Объясните, почему это могло произойти. (5 баллов)
2. Какие особенности строения имеют ниже перечисленные животные в
связи с жизнью в почве (дождевой червь, личинка майского жука, жук
могильщик, жукнавозник, муравей, обыкновенный крот, землеройка)? В чем
заключается роль каждого в процессе почвообразования? (5 баллов)
3. Что произойдет, если человек полностью вырубит все леса на Земле,
заменив их полями и пастбищами? (5 баллов)