ТЕМА УРОКА: «Выполнение арифметических операций в шестнадцатеричной системе счисления»
Класс:9
Раздел программы: Системы счисления и основы логики
Тип урока: закрепления умений и навыков
Цели обучения |
Планируемые образовательные результаты |
Образовательные: - закрепить знаний учащихся о системах счисления; - сформировать у обучающихся умение выполнять правильно арифметические действия в шестнадцатеричной системе счисления; - показать связь между информатикой и математикой Развивающие: - содействовать развитию логического мышления учащихся; - помочь развитию познавательного интереса учеников; Воспитательные: -прививать интерес к предмету; -воспитывать уважение к различным точкам зрения, умение достойно вести спор, умение работать в группе |
Предметные: · знать алгоритмы перевода из различных систем счисления в десятичную; · знать правила выполнения арифметических операций в двоичной и восьмеричной системах счислениях. · уметь производить арифметические операции в шестнадцатеричной системе счисления Метапредметные: · развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности; · расширять кругозор и развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся, творческое и логическое мышление; · развивать коммуникативные способности при работе в парах, формировать умение самооценки. Личностные: · повышать уровень информационной культуры, мотивации учащихся путем использования нестандартных заданий; · формировать творческий подход к решению задач, четкость и организованность, умение оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников; · воспитывать дух здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу. |
Решаемые учебные задачи:
1. повторить алгоритмы перевода из различных систем счисления в десятичную;
2. повторить правила выполнения арифметических операций в двоичной и восьмеричной системах счислениях.
3. Закрепить умения сложения и вычитания в шестнадцатеричной системе счисления;
4. Освоить способы умножения и деления в шестнадцатеричной системе счисления;
Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Предполагаемый результат или УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент Цель этапа: включение обучающихся в деятельность, мотивация |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0-1 мин |
- Здравствуйте, садитесь. Проверьте готовность к уроку. Назовите отсутствующих. |
Настраиваются на работу на уроке. Называют отсутствующих. |
Саморегуляция (Р). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Форма организации учебной деятельности: работа в парах Метод обучения: игровой Проектирование оценок: на данном этапе не предполагается выставление оценок |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1-9 мин |
Работаем в парах. У вас на парте лежит таблица, каждому из вас необходимо выбрать координаты точек, которые будете находить. Сосчитав сколько получится в выражении, переведите полученные значения в десятичную систему счисления и результат занеси в таблицу. Отметьте в системе координат найденные точки. Точки соедините последовательно по правилу: 5-6-7-5; 1-2-3-4-1; 1-2-3-4; 5-6-7; 6-8.
-По заполненной таблице у вас должен получиться корабль. Какие правила вы использовали для того, чтобы выполнить задание? |
Делят обязанности на двоих и выполняют поставленную задачу.
-Правила перевода двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную, а также сложение, вычитание, умножение и деления в разных системах счислениях. |
Умение структурировать знания, умение выполнять знако-символические действия (П). Слушать и слышать собеседника. (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). Адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения заданий (Р). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Постановка цели урока Цель этапа: установление учениками цели урока. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9-11 мин |
-Как вы думаете чем мы с вами будем заниматься?
-Правильно, то есть какие цели мы поставим на сегодняшний урок? -А при умножении и деление какие арифметические действия еще задействованы? -То есть нашей задачей на урок также является закрепить умения складывать и вычитать в шестнадцатеричной системе счисления. |
-Мы еще не научились умножать и делить в шестнадцатеричной системе счисления. - Освоить способы умножения и деления в шестнадцатеричной системе счисления
(сложение и вычитание) |
Умение выражать мысли (К). Планирование, целеполагание (Р). Смыслообразование (Л). Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Первичное закрепление знаний, умений и навыков Цель этапа: закрепление изученного материала на практике Форма организации учебной деятельности: фронтальная Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный Проектирование оценок: на данном этапе не ставятся оценки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26. мин |
-На прошлом уроке мы с вами построили таблицу умножения в шестнадцатеричной системе счисления. Разберем пример: 20A416*B1516
Решим еще один пример: 2A4C16*7B516 При умножении 2A4C на 5, что получим?
Далее умножим 2A4C на B.
Что получим при умножении 2A4C на 7?
Сложим полученные выражения.
-Хорошо, Самостоятельно попробуйте решить следующий пример, а потом проверим: 35B816*63516
-Ответ вы должны получить следующий: 14D6F18. У всех ли так получилось? -Рассмотрим теперь примеры на деление: 9C2CE616:20316 -Всем известно, что деление – обратное действие умножению. Сначала по сколько нам необходимо взять? -Подставляем. Сколько получится? -Вычитаем. -Дальше сносим С и по сколько возьмем? Сколько получим? -Вычитаем. Далее, по сколько надо взять?
-По сколько надо взять? -Остаток получили 0, решили верно, какой ответ запишем?
-Рассмотрим еще пример: 223B31816:9A616 (выходит к доске 1 ученик, решает)
|
Обучающиеся подробно расписывают у себя в тетради пример.
(12*5=60=3*16+12, 4*5+3=20+3=23=1*16+7, 10*5+1=51=3*16+3, 2*5+3=13, т.е. D37C) (11*12=132=8*16+4, 4*11+8=52=3*16+4, 10*11+3=113=7*16+1, 2*11+7=29=1*16+13, т.е. 1D144) (12*7=84=16*5+4, 4*7+5=33=2*16+1, 10*7+2=72=4*16+8, 2*7+4=18=1*16+2, т.е. 12814)
(Да)
(по 4)
(80С) (1B6)
(по D, 1A27)
(145E)
(Теперь по A, 141E, при вычитании получим 406)
(По 2, получим 406) (4DA2)
|
Анализирование и сравнение предлагаемых заданий (П). Составление плана достижения цели и определения средств её достижения (П). Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К). При возникновении ситуации затруднения регулировка хода мысли (Р). Самоопределение (Р) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Контроль знаний, умений и навыков Цель этапа: определить результаты обучения данной темы Форма организации учебной деятельности: индивидуальная Метод обучения: самостоятельная работа, репродуктивный Проектирование оценок: Оценки выставляются в журнал в зависимости от выполненной работы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26-36 мин |
Обучающимся раздается самостоятельная работа по вариантам. |
Ребята решают на отдельных листочках самостоятельную и сдают ее учителю. |
Умение структурировать знания, умение преобразовывать модели с целью выявления общих законов, построение логической цепочки рассуждений (П) Адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения заданий и внесение необходимых корректив в решения (Р) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Подведение итогов. Рефлексия. Цель этапа: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. Форма организации учебной деятельности: фронтальная Метод обучения: анализ ситуаций Проектирование оценок: за ответы на уроке оценки не ставились, оценки выставятся за самостоятельную работу. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36-40 мин |
-Какова была цель урока?
-Достигли ли мы ее? -Как мы ее достигли?
-А теперь давайте проанализируем ваши работы. Пусть каждый подойдет к доске и положит в корзинку нужную картинку, комментируя свой выбор, т.е. возможные причины удачи/неудачи.
Запишите домашнюю работу: 1) 3ED16∙A0516 2) 4c9816:2b16 |
(Освоить способы умножения и деления в шестнадцатеричной системе счисления, а также закрепить умения складывать и вычитать) (Да) (Решали примеры на умножение и деление, написали самостоятельную работу)
Сами оценивают свои самостоятельные работы. |
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Оценивание усеваемого содержания (Л) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы обучения: игровой, объяснительно-иллюстративный, беседа, репродуктивный, самостоятельная работа.
Оборудование:
Для учителя |
Для ученика |
1. Интерактивная доска 2. ПК 3. Карточки для самостоятельных работ 4. Таблицы для игры в парах |
1. Рабочая тетрадь 2. Карточки с таблицами сложения и умножения в шестнадцатеричной системе счисления |
План урока:
1. Организационное начало (1 мин)
2. Актуализация знаний (8 мин)
3. Постановка цели урока (2 мин)
4. Первичное закрепление (15 мин).
5. Контроль знаний, умений и навыков (10 мин)
6. Подведение итогов урока. Рефлексия (4 мин)
Ход урока
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.