Выполнение арифметических действий в шестнадцатиричной системе счисления
Оценка 4.8

Выполнение арифметических действий в шестнадцатиричной системе счисления

Оценка 4.8
docx
08.12.2022
Выполнение арифметических действий в шестнадцатиричной системе счисления
16-ричная система счисления.docx

ТЕМА УРОКА: «Выполнение арифметических операций в шестнадцатеричной системе счисления»

  Класс:9                       

Раздел программы: Системы счисления и основы логики

Тип урока: закрепления умений и навыков

Цели обучения

Планируемые образовательные результаты

Образовательные:

- закрепить знаний учащихся о системах счисления;

- сформировать у обучающихся умение выполнять правильно арифметические действия в шестнадцатеричной системе счисления;

- показать связь между информатикой и математикой

Развивающие:

- содействовать развитию логического мышления учащихся;

- помочь развитию познавательного интереса учеников;

Воспитательные:

-прививать интерес к предмету; 

-воспитывать уважение к различным точкам зрения, умение достойно вести спор, умение работать в группе

Предметные:

·         знать алгоритмы перевода из различных систем счисления в десятичную;

·         знать правила выполнения арифметических операций в двоичной и восьмеричной системах счислениях.

·         уметь производить арифметические операции в шестнадцатеричной системе счисления

Метапредметные:

·         развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности;

·         расширять кругозор и развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся, творческое и логическое мышление;

·         развивать коммуникативные способности при работе в парах, формировать умение самооценки.

Личностные:

·         повышать уровень информационной культуры, мотивации учащихся путем использования нестандартных заданий;

·         формировать творческий подход к решению задач, четкость и организованность, умение оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников;

·         воспитывать дух здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу.

Решаемые учебные задачи:

1.      повторить алгоритмы перевода из различных систем счисления в десятичную;

2.      повторить правила выполнения арифметических операций в двоичной и восьмеричной системах счислениях.

3.      Закрепить умения сложения и вычитания в шестнадцатеричной системе счисления;

4.      Освоить способы умножения и деления в шестнадцатеричной системе счисления;

Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемый результат или УУД

I. Организационный момент 

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность, мотивация

0-1 мин

- Здравствуйте, садитесь. Проверьте готовность к уроку. 

Назовите отсутствующих.

Настраиваются на работу на уроке. Называют отсутствующих.

Саморегуляция (Р).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2. Актуализация знаний. 

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Форма организации учебной деятельности: работа в парах

Метод обучения: игровой

Проектирование оценок: на данном этапе не предполагается выставление оценок

1-9 мин

Работаем в парах. У вас на парте лежит таблица, каждому из вас необходимо выбрать координаты точек, которые будете находить. Сосчитав сколько получится в выражении, переведите полученные значения в десятичную систему счисления и результат занеси в таблицу. Отметьте в системе координат найденные точки. Точки соедините последовательно по правилу: 5-6-7-5; 1-2-3-4-1; 1-2-3-4; 5-6-7; 6-8.

X

Y

Выражение

10-ая система счисления

Выражение

10-ая система счисления

1

100002-11012

111102:1102

2

11002:102

228-178

3

318*168

F16-C16

4

716+816

368-318

5

3016-2A16

11112:112

6

1011012:1012

58+108

7

248-108

216+316

8

516+416

1416-F16

-По заполненной таблице у вас должен получиться корабль. Какие правила вы использовали для того, чтобы выполнить задание?

Делят обязанности на двоих и выполняют поставленную задачу.

 

X

Y

Выражение

10-ая с.с.

Выражение

10-ая с.с.

1

100002-11012

3

111102:1102

5

2

11002:102

6

228-178

3

3

318*168

11

F16-C16

3

4

716+816

15

368-318

5

5

3016-2A16

6

11112:112

5

6

1011012:1012

9

58+108

13

7

248-108

12

216+316

5

8

516+416

9

1416-F16

5

https://lh5.googleusercontent.com/9Y6sQLpn-tiqjcLIpWyefTj0gUNDwcpDRpWk0qzmtlGqEk6p1zlbtsaAXNmX3HpOFtSzQMWDBEQyzABUBtcAbp6ow7IUpUQXeQg5n7r5yxBdlwUVKjMQKZoff3XakMzuSwUGJcE

 

-Правила перевода двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную, а также сложение, вычитание, умножение и деления в разных системах счислениях.

Умение структурировать знания, умение выполнять знако-символические действия (П).

Слушать и слышать собеседника. (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

Адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения заданий (Р).

3. Постановка цели урока

Цель этапа: установление учениками цели урока.

9-11 мин

-Как вы думаете чем мы с вами будем заниматься?

 

-Правильно, то есть какие цели мы поставим на сегодняшний урок?

-А при умножении и деление какие арифметические действия еще задействованы?

-То есть нашей задачей на урок также является закрепить умения складывать и вычитать в шестнадцатеричной системе счисления.

-Мы еще не научились умножать и делить в шестнадцатеричной системе счисления.

- Освоить способы умножения и деления в шестнадцатеричной системе счисления

 

(сложение и вычитание)

Умение выражать мысли (К).

Планирование, целеполагание (Р).

Смыслообразование (Л).

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П).

4. Первичное закрепление знаний, умений и навыков

Цель этапа: закрепление изученного материала на практике

Форма организации учебной деятельности: фронтальная

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Проектирование оценок: на данном этапе не ставятся оценки

26.  мин

-На прошлом уроке мы с вами построили таблицу умножения в шестнадцатеричной системе счисления. Разберем пример: 20A416*B1516

http://present5.com/presentation/236833852_437057241/image-2.jpg

Решим еще один пример: 2A4C16*7B516

При умножении 2A4C на 5, что получим?

 

Далее умножим 2A4C на B.



Что получим при умножении 2A4C на 7?



Сложим полученные выражения.

https://lh4.googleusercontent.com/G0nofCWCOpYy_h5CpDMmuny1CBs_HSWaEp8mkGs3NmD66sIhF2Bup4rDeGE6sb4o5sYMVAqGRfZPXHjrJNSwH6kEEq0SVq1CLRPH5ZKB4jtgZdSB87YbsW_fSzQe1eFzh862j5Y

-Хорошо, Самостоятельно попробуйте решить следующий пример, а потом проверим: 35B816*63516



-Ответ вы должны получить следующий: 14D6F18. У всех ли так получилось?

-Рассмотрим теперь примеры на деление:  9C2CE616:20316

-Всем известно, что деление – обратное действие умножению. Сначала по сколько нам необходимо взять?

-Подставляем. Сколько получится?

-Вычитаем.

-Дальше сносим С и по сколько возьмем? Сколько получим?

-Вычитаем.

Далее, по сколько надо взять?

 

-По сколько надо взять?

-Остаток получили 0, решили верно, какой ответ запишем?

https://pp.userapi.com/c848528/v848528782/129e3e/IfX6wlSE43E.jpg

-Рассмотрим еще пример: 223B31816:9A616

(выходит к доске 1 ученик, решает)

https://pp.userapi.com/c846523/v846523782/19fc8d/7y6mtJPzfww.jpg

Обучающиеся подробно расписывают у себя в тетради пример.











(12*5=60=3*16+12, 4*5+3=20+3=23=1*16+7, 10*5+1=51=3*16+3, 2*5+3=13, т.е. D37C)

(11*12=132=8*16+4, 4*11+8=52=3*16+4, 10*11+3=113=7*16+1, 2*11+7=29=1*16+13, т.е. 1D144)

(12*7=84=16*5+4, 4*7+5=33=2*16+1, 10*7+2=72=4*16+8, 2*7+4=18=1*16+2, т.е. 12814)










https://pp.userapi.com/c844418/v844418782/1a3a19/j6mBUUU2adc.jpg

(Да)






(по 4)

 

(80С)

(1B6)

 

(по D, 1A27)

 

(145E)

 

(Теперь по A, 141E, при вычитании получим 406)

 

(По 2, получим 406)

(4DA2)




Анализирование и сравнение предлагаемых заданий (П). Составление плана достижения цели и определения средств её достижения (П).

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К).

При возникновении ситуации затруднения регулировка хода мысли (Р). Самоопределение (Р)

5. Контроль знаний, умений и навыков

Цель этапа: определить результаты обучения данной темы

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная

Метод обучения: самостоятельная работа, репродуктивный

Проектирование оценок: Оценки выставляются в журнал в зависимости от выполненной работы.

26-36 мин

Обучающимся раздается самостоятельная работа по вариантам.

Ребята решают на отдельных листочках самостоятельную и сдают ее учителю.

Умение структурировать знания, умение преобразовывать модели с целью выявления общих законов, построение логической цепочки рассуждений (П)

Адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения заданий и внесение необходимых корректив в решения (Р)

6.  Подведение итогов. Рефлексия.

Цель этапа: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная

Метод обучения: анализ ситуаций

Проектирование оценок: за ответы на уроке оценки не ставились, оценки выставятся за самостоятельную работу.

36-40 мин

-Какова была цель урока?





-Достигли ли мы ее?

-Как мы ее достигли?




-А теперь давайте проанализируем ваши работы. Пусть каждый подойдет к доске и положит в корзинку нужную картинку, комментируя свой выбор, т.е. возможные причины удачи/неудачи.

https://lh6.googleusercontent.com/SveAc-QyfdlzdwVJgPx8304QZron_8hXoDls7gjeFPOkx47Mtd-djJpIcEEQxqfNOAareYGLNVgiTjPwdvIpLNh41E8qn2WRGy3JGudmJbx7xcd1Hja2vjIW9miOzz2Bd7J4aws

Запишите домашнюю работу: 

1) 3ED16∙A0516

2) 4c9816:2b16

(Освоить способы умножения и деления в шестнадцатеричной системе счисления, а также закрепить умения складывать и вычитать)

(Да)

(Решали примеры на умножение и деление, написали самостоятельную работу)

 

Сами оценивают свои самостоятельные работы.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Оценивание усеваемого содержания (Л)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Методы обучения: игровой, объяснительно-иллюстративный, беседа, репродуктивный, самостоятельная работа.

Оборудование:

Для учителя

Для ученика

1.      Интерактивная доска

2.      ПК

3.      Карточки для самостоятельных работ

4.      Таблицы для игры в парах

1.      Рабочая тетрадь

2.      Карточки с таблицами сложения и умножения в шестнадцатеричной системе счисления

План урока:

1.      Организационное начало (1 мин)

2.      Актуализация знаний (8 мин)

3.      Постановка цели урока (2 мин)

4.      Первичное закрепление (15 мин).

5.      Контроль знаний, умений и навыков (10 мин) 

6.      Подведение итогов урока. Рефлексия (4 мин)

 



Ход урока

 


 

ТЕМА УРОКА: «Выполнение арифметических операций в шестнадцатеричной системе счисления»

ТЕМА УРОКА: «Выполнение арифметических операций в шестнадцатеричной системе счисления»

Время Деятельность учителя Деятельность учащихся

Время Деятельность учителя Деятельность учащихся

A 16 1111 2 :11 2 6 101101 2 :101 2 5 8 +10 8 7 24 8 -10 8 2 16 +3 16 8…

A 16 1111 2 :11 2 6 101101 2 :101 2 5 8 +10 8 7 24 8 -10 8 2 16 +3 16 8…

Мы еще не научились умножать и делить в шестнадцатеричной системе счисления

Мы еще не научились умножать и делить в шестнадцатеричной системе счисления

Далее умножим 2A4C на B.

Далее умножим 2A4C на B.

Вычитаем. -Дальше сносим С и по сколько возьмем?

Вычитаем. -Дальше сносим С и по сколько возьмем?

Обучающиеся подробно расписывают у себя в тетради пример

Обучающиеся подробно расписывают у себя в тетради пример

Ребята решают на отдельных листочках самостоятельную и сдают ее учителю

Ребята решают на отдельных листочках самостоятельную и сдают ее учителю

Цель этапа: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока

Цель этапа: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока

Запишите домашнюю работу: 1) 3ED 16 ∙A05 16 2) 4c98 16 :2b 16 (Освоить способы умножения и деления в шестнадцатеричной системе счисления, а также закрепить…

Запишите домашнюю работу: 1) 3ED 16 ∙A05 16 2) 4c98 16 :2b 16 (Освоить способы умножения и деления в шестнадцатеричной системе счисления, а также закрепить…

Методы обучения : игровой, объяснительно-иллюстративный, беседа, репродуктивный, самостоятельная работа

Методы обучения : игровой, объяснительно-иллюстративный, беседа, репродуктивный, самостоятельная работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2022