Практическая
работа № 1 к разделу 2.1 «Ценности и их роль для человека
и общества»
Практическая работа состоит из двух частей:
1. Изучение учебных материалов по теме
1. Изучила представленную главу монографии
А.В. Серого,
М.С. Яницкого «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ».
2. Составила конспект главы монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ».
Задача воспитания – обеспечить адекватное понимание и принятие ценности, превращение ее в жизненный неотъемлемый принцип жизнедеятельности человека. Почему это важно? Да по той простой причине, что ценности – это не «правила дорожного движения», в которых все просто и однозначно разъяснено. К примеру, возьмем такой ценностный регулятор
свое мнение?.. Честность – это не инструкция, не набор предписаний о том, как себя вести. Она требует духовных исканий, волевых усилий, поступка. И так обстоит со всякой подлинной ценностью. Она ожидает жизнетворчества, а не механического следования неким правилам. Человек должен сам решить, как быть полезным Родине в трудную для нее минуту, как остаться человеком, когда кто-то ради денег и «красивой жизни» готов предать свою землю и тех, кто вырастил его!
Очень важно, чтобы этот увлекательный мир самопреодоления, творческих устремлений, духовных открытий, каковым является процесс становления ценностных ориентаций, открылся нашим воспитанникам! И это, еще раз отметим, – важнейшая задача воспитателя! Чтобы успешно ее решать, классный руководитель должен знать особенности «работы» с ценностно-смысловой сферой воспитанников. Само название этой сферы говорит о том, что ценность становится действенной и определяет поведение ребенка лишь в том случае, когда обретает для него смысл – личностную значимость, а следование ей становится внутренней потребностью. Говоря другими словами, работа над ценностными ориентациями – это решение важнейшей педагогической задачи – как общественно значимые ценности сделать личностно значимыми для детей, их значение превратить в личностный смысл.
Известный психолог А.Н. Леонтьев предлагал различать
«знаемые» и реально действующие мотивы. Как же сделать, чтобы ценность стала реальным регулятором поведения? Для этого она должна быть пережита, встреча с ней должна стать событием для воспитанника, ее смысл ребенок по возможности должен открыть сам. Живой, не «словесный» образ ценности, ее подлинное содержание открывается ребенку в поступке героя любимой книги, в образцах поведения окружающих его людей, в неожиданном суждении и ярком слове учителя. Иначе говоря,
для «проникновения» ценности в сознание ребенка нужна эмоциональная ситуация-событие, а не просто «плановое мероприятие».
Вместе с тем понятно, что «ситуация» как некий эмоциональный всплеск «зажигает» своеобразный духовный «огонек» в сознании ребенка, но этот свет может угаснуть, если воспитанник не будет постоянно находиться в нравственно ориентированной «повседневности», в среде, наполненной творческими коллективными делами, выполняемыми вместе со сверстниками, открытиями «друг друга», не будет жить жизнью, в которой, по словам поэта,
«тесно от больших событий» (Л. Ошанин). Такой ценностно ориентированной, личностно развивающей и должна быть жизнь коллектива школьного класса, в котором формируются ценностные ориентации!
Опыт показывает, что ценности усваиваются успешнее, быстрее становятся жизненными поведенческими смыслами, если они часто выступают содержанием бесед, диалогов, диспутов, «проговариваются» в классе. Ценность лучше осмысливается, если она предстает на фоне своих
«антиподов», антиценностей – мещанских, обывательских, корыстных, безответственных, националистических, негуманных и даже бесчеловечных суждений и деяний, которыми, к сожалению, наполнен современный мир. Разоблачение всех этих проявлений – также важнейшая миссия классного руководителя!
Если дошкольнику мир ценностей в основном раскрывается через игру и ролевое общение, то с приходом его в школу существенно меняется ситуация развития. Участие в обязательной учебной деятельности обусловливает главные новообразования младшего школьного возраста – становление осознанности и произвольности (Л.С. Выготский). Воля как механизм достижения цели эффективно функционирует, когда ребенок видит смысл, значимость и ценность той цели, для осуществления которой он прилагает усилия. Если добавить к этому то, что в данном возрасте велик авторитет учителя, то можно вполне полагать, что младший школьный возраст является сенситивным периодом для принятия ребенком ценности учебы, самоуправляемого поведения, сотрудничества со взрослым и других социально значимых ценностей.
Подростковый возраст с присущей ему ориентацией ребенка на самореализацию в сообществе сверстников, на интимно-личностные формы общения характеризуется резким возрастанием интереса подростков к ценностным регулятивам сознания и поведения человека, к подлинному
содержанию тех или иных ценностей. Подросток избирателен и эмоционален, он нуждается в ценностно-смысловом диалоге со сверстниками и взрослыми, хотя и не всегда проявляет это, стремится идентифицировать себя с принимаемой им группой, коллективом. Это как раз тот возраст, в котором как никогда востребованы разговоры о важном. Подросток нуждается в поддержке, стремится к пониманию и счастлив, когда его понимают. Осмысление и интерпретация ценностей становится при этом важнейшим содержанием бесед и классных часов (часов классного руководителя).
Потребность в самоутверждении, признании со стороны окружающих – лейтмотив развития личности в юношеском возрасте. Ценностные ориентации на этом возрастном этапе выстраиваются в систему и обретают форму направленности личности. Признаком нормальной социализации юноши становится его автономность: ему не нужно напоминать о ценностях, он сам не желает отступать от своих принципов. Эти новообразования требуют уважительного отношения со стороны классного руководителя без попыток манипуляции молодыми людьми.
при изучении состояния ценностных ориентаций школьников важно учесть, что сформированность ценностно-смысловой сферы у детей может находиться на различных уровнях. Самый низкий уровень имеет место
демонстрирующих образцы нравственного сознания и поведения.
Основополагающий компонент системы работы классного руководителя в контексте формирования ценностных ориентаций у обучаемых – это определение специфического содержания данного процесса. Мир ценностей разнообразен, и они могут формироваться на материале различных видов культурного, при усвоении разнообразных идей. Так, при формировании патриотических ценностей на первое место выходит развитие у школьников осознания и принятия российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, сопричастности к культуре Российской Федерации, своего края, народов России. Доминирующим при этом является воспитание ценностного отношения к достижениям своей Родины – России, к ее науке, искусству, спорту, научным технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа. Нельзя оставить без внимания любовь к природе, к истории Отечества, уважение к его государственным органам, к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Но в какой бы форме ни протекала воспитательная акция, она должна неизменно отвечать таким психолого-педагогическим требованиям, как:
- постановка школьников в позиции субъектов – организаторов данной акции;
- ролевое распределение функций, обеспечивающее личностный рост и возможность самореализации каждого участника;
- обогащение знаний и наглядно-образных представлений школьников о Родине, ее истории и национальных ценностях;
- социальная направленность мероприятия, его вклад в развитие школы, российской территории, помощь ее жителям, развитие региональных традиций;
- возможность проявить свою гражданско-нравственную позицию, оценить свой собственный социально-личностный рост.
3. Проверила свой конспект по представленным критериям. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл. Полученные результаты соотнесла с таблицей интерпретации результатов.
4. Сделала вывод, насколько обогатились мои
представления
о ценностных ориентациях и путях их формирования.
5. Сделала вывод, насколько обогатились мои
представления
о читательской грамотности и путях ее формирования.
Критерии оценивания:
В конспекте зафиксированы:
Критерий оценивания |
Баллы |
1. Найти и извлечь информацию из текста
|
|
В конспекте описаны основные подходы к определению понятия «ценность» |
1 |
В конспекте выделены философские, социологические и психологические представления о проблеме ценностей и ценностных ориентаций |
1 |
В конспекте объясняется, чем вызвано многообразие представлений о проблеме ценностей и ценностных ориентаций и почему взгляды на ценности личности в различных школах и направлениях так отличаются друг от друга |
1 |
В конспекте сформулированы основные подходы к классификации ценностей и ценностных ориентаций личности |
0 |
В конспекте показаны место и роль ценностных ориентаций в структуре личности и реализации ее деятельности |
1 |
В конспекте приведены примеры влияния тех или иных ценностных ориентаций на поведение человека |
1 |
В конспекте охарактеризованы основные условия и закономерности формирования ценностных представлений личности |
0 |
В конспекте проанализирована роль социальных факторов в формировании и развитии ценностно-смысловой сферы личности |
1 |
В конспекте описаны основные этапы формирования ценностно-смысловой сферы в процессе индивидуального развития |
1 |
В конспекте раскрыты закономерности формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности в процессе обучения |
0 |
2. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста |
|
Конспект позволяет выявить, только ли общепринятые представления о ценностно-смысловой сфере личности приводит монография А.В. Серого, М.С. Яницкого, или в ней приводится точка зрения исключительно ее авторов |
1 |
3. Осмыслить и оценить сообщения текста |
|
Конспект позволяет оценить роль монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого для систематизации представлений о ценностно-смысловой сфере личности |
1 |
Интерпретация результатов:
0–4 балла |
Конспект требует серьезной доработки (низкий уровень читательской грамотности) |
5–8 баллов |
Конспект требует доработки по отдельным позициям (средний уровень читательской грамотности) |
9–12 баллов |
Конспект выполнен на должном аналитическом уровне (достаточный уровень читательской грамотности) |
2. Знакомство с порталом «Единое содержание образования» (https://razgovor.edsoo.ru/)
1. Изучила контент (информацию), представленный(ую) на портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Разговоры о важном», к занятиям https://razgovor.edsoo.ru/ (далее – федеральный информационный ресурс), где представлены разработки конкретных занятий (далее – федеральные занятия).
2. Выбрала несколько (не менее пяти) федеральных занятий для той возрастной группы учащихся, где я являюсь классным руководителем, глубоко проанализировала их.
1)Что мы Родиной зовём: пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, ребята ответили на вопрос: «Что я хочу и могу сделать для своей Родины?»
2) Если бы я был учителем- пробуждение интереса, воспитание уважения обучающихся к профессии учителя, формирование представления о роли учителя в становлении личности каждого человека. Какими качествами, на ваш взгляд, обладают победители конкурса «Учитель года»? А знаете ли вы, кто победил в конкурсе в этом году в нашем регионе?
3) «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?» с Целью занятия: формировать уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать развитию преемственности поколений в семье и сыграть в игру «Филворд», в которой нужно найти самые важные, выражающие наше теплое и бережное отношение к бабушкам и дедушкам слова сегодняшней встречи.
4) «Невозможное сегодня станет возможным завтра» (К.Э. Циолковский) Цель занятия: развитие ценностного отношения школьников к достижениям человечества, к людям, внесшим неоценимый вклад в развитие науки и техники, через знакомство с фрагментами биографий исторических личностей. Воспитание гражданской идентичности и гордости за свою страну через осознание вклада российских деятелей в развитие мировой науки и техники.
· из рассказанных сегодня историй в моем сердце больше всего отозвалась...
· я думаю, что мечта - это в первую очередь...
· когда произносят слова «навстречу мечте», то я представляю себе...
· если бы мы захотели продолжить сегодняшний разговор, то я посвятил бы его…
5) «ОТЧЕСТВО – ОТ СЛОВА "ОТЕЦ"» Цель занятия: развитие у школьников ценностного отношения к роли отца в семье на основе анализа и осмысления фактов государственно общественного регулирования вопросов семейного уклада и положительных примеров образов отца в отечественной истории. – Я думаю, что быть отцом – это, в первую очередь, ...
– Когда произносят слова «отец-глава семьи», то я представляю себе...
– Из рассказанных сегодня историй мне больше всего понравилось..., потому что...
– Если бы мы захотели продолжить сегодняшний разговор, то я посвятил бы его…
3. Составьте целостное представление о проанализированных занятиях так, как если бы Вас попросили сделать о них сообщение на педагогическом совете или методическом объединении с точки зрения формирования ценностных ориентаций. Какие аргументы и примеры Вы включите в выступление? (можно по желанию составить короткий план к такому возможному выступлению)
4. Проверьте свою работу по представленным критериям. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл. Полученные результаты соотнесите с таблицей интерпретации результатов.
Критерии оценивания:
Разработанный Вами короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении:
Критерий оценивания |
Баллы |
Короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении содержит информацию о развиваемых ценностных ориентациях |
1 |
Короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении имеет понятную структуру |
1 |
Короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении дает представление о выборе форм и методов проводимого внеурочного занятия |
0 |
Короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении учитывает основные условия и закономерности формирования ценностных представлений личности |
0 |
Короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении содержит примеры из материалов «Разговоров о важном» |
1 |
Интерпретация результатов:
0–2 балла |
Разработанный Вами короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении позволяет сделать вывод о базовой готовности к использованию в практической деятельности классного руководителя материалов «Разговоров о важном» с целью формирования ценностных ориентаций |
3-4 баллов |
Разработанный Вами короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении позволяет сделать вывод о средней готовности к использованию в практической деятельности классного руководителя материалов «Разговоров о важном» с целью формирования ценностных ориентаций |
5 баллов |
Разработанный Вами короткий план к возможному выступлению на педагогическом совете или методическом объединении позволяет сделать вывод о высокой готовности к использованию в практической деятельности классного руководителя материалов «Разговоров о важном» с целью формирования ценностных ориентаций |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.